Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №13/1999

О.Пахомова

Вернемся к Ваньке Жукову

Творческие задания по литературе

Часть 1

Вдогонку материалу, опубликованному в № 1/99 нашего приложения, – а это были детские сочинения, посвященные Ваньке Жукову (с. 2), и методические изыскания психолога В.Букатова по дальнейшей работе с текстом Чехова и рассказами детей (с. 3), – мы предлагаем комментарии к детским работам психолога О.Пахомовой.

Стоит все-таки внимательнее отнестись к первым шагам пятиклассников в таком тонком и индивидуальном деле, как сочинительство. Много лет еще дети будут учиться работать с текстами, анализировать их, изучать композицию, систему образов и т.п. Но кому из них удается не потерять свободу эмоционального восприятия и проявления? Нравственную интуицию и живой интерес к происходящим в художественном произведении событиям? А как бы хотелось, чтобы и через пять лет они, образованные и грамотные, умели писать «от сердца и ума», а не изъяснялись заученными «правильными» штампами.

Восприятие художественного текста – это сложный по своему психологическому содержанию процесс. После работ М.М.  Бахтина все мы знаем, что отношения читателя и автора можно рассматривать как диалог, что понимание текста включает в себя элементы со-творчества.

Но поскольку диалог этот не слышен окружающим, а со-творчество не облечено в видимую форму, мы часто забываем о читательской активности, отказываем ученикам в праве на собственное видение произведения, заставляем их принимать и повторять чужие расхожие мнения.

Безусловно, общение двух сознаний, возникающее при чтении текста, есть глубоко личный, интимный процесс, скрытый от глаз постороннего наблюдателя. Но убедиться, что такое взаимодействие существует, и даже увидеть его конкретные проявления вполне возможно. Для этого преподавателю нужно самому проявить творческий подход и предложить детям такие задания, которые помогут им осознать свое индивидуальное читательское восприятие, после чего им легче будет сформулировать свои мысли и высказать свое отношение к прочитанному.

Подобные нестандартные задания найдутся в арсенале многих неравнодушных к своему делу педагогов. Такую работу проводит на своих уроках Е.С.  Абелюк, один из авторов концепции и программы литературного образования МИРОСа.

Итак, 5-й класс московской гимназии (№ 1514) проходит чеховского «Ваньку». После знакомства с текстом, его внимательного чтения и обсуждения в классе Евгения Семеновна предлагает ребятам несколько тем для сочинения, в том числе и такую тему, как «Диалог двух почтальонов, у которых оказалось письмо Ваньки». (Что из этого получилось, вы могли прочитать в новогоднем номере нашей газеты на с. 2  (№ 1/99) – Прим. ред.).

Конечно, приведенные работы, как и большинство сочинений детей этого возраста, не выражают прямо читательскую позицию (она еще недостаточно осознается ребенком), но предоставляют нам материал, позволяющий эту позицию понять.

Помните сочинение-диалог пятиклассника Коли К.?

Такого диалога у Чехова нет, придумывая его, ученик выходит за рамки ситуации, описанной в рассказе. В этом новом, созданном воображением ребенка литературном произведении отражаются общие представления мальчика о мире – «картина мира» (в нее входят такие, например, важные представления, как представление о справедливости: должна ли она торжествовать? Есть ли в мире место чуду, всегда ли сбываются наши надежды и мечты? – и так далее. Но об этом мы скорее догадываемся, анализируя высказывания автора, а вот что проявляется непосредственно и ярко – это эмоциональное впечатление Коли от рассказа Чехова.

В Колином мире, открывающемся нам за строчками его сочинения, существуют взаимопомощь и доброта, ошибки там исправляются, а из безвыходного положения находится выход. Сочинение в целом, в особенности же его концовка, несет оптимистический заряд: письмо дошло до адресата, трудности остались позади — и дальше, конечно же, все будет хорошо.

Но возможен и иной взгляд на ситуацию. Вспомним, как развиваются события в сочинении Наташи Н. (см. № 1/99).

Пожалуй, в этом сочинении обращает на себя внимание высокий, необычный для пятиклассницы уровень «художественности». Наташа тонко чувствует стилистические особенности чеховского языка, точно и выразительно воспроизводит их в своей работе. Это не просто рассказ о ситуации – это ее внутреннее «проживание».

Что же касается взаимодействия читательской и авторской позиций, в данной работе оно имеет ярко выраженный драматический характер. Первая часть Наташиного сочинения по содержанию близка к сочинению Коли – доброжелательные, гуманные почтальоны, сумевшие провести маленькое пинкертоновское расследование и отыскать попавшего в беду мальчика, безусловно, «пришли» в повествование из области представлений о мире современной школьницы – в рассказе Чехова таких персонажей нет. А вот образ Ванькиной хозяйки возник под впечатлением чеховской прозы. Взаимодействие персонажей передает контраст мироощущений.

Но, что особенно важно, сам сюжет Наташиного сочинения воспроизводит сюжетный поворот чеховского рассказа, его основной смысл. Чехов приглашает нас сопереживать Ваньке, вместе с ним надеяться на лучшее и лишь в конце рассказа дает понять, что надежды эти лишены оснований – адреса-то на письме нет. В Наташином сочинении надежда вопреки всем правилам и прогнозам возрождается, но лишь для того, чтобы угаснуть уже окончательно. «Шкап с бумагой и чернилами», запертый на замок, выступает как символ полной безысходности.

Может показаться, что нарисованная Наташей картина слишком уж пессимистична, ведь сам автор «Ваньки» все-таки не лишает своего героя последней надежды. Но так ли это? Учитель предлагает ученикам задуматься и об этом: тема следующего сочинения – «Письмо деда Ваньке». Напомним, какие письма написали дети.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru