Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №16/1999

Экзамен по русскому языку

в 1998/99 учебном году

Письменный экзамен по русскому языку за курс основной школы – непростое испытание для школьников. Целенаправленная подготовка к нему начинается с пятого класса.

В текущем учебном году особенностью проведения письменного экзамена станет то, что он будет проводиться по открытым текстам. Тексты для изложений опубликованы в «Сборнике текстов для проведения письменного экзамена (изложения) по русскому языку в 9-х классах общеобразовательных учреждений» (авторы-составители – Л.М.  Рыбченкова. В.Л.   Склярова. Издательский дом «Дрофа», 1998, 1999  гг.). В школы будут разосланы экзаменационные материалы, в которых будут указаны два номера из этого сборника. Предварительно ознакомившись с текстами (согласно Положению об итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений), учитель самостоятельно решит, какой из предложенных текстов в большей степени подходит для его класса.

На письменном экзамене школьники имеют право пользоваться словарями различных типов. Если навык пользования словарем у школьников сформирован, им будет легче на экзамене.

Все имена собственные, которые встречаются в тексте изложения, можно выписать на доске. По толковому словарю учащиеся выяснят значения непонятных слов.

Методика подготовки, проведения и проверки изложения с творческим заданием описана в методической литературе и в методическом письме «Изложение – аттестационная форма контроля» (авторы – А.Д.  Дейкина, Т.М.  Пахнова, Л.М.  Рыбченкова), которое опубликовано в сборнике нормативных документов «Общее среднее образование России. 1996–1997  гг.» (М.: Про-Пресс, 1996) и в журнале «Русский язык в школе».

Аттестационная работа в 9-м классе, кроме пересказа исходного текста, содержит элементы сочинения. Каждый текст сопровождается двумя вариантами заданий, которые отличаются степенью сложности. На экзамене ученику предлагается выбрать то или иное задание. В связи с тем, что ученик не всегда может объективно оценить свои возможности, будет целесообразно со стороны учителя помочь ему в этом выборе.

В зависимости от задания текст, созданный учащимся, или органично вписывается в структуру текста изложения, или продолжает его, или представляет собой отдельную, самостоятельную часть работы. В практике проведения аттестационных работ наиболее распространен последний вариант – написание своего оригинального текста по окончании пересказа.

Руководствуясь заданием, ученик может (при подробном изложении текста) коротко ответить на вопрос; дать небольшое описание интересного для него и важного для понимания проблемы объекта; небольшое или развернутое рассуждение о проблеме, затронутой автором исходного текста; написать небольшое повествование, доказывающее его точку зрения.

Если текст, созданный учащимся, не является органическим продолжением пересказа, а представляет собой сочинение-рассуждение, отзыв или другое речевое произведение, то его необходимо отделить пропущенной строкой от текста изложения.

В творческой работе, сопровождающей изложение, ученику необходимо проявить свое понимание текста (сформулировать основную мысль, создать связный, цельный, завершенный текст).

Письменный экзамен в 9-х классах школ с углубленным изучением русского языка проводится в форме сочинения. На выбор ученику будут предложены четыре темы: две свободные, две по курсу литературы. Приведем в качестве примера несколько тем прошлого учебного года (1997/98).

1. Смысл названия пьесы А.Грибоедова «Горе от ума».
2. Татьяна в начале и в конце романа А.Пушкина «Евгений Онегин».
3. «Богатство русского языка неизмеримо. Оно просто ошеломляет». (К.Паустовский)
4. «Москва! Москва!.. люблю тебя как сын, как русский, – сильно, пламенно и нежно!» (М.Лермонтов)

 

1. Мцыри как романтический герой (по поэме М.Лермонтова «Мцыри»).
2. Сестры Ларины (по роману А.Пушкина «Евгений Онегин»).
3. Монолог о Слове.
4. «Люблю, как лучший звук, Москву! (К.Бальмонт)

 

1. Смысл названия поэмы Н.Гоголя «Мертвые души».
2. Онегин и Печорин.
3. «Язык, великолепный наш язык». (К.Бальмонт)
4. «Процветай же славой вечной, город храмов и палат». (Ф.Глинка)

 

1. Чичиков – «рыцарь копейки» (по поэме Н.Гоголя «Мертвые души).
2. Чацкий и Молчалин.
3. «Поэтический язык наш...» (Н.Гоголь)
4. «В судьбе природы – наша судьба». (В.Распутин)

 

Устный экзамен по русскому языку в 9-м и 11-м классах по-прежнему остается экзаменом по выбору учащегося. В 11-м классе ученик имеет право выбрать этот экзамен только в том случае, если русский язык входил как учебный предмет в учебный план школы. В этом учебном году подготовлен доработанный авторами вариант примерных билетов по русскому языку для выпускников 9-х и для выпускников 11-х классов, а также для учащихся, изучающих русский язык углубленно. Материал предлагаемых билетов может быть взят учителем за основу. Учитель имеет право внести в примерные билеты свои коррективы, учитывая особенности программы, по которой изучался курс русского языка.

Хотелось бы обратить внимание на то, что такие формы устного экзамена, как комплексный анализ текста, защита реферата, требуют особой подготовки учащихся. Если учащиеся не занимались комплексным анализом текста на уроках русского языка, то нецелесообразно предлагать такую форму устного экзамена. К защите реферата учащихся также необходимо готовить: предложить заранее примерные темы, научить планированию работы над рефератом и т.д.

В последнее время получили распространение тесты, разработанные Центром тестирования при МПГУ. Эти тесты не могут заменить обязательный государственный письменный экзамен по русскому языку, так как не проверяют речевую подготовку учащихся. В то же время тестирование может быть использовано в качестве экзамена по выбору для учащихся 9-го класса.

Л.М.  Рыбченкова

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru