Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №34/1999

Мария Ганькина,
учитель московского
образовательного центра «Азъ»

Дырявый текст

Можно ли на уроках русского языка не проходить «орфограммы», не «учить правила», а как бы невзначай открывать справедливость этих правил? Удивляться и радоваться открытиям – и своим, и одноклассников?

Согласитесь, это редкость на уроке – разговор (не дискуссия, запланированная учителем!), нормальный живой разговор учеников друг с другом. Не по поводу новых джинсов клеш и не на предмет покурить на переменке. А... по делу. По материалу урока.

Как устроить ребятам эти встречи – встречи друг с другом (в этом, может быть, самая наша главная педагогическая задача и есть?), встречи с предметом? И при этом чтобы еще и скучно не было.

Думается, что сделать это можно. Например, так.

То, что в обычных упражнениях по русскому языку называется «вставить пропущенные буквы», у нас называлось «заштопать дырки».

Дырки (пропущенные буквы) есть в упражнениях учебника, во всех дидактических материалах по русскому языку. Есть и в наших, собственного производства, «клеенчатых тетрадях», есть и в «парусах» из «Одиночного плавания» (не забыли? См. «Русский язык» № 3/99).

Но все эти дырки – чужие, не собственного приготовления, они сделаны в словах умными дядями и тетями.

А как научиться свои дырки выделывать? Идею дырявого текста собственного приготовления нам подарила известная московская учительница Лидия Константиновна Филякина.

Рецепт приготовления

В каком месте текста могут быть дырки? Конечно, в «ошибкоопасном». Где тонко, там и рвется, не правда ли?

У гласных – свое «тонко», у согласных – свое. Еще «тонкие» места – это всякие знаки (ь и ъ), дефисы, альтернатива «вместе или раздельно?» и т.п. В корне, в суффиксе, в приставке, в окончании. Каждая дырка – непременно какая-нибудь орфограмма...

Я рассказываю, а у ребят уже слюнки текут: хочется поскорее начать делать в тексте дырки.

Значит, так. Ученик берет книжку (лучше ту, которую он в данный момент читает), выбирает из нее на свой вкус кусочек текста (полстранички) и сооружает из него дырявый текст. Уговор таков. Во-первых, наш девиз – хотя бы одну дырку в слове (очевидные случаи не в счет)!

Во-вторых, текст должен быть написан разборчиво. Аккуратность – это уважение к читателю твоей тетрадки.

И в-третьих, дырки должны быть достаточно вместительны – ведь их же штопать кому-то предстоит!

Возможны два варианта проделывания дырок в тексте:

В-четвертых, пропуск знаков препинания приветствуется в любом количестве.

И, наконец, в-пятых: книжка, из которой подобрали текст, прилагается. Для чего – будет ясно из дальнейшего повествования.

 

Поголовная занятость

Итак, текст продырявлен и лишен знаков препинания. (Чаще всего эта работа – кусок домашнего задания.) Ученики обмениваются текстами с соседом по парте (или соседом сзади, соседом впереди – выбирайте!)

Быстро, за три–пять минут, штопаются соседские дырки пока что «на живую нитку» – начерно, карандашом.

 Хоп! Обратный обмен.

Тетрадь вернулась к хозяину. Вот теперь он берет ручку и, сверяясь с книжкой, уже по-настоящему крепко штопает свой текст. Если карандаш не врет, он обводит букву сразу ручкой. Если сосед ошибся, то, ткнув его в ошибку, стирает ее ластиком с лица земли и вписывает (не вырубишь топором!) своей ручкой единственно правильный вариант. Проверяет знаки препинания. Готово! Прошло еще минуты три–пять.

Текст – как новенький, «с иголочки». Сосед между тем проделывает аналогичную работу. А поскольку все являются чьими-нибудь соседями, то все и работают. Поголовная занятость.

 

В световом пятне внимания

Сколько разных встреч состоялось у ученика с текстом – с разных точек зрения, под разным углом зрения? Когда нашел подходящий (чтоб слова потруднее!) кусочек текста в книжке и проделывал в нем дыркираз. Когда сосед дергал за рукав: «А что это у тебя за слово?» – два. Когда штопал начисто ручкой свой текст – три (не говоря уж о том, что и соседский карандашом подштопывал!) И, сверяясь, посматривал при этом в книжку – четыре. И при каждом обращении к тексту в световое пятно ученического внимания попадали разные (!) слова.

И все – за какие-то десять минут! Нужно много текста через себя вот так пропустить. Тогда как бы включается механизм «ночного видения», рождается интуиция. У человека с так называемой «врожденной грамотностью» этот механизм видения слова включается, может быть, до того, как он выучивается читать.

Чем больше человек читает, тем менее одиноким становится для него слово. Оно больше не болтается щепкой в безбрежном океане речи, а постепенно обзаводится родственниками и приятелями, вкусами и привычками. В голове маленького человека подсознательно складывается сложнейшая классификационная работа. Слово (словосочетание, предложение), отнесенное к какому-либо классу явлений, подчиняется его законам, обзаводится определенным образом жизни, манерой поведения. И становится уже невозможным написать его иначе, чем увидел в тексте.…

Наивно? Однако вернемся к нашим дыркам.

 

Деловые встречи

Сколько же было деловых встреч с соседом? Именно деловых. А не на предмет партизанской подпольной деятельности.

Сколько раз сосед открылся соседу с неожиданной стороны и подивился тому, на что прежде не обращал внимания?

Сколько раз ученик узнавал в дырявом тексте соседа свой собственный текст! В его удачах и неудачах видел свои промахи и успехи.

А ведь сосед (партнер) у ученика – всякий раз новый. Наши дети работают в ситуативных четверках (малых группах), так что у каждого соседей много: сосед слева, сосед справа и сосед по диагонали.

Что касается отметок, то – пожалуйста! Каждый из учеников «отмечает» у соседа в тетради «удобство дырок» (комфортно ли было буквы в его дырки вставлять) и «качество дырок» (не по мелкому ли поводу они проделаны; ведь чем сложнее орфограмма, тем серьезнее повод, не так ли?)

Отметка. Личная подпись. А учитель выставляет эти отметки в журнал. Чем не оценка работы?

 

Шифровка из центра

Работ с дырявым текстом можно напридумывать много. Самая простая из них упомянута в первой главке «Аптечки скорой помощи» в связи с проработкой ошибок и неточностей.

Командам раздается один и тот же отрывок текста. Каждая команда на свой лад делает его дырявым и передает в другую команду, допустим, по часовой стрелке.

Следующий шаг. Над каждой дыркой (в том числе вариантом «слитного, раздельного или через дефис» написания) или над пропущенным в тексте знаком препинания надо поставить соответствующий номер орфо- и пунктограммы из «Проработки ошибок», то есть соотнести проблемный случай с определенным грамматическим правилом. Выписать цифры в ряд – и получится шифровка.

Интересно сверить ее с шифровками других команд. Как вы думаете, получатся ли они одинаковыми? Конечно, нет. И чем больше различных вариантов, тем интереснее детям.

И, уж конечно, вариативность – бальзам на сердце учителю. Ведь есть что обсудить! При этом тема обсуждения не спускается учителем сверху, а рождается тут же, в недрах класса. И учитель знает, что на этот раз он сможет высказать свое мнение и будет услышан.

А теперь, когда все недоумения разрешены, хоп! – оставили свои тетрадки на местах и перешли в соседнюю команду – в самый раз заняться штопкой. По поводу каждой дырки (чем ее заштопать) нужно все же еще раз окончательно договориться. Над тетрадками одной команды сейчас тоже склонились головы из дружественной команды. Тоже о чем-то шушукаются.

Хоп! – команды вернулись на свои места. Теперь, сверяясь с первоисточником, можно заштопать свой текст уже ручкой, подбирая вдоль дороги соседские ошибочки. Остается договориться, какие отметки ваша компания ставит штопальщикам: одну – за грамотность (по количеству отловленных ошибок), вторую – за дружбу (одинаково ли заштопаны дырки?). Отметки, таким образом, получают все – командные. А рискнувший на эксперимент учитель ставит их в дневники и журналы.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru