Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №15/2000

С. ЕВГРАФОВА

НЕ ПРОСТО ДИКТАНТЫ

Мы всегда с радостью представляем новые книги, которые, по нашему мнению, будут полезны нашим читателям. Сегодня речь пойдет о сборнике, составленном Татьяной Николаевной Леонтьевой. Этот сборник – «Диктанты по Л.Н. Толстому» – издан Московским институтом развития образовательных систем (МИРОС) в 1999 году.

Многие из нас, учителей, стараются подобрать для занятий по русскому языку диктанты, тематически связанные с изучаемым произведением. Иногда это делается впопыхах, мы берем фрагменты более или менее случайные, на ходу выбрасываем из текста «лишние» куски – и результат получается не слишком хорошим. В сборнике вся подготовительная работа уже сделана автором-составителем. Оглавление выглядит так:

Том I.

1. Гости Анны Павловны.
2. Окончание вечера.
3. Счастливая мысль.
4. Искушение...

Том II.

1. Приезд Николая Ростова.
2. В семейном кругу.
3. Николушка.
4. Толки об Аустерлицком сражении...

В сборнике представлен материал первых двух томов «Войны и мира». Тексты разумно сокращены: содержание каждого отрывка (объем – 150–300 слов) является связным и относительно законченным, не вписывающиеся в смысл отрывка детали и авторские рассуждения исключены. При каждом тексте указываются страницы (по 22-томному собранию сочинений Л.Н. Толстого, изданному в 1979–1980 гг.), так что при желании учитель может восстановить полный текст.

Все это, несомненно, удобно, но достоинства сборника этим не исчерпываются: после каждого текста перечислены те синтаксические конструкции и орфографические правила, примеры на которые в нем встречаются в достаточно большом количестве; кроме того, приводятся объяснения мало знакомых современному читателю слов, орфографический словарик и список слов, в которых камнем преткновения может стать ударение. Завершается каждая главка заданиями по тексту, помогающими разобраться с нетривиальными или устаревшими формами слов, необычными синтаксическими конструкциями и особенностями авторского стиля. В конце книги приводится сводный орфографический словарь.

Такая разумная структура книги сразу привлекает внимание, но и она не главное в предлагаемом вашему вниманию сборнике. Самое интересное начинается, когда вы принимаетесь за работу и даете волю своей творческой фантазии. Оказывается, что возможности применения этого пособия намного шире, чем можно было ожидать, судя по заглавию.

Для того чтобы вы оценили это, покажу, как я использовала материалы из сборника при работе с девятиклассниками (сразу признаюсь, обращение к пока «внепрограммному» для них Толстому стало для нас отдыхом от бесконечных обращений к Грибоедову и Пушкину). Тексты, представленные как диктанты, прекрасно подошли и для комплексного анализа, и для изложений. Текст, который я приведу ниже, мы с ребятами анализировали, обучаясь выделять в тексте значимые элементы содержания, особенно важные при написании изложения.

Итак, знакомьтесь: «Диктанты по Л.Н. Толстому».

 

Том I
В имении старого князя (с. 111)

В Лысых Горах, имении князя Николая Андреевича Болконского, ожидали с каждым днем приезда молодого князя Андрея с княгиней; но ожидание не нарушило стройного порядка, по которому шла жизнь в доме старого князя. Генерал-аншеф князь Николай Андреевич, по прозванию в обществе прусский король, с того времени, как при Павле был сослан в деревню, жил безвыездно в своих Лысых Горах с дочерью, княжною Марьей, и при ней компаньонкой, мамзель Бурьен. И в новое царствование, хотя ему и был разрешен въезд в столицы, он также продолжал безвыездно жить в деревне, говоря, что ежели кому его нужно, то тот и от Москвы полтораста верст доедет до Лысых Гор, а что ему никого и ничего не нужно. Он говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие(,) и что есть только две добродетели: деятельность и ум. Он сам занимался воспитанием своей дочери и, чтобы развить в ней обе главные добродетели, давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях. Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении.

(195 слов)

Приложение. Однородные члены предложения. Сложноподчиненное предложение.

Словарики

Орфография

генерал-аншеф
прусский
безвыездно
компаньонка
полтораста
праздность
суеверие
распределять
беспрерывный
постоянно
мемуары
табакерка
прекращаться
очевидно
беспрестанно
стеклянный
рассыпанный

 

Ударение

генерал-аншеф
мамзель
занят
точением

 

Лексика

генерал-аншеф – один из высших чинов в русской армии в XVIII в.;
компаньонка – женщина, живущая при хозяйке для ее развлечения, приживалка;
мамзель (разг.) – мадемуазель.

 

Работа с текстом

1. В 4-м предложении после конструкции «обобщающее слово с однородными членами предложения» запятая заключена в скобки. Вспомните, какой знак здесь обычно ставится в том случае, если предложение еще не закончено.

2. Составьте схему этого сложного предложения. Определите в нем состав подлежащих. Нарисуйте отдельно схему конструкции «обобщающее слово с однородными членами, не заканчивающими предложение».

1) [ _____ _____ ], что ( _____ _____ ) и что ( _____ _____ ).

2) O: O и O –

3. Сравните, одинакова ли роль слова сам в двух соседних предложениях – предпоследнем и последнем. Подумайте, каким членом предложения и какой частью речи оно является в каждом предложении. (Обстоятельством, определительным местоимением, частицей?)

Как вы видите, в сборнике диктантов, помимо разумно подобранных компактных отрывков текста, есть и словарики. Благодаря орфографическому словарику учитель может одним взглядом охватить весь комплекс представленных в диктанте наиболее сложных орфограмм и включить в план урока повторение тех или иных правил правописания (например, при работе с данным текстом уместно вспомнить приставку пре- и приставки, оканчивающиеся на з/с). Словарик ударений и словарик редких слов помогают спланировать работу над устной речью. Указатель встретившихся в тексте синтаксических конструкций позволяет учителю привязать диктант к изучаемой или повторяемой грамматической теме. В разделе «Работа с текстом» предлагается ряд вопросов, опираясь на которые учитель может сделать занятие не только полезным, но и увлекательным.

Когда я начала работать с этим сборником диктантов, я быстро убедилась в том, что благодаря безупречному вкусу автора, сказавшемуся в выборе отрывков текста, в определении их границ, книга оказалась многофункциональной: практически все тексты прекрасно подходят и для комплексного анализа, и для работы над изложениями. Чтобы убедить в этом всех читателей, покажу, как я экспериментировала, работая над текстом в двух девятых классах.

 

План урока

Вариант 1.

1. Пишем диктант «В имении старого князя».

2. Разбираем трудные случаи орфографии и пунктуации, в том числе обсуждаем разницу в написании также и так же в контекстах хотя ему и был разрешен въезд в столицы, он также продолжал безвыездно жить в деревне и хотя ему и был разрешен въезд в столицы, он продолжал так же безвыездно жить в деревне; работаем над текстом по схеме, предложенной Т.Н.  Леонтьевой.

3. Попутно пишем транскрипцию слова компаньонка, делаем словообразовательный анализ слова безвыездно, обсуждаем модели управления слов наблюдать за кем/чем, наблюдение за кем/чем и наблюдение над кем/чем, говорим о необязательности постановки запятой в конструкции с того времени как, составляем схему предложения, начинающегося со слов «И в новое царствование...».

4. Проводим содержательный анализ текста.

а) О чем или о ком вы узнали из этого текста? (Практически весь класс сразу отвечает, что текст – о старом князе, о его характере, а не о жизни в имении.)

б) Как бы вы назвали текст? (Ребята приходят к выводу, что точнее было бы назвать отрывок «Старый князь», а я объясняю им, что название, предложенное составителем сборника, лучше передает роль отрывка в структуре романа в целом.)

в) Нужно ли было включать в отрывок первую фразу, в которой упоминаются князь Андрей и молодая княгиня, не упоминающиеся больше в тексте? (Да, так как сообщение о том, что ожидание не нарушило стройного порядка, по которому шла жизнь в доме старого князя, характеризует именно Николая Андреевича.)

г) О чем нам говорит прозвище старого князя – прусский король? Представьте, что его звали бы попрыгунчиком или красавчиком. (Ребята догадываются, что прусским королем могли бы назвать человека властного, гордого, заносчивого.)

д) О чем нам говорят указание на то, что Николай Андреевич был сослан Павлом, и упоминание его чина – генерал-аншеф? (О том, что старый князь принадлежал к «екатерининским орлам», участвовал в сражениях, принесших победу русскому оружию и прославивших Суворова, Потемкина и др.)

е) О чем говорит читателю сообщение о разрешении въезда в столицы? (О снятии опалы.)

ж) Какие черты характера старого князя раскрывает его добровольное заточение в Лысых Горах? (О затаенной обиде на нового властителя и новых фаворитов, которые не видят, что князь мог бы принести еще пользу Отечеству, о гипертрофированном чувстве собственного достоинства: готов служить, если позовут, но не хочет навязываться.)

з) Имел ли князь право не служить? (Ребята должны вспомнить, что им рассказывали на уроках истории об Указе о вольности дворянства: дворяне имели право не служить, жить в своем поместье, но лучшие из них стремились приносить пользу, служа отечеству; не служили лишь презираемые бездельники, не обладающие развитым чувством долга.)

и) Можно ли считать, что старый князь – бездельник? (Нет, он называет праздность одним из двух источников всех пороков.)

к) А как он исполняет свой долг? (Он исполняет родительский долг, воспитывая дочь; он исполняет долг гражданина: пишет мемуары о важных сражениях и славных полководцах; он исполняет долг образованного человека, упражняя свой ум: делает выкладки из высшей математики; он не чужд физического труда: точит на станке табакерки и работает в саду; он наблюдает над постройками, исполняя свой долг помещика.)

Такой анализ текста показывает ребятам, как важно понимать в книге каждое слово. Кстати, девятиклассники с удовольствием вникали в тонкости толстовского текста, который они еще «не проходят», и я уверена, что потом они будут читать роман более внимательно.

 

Вариант 2.

1. Пишем изложение по тексту «В имении старого князя».

2. Разбираем допущенные ошибки. Выясняется, что не все знают разницу между значениями слов княгиня и княжна (кое-кто думал, что главное различие кроется в возрасте), – значит, полезно включить эти слова в словарик лексических трудностей. Плохо отражены в изложениях историко-политические нюансы (путаница со ссылкой и с разрешением въезда в столицы). Ребята плохо чувствуют значимость каждого дела, которым занимается старый князь в своем имении (обсуждаем вопросы д) – к): см. вариант 1).

3. Разбираем анекдотическое нагромождение ошибок, встретившееся в одной из работ: На Лысых Горах имени (так!) князя Андрея Николаевича (так!) Болконского ждали приезда молодого князя Андрея с княжной (так!).

Думаю, что любой учитель найдет в текстах Толстого источник неисчерпаемого вдохновения и легко сумеет разработать множество планов самых разнообразных и увлекательных уроков. Успехов вам!

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru