Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №16/2000

И.Р.  Калмыкова,
г. Ярославль

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К ЭКЗАМЕНАЦИОННОМУ РЕФЕРАТУ

 

Что позволяет проверить реферат

Реферат – достаточно сложный и важный вид учебно-экзаменационной работы. Он позволяет проверить, знают ли учащиеся специфику этого речевого жанра, особенности его содержания, построения, стилевого и языкового оформления, сформировались ли у них такие умения, как:

– определять и четко формулировать тему предстоящего реферата, определять ее границы;

– формулировать цели и задачи исследования;

– вдумчиво читать и анализировать тексты-первоисточники, определять их тему, проблематику, основную мысль;

– выделять в них главную и второстепенную информацию;

– оценивать информацию исходных текстов с точки зрения ее важности для составления реферата;

– сопоставлять разные подходы к проблеме и оценивать их с точки зрения значимости, перспективности;

– отбирать и систематизировать нужный материал;

– определять последовательность его изложения, составлять план текста;

– представлять информацию исходных текстов в сжатом виде, осуществляя смысловую и языковую компрессию текста;

– создавать на базе первичного новый вторичный текст в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к связному высказыванию;

– создавать новый текст в определенном стиле (научном), типе речи (в основном это рассуждение) и языковой форме;

– делать выводы из прочитанного, обобщать факты.

Все эти умения являются универсальными коммуникативно-речевыми умениями, лежащими в основе построения многих речевых высказываний, поэтому в школе уделяют большое внимание их формированию начиная с первых и кончая выпускными классами, причем не только на уроках русского языка и литературы, но и в процессе изучения почти всех учебных предметов.

Таким образом, работа над этими умениями осуществляется в течение многих лет. Что же на деле умеют ученики к моменту окончания школы?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели анализ школьных экзаменационных рефератов по русскому языку и литературе, написанных учениками 9-х и 11-х классов в 1999 году. Анализ позволил выявить следующие типовые недочеты, характерные для большинства работ.

1. Нарушение жанровой определенности реферата.

Здесь наиболее частой оказывается подмена реферата конспектом. Учащиеся почти дословно переписывают большие куски исходных текстов, не пытаясь осуществить их смысловую и языковую переработку с точки зрения логики своего будущего реферата. Они сохраняют при этом изложение от лица автора исходного текста, не делая попытки перестроить реферат от лица нового автора (то есть себя). Такое механическое копирование свидетельствует о том, что учащиеся недостаточно свободно владеют материалом, а также не имеют своего видения (концепции) будущего текста.

2. Информационная недостаточность, которая возникает в результате недостаточной продуманности в деталях всех аспектов темы и проблемы, эскизности первичного замысла, поверхностного знания фактического материала, а также в силу малого количества использованных первоисточников.

3. Информационная избыточность, а именно: наличие в рефератах таких содержательных «кусков», которые не соответствуют теме и проблематике текста или недостаточно актуальны для раскрытия замысла. Информационная избыточность обусловлена, на наш взгляд, расплывчатостью самой мысли, неумением выделять главное в исходных текстах, а также неспособностью компактно выражать смысл с помощью точных речевых формул.

4. Неумелая формулировка темы реферата, нечеткое определение ее границ.

Учащиеся выбирают или слишком широкие темы (например, «Творчество Н.А. Некрасова»), или слишком узкие (например, «Тематическая группа еды в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”»).

Наблюдения показывают, что темы школьных экзаменационных рефератов чаще всего «описательны», нацелены на репродуктивное, пассивное списывание, а не на активное решение поставленных проблем. На наш взгляд, тема экзаменационного реферата должна содержать в себе какую-либо проблему, противоречие, которое дети должны разрешить. Желательно, чтобы эти проблемы были связаны с современной жизнью нашего общества, образования, языка.

5. Слабость вступительной части. Здесь можно отметить недоработки трех видов:

а) неоправданно краткое, неинформативное, зачастую чисто формальное введение. В нем, как правило, отсутствуют обоснование выбора темы или круга проблем, которые предстоит решить автору, постановка цели и формулировка задач реферата;

б) избыточное по объему и содержанию введение, в которое включены элементы основной части, например, история вопроса;

в) «дефектное» введение, для которого характерно сочетание избыточности в одних местах и «ущербности» в других.

6. Слабость заключительной части проявляется в недочетах следующего вида:

а) отсутствие заключения;

б) формальное заключение, в котором отсутствуют обобщение и синтез предшествующей информации.

7. Неправильное структурирование текста.

Некоторые ученики пишут реферат «сплошным текстом», отчего он кажется размытым и трудным для восприятия.

Большинство детей делят текст на структурные части, но при этом допускают нарушения, связанные или с гипертрофией, или с редукцией компонентов текста. При гипертрофированном подходе реферат делится на неоправданно большие параграфы, абзацы, что отражает синкретизм мышления, недостаточную расчлененность мысли. При редуцированном подходе дети – видимо, для значительности – выделяют чуть не каждое предложение в абзац, а каждый абзац делают параграфом, смещая необходимые логические акценты и раздражая читателей дробностью изложения.

8. Недостаточное выявление связей между частями текста.

Особенно это характерно для предложений или частей текста, расположенных дистантно, на расстоянии друг от друга. Что касается смежных предложений или частей текста, то связь между ними существует, но языковые «скрепы» или слишком однообразны, или недостаточно точны, что также требует соответствующих исправлений.

9. Речевая избыточность, связанная с неумением осуществлять языковое сжатие текста, находить экономные лексические и синтаксические способы выражения мысли.

10. Чрезмерное использование иностилевых вкраплений. К подобным вкраплениям можно отнести такие разговорные и публицистические средства языка: эмоциональные и субъективно-оценочные слова, метафоры, образные сравнения, риторические вопросы и восклицания, инверсии, повторы и другие средства. В отдельности каждое из них может быть уместно, но их общее количество не должно быть слишком большим.

11.  Незнание языковых клише, характерных для научного стиля, и неумелое пользование ими.

12. Небрежность в оформлении: низкая культура цитирования, составления плана, списка использованной литературы и др.

 

Основные направления подготовки к работе над рефератом

Указанные недочеты позволили нам вычленить основные направления подготовки учащихся к работе над рефератом. На наш взгляд, к ним относятся следующие:

1.  Ознакомление учащихся с отличительными признаками реферата как жанра научной литературы.

2.  Обучение четкой формулировке темы, определению ее границ, всех аспектов ее содержания, разъяснение требований, которым должна удовлетворять выбранная для реферата тема.

3.  Обучение умению определять и точно формулировать цели и задачи реферата.

4. Формирование умений осмысленно читать и анализировать тексты-первоисточники, определять их тему и проблематику, выделять главную и второстепенную информацию, опорные слова и ключевые предложения, составлять план текста и т.д.

5. Ознакомление учащихся со способами сжатия текста.

6.  Формирование умения создавать на основе первичных текстов новый вторичный текст, обладающий всеми свойствами текста.

7.  Ознакомление учащихся со структурными особенностями реферата, спецификой его введения, за-ключения, основной части; делением текста на параграфы и абзацы, их оптимальным соотношением.

8. Актуализация сведений учащихся об известных им способах и средствах связи предложений и частей текста.

9. Повторение и углубление сведений о научном стиле.

10.  Обогащение речи учащихся языковыми клише, характерными для научного стиля.

11.  Ознакомление учащихся со спецификой оформления реферата.

Кратко охарактеризуем содержание работы над каждым направлением.

 

Уяснение специфики реферата и его отличий от конспекта

На первом этапе работы надо познакомить учащихся со спецификой реферата как жанра, дать его научное определение. Приведем несколько определений реферата, взятых из различных словарей.

Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи и т.п., а также доклад с таким изложением. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка)

Реферат – 1) краткое, устное или письменное, изложение научной работы, книги и т.п.; 2) доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников. (Словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. А.П.  Евтеньевой)

Реферат (от латинского refero – сообщаю), краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме. (Советский энциклопедический словарь. М., 1981)

Реферат – вторичный текст, семантически адекватный первоисточнику, ограниченный малым объемом и вместе с тем максимально полно излагающий содержание исходного текста. (Педагогическое речеведение: Словарь-справочник / Под ред. Т.А.  Ладыженской. М., 1993)

Как видим, во всех словарях понятие «реферат» трактуется одинаково, но наиболее полным является определение, данное в словаре «Педагогическое речеведение». На него и нужно, на наш взгляд, опираться при организации работы над данным речевым жанром в школе.

После ознакомления учащихся с понятием реферата надо сообщить им сведения об отличительных признаках этого жанра. К ним относятся следующие:

а) смысловая адекватность первоисточнику;

б) полнота изложения содержания первоисточника при небольшом объеме полученного вторичного текста (информационная полнота);

в) точность и объективность в передаче содержания первоисточников;

г) стилевая однородность реферата, его выдержанность в строго научном стиле (не в научно-популярном и не в научно-публицистическом!);

д) определенная типовая структура текста;

е) особые языковые клише, характерные для реферата.

Обязательным элементом работы над рефератом мы считаем сопоставление его с таким сходным жанром, как конспект. Для смешения жанров реферата и конспекта, нарушения жанровой определенности есть вполне объективные предпосылки, поскольку между рефератом и конспектом много общего. Оба они являются вторичными текстами, так как создаются на базе уже имеющихся первичных. Оба они представляют собой сжатое изложение содержания первоисточников (одного или нескольких). В основе обоих жанров лежат сходные операции – восприятие и анализ какого-либо текста и создание в ходе его смысловой переработки нового текста для решения определенных задач. Тексты обоих жанров создаются с учетом законов научного стиля речи.

Отметив эти общие моменты в природе реферата и конспекта, следует остановиться на различиях двух жанров.

Конспект, как правило, составляется для личного пользования и отражает индивидуальные потребности составителя в той или иной информации. Поскольку конспекты не предназначены для публикации, они могут иметь достаточно произвольный вид. Необязательными для конспекта являются такие признаки, как целостность и информационная полнота, связность и структурная упорядоченность. Автор конспекта может использовать только ему понятные пометки, сокращения слов, рисунки-символы, графические обозначения, что в жанре реферата недопустимо.

Реферат, в отличие от конспекта, создается для коллективного пользования, для всех желающих познакомиться с информацией. Научные рефераты обязательно публикуются. Это накладывает на составителей рефератов определенные обязательства. Так, реферат должен представлять собой предметно-логическое и стилевое единство, связное целое, он должен быть структурно упорядочен, завершен. В нем не допускаются сокращения, условные и графические обозначения, непонятные другим людям.

В отличие от конспекта, в реферат отбирается вся объективно ценная информация, а не только та, которая интересна автору. Реферат более полно излагает содержание работы, чем конспект. В нем не только перечисляются, но и подробно рассматриваются основные проблемы исходного текста, приводится система аргументации с примерами, пояснениями, иллюстрациями. Если описывается какое-то исследование, то непременно освещаются методика его проведения, а также полученные результаты. Реферат – более объективированный документ, чем конспект. Он должен быть абстрагирован от всего индивидуально-личностного, субъективно-оценочного. Его цель – дать полное объективное представление о характере освещаемой работы (или работ) в компактной, экономной форме.

 

Критерии выбора темы реферата

Тема реферата зачастую выбирается учащимися стихийно, необдуманно. Конечно, дети имеют право самостоятельно выбрать тему реферата, но учитель не должен оставлять их в этом деле без совета и контроля. Далеко не во всех случаях ученик может объективно оценить глубину темы, объем предстоящей работы над ней, ее соответствие своим интересам и возможностям, а это может привести к значительным трудностям при подготовке реферата и даже к неудаче.

Чтобы предотвратить подобные затруднения, учитель должен сам разработать и предложить ученикам примерный список рекомендуемых тем. Эти темы желательно обсудить и утвердить на заседании методического объединения учителей школы, а потом довести до сведения учащихся. Познакомить учащихся с темами желательно в начале учебного года, чтобы у них было достаточно времени для изучения соответствующей литературы и написания реферата. Естественно, что, знакомя учащихся со списком тем, учитель должен оказать им помощь в выборе той или иной темы. Осуществляя индивидуальный подход, объективно оценивая возможности ученика, учитель в форме разъяснений, рекомендаций, советов помогает ему осознанно выбрать тему, отчетливо представить характер, направление и содержание предстоящей работы, вызвать к ней интерес.

Какие темы можно предлагать учащимся 9-х, 11-х классов?

На наш взгляд, тема должна отвечать следующим требованиям.

Во-первых, тема должна быть актуальной, отражать злободневные проблемы современной науки, практики, соответствовать насущным запросам общества, отрасли образования, школы. Она должна вызывать интерес у детей.

Во-вторых, тема должна быть содержательной, информативной и довольно разработанной в науке, чтобы по ней можно было найти достаточное количество литературы.

В-третьих, тема должна соответствовать познаниям детей, опираться на материал учебной программы. Вместе с тем тема должна содержать элемент новизны, в какой-то степени выходить за рамки изученного, только тогда она сможет вызвать интерес у учеников, пробудить любознательность и пытливость.

Кроме того, формулировка темы должна содержать какой-либо спорный момент, подразумевать столкновение разных точек зрения на одну проблему. Подобная «проблемность» может быть отражена уже в самом заглавии реферата или в его подзаголовке. Например: Состояние русского языка на современном этапе развития общества: проблема его защиты; Современные заимствования из английского языка: проблемы их освоения.

Название реферата может и не включать в себя слово проблема, но тем не менее проблемность должна подразумеваться. Такова, например, тема: «Лексические и фразеологические новации последних лет, их целесообразность».

Следующим требованием к теме является ее конкретность, суженность границ. Объемные темы требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать ученик. Если выпускник предложил вам достаточно общую тему, попытайтесь сузить ее одним из следующих способов:

а)  Выберите один аспект предложенной учеником общей темы. Например, из темы Лексика возьмите только раздел Фразеологизмы и сформулируйте тему следующим образом: Выразительные возможности фразеологизмов в русском языке.

б) Ограничьте период времени. Например, расскажите только об одном периоде деятельности какого-либо писателя и т.п.

Выбрав тему, надо подумать о ее формулировке. Название реферата должно отражать тему, быть ясным, четким, конкретным, не очень длинным и не слишком наукообразным.

 

Конкретизация цели реферата

Реферат, как и любой текст, создается с определенной целью. В реферате эту цель принято формулировать во введении. Каждый ученик уже на этапе подготовки к написанию реферата должен хотя бы в общем виде определить цель, которую он будет ставить в своей работе.

Какие цели могут ставиться в школьном реферате? На наш взгляд, ученик может выбирать одну из следующих целей:

– критически осмыслить, рассмотреть основные современные теории, связанные с проблемой;

– изложить результаты научных исследований, посвященных проблеме ...

– подробно охарактеризовать своеобразие (специфику) использования языковых средств в ...…

– выявить особенности употребления …...

– рассмотреть вопрос (содержание теории) …...

– описать (осветить) состояние изучения проблемы ...…

– обосновать (доказать) следующую точку зрения (концепцию, теорию, идею)… ...

– осуществить критический анализ отдельных положений современной теории о …...

– сопоставить разные точки зрения на …...

– дать оценку, анализ (чего?) …...

– обобщить (что?) …...

– представить точки зрения разных ученых на (что?) ... …

 

Обучение вдумчивому чтению

При обучении учащихся составлению реферата нужно иметь в виду, что его написание невозможно без предшествующего вдумчивого и эффективного чтения источников. Хорошо развитые навыки активного и осмысленного чтения текстов и анализа их, смысловой обработки включают умения выделять существенную и второстепенную информацию, членить текст на смысловые куски и определять связи между ними, находить опорные слова, словосочетания и предложения, группировать излагаемые факты, обобщать, критически осмысливать и оценивать информацию.

Как показывает практика, далеко не все учащиеся владеют данными навыками в достаточной степени, а это мешает адекватному пониманию и правильной интерпретации текстов и в конечном итоге – написанию реферата. Чтобы исправить положение, необходима долговременная систематическая работа по развитию навыков эффективного чтения. В ходе этой работы, на наш взгляд, должны решаться две основные задачи:

А. Обучение учащихся навыкам активного осмысленного чтения, вдумчивому анализу прочитанного.

Б. Обучение поиску в тексте существенной информации, выделению главного и второстепенного.

Задача А – обучение детей приемам анализа и осмысления текста – может решаться с помощью специальной системы заданий ученикам, разделенной на три этапа.

На этапе общего знакомства с книгой:

1. Познакомьтесь с титульным листом. Знакома ли вам фамилия автора, о чем она вам говорит? Какие произведения этого автора вам известны?

2. Проанализируйте заглавие. Все ли слова в нем понятны? Определите по заглавию, о чем пойдет речь в тексте, вспомните все, что вы уже знаете по теме, обозначенной в заглавии.

3. Обратите внимание на классификационную характеристику книги в подзаголовке (учебник, учебное пособие, словарь-справочник, монография и т.д.). Определите, для кого она предназначена.

4. Обратите внимание на год издания книги. Если она выпущена давно, то не исключено, что приведенные в ней сведения могли устареть. В этом случае вам потребуется ознакомиться и с новой литературой по интересующему вас вопросу.

5. Прочитайте оглавление книги, если есть – аннотацию, предисловие и послесловие к ней. Опираясь на них, представьте себе в общих чертах содержание книги, ее проблематику, главные положения работы. На основании этого оцените важность книги для разработки вашей темы.

 

На этапе чтения текста.

1. Обращайте внимание на все непонятные слова и выражения. Отыскивайте их толкование в словарях или справочниках.

2. Подумайте, что вам непонятно в самом содержании текста. Попробуйте разобрать конкретные примеры на все общие утверждения – возможно, станет понятнее текст.

3. Ведите диалог с автором текста. По ходу чтения ставьте вопросы к тексту и выдвигайте свои предположения о дальнейшем его содержании.

4. Проверяйте верность выдвинутых вами предположений при чтении последующих частей текста.

5. Спорьте с автором, выдвигайте свои контрдоводы.

6. Старайтесь все время выделять в тексте главное, существенное. Подчеркивайте важную информацию, делайте выписки основных идей, положений. Обращайте внимание на фразы, выделенные курсивом или жирным шрифтом, так как именно они выражают ключевые понятия и мысли.

7. Особое внимание уделяйте первым фразам каждого абзаца, так как именно они выражают обобщающие, «узловые» суждения автора, к которым потом «привязываются» все другие мысли, входящие в этот абзац.

 

После прочтения текста.

1. Постарайтесь сформулировать главную мысль текста, его основные положения (тезисы). Охарактеризуйте его проблематику, способы освещения и решения проблем.

2. Прочитайте повторно трудные для вас части текста, проверьте правильность их понимания, обращаясь за советом к взрослым, учителю.

3. Выработайте собственное отношение к предмету речи, продумайте аргументы в обоснование своей точки зрения.

4. Постарайтесь соотнести прочитанное с другой известной вам информацией по той же теме, определить сходства и расхождения.

5. Обобщая полученные сведения, сформулируйте собственные выводы на основе прочитанного.

 

Как отделять главное от второстепенного

Одним из основных для реферирования является умение выделять в тексте главную, наиболее существенную информацию. Обучение учащихся этому важному умению следует начать, на наш взгляд, с небольшой справки о том, что такое главная и что такое второстепенная информация.

Главной является информация, имеющая наиболее существенное значение для понимания данной темы, вопроса. К ней относятся определения научных понятий, формулировки законов, правил, перечисление принципов, основные мысли (положения, утверждения) автора, его выводы, классификация явлений, фактов.

Второстепенная информация либо детализирует, разъясняет главную информацию, либо отражает вытекающие из этой информации конкретные следствия и практические рекомендации. К этому типу информации относятся аргументы, обоснования, примеры, подробные характеристики отдельных явлений, описания, второстепенные факты (из биографии писателя, из истории создания произведения), а также разного рода комментарии (объяснительные замечания, толкования) тех или иных отрывков из произведений художественной литературы.

После этого небольшого пояснения о видах информации учитель должен научить детей находить в тексте самое главное, в частности, познакомить их с «сильными позициями» текста, где чаще всего фокусируются главные мысли автора. Такими «сильными позициями» в учебном и научном тексте являются: 1) заглавие, 2) зачин (введение), 3) концовка (заключение).

Сильные позиции есть не только во всем тексте, но и в его частях. В абзаце наиболее информативным является первое (начальное) предложение, содержащее тезис, то есть основное положение автора, которое затем конкретизируется в основной части абзаца. В отдельном предложении более информативной является, как правило, вторая его часть, то есть предикат, который отражает новое.

Главная информация в тексте отражается не только позиционно, но и графически (курсивом, жирным шрифтом, подчеркиванием и другими способами).

Как следует поступать ученику с главной и второстепенной информацией на этапе собственно реферирования?

Главную информацию он должен воспроизвести в реферате полностью, без каких-либо существенных сокращений, порой в буквальном смысле – дословно. Второстепенная же информация должна быть подвергнута смысловой переработке и сжатию.

 

ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ СЖАТИЯ ТЕКСТА

В науке известны три способа сжатия текста.

I. Исключение подробностей, деталей, конкретных примеров, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т.п.

Объектом сжатия, сокращения при реферировании может быть не только сама информация, но и языковая форма ее изложения. Иначе говоря, не сокращая мысли, можно сократить ее запись. Возможность сокращения языковой формы изложения без компрессии его содержания основана на явлении избыточности речи. Дело в том, что мы используем слов больше, чем необходимо для выражения определенной мысли. Например, в предложении Слова-термины могут употребляться в любом стиле: в разговорном, официально-деловом, публицистическом, художественном, но, конечно, чаще всего их используют в научном стиле избыточными являются однородные определения, конкретизирующие словосочетание в любом стиле, а именно: в разговорном, официально-деловом, публицистическом, художественном. Уберем их. Смысл предложения не изменится, и оно только выиграет от сжатия. Возможно также исключение последнего слова стиле, позволяющее избежать повтора близлежащих словоформ.

II.  Обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов. В этом случае ученик должен сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами.

III. Сочетание исключения и обобщения.

Выбор того или иного способа сжатия зависит от особенностей конкретного текста.

Какие задания и упражнения способствуют выработке навыков свертывания второстепенной информации и выделения главной, а также ее переформулированию в обобщенной форме?

Перечислим наиболее известные в методике.

1.  Выделите опорные слова в предложении.

2. Трансформируйте сложное предложение в простое, сохраняя его суть.

3.  Составьте к абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию.

4. Изложите сжато содержание предложения, абзаца, текста.

5.  Прочитайте предложения, в которых подчеркнуты детализирующие слова, сначала полностью, а потом без них, сравните их смысл.

6. Подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания.

7.  Выделите в тексте смысловые части. В каждой части определите основную мысль. Озаглавьте каждую часть. Сформулируйте главную мысль всего
текста.

8. Проделайте следующую работу с текстом:

а) составьте к нему план;

б) отберите наиболее существенную информацию в тексте и запишите ее в соответствии с планом;

в) через несколько дней «расшифруйте» написанное, то есть попробуйте заново восстановить полный текст по своей сокращенной записи;

г) сравните результат «восстановления» с исходным текстом.

 

Напоминание о свойствах текста

После отбора необходимой информации, ее обобщения и систематизации перед учеником встает проблема написания текста реферата. Текст реферата не должен быть «сшивкой» фраз из первоисточников или дословным копированием исходных материалов, а новым текстом, созданным в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к связному речевому высказыванию. Какие именно признаки должны быть присущи такому высказыванию? К их числу можно отнести следующие свойства:

1) содержательно-тематическое единство;

2) подчиненность всех предложений реализации одной цели, идеи, основной мысли;

3) логическая и языковая связность;

4) структурная упорядоченность;

5) смысловая и композиционная завершенность;

6) стилевая однородность.

 

Со всеми этими свойствами текста должны быть давно и хорошо знакомы учащиеся. На этапе подготовки к экзаменационному реферату о них необходимо только напомнить, освежить их в памяти детей.

 

Обучение специфическим особенностям композиции реферата

На консультационных занятиях, предшествующих написанию реферата, желательно познакомить учащихся со спецификой построения реферата, особенностями его композиции. Не останавливаемся здесь на этом этапе подготовки, поскольку уже писали о нем в статье «Школьный экзаменационный реферат с позиций жанра» («Русский язык», № 31/99).

 

Напоминание о средствах связи между предложениями

Поскольку в школьных рефератах самым частым речевым недочетом является слабая связанность предложений и частей текста, необходимо повторить с детьми, в чем состоят различные способы связи – лексические, морфологические и синтаксические.

К лексическим средствам связи относят:

– повтор ключевых слов;

– однокоренные слова;

– синонимы, антонимы.

К морфологическим средствам связи принадлежат:

– местоимения (особенно личные и указательные);

– сочинительные и подчинительные союзы;

– частицы;

– единообразие форм видо-временных глаголов;

– наречия (во-первых, во-вторых, далее, затем, потом, сначала, следовательно, наконец, итак).

Синтаксические средства связи:

– порядок слов;

– вводные слова, словосочетания, предложения;

– вопросительные предложения;

– синтаксический параллелизм предложений и др.

 

Повторение сведений о научном стиле речи

Поскольку реферат – это жанр научной литературы, очень важно повторить с учащимися сведения о научном стиле речи, обратив внимание на такие его ведущие черты, как:

– подчеркнутую, строгую логичность, проявляющуюся в том, что все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте;

– точность, которая достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики;

– отвлеченность и обобщенность, достигаемые за счет преобладания абстрактной лексики над конкретной;

– объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности. В языковом плане эти свойства проявляются в том, что в научных текстах не принято использовать эмоционально-оценочную лексику, а вместо местоимения я и глаголов в 1-м лице единственного числа чаще употребляются предложения неопределенно-личные (считают, что...…), безличные (известно, что…...), определенно-личные (рассмотрим проблему...).

 

Ознакомление с наиболее употребительными языковыми клише

Характерной чертой научного стиля, в том числе и реферативных текстов, является широкое использование так называемых клише – особых лексико-синтаксических конструкций, речевых стереотипов, регулярно встречающихся в определенных повторяющихся ситуациях. Эти клише в силу их частого употребления обязательно нужно вводить в словарный запас учеников.

Каждое из речевых клише обычно употребляется в определенных смысловых компонентах реферата, его структурных частях. Поэтому клише выступают не только как часть языковой оболочки текста, символ его принадлежности к научному стилю, но и как полезное средство создания смыслового каркаса текста, обеспечения его связности и целостности.

Ниже в сгруппированном виде приводятся наиболее характерные клише, которые особенно важно знать ученикам.

Тема.

– Реферат посвящен такому актуальному вопросу, как... …
– Реферат посвящен характеристике проблемы... …
– Реферат посвящен решению вопроса... …
– Реферат посвящен анализу литературы... …
– Темой реферата является... …
– В реферате рассматривается (что?), говорится (о чем?), дается оценка, анализ (чего?), обобщается (что?).

Проблема.

– В центре внимания автора находятся... …
– На первый план автором выдвигаются... …
– Главные усилия автора направлены на... …
– В своей работе автор ставит, затрагивает, освещает (следующие проблемы)... …останавливается на следующих проблемах и т.д.

Актуальность темы (проблемы), которой посвящен реферат.

– Данная тема (проблема) представляет особую актуальность, так как... …
– Данная тема (проблема) чрезвычайно актуальна в последние годы (десятилетия)...
– Данная тема (проблема) привлекает внимание многих ученых (критиков, педагогов и т.д.).
– В современной науке особенную остроту приобретает тема (какая?).

Характеристика первоисточников, используемых автором реферата.

– Автор привлекает к анализу следующие материалы... …
– Материалом исследования послужили... …
– В основе реферата лежат материалы исследований... …

Описание основных подходов к решению проблемы.

– В настоящее время в науке нет единого мнения по поводу данной проблемы. Можно выделить несколько подходов к ее решению.
– Существует несколько основных точек зрения на проблему. Первый подход раскрывается в работах (чьих?), второй подход прослеживается в трудах (кого?), третий подход лежит в основе работ (чьих?).
– В исследовании данной проблемы можно выделить несколько направлений (точек зрения).

Изложение сущности различных точек зрения.

– Первая точка зрения принадлежит (кому?) и заключается (в чем?). Вторая точка зрения представлена в работах (чьих?) и сводится (к чему?). Сущность третьего подхода раскрывается в работах (чьих?) и состоит (в чем?).

Выражение отношения к различным точкам зрения.

Согласие.

– Мы разделяем точку зрения автора... …
– Нельзя не согласиться с мнением автора о том... …

Несогласие, критика.

– Трудно согласиться (с чем?)…...
– Хочется опровергнуть взгляды автора... …
– Следует отметить недостатки в позиции, аргументации автора.
– Нельзя принять утверждения (кого о чем?), потому что... …
– Дискуссионной (спорной) представляется точка зрения автора (на что?).
– Автор упускает из виду...…, не подтверждает выводы фактами, необоснованно утверждает (что?).

Выбор той или иной точки зрения. Выводы.

– Анализ литературы позволил нам выявить наиболее обоснованную точку зрения (какую?).
– Мы считаем, что наиболее убедительной является точка зрения (кого?).
– Из всего сказанного следует, что наиболее доказательным является мнение (чье?).
– В итоге можно прийти к выводу, заключению о том, что самой оригинальной (интересной, любопытной) является идея, концепция, выдвинутая (кем?).
– Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что... …
– На основе этих данных мы принимаем точку зрения
(какую?).
– Можно сделать заключение, что... …
Эти языковые клише ученикам 9-х и 11-х классов следует записать (в тетрадях по развитию речи) и запомнить.

 

Изучение требований к оформлению реферата

Последним направлением работы над рефератом является изучение требований к его оформлению. Мы не будем останавливаться на этом вопросе, поскольку требования к оформлению реферата совпадают с требованиями, предъявляемыми ко всем научным работам (курсовым, дипломным, а также диссертациям), и отражены в соответствующих ГОСТах и многочисленных пособиях.

* * *

В заключение хочется повторить мысль о том, что все охарактеризованные виды работ по подготовке к реферату необходимо проводить систематически и начинать их задолго до его написания – по крайней мере с начала учебного года, в котором учащимся предстоит сдавать выпускные экзамены. Только тогда мы вправе ожидать хороших результатов от наших питомцев.


С.И.   Гиндин

Назвав вторичным, не обращайся как с первичным

(Несколько соображений о статье И.Р. Калмыковой)

Методика подготовки к реферату, тщательно и подробно описанная И.Р. Калмыковой, внушает чувство невольного почтения. Опора на перечень выявленных самим автором типичных недостатков реальных ученических работ. Остроумная идея специально остановиться на разъяснении отличий реферата от конспекта и удачная систематизация этих различий. Оригинальная инструкция – как читать текст. Все это и многое другое наверняка привлечет внимание наших читателей и принесет немалую пользу, будучи применено в школьной практике.

Однако есть в построениях И.Р. Калмыковой один аспект, вызывающий определенные опасения, которыми хотелось бы поделиться с читателями. Стремясь к наведению порядка в запутанных воззрениях на жанр школьного реферата, автор решительно присоединяется к трактовке понятия реферата как «вторичного текста», сжато, но «максимально полно излагающего содержание исходного текста». Подобный выбор сближает употребление термина реферат в школе с употреблением этого термина в современной информационной деятельности, и его можно только приветствовать. Но, сделав его, надо им последовательно руководствоваться. А вот здесь к статье И.Р.  Калмыковой возникает ряд вопросов.

1. Что мы выбираем, решив писать реферат? Коль скоро реферат – вторичный текст, у него не может быть самостоятельной, независимой темы, его тема – «О чем рассказывает исходный, первичный текст». Соответственно, при подготовке к школьному реферату (в том его понимании, которое обосновано И.Р.  Калмыковой) речь должна идти не о выборе темы реферата, а о выборе текста для реферирования. Конечно, при этом будет очень важно то, на какую тему написан реферируемый текст, но не менее важны будут и такие параметры, как удачность воплощения темы, доступность текста и пр.

2. Могут ли у реферата быть разные цели? Если мы определили реферат так, как это делает И.Р. Калмыкова, то у всех рефератов всегда одна и та же цель: кратко, но полно передать содержание исходного текста. Соответственно, все остальные цели, среди которых предлагает выбирать автор в разделе «Конкретизация...», являются для жанра реферата посторонними. Ставя их при реферировании, ученик неизбежно выйдет за границы жанра и превратит свой реферат в текст первичного типа.

3. Можно ли в реферате «выражать свое отношение» и «выбирать между точками зрения»? Оставаясь на почве определения реферата, на которое предлагает «опираться... в школе» И.Р. Калмыкова, придется признать, что не все группы клише, предложенные ею в последнем разделе, органичны для задачи реферирования. Конечно, если ученик хочет выразить свое отношение к реферируемым положениям или дать оценку излагаемому тексту, он может это сделать. Но при этом он должен четко понимать, что выражение собственного отношения или оценка не входят в процесс собственно реферирования и не могут его заменить. И оценка, и выражение собственной точки зрения обязательным элементом становятся уже в другом жанре – в рецензии, а в реферате они всегда будут факультативной добавкой. Кстати, отличия реферата от рецензии, наверное, не менее важно объяснить ученикам, чем его отличия от конспекта. Тем самым мы отграничим реферат не только от более примитивной, но и от более сложной разновидности письменной работы.

4. Может ли у реферата быть много первоисточников? В определении словаря «Педагогическое речеведение», к которому призывает присоединиться И.Р. Калмыкова, об одном «исходном тексте» говорится только в единственном числе. Между тем сама она считает возможным в качестве одной из причин «информационной недостаточности» школьных рефератов назвать «малое количество первоисточников». Множественность источников предусмотрена И.Р.  Калмыковой и в рекомендуемых клише.

Однако в современной информационной практике реферат одного текста принято четко отделять от обзора многих текстов. И именно на обзоры обычно возлагаются функции «описания основных подходов» или «изложения сущности различных точек зрения».

Конечно, школьное понятие реферата может быть более широким, чем информационное. Но, по моему глубокому убеждению, учиться (и учить) реферированию нужно сначала на материале одного исходного текста. Ставить задачу охватить в реферате (точнее, в реферативном обзоре) материал нескольких текстов можно только перед учениками, уже овладевшими навыками реферирования одного текста.

Еще раз подчеркну, что мои замечания и сомнения не означают недооценки предложенного И.Р.  Калмыковой. Но тема и задачи, поставленные в ее статье, слишком важны для нашей школы...

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru