Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №19/2000

И.Г.  Федорова,
г. Родники Ивановской обл.

С удовольствием читаю каждый выпуск газеты, особая благодарность за публикацию материалов из книги «Как научиться понимать художественный текст» в апрельском номере за прошлый год. Научиться чувствовать текст совсем не просто, но как это важно, интересно и увлекательно!

Может быть, и опыт моей работы будет кому-то интересен. (Второй год работаю по учебнику А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Текст. Стили речи» в 10–11-х классах.)

 

СОВРЕМЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ НА УРОКЕ

Как устроен текст

Одна из главных задач учителя русского языка и литературы в современной школе – помочь учащимся уяснить, что любой правильно организованный текст (в том числе и школьные сочинения и устные выступления) представляет собой такое смысловое и структурное единство, части которого тесно взаимосвязаны как семантически, так и синтаксически. И именно анализу текста (лингвистическому, литературоведческому) должно уделяться пристальное внимание.

Общеучебные умения воспринимать и воспроизводить текст формируются как взаимосвязанные и взаимообусловленные. Правильное, точное, полное восприятие чужого текста уже предполагает возможность конструирования собственного высказывания, адекватного данному. Курс русского языка, предложенный в учебнике для старшеклассников, помогает решить проблему углубления знаний при изучении структуры текста и овладении средствами речевой выразительности. Однако, на мой взгляд, учебник может быть дополнен материалами по философии текста, лингвистической теорией.

Ниже предложен вариант использования теоретических положений на уроках развития речи в старших классах.

 

1. Философия текста

Философия текста – своеобразная концепция текста, синтезирующая ряд подходов научной и философской методологии XX века:

1) Все элементы текста взаимосвязаны.

2) Связь между элементами текста имеет межуровневый характер.

3) В тексте нет ничего случайного.

4) За каждым поверхностным и единичным проявлением текста лежат закономерности, носящие мифологический характер.

5) Текст не описывает реальность, а вступает с ней в сложные взаимоотношения.

6) То, что истинно в одном тексте, может быть ложно в другом.

7) Текст не застывшая сущность, а диалог между автором, читателем и культурным контекстом (тезис поэтики Бахтина).

Если говорить о видах и способах построения художественного текста, интересно обратиться к произведениям модернизма и постмодернизма, в которых текст часто строится из цитат и реминисценций. Цитата перестает играть роль дополнительной информации, становится залогом приращения смысла текста. Вот ставший уже хрестоматийным пример:

Я помню чудное мгновенье
Невы державное теченье
Люблю тебя Петра творенье
Кто написал стихотворенье
Я написал стихотворенье

(Вс. Некрасов)

Интересно в этом плане и творчество Л.Рубинштейна. Произведения «сшиты» из «обрывков» настолько типичных, что они могут принадлежать всем и каждому, «бытовые фразы соседствуют с метафизическими, создавая и передавая сиюминутность и вечность мира». (Современные русские поэты: справочник-антология. М.: Мегарон, 1998. С. 253)

– Ну что я вам могу сказать?
– Он что-то знает, но молчит.
– Не знаю, может, ты и прав.
– Он и полезней и вкусней.
– У первого вагона в семь.
– Там дальше про ученика.
– Пойдемте. Я как раз туда.
– Ну что, решили что-нибудь?
– Сел – и до самого конца.
– Послушай, что я написал...

(«Появление героя»)

Иллюстрируя седьмой тезис философии текста, можно провести работу над фрагментом рассказа Т.Толстой «Сюжет»:

...Пушкину грезятся огни, стрельба, крики... кто-то положил остужающую руку на горячечный лоб – Даль? – Даль. Даль заволакивает дымом, кто-то падает, подстреленный, на лужайке... это он сам, убит, – к чему теперь рыданья, пустых похвал ненужный хор? – шотландская луна льет печальный свет на печальные поляны, поросшие развесистой клюквой и могучей, до небес, морошкой; прекрасная калмычка, неистово, туберкулезно кашляя, – тварь дрожащая или права имеет? – переламывает над головой зеленую палочку – гражданская казнь; еще ты дремлешь, друг прелестный? Не спи, вставай, кудрявая! Собаки рвут младенца, и мальчики кровавые в глазах. Расстрелять, – тихо и убежденно говорит он, – ибо я перестал слышать музыку, румынский оркестр и песни Грузии печальной, и мне на плечи кидается анчар, но не волк я по крови своей: и в горло я успел воткнуть и там два раза повернуть... Гул затих, я вышел на подмостки, я вышел рано, до звезды, был, да весь вышел, из дому вышел человек с дубинкой и мешком. Пушкин выходит из дома босиком, под мышкой сапоги, в сапогах дневники. Так души смотрят с высоты на ими брошенное тело...

– Какие особенности в построении текста вы заметили?
– Чем это, на ваш взгляд, обусловлено?
– Цитаты из каких произведений использованы в данном отрывке?
– Как они помогают понять основную мысль текста?

 

От редакции.

Извините, дорогие наши читатели и уважаемый автор данной статьи, но мы прерываем на этом месте публикацию. К тому же разбор фрагмента рассказа Т.Толстой здесь, по сути, и заканчивается. Однако нам жаль расставаться с таким необычным текстом и обрывать его анализ на полуслове – фрагмент, безусловно, находка для исследователя, – и мы поступили бы неразумно, не использовав всех ресурсов столь многопланового произведения.

Думаем, и вы согласитесь с нами: как интересно может пройти урок, если более детально разработать предложенные И.Г. Федоровой вопросы. И хотелось бы услышать на них ответы.

Поэтому предлагаем и автору, и тем учителям, у кого материал вызвал интерес, показать свое мастерство и продолжить работу над фрагментом.

Опишите, как прошла бы работа по анализу текста с вашими учениками. Устроим своеобразный конкурс. Если же вы успеете провести урок с учениками, присылайте и их удачные работы.

Авторов лучших образцов анализа текста ждут призы. А в выигрыше будут все.

Ждем!

 

Продолжение статьи И.Г. Федоровой – в № 21.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru