Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №42/2000

КАКИМ ЖЕ БУДЕТ ЭКЗАМЕН В 11-м КЛАССЕ?

 

В сентябре Москву взволновало известие о том, что в этом учебном году на выпускных экзаменах в 11-м классе сочинение будет заменено изложением. Московские словесники, обеспокоенные судьбой литературы в школе, написали письмо, которое было опубликовано в газете «Известия» за 11 октября 2000 года. Это письмо, как и выдержки из комментария, данного заместителем председателя Московского комитета образования Л.Курнешовой, мы приводим ниже. Из другого комментария – Л.М. Рыбченковой, начальника отдела департамента общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, – опубликованного в том же номере «Известий», мы узнали, что пока речь идет всего лишь об эксперименте, проводимом Министерством в этом году. К участию в эксперименте присоединяется и Москва, а решение, касающееся и московских школ (выпускники пишут только изложение), после вмешательства общественности было отменено. Наша редакция обратилась к Лидии Макаровне Рыбченковой с просьбой разъяснить, в чем заключается цель эксперимента и как он будет осуществляться.

ПИСЬМО МОСКОВСКИХ УЧИТЕЛЕЙ

Как нам стало известно, на весенних экзаменах выпускники московских школ будут писать изложение вместо сочинения. Сначала отменили устный экзамен по литературе. Теперь уничтожается и этот, в российской школе традиционно первый и главный среди всех остальных – сочинение. Меняется место, занимаемое литературой в школе. Литературное образование при подведении итогов низводится до запоминания и умения воспроизвести текст.
Почему чиновники снова решают, кому что писать и читать в школе? Подобные «упрощения» системы образования на руку только слабым преподавателям и их нерадивым ученикам.

В.Беляева, М.Бельфер,
М.Малкова, Г.Рязанова,
Р.Хромцова, учителя гимназии
№ 1514, г. Москва

Комментирует письмо заместитель председателя Московского комитета образования Лариса Курнешова:

...Право на экзамен в форме сочинения мы дадим школам с углубленным изучением литературы. Возможно, и гимназиям. Рассмотрим это их желание, если они обоснуют его достаточно убедительно, чтобы родители потом не предъявляли претензий. Все остальные будут писать изложение. Спрашивать каждого отдельного учащегося нет смысла. Важна позиция школы в целом.

на вопросы редакции газеты «Русскиий язык» отвечает Лидия Макаровна РЫБЧЧЕНКОВА, начальник отдела гуманитарного образованиядепартамента общего среднего образования Минобразования РФ

Цель эксперимента

– Чем вызвано проведение эксперимента? Это правда, что сочинение в выпускном классе отменили и заменили его изложением в этом году?

– Сочинение не отменили. Однако в последнее время у многих учителей появились сомнения в целесообразности сочинения как единственной формы аттестации выпускников по литературе. В условиях вариативности образования, ориентации на профильную старшую школу пришло время подумать о том, как удовлетворить образовательные запросы учащихся и гуманитарной, и негуманитарной направленности, как привести в соответствие требования, предъявляемые выпускнику в школе, с требованиями, предъявляемыми абитуриенту в вузе.
Как показал опрос субъектов Российской Федерации, проведенный прошлым летом органами управления образованием, большинство преподавателей – участников опроса считает, что необходим дифференцированный экзамен, дающий выпускнику право выбора формы экзамена.
В соответствии с приказом Минобразования России от 7.09.2000 года № 2585 экспериментальный письменный экзамен по литературе в 11-х классах общеобразовательных учреждений будет проводиться только в тех регионах, которые подтвердили свое согласие на участие в эксперименте. В регионе смогут принять участие в эксперименте не более 10% школ от общего количества. Подчеркнем, что право выбора формы экзамена (сочинение или изложение с творческим заданием) остается за учеником. Цель эксперимента – проверить, адекватна ли предлагаемая форма экзамена (изложение с творческим заданием) традиционной (сочинению).
В настоящее время сотрудники лаборатории литературного образования Института общего среднего образования РАО готовят методические рекомендации для учителей, которые будут участвовать в эксперименте. Выпускники, которые решили выбрать изложение с творческим заданием, будут писать его 28 мая. Если по какой-то причине они будут не удовлетворены своей оценкой за изложение (сделали неправильный выбор, переоценили свои возможности, не учли, что изложение с творческим заданием – это не так просто, и т.д.), они смогут писать сочинение 1 июня вместе со всеми.
Текст изложения по объему составит 450–500 слов. Творческое задание будет связано не только с приведенным текстом, но и с творчеством того или иного автора, с произведением, изучаемым в школьном курсе. Из этого следует, что, не читая программных произведений, сдать экзамен в форме изложения с творческим заданием будет невозможно.

– Какие регионы уже подтвердили свое участие в эксперименте?

– Москва, Санкт-Петербург, Чита, Ульяновск, Орел, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Республика Марий Эл, Республика Башкортостан и многие другие.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru