Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №2/2001

Я ИДУ НА УРОК

УРОКИ ПО М.ПАНОВУ

Что может подарить замечательному ученому-лингвисту М.В. Панову к 80-летию рядовой учитель, да еще из самой глубинки? Разве что букет... уроков. Что я и делаю, отправляя в редакцию «Русского языка» 3 урока «по М. Панову» – в 5-м, 6-м и 7-м классах. Причем я умышленно отобрал уроки, отражающие разные стадии изучения материала: в 5-м классе это – завершение изучения темы «Осложненное простое предложение»; в 6-м классе – разгар работы над словообразованием; в 7-м классе – начало изучения глагола, своего рода прелюдия к этой большой и сложной теме. Разница этапов и задач обучения предполагает и разные формы и методы работы с учебным материалом. Так, главная задача изучения синтаксиса в 5-м классе – первичное знакомство со сложными синтаксическими конструкциями, необходимое для пунктуационной работы чисто практического характера (в первую очередь с текстом), отсюда и задания, направленные на отработку практических навыков. Центральное понятие словообразования – исходное и производное слова (словообразовательная пара), поэтому изучение любой темы в этом разделе опирается на это понятие. На уроке в 6-м классе разбираемся, что такое словообразовательный тип, каковы его общие признаки. Начиная изучать глагол (впрочем, как и каждую новую тему), необходимо заинтересовать ребят, показать предмет изучения с неожиданной стороны, помочь посмотреть на давнего знакомца свежим взглядом...
Как это у нас получилось, судить вам. А пока мы от души поздравляем Михаила Викторовича с юбилеем, дарим наш скромный подарок и с нетерпением ждем новых работ. Вы очень нужны нам, Михаил Викторович.

УРОК ПЕРВЫЙ

5 класс

Тема: «ОСЛОЖНЕННОЕ ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (обобщение)».

Цели:

1) обобщить знания об осложненном простом предложении;
2) совершенствовать пунктуационные навыки;
3) закрепить общеучебные навыки работы с материалом – группировка, объединение в блоки, определение недостающего/избыточного звена, нахождение ошибок.

Ход занятия

Вспомним все, что мы узнали об однородных членах предложения, обращениях и вводных словах.

Задание 1. Спишите текст, укажите все осложняющие конструкции, расставьте и устно объясните знаки препинания.

Меж высоких лесов меж широких полей бежит звенит ручей. Куда торопишься ты ручеек? Наверное на свидание с большой рекой или даже с морем...

Задание 2. Из данных предложений «выпали» обращения и вводные слова. Верните беглецов на место!

Вам холодно. Ты не прав. Дождь кончился. Ты забыла про уроки? Пора грядки копать. Здорово было бы сейчас искупаться! Я задержусь на работе. Там будет весело? И что нам надо делать? Все, сматываемся.

Выпавшие обращения и вводные слова:

Анюта, может быть, Андрюх, наверное, по-вашему, господа хорошие, итак, дружище, вероятно, к сожалению, Витя, к счастью, Ира, Марина, очевидно, дети, по-моему.

Задание 3. Продолжите предложения, используя однородные члены, расставьте запятые. (Возможные варианты приводим в скобках.)

Увяла зеленая травинка легла на землю... (заснула на целую зиму).
Загудела метель насыпала снега... (запорошила дороги).
Захотелось мне подойти к белокорой красавице березке... (погладить ее, обнять).
Ползает шмель и по стеклу... (и по стене, и по шкафу).
У нашего петушка красный гребешок... (и разноцветный хвост).
Сидит кот на пороге... (жмурится от солнышка).
Взяли мы гнездо с птенцами... (и положили снова на дерево).
Толя дал Саше книгу с рисунками... (усадил его на стул, а сам пошел к холодильнику).
Село солнышко за горы... (устало вздохнуло после долгой дневной работы и закрыло свои огненные глаза).
Много появляется в лесу гусениц – больших мохнатых зеленых и ядовитых.

(По В.Сухомлинскому)

Возможно ли продолжить последнее предложение? Почему?

Задание 4. Объясните принцип составления каждого блока. Найдите «третье лишнее». Расставьте знаки препинания. Самостоятельно составьте четвертый блок.

А. 1. По-моему вам пора освежиться.
2. Наверное ты просто боишься.
3. Илья прекрати улыбаться.

Б. 1. Я возвращался от друга поздним вечером.
2. Может быть ты спрячешься в шалаш?
3. Оля сбегай в магазин.

В. 1. До каких пор ты будешь хлюпать несчастный дождишко?
2. Концерт тебе безусловно понравится.
3. Отпусти меня мальчик в пруд.

Ответы: А – 3; Б – 1; В – 2.

Задание 5. Улыбнемся!

Прочитайте предложение: Я пью чай с лимоном и с удовольствием. Почему оно смешное? Соединяет ли здесь союз и однородные члены? А что он соединяет? Попытайтесь придумать свое шуточное предложение с «неправильными» однородными членами.

Задание 6. Разбейте предложения на блоки, озаглавьте их, расставьте знаки препинания. Все ли предложения попадут в блоки? Почему?

Весной прилетали ласточки из теплого края выводили птенцов а осенью опять улетали.
Мама наш жаворонок полетел в небо!
Травинка быстро подросла разделилась на два листочка.
Июльская жара по-моему скоро спадет.
Почему ты дуб не сбрасываешь свой наряд?
Рано утром по холодной росе пришли мама с Маринкой в лес.
А дождик-то кажется кончается.
Он только издалека симпатичным кажется.
Старик шел усталый но радостно улыбался.
Чему вы улыбаетесь дедушка?
Однажды Сергей влез на крышу и никак оттуда не слезет.
Может быть нам не стоит торопиться?
Однажды утром над рябиной зазвенела заиграла прекрасная песня.
Действительно здесь нам делать больше нечего.
А может быть в таком пруду крупная рыба?

(По В.Сухомлинскому)

Блоки: 1 – с однородными членами; 2 – с обращениями; 3 – с вводными словами.

Задание 7. Верно ли расставлены знаки препинания? Перепишите текст, добавляя необходимые запятые и убирая лишние.

Мама суетилась, бегала из комнаты на кухню, и обратно. Она собирала, в чемодан Ольгины вещи приготовила бутерброды, и термос в дорогу, положила подарки для бабушки. И при этом приговаривала:
– Ольга не садись в поезде у окна! Не выходи в тамбур – там наверное холодно. Не пей холодной, и сырой воды. Не приставай к Павлику, когда он думает. Не...
– А когда не думает, можно приставать? – спросила Оля.
Но мама сделала вид, что не слышит...

(Ю.Дружников. Каникулы по-человечески)

Задание 8. Проверочная работа. Введите в данный текст необходимые, на ваш взгляд, однородные члены, обращения и вводные слова. Если нужно, измените данную в тексте конструкцию, чтобы предложение стало осложненным.

ПАРАШЮТ

В такой тишине, когда без кузнечиков в траве в своих собственных ушах пели кузнечики, с березы слетел медленно вниз желтый листик. Он слетел в такой тишине, когда и осиновый листик не шевелился. Движение листика привлекло внимание всех. Все ели со всеми листиками как бы спрашивали: «Как мог в такой тишине стронуться с места листик?».
Я пошел к нему. Нет, не сам собой сдвинулся листик: это паук отяжелил его. На этом листике опустился небольшой паучишко.

(По М.Пришвину)

.

УРОК ВТОРОЙ

6 класс

Тема: «СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТИП»

Цели:

1) подтвердить факт неизолированности, общности «жизни» большинства производных слов в языке;
2) выявить суть понятия «словообразовательный тип», его общие признаки;
3) установить наличие в словообразовании продуктивных и непродуктивных словообразовательных типов;
4) разграничивать верные и ошибочные, стилистически неоправданные словообразовательные модели;
5) выявить стилистические возможности производных слов, относящихся к определенному словообразовательному типу;
6) формировать умение понимать значение новых и/или непонятных слов с учетом знания словообразовательных законов. (Реализуется в течение изучения всей темы.)

Ход занятия

1. Анализ названия одного из рассказов писателя В.Драгунского (помните «Денискины рассказы»?) – «Зеленчатые леопарды».

Беседа

– Как вы понимаете значение слова зеленчатые?
– Что вам помогло его понять?
– По какой словообразовательной модели (схеме) оно образовано? (Может быть, по такой: игла – игольчатый, бревно – бревенчатый..., то есть «состоящий из..., имеющий...».)
– Проверьте, входят ли в этот ряд прилагательные веснушчатый, клетчатый? (Нет: хотя словообразовательное значение то же самое, но словообразовательные средства у них разные – ср.: там аффикс -чат-, а здесь – -ат-.)

2. Решите пропорции:

Вы правильно решили, если вместо вопросительного знака поставили: студентка, хохотунья, желтоватый, зашуметь.
Но почему именно эти производные слова в указанных пропорциях единственно возможны, а не, допустим, студенточка, хохотушка, желтенький, нашуметь? Ведь и студенточка, и хохотушка в первых двух примерах – тоже названия лиц женского пола.
В лингвистике существует понятие «словообразовательный тип». Выделим его общие признаки на основе разобранных нами примеров. В результате коллективного обсуждения делаем вывод:

словообразовательный тип объединяет производные слова, имеющие три общих признака:
1) слова относятся к одной и той же части речи;
2) содержат одно и то же словообразовательное средство;
3) выражают одно и то же словообразовательное значение.

3. «Проверить, входят ли производные слова в один словообразовательный тип, можно с помощью словообразовательного квадрата» (с. 33 учебника). Что такое словообразовательный квадрат? Запишем исходные и производные слова так:

2_2.gif (973 bytes)

Прочитаем эту запись, используя объяснение учебника: производное талантливый так относится по смыслу и по построению к своему исходному талант, как производное счастливый к его исходному счастье.
Итак, проверьте: верно ли построены словообразовательные квадраты? (Да, использован один и тот же суффикс -лив-, который обозначает «наделенный чем-то», оба производных – прилагательные.)
Входят ли в этот словообразовательный тип прилагательные вежливый, кропотливый? (Нет, поскольку в современном языке эти слова – непроизводные.)

Проверьте: верно ли построены словообразовательные квадраты?

(Здесь возможны два решения:
1) да, если в «знаменателях» предполагалось назвать лиц женского пола;
2) нет, если имелось в виду значение «житель/жительница определенной страны»).

(Нет, так как суффикс -тель- омонимичен: в первом случае обозначает «человека», а во втором – «прибор»);

(Нет, первое производное от глагола рвать— существительное рвач – образовано суффиксальным способом (-ч-), второе – безаффиксным.)

4. Самостоятельная работа (по рядам)

Выполните задания 49, 50, 51 учебника (Русский язык, 6-й класс. Под ред. М.В. Панова. М.: Реал-А, 1997). Задание (общее для всех рядов): определите словообразовательный тип, где это необходимо, разделите производные слова в соответствии с этими типами. Добавьте в каждый тип несколько своих примеров.
Поскольку далеко не все имеют учебники Панова, приведу эти задания.

Задание 49

Запишите словосочетания с прилагательными, производными от исходного существительного, данного в скобках. Опишите словообразовательный тип производных прилагательных.

(Журавль) крик; (орел) полет; (голубь) яйцо; (лебедь) шея; (лошадь) морда; (сова) глаза; (лев) рык; (стрекоза) крылья; (перепел) яйца; (пчела) мед; (комар) укус; (глухарь) ток; (воробей) чириканье.

Задание 50

На пианино играет пианист. Назовите того, кто играет на скрипке, барабане, трубе, органе, флейте, балалайке, гитаре, гуслях.
Запишите в тетрадь все производные, разделив их по словообразовательным типам.

Задание 51

Тот, кто хитрый, – хитрец.
Образуйте по тому же словообразовательному типу производные от прилагательных.

Ленивый, счастливый, глупый, удалой.

5. Вернемся к прилагательному зеленчатый. Это новое, придуманное автором слово, авторский неологизм. А как появляются новые слова (не заимствования)? Произвольно? Или по уже имеющимся схемам?

Поработаем словотворцами

В одном из переводов на русский язык знаменитой сказки Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес» встречается слово хрюкотали. Образуем от этого глагола по правилам русского словообразования следующие слова:

1) существительное, обозначающее действие (хрюкотание);
2) прилагательное со значением «склонный, способный к такому действию» (хрюкотливый);
3) существительное – название лица по его действию (хрюкотун, хрюкотатель, хрюкотальщик).

Сделать это оказалось нетрудно. Почему? Что было бы, если бы словообразовательные аффиксы не повторялись?
(Количество слов в языке непомерно бы возросло, память пришлось бы перегружать, процесс понимания друг друга был бы сильно затруднен...)
Рассмотрим широко распространенное слово компьютер. Слово заимствованное. Но посмотрите, как его производящая основа приспособилась к существующим словообразовательным схемам:
если словообразовательное значение «состоящий из..., имеющий...», то – компьютерный; к примеру, класс (ср. книжный шкаф); если значение «процесса», то – компьютеризация, если «профессия» – то компьютерщик (ср. модернизация, каменщик).
Очень мудро устроено наше словообразование: основная масса новых слов образуется по уже имеющимся в языке схемам и относится к определенному словообразовательному типу.

6. Самостоятельное изучение материала по учебнику (с. 31 учебника).

Беседа

– Что такое продуктивный тип словообразования?
– Может ли быть в языке непродуктивный тип словообразования?
– В каких случаях непродуктивный тип вновь становится продуктивным? (При появлении авторских неологизмов.) Более подробный разговор об этом у нас еще впереди.

7. Игра «Кто быстрее, кто больше?».

Докажите, что суффиксы -ений- (I вариант) и -ость- (II вариант) – одни из самых продуктивных в русском языке.
Итак, I вариант: склонять – склонение...
II вариант: праздничный – праздничность...

8. Надо сказать, что суффикс -ений- (и его разновидность -ний-) добросовестно служит на благо русскому языку.

а) Многие производные слова этого словообразовательного типа создают цепную связь в предложениях.
Ср.: Существительные в русском языке склоняются. Склонение – это изменение по падежам и числам.

Задание. Вставьте на месте пропуска однокоренное отглагольное существительное, образованное при помощи суффиксов -ений-, -ний-.

Моя мама любит гладить белье. ______ для нее – одно удовольствие.
Мы долго стояли на остановке. Это ______ нам уже начинало надоедать.
Муж долго терпел пустую болтовню жены. Наконец его ______ лопнуло.
Из-за неопределенности своего положения я ходил из угла в угол. Это бесцельное _______ вконец измучило меня.
Любите читать. ________ – вот лучшее учение.

б) Вот как обыгрывает этот словообразовательный тип Э.Успенский – создатель знаменитых героев из Простоквашина.

Тут телефонный мастер Косолапченко телефон включил. И он сразу звонить начал:
– Пригласите для разговора кандидата в думу Ломовую-Бамбино Т.С.
– Товарищ Ломовая-Бамбино у аппарата.
– Товарищ Ломовая, в сельском клубе села Троицкое состоится регистрация кандидатов в городскую думу. Вам необходимо срочно явиться.
– Очень хорошо. Когда состоится явление?
– Завтра в четырнадцать часов.
– Спасибо. Я обязательно «явлюсь», – сказала тетя Тамара.

Почему словосочетание состоится явление здесь вызывает улыбку? (Оно использовано для создания комического эффекта. Из предыдущего текста мы узнаем, что товарищ Ломовая-Бамбино Т.С. – женщина, крупная, полная, грозная; и ее появление на регистрации действительно может стать явлением...)

в) Вот еще одно словечко того же словообразовательного типа (с аффиксом -ений-) – изгрызение. Скажете, нет такого? Ошибаетесь! У А.И. Герцена читаем: «Дело... об изгрызении плана оного мышами». Подобные словообразовательные модели (отглагольные существительные) писатели нередко употребляют для создания пародии. Вот еще характерные примеры:

Хозяйка вышла затем, чтобы привести в исполнение мысль насчет загнутия пирога. (Н.Гоголь)
Из его слов можно было заключить, что он усматривает в действиях Блюма факт перегнутия палки. (И.Ильф, Е.Петров)

В «Современной идиллии» М.Салтыкова-Щедрина предлагается такой проект компенсации за оскорбления:

ТАКСА

За словесное оскорбление укоризною в недостатке благовоспитанности – 20 к.
За словесное оскорбление укоризною в недостатке благовоспитанности с поднятием руки, но без нанесения – 75 к.
За нанесение по лицу удара рукой с рассечением какой-либо части оного (носа, бровей, губ и пр.) – 3 р.

Примечание. Равным образом воспрещается выколотие глаза, откушение носа, отсечение руки или ноги, отнятие головы и проч.

г) Что же, получается, что в литературном языке отглагольными существительными можно либо пользоваться только для создания комически-пародийного эффекта, либо совсем нельзя пользоваться? Можно и даже нужно, хотя бы для краткости. Ср.: Чтобы оживить беседу, можно вставить в разговор новое, только что изобретенное словечко и Для оживления беседы можно вставить...

Задание. «Сократите» предложения.

Весна – пора, когда пробуждаются деревья.
В природе весна вступает в свои права, когда начинает двигаться сок у деревьев.
То, что ольха, орешник и другие ветроопыляемые растения рано цветут, свидетельствует о том, что они хорошо приспособились к жизни в лесу.
Деревья и кустарники, опыляемые насекомыми, цветут позднее, после того как распустятся листья.
Чтобы установить такие группы растений, используют признаки их сходства и различия.
Когда созревают стручки этого растения, они распадаются на отдельные дольки с одним семенем в каждой.
Если озеро постепенно зарастает, на его месте образуется болото с характерной для него растительностью.

Карточка для самопроверки

(Варианты текста взяты из учебника биологии для 6–7-х классов, автор – Корчагина В.А. М.: Просвещение, 1993.)

Весна – пора пробуждения природы.
В природе весна вступает в свои права с началом сокодвижения у деревьев.
Раннее цветение ольхи, орешника и других ветроопыляемых растений – хорошее приспособление к жизни в лесу.
Деревья и кустарники, опыляемые насекомыми, цветут позднее, после распускания листьев.
Для установления таких групп растений используют признаки их сходства и различия.
При созревании стручки этого растения распадаются на отдельные дольки с одним семенем в каждой.
При постепенном зарастании озера на его месте образуется болото с характерной для него растительностью.

Вывод: в научной речи предпочтительнее прибегать не к описательным оборотам, а к более кратким формулировкам с использованием отглагольных существительных.

9. Мы говорили с вами о правильном словообразовании, но в речи, особенно в детской, встречается и ошибочное словообразование.
Ср.: покупать – покупатель = продавать – ?
Легко образовать по уже существующему в языке типу слово продаватель. Но это будет ошибкой! (Устный разбор задания 56 учебника.)

10. Кроме отмеченных выше особенностей словообразовательных типов, встречаются в устной речи и стилистически неоправданные случаи употребления, в частности, уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Ср.: Мама гладила малыша по головке. Суффикс -к-, обозначающий «что-то маленькое», стилистически нейтрален и в данном случае не заслуживает никаких упреков.
Другой пример: – Будьте добры, взвесьте полкило колбаски.
По какой схеме образовано слово колбаска (голова – головка, колбаса – колбаска)? Но о чем здесь идет речь? О чем-то маленьком? Или указывается на ласковое отношение к колбасе? Эта особая форма, свойственная разговорной речи, выражает желание собеседника показаться очень «вежливым».

Задание. Исправьте данные предложения.

Два билетика, прошу вас!
Будьте любезны, подайте два салатика и две сосисочки.
Мне справочку заверьте, пожалуйста.
Простите, номерочек не подскажете?
Ну как, комарики не загрызли?

11. Подведение итогов

Как живут слова в языке с точки зрения словообразования? (Группами, блоками...)
Каковы признаки словообразовательного типа?
Чем хорошо наше словообразование?
Какие трудности, связанные со словообразовательными типами, могут подстерегать нас в речи?

Контрольное задание. К каким словообразовательным типам относятся следующие слова? Разбейте слова на блоки в соответствии со словообразовательным типом, озаглавьте каждый блок. Все ли слова войдут в блоки? Если не все, то ответьте почему.

Артистка, головка, ложка, мышка, развеска, шведка, переписка, румынка, собачка, москвичка, птичка, разборка, перепечатка, юбка, туфелька.

КЛЮЧ

Словообразовательные значения:

«женщина»
артистка
шведка
румынка
москвичка

«маленький размер»
головка
мышка
собачка
птичка
туфелька

«действие»
развеска
переписка
разборка
перепечатка

Слова юбка, ложка – непроизводные: в современном русском языке нет слов юба и лога.

Продолжение в № 3/2001

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru