Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №6/2001

Я ИДУ НА УРОК

МЕРТВАЯ ПРИРОДА

Урок – подготовка к изложению с элементами сочинения

9 класс

В.М.СЕЛЕЗНЕВ
Воронежская область

Питер Клас. Завтрак. 1642

Урок должен быть интересным и увлекательным. Это несомненно. Если же он лишен названных качеств, то дети быстро утрачивают «чувства добрые» к предмету, а порой и к учителю, его ведущему. Скучно, согласитесь, изо дня в день выслушивать «ученые» сентенции педагога «на тему»!
Именно поэтому всякий уважающий себя и детей учитель старается оживить урок, привлекая для этой цели различные средства: и жизненный опыт, и знания по другим предметам, и т.д. И никакой беды нет в том, что начавшийся со стихотворений русских поэтов о родной природе урок литературы закончится, к примеру, пятиминутным экскурсом в экологию.
Наиболее удачной и эффективной формой соединения и подачи детям знаний по различным предметам является интегрированный урок. Однако в условиях обычной школы это большая роскошь, так как требуется кропотливая и тщательная подготовка, привлечение «компетентных» лиц и т.д.
Недавно мне довелось попробовать свои силы в вышеупомянутом «жанре». Что из этого вышло, не могу судить. Коллеги же, посетившие урок, дали ему положительную оценку, и ниже я предлагаю его сценарий.

Цель урока: подготовка к изложению с элементами сочинения по тексту М.Андреевой «Мертвая природа» (сборник «120 текстов для школьных
упражнений». М.: «Дрофа», 1996. С. 38) и ознакомление учащихся с натюрмортом как жанром живописи.

Интерьер классной комнаты: на доске представлено несколько натюрмортов, созданных местными художниками, а также репродукции полотен голландских и фламандских живописцев; ряд книг по изобразительному искусству; рядом с доской, на столе, накрытом домотканой скатертью, скомпонована группа предметов (фолиант, песочные часы, макет совы), готовых к работе.

Учитель. Ребята! Давайте подумаем: какие мысли и чувства пробуждает в нас такое леденящее душу название, как «Мертвая природа»?
Ученики (обобщенный ответ). Представляется сгоревший лес, загрязненные водоемы, мертвые птицы и животные. Одним словом, все то, что принято называть экологической катастрофой.
Учитель. Вы правы, ребята! А теперь внимательно послушайте текст М.Андреевой «Мертвая природа». Он и будет основой вашей работы, по окончании которой вы выскажете свое отношение к натюрморту как жанру живописи. (Читает текст.)

МЕРТВАЯ ПРИРОДА

Такое название никому не может понравиться. От него делается грустно и скучно. Представляется что-то унылое: голые скалы, сгоревший лес, увядшие цветы...
А на самом деле это просто буквальный перевод французского слова натюрморт. Так называли когда-то картины, на которых была изображена битая дичь. Потом это слово приобрело более широкое значение, и темой натюрмортов стали разные вещи, окружающие человека: цветы, фрукты, книги, посуда... Через них художник воссоздает обстановку, показывает вкусы, характер, даже переживания людей, которым эти вещи принадлежали.
Свет, падающий из невидимого окна, освещает серебряный кофейник, высокий бокал из тончайшего стекла, а рядом с ним – другой, более толстый, зеленоватый. Очищенный лимон написан так правдиво, что при взгляде на него становится кисло во рту. Нож с блестящей перламутровой ручкой лежит на небольшой тарелочке у края стола. Это натюрморт голландского художника Виллема Класа Геда.
Художник сам расставляет выбранные им предметы. Он передвигает их, меняет местами, заменяет один предмет другим, пока не получится то, что ему покажется красивым... А рисуя эти вещи, он стремится передать не только форму и объем предметов, но и материал, из которого они сделаны.
Натюрморт, как и пейзаж, возник не сразу. Вначале вещи на картине были только деталями. А потом он стал отдельным видом живописи и особенно большое распространение получил в Голландии и Фландрии XVII века.
Яркой, красочной предстает перед нами на картинах художников мертвая природа...

Так что же такое мертвая природа?

Ученики. Мертвая природа – это натюрморт, жанр живописи.
Учитель. А сейчас, ребята, попробуем разобраться в тексте, для чего нам нужно определить его тему и идею, тип речи, стиль и некоторые другие особенности.
Ученики (отвечают, поправляя и дополняя друг друга).
Учитель. Теперь давайте обратимся к школьному «Словарю иностранных слов» и выясним, что же он говорит о значении слова натюрморт..
Ученик (читает): Натюрморт – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов: битой дичи, плодов, утвари и т.д.
Учитель. Ребята, вы, наверное, согласитесь, что данное определение, в частности, выражение посвященный изображению, не отличается изяществом, но давайте все-таки запишем это предложение, а затем объясним знаки препинания в нем.
Ученики (выполняют полученное задание).
Учитель. Кажется, пришло время отдохнуть от «презренной прозы» и послушать стихотворение известного поэта Александра Кушнера «Что я узнал», где автор в стихах рассказал читателю о пейзаже и натюрморте.
Ученик (читает стихотворение).

Если видишь: на картинке
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
То подобная картина
Называется пейзаж.

Если видишь на картинке
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу, –
Знай, что это – натюрморт.

Учитель. Теперь, ребята, совершим экскурс в историю натюрморта.
Ученики (выступают четыре докладчика).
1-й докладчик. Натюрморт возник в древнем мире. Это были древнеегипетские фрески и рельефы, древнегреческие и римские мозаики.
Самостоятельное значение натюрморт, или «живопись цветов», как его тогда называли, приобрел в Китае с VII века и особенно высокого развития достиг в X–XIII столетиях. В европейском искусстве до XVIII века самостоятельные натюрморты крайне редки, однако в картины на религиозные и бытовые сюжеты вводились постоянно.
В особый жанр они выделились в реалистическом искусстве XVII века. Особенно большое распространение натюрморт получил в Голландии и Фландрии.
(В основу следующих трех докладов положен текст Е.О. Каменевой «Красота в обыденном», взятый из «Сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы – 9-й класс» (М.: Дрофа, 1998. С. 66).
2-й докладчик. В XVII веке Голландия была самым передовым и богатым государством. После буржуазной революции XVI века народ освободился от власти феодалов и церкви. Окончилась победой и долгая война с испанскими захватчиками. Мужественный, трудолюбивый голландский народ вернулся к мирной жизни. И тогда люди особенно остро почувствовали, как хороша природа, как мила им их простая жизнь. И художники стали рисовать то, что было понятно и близко всем: тихие поля и море, уютные комнаты со старинной мебелью, семейные сценки.
3-й докладчик. Это было время расцвета голландской живописи. Все увлекались искусством, все покупали картины. Художники даже иногда платили своими картинами и хозяйке за комнату, и портному за костюм.
С особой любовью голландские художники писали натюрморты. «Завтрак с цыпленком», «Завтрак с ветчиной и персиками», «Завтрак с омарами» – вот их излюбленные темы.
Они любили серые тона, особенно для фона, но зато каким золотом отливают на этом фоне лимоны! Как хороши сочные персики с бархатистым пушком или селедка, вся сверкающая перламутром! Какими тугими складками падает накрахмаленная белая скатерть из знаменитого голландского полотна!
4-й докладчик. Голландские художники очень умело пользовались светотенью и тончайшими переходами цвета, и поэтому так объемны стеклянные бокалы, в которых поблескивает налитое вино. А как хорошо они изображали металлический блеск посуды и матовость глиняных кувшинов! Художники увидели возвышенную красоту в самых простых, обыденных вещах. Они передали не только красоту вещей, но и свое восхищение ими.
Все эти предметы, изображенные на полотнах, помогают увидеть как бы кусочек жизни того времени: посуду, которой тогда пользовались, обстановку комнат, обычаи и привычки.
Эти натюрморты были небольшими по размеру, и художников, писавших их, потом назвали «малые голландцы».
Они-то и являются родоначальниками натюрморта как самостоятельного жанра.
Учитель. Итак, ребята, как видите, натюрморт – древний жанр живописи, который, судя по многим картинам, представленным на доске, живет и сегодня.
Кстати, рассуждая о натюрморте как жанре живописи в буквальном смысле, вы, наверное, не заметили, как перешли к живописи словесной. Такие выражения, как персики с бархатистым пушком или селедка, сверкающая перламутром, способны произвести сильнейшее впечатление на человека, ничуть не уступающее воздействию на зрителя персиков и селедки с картин голландских и фламандских мастеров.
Давайте посмотрим, можно ли «словесный» натюрморт считать наряду с пейзажем, портретом, интерьером полноценным видом художественного описания.
Обратимся к классикам. Вот такой натюрморт создал в своем стихотворении «Приглашение к обеду» Г.Р. Державин. Послушаем.
Ученик. Шекснинска стерлядь золотая,

Каймак и борщ уже стоят;
В графинах вина, пунш, блистая
То льдом, то искрами, манят;
С курильниц благовоньи льются,
Плоды среди корзин смеются,
Не смеют слуги и дохнуть,
Тебя стола вкруг ожидая...

Учитель. Согласитесь, что картина впечатляющая: «Плоды среди корзин смеются». Так и хочется протянуть руку и схватить «смеющийся» плод.
А теперь обратимся к гениальному творению А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Герой романа посещает известное в Петербурге заведение господина Talon, и вот что видит он на столе в ресторане.

Ученик. К Talon помчался: он уверен,

Что там уж ждет его Каверин.
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток,
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Страсбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым.

Учитель. А вот двум генералам из известного произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина не повезло. По воле автора они оказались вдали от Петербурга, на необитаемом острове. Понятно, что многих удовольствий, в том числе возможности посидеть за пышным столом, генералы лишились. Зато в руки им попала газета «Московские ведомости». Вот о чем она писала.
Ученик. «Вчера у почтенного начальника нашей древней столицы был парадный обед. Стол сервирован был на сто персон с роскошью изумительною. Дары всех стран назначили себе как бы рандеву на этом волшебном празднике. Тут была и “шекснинска стерлядь золотая”, и питомец лесов кавказских – фазан, и, столь редкая в нашем севере в феврале месяце, земляника...»
Учитель. Легко представить себе, какие муки причиняло голодным генералам подобное чтение. Но их руки снова и снова тянулись к газете. А там – натюрморты...
Как видите, ребята, «словесный» натюрморт отнюдь не редкость в произведениях русских классиков. При желании можно найти еще массу примеров.
А теперь снова вернемся к исходному тексту. Сейчас я буду читать его по абзацам, а вы составите план. (Читает текст.)
Ученики (составляют план).
Учитель. Давайте в оставшееся время проведем орфографическую работу. (Читает словосочетания.)
Ученики (объясняют орфограммы).
На следующем уроке ученики приступают к работе над изложением с элементами сочинения на тему «Мертвая природа».

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru