Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №22/2001

ТАКИЕ РАЗНЫЕ ШКОЛЫ

ВСЕРОССИЙСКАЯ ЗАОЧНАЯ
МНОГОПРЕДМЕТНАЯ ШКОЛА

Валерия СОКОЛОВА

«Дистантное образование» – модное сегодня сочетание слов, но, думается, учителя-словесники относятся к такой идее обучения – издалека – с еще большим скепсисом, чем многие их коллеги. Можно ли заочно улучшить грамотность или научить писать сочинение?
Мы пробуем, и кое-что у нас получается. Мы – преподаватели филологического отделения Открытого лицея «Всероссийская заочная многопредметная школа» (ОЛ ВЗМШ). Лицей возник как математическая школа более 30 лет назад и с тех пор значительно расширился: теперь в школе, помимо математического, работают отделения физики, химии, биологии, экономики, истории, права и филологии. Наши гуманитарные отделения еще молоды, но накопили интересный методический опыт, разработали и издали учебники и пособия. Филологическое отделение существует в Лицее с 1989 года. На отделении работают студенты и выпускники филологического факультета МГУ, среди наших сотрудников есть аспиранты и кандидаты филологических наук.
Сразу отметим: Лицей – не подготовительные курсы, мы работаем в сфере дополнительного образования – помогаем желающим расширить свой кругозор, систематизировать имеющиеся знания, приобрести навыки исследовательской работы. А объект нашего интереса, внимания и исследования, конечно же, Слово. Родное и «чужое», «претворенное» метафорой, образное и терминологически точное. Как правильно написать и к месту использовать, как увидеть системные связи и как учесть их в работе со Словом? Сколько с ним проблем – у многих, и как приятно встретить к нему интерес – пусть у некоторых. И те, и другие есть среди наших учеников.

О НАШИХ УЧЕНИКАХ

Конечно, мы ориентируемся прежде всего на ребят из глубинки. Очевидно, что сегодня они оказались в неравных условиях с москвичами и жителями крупных городов, где есть библиотеки, вузы, лицеи, гимназии, кружки. У того, кто родился в маленьком поселке или деревне, нет возможности сдать экзамены в профильный класс и учиться в гуманитарной школе. Да чего греха таить – иногда проблемой становится добыть текст стихотворения Жуковского или Блока. А ведь талантливых детей, мечтающих учиться дальше, среди этих ребят не меньше. И всем – не только будущим филологам – необходимо обладать определенными знаниями и навыками владения словом, чтобы осуществить свою мечту. Хорошо, если повезло, – и учитель замечательный, и преподавание на высоком уровне, и все получается. А если нет? Тогда мы предлагаем свою помощь. Она, увы, сегодня не бесплатна. Государство финансирует наш Лицей чисто символически, но по сравнению с ценами московских заочных школ и подготовительных курсов 70–80 рублей в месяц – не очень большие деньги. Кроме того, мы стараемся идти навстречу тем, чье желание учиться велико, а финансовые возможности ограничены.
Однако желание и наличие некоторых средств – лишь необходимое, но отнюдь не достаточное условие для заочной учебы. Ведь учиться самостоятельно, учиться добровольно (когда в любой момент можно это занятие бросить, и никто слова не скажет) хочет и умеет далеко не каждый. Что же такое – уметь учиться самостоятельно?
К новому, непривычному делу обычно приступают с энтузиазмом. Но после одного-двух первых заданий заочная учеба перестает быть чем-то новым и необычным и превращается в то, что она есть на самом деле, – в упорный труд. Сумеет ли юный человек не «скиснуть», когда пройдет первый энтузиазм?
Что же, придется научиться распределять и планировать свою работу, чтобы она была равномерной и систематической. Трудно приходится тем, кто все привык делать в последнюю минуту, – от спешки страдает качество, да и задания довольно большие, выполняя их «в один присест», рискуешь «надорваться». Правильно организовать свою работу и придерживаться плана, пожалуй, самое трудное в самообразовании.
В ОЛ ВЗМШ учатся не ради оценок, а ради знаний. Многие решают не продолжать учебу, когда видят, что оценки оказываются ниже тех, которые они привыкли получать в школе. Но это естественно: всякое новое дело требует опыта. Если ученик настойчив, опыт обязательно придет, а оценку он может повысить – мы проверим столько работ над ошибками или переделок, сколько он сочтет нужным выполнить.
Итак, если человек обладает волей, организованностью и целеустремленностью, то он справится. Как видно из писем, наши выпускники благодарны нам не только за то, что получили массу сведений, познакомились с занимательными малоизвестными фактами. Они ценят в первую очередь возможность прикоснуться, пусть пока совсем чуть-чуть, к одной из древнейших, прекраснейших областей человеческого знания – науке филологии: увидеть необыкновенное в повседневном, новое – в хорошо знакомом и обрести – на всю жизнь – собеседников, говорящих с ними через десятилетия и века.

О ТОМ, КТО И КАК ПРОВЕРЯЕТ РАБОТЫ

Мы сами не устаем восхищаться теми, кто учится заочно, и от проверяющего требуется, чтобы он уважал ученика: человек ставит планку высоко, он решил учиться в Москве. И еще: ученик всегда прав. Это, конечно, не значит, что, если он пишет чепуху, его надо хвалить. Но уважения достойно само решение учиться.
Проверяющий работу должен сам прекрасно владеть материалом, быть внимательным, доброжелательным и вежливым. Не пропускать, конечно, ни фактических, ни грамматических ошибок, ни логических неточностей.
Проверяющий, читая работу, выносит на поля не только ошибки, но и свои замечания, комментарии, затем рецензирует работу целиком, а на сочинение пишет отдельную рецензию. Сочинение рецензируется в двух «системах координат». Прежде всего – как школьное. Часто учителя требуют сверхэмоциональности, в школе приветствуется жанр сочинения-эссе: пишущего «много», а автора и произведения, по поводу которого человек взялся за перо, почти и вовсе нет. Тут можно оценить композицию, чувство меры, стиль. Но наше «при МГУ» накладывает на нас дополнительную ответственность: любое сочинение мы рецензируем и как вступительное – мы обязаны предупредить о требованиях к сочинению абитуриента, научить писать эту маленькую научную работу, где главное – знание текста произведения и убедительные аргументы, где не должно быть ничего лишнего.
Естественно, каждый ученик делает свои ошибки, однако многолетний опыт и анализ наиболее распространенных из них позволили разработать типовые комментарии, упрощающие проверку.
Если ученик слабый или очень юный, если он вообще не смог ответить на вопрос или ответ его неверен, требуется достаточно подробный комментарий. Причем комментарий обучающий, чтобы было ясно, как взяться за ответ на вопрос такого типа, если он встретится вновь.
Но иногда нужны комментарии другого рода. Бывает так, что автор работы в целом верно осветил вопрос, но упустил какие-то детали. Или чувствуется, что ребенок сильный, способный, знает материал, умеет анализировать, но что-то недопонял, в чем-то сбился. Тогда достаточно задать пару наводящих вопросов, и он сам прекрасно справится.
У ученика после чтения рецензии не должно оставаться вопросов, почему ему поставили именно эту оценку, и он должен ясно понимать, как переделать работу, чтобы получить более высокий балл, если у него возникнет такое желание.

МЫ ПРЕДЛАГАЕМ

Русский язык в конверте. Опыт показывает: редкому школьному учителю удается показать ученикам связь теории и практики языка во всей ее красоте и стройности. И чаще всего в этом нет вины учителя – низкий уровень общей, в том числе и языковой, культуры заставляет тратить время урока на освоение очень конкретных элементарных вещей.
Но ведь общеизвестно: чтобы писать без ошибок, мало просто знать правила, надо еще уметь их применять. Например, правило написания разделительных ъ и ь не сослужит ровно никакой службы тому, кто не умеет выделять приставки. Даже людям, обладающим так называемой «врожденной» грамотностью, придется научиться определять вид глагола и видеть зависимые слова, так как, имея дело с н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных, одной интуицией не обойдешься. Поэтому знакомство с языком как системой, умение делать всевозможные разборы – необходимое условие грамотного письма.
Если ученик выбирает теоретический курс, то ему предстоит систематизировать школьные знания и узнать что-то новое: что такое лексико-грамматический разряд; почему слова распределяются по частям речи так, а не иначе; что такое – унификс и интерфикс и т.д. Заодно он познакомится с эпизодами из истории русского языка, с некоторыми проблемами современной лингвистической науки и отдельными интересными ее гипотезами, с проблематикой смежных с лингвистикой наук; ему предстоит попробовать себя в самостоятельных лингвистических экспериментах. Понятно, что этот курс для тех, кого язык интересует серьезно.
Но чаще всего с нами связывают надежду улучшить свою грамотность. 10 лет работы показали, что единого курса для всех желающих решить эту проблему нет и быть не может.
Кому-то нужно только систематизировать знания. Обычно это хорошисты, знающие правила, но по какой-то причине не имеющие в голове той самой системы, о которой речь шла выше. Как только эта связь восстанавливается, дело идет на лад и можно перейти к курсу «Практическая грамотность», где два-три занимательных задания на каждое правило помогают увидеть эти закономерности и повторить правила, учитывая их.
Кому-то необходимо поработать не столько головой, сколько рукой. Если у ученика хорошая зрительная и «механическая» память, а сложности у него вызывают традиционные «трудные случаи» – написание заимствованных слов, не и ни с различными частями речи и т.п., ему поможет курс «Практикум по русскому правописанию». Выбравшему этот курс предстоит сочинять стихи и короткие рассказы, приобрести навыки работы со словарями. А чтобы немного облегчить большую и непростую работу, часть упражнений составлена в виде шуток, забавных или познавательных историй, сказок, кулинарных рецептов, задач, кроссвордов и т.п.
Честно признаемся: пока только ищем форму заочного обучения, которая поможет улучшить грамотность тем, чьи проблемы не в неумении учиться, не в отдельных пробелах, а в полном отсутствии языкового чутья. К сожалению, таких учеников становится все больше. Пока мы пытаемся помочь им, предлагая индивидуальные формы выполнения работы над ошибками по имеющимся курсам, но очевидно, что здесь нужен особый подход.
Слово Мастера. Заочное обучение литературе – очень сложная и специфическая вещь. Мы предлагаем курсы, адресованные разным группам учащихся.
Курс «Основы литературоведения» – компактный, ознакомительный, он не ориентирован на школьную программу, его могут осваивать учащиеся помладше, так как глобальные, философские вопросы здесь можно и обойти, есть больше возможностей пофантазировать.
Курс «Русская литература XIX века» объемный, более академичный, требует знакомства со сложными произведениями, элементарных навыков литературоведческого анализа и определенной зрелости ума.
Понимать специфику каждого из курсов должен и проверяющий. Естественно, второй курс следует предлагать людям, прочитавшим соответствующие произведения, и лучше, если они их уже обсуждали в школе. Критерии оценки курса «Основы литературоведения» особые для окончивших 8-й или 9-й класс и старшеклассников. У младших нужно прежде всего отмечать владение терминами, логику ответа, умение высказать и аргументировать свою точку зрения. Старшие же, помимо этого, должны показать и более широкую начитанность, знания, эрудицию.
Филология как она есть. Кое-кого из наших учеников интересует не только русский язык, но вообще язык. И слово – не как средство написать сочинение и заняться наконец любимой физикой, математикой или биологией. В основном это те, кто уже определился с планами на будущее и мечтает посвятить себя филологической науке.
Для будущих лингвистов – «Основы лингвистики». Этот курс поможет узнать, как разнообразно устройство языков мира и что такое язык вообще, научиться решать уникальный тип задач, разработанный лингвистами-теоретиками Московского университета и не имеющий аналогов в мире – так называемые лингвистические задачи, составленные на материале самых разных языков: от привычных европейских до экзотического языка хауса или тарахумара.
Будущие филологи совсем иначе осваивают наши литературоведческие курсы, чем те, кого литература интересует постольку поскольку. Забавно, но факт: часто вес бандероли – показатель интереса к предмету. Одну и ту же работу наши ученики могут выполнить по-разному: одному хватает тоненькой тетрадочки, от другого получаем 20 таких тетрадок, аккуратно сшитых нитками. Это те, кого всерьез занимает вопрос, над которым человечество размышляет уже очень давно: как устроен художественный текст? Система теоретических понятий, которые применяются для анализа литературного текста, начала складываться еще в античные времена, в Древней Греции, и с тех пор развивалась и изменялась по мере того, как развивалась и менялась сама литература. Мы стараемся, чтобы юный исследователь понял: теоретический аппарат литературного анализа важен и ценен не сам по себе, а в той мере, в какой он, во-первых, позволяет нам увидеть в произведении что-то новое, особенное и важное, неразличимое, так сказать, «невооруженным глазом», а во-вторых, и это, пожалуй, главное, – он помогает нам обосновать, доказать, сделать убедительным наше собственное мнение, наше понимание художественного текста.
И  все-таки как его писать? Все же большинство наших учеников хотят «связно и логично передавать свои мысли в сочинении». Можно знать очень много – и написать плохое сочинение. Можно исписать много страниц – и оставить своего читателя в недоумении: к чему это все было сказано? Всякое исследование, всякое рассуждение (а сочинение по литературе – это как раз и есть маленькое исследование) имеет свои жанровые законы, свое внутреннее устройство. От него требуется логика, убедительность, опора на факты (текст произведения) и композиционная законченность. Все эти требования гораздо легче перечислить, чем соблюдать, потому что такой тип работы предполагает прежде всего умение четко думать. Однако и здесь есть свои правила и приемы, которые помогут научиться писать логично, связно, аргументированно и убедительно. Сейчас издается множество пособий для самостоятельной работы, помогающих двигаться в этом направлении, но одно дело – теория, другое – практика. Личный проверяющий – преподаватель, собеседник, советчик – полезный спутник на этом нелегком пути.
Вообще, умение связно и «красиво» писать требует труда и навыка. Это касается не только сочинения на литературоведческую тему. Поэтому на нашем отделении появился еще один курс – «Журналистика: первый шаг». Он знакомит желающих с информационными, аналитическими и художественно-публицистическими жанрами, с принципами создания эффективного заголовка, законами стилистики. Курс этот – новинка. Мы получали и получаем письма, свидетельствующие о том, что сейчас очень многие молодые люди мечтают стать журналистами, но мало кто представляет себе, что это такое. Ведь публикация в газете или журнале еще не делает человека журналистом. Пытаемся показать им, что, помимо огромного желания и таланта, журналист должен очень много всего знать, очень многое уметь, если он действительно претендует на звание профессионала.

ЧЕМ МЫ МОЖЕМ ВАМ ПОМОЧЬ?

Отделение предлагает на выбор 12 учебных программ. Вы хотите исправить грамотность? Познакомиться с любопытными проблемами теории и практики русского языка? Освоить приемы лингвистического или литературоведческого анализа? Научиться говорить по-английски и понимать английскую речь? Узнать кое-что о журналистике и оценить свои творческие способности? Приобрести навыки, необходимые для успешной сдачи экзаменов в вуз? Тогда пришлите нам вступительную работу, и мы поможем выбрать ту программу или программы, которые нацелены на решение именно вашей задачи.
Для того чтобы специалисты отделения могли предложить вам наиболее эффективную форму обучения, им необходимо как можно больше знать о ваших целях и проблемах, поэтому вступительная работа – ответы на вопросы помещенного ниже текста.
Отвечать следует на двойном тетрадном листе, указав на первой странице важные для нас данные: ФИО, какой класс заканчиваете, полный почтовый адрес, телефон (если есть).
Затем полностью перепишите условия текста и выполните задания 1–6 (вписать, подчеркнуть нужное, проставить галочки или цифры в квадратики и т.п.).

1. Впишите нужное:

К 1 сентября 2001 года я закончу __________ класс.

2. Заполните клетки.

Моя средняя оценка

по русскому языку
по литературе

3. Подчеркните нужное.

Моя грамотность:

а) абсолютная,
б) вполне приличная,
в) так себе,
г) низкая.

4. Расставьте цифры от 1 до 6 в соответствии с тем, насколько для вас важны следующие задачи (1 – самое важное, 6 – наименее важное):

узнать как можно больше об устройстве русского языка,
узнать как можно больше о русской литературе,
научиться хорошо и логично выражать свои мысли в сочинении,
писать грамотнее,
узнать больше об устройстве языков мира,
узнать больше о том, что за наука – литературоведение.

5. Подчеркните нужное:

Надеюсь, что учеба на филологическом отделении ОЛ ВЗМШ даст мне возможность:

а) удовлетворить свое природное любопытство,
б) заняться в свободное время тем, что мне интересно,
в) исправить школьные оценки по русскому языку и литературе,
г) приобрести знания и навыки, необходимые для успешной сдачи экзаменов в вуз.

6. Подчеркните нужное:

Скорее всего, я буду поступать в вуз:

а) на филологическую специальность, где пишут сочинение и сдают русский устно,
б) на гуманитарную специальность, где пишут сочинение,
в) писать сочинение (в негуманитарном вузе),
г) писать диктант (в негуманитарном вузе),
д) мне важно школу закончить!

Желающие поступить на новые курсы «Журналистика: первый шаг» (основы журналистики, анализ текста, практическая работа в разных публицистических жанрах) и «Английский язык» (для тех, кто знает язык в объеме «Yes, it is!») принимаются на основании заявления и анкету не заполняют.

Вместе с анкетой или заявлением пришлите, пожалуйста, стандартный конверт с маркой и вашим адресом (с индексом) для ответа Приемной комиссии филологического отделения по адресу: 117234, Москва, В-234, Воробьевы горы, МГУ, ОЛ ВЗМШ, Филология.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru