Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №31/2001

Я ИДУ НА УРОК

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ

И.ВЯЛЫХ,
г.Калуга

8 класс

РОЛЬ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ СКАЗУЕМЫХ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

Цели: развивать представления учащихся об изобразительно-выразительной роли изучаемых синтаксических конструкций, творческие способности и художественный вкус учащихся; развивать интерес к поэзии.

Ход урока

I. Воспроизведение опорных знаний (методика «полетного повторения» по В.Ф. Шаталову).

1. Сказуемое – это главный член предложения, который...
2. Сказуемое выражает...
3. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется...
4. В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются...
5. Составными сказуемыми называются такие сказуемые, в которых...
6. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое...
7. В роли вспомогательных глаголов могут выступать...
8. Составное именное сказуемое – это...
9. В роли связок могут выступать...
10. На месте глагола-связки могут быть употреблены...
11. Сложным называется сказуемое, которое...
12. Сложным именным называется сказуемое...
13. Сложным глагольным...
14. Сложным смешанного типа называется...

II. Запись текста под диктовку и проверка его: объяснение орфограмм и пунктограмм, определение грамматической основы, видов сказуемого и способов его выражения.

Картина работы неизвестного художника находится в Лувре.
(Дается стихотворение.)

Его глаза – подземные озера,
Покинутые царские чертоги.
Отмечен знаком высшего позора,
Он никогда не говорит о Боге.
Его уста – пурпуровая рана
От лезвия, пропитанного ядом.
Печальные, сомкнувшиеся рано,
Они зовут к непознанным усладам.
И руки – бледный мрамор полнолуний,
В них ужасы неснятого проклятья,
Они ласкали девушек-колдуний
И ведали кровавые распятья.
Ему в веках достался страшный жребий –
Служить мечтой убийцы и поэта.
Быть может, как родился он – на небе
Кровавая растаяла комета.
В его душе столетние обиды,
В его душе печали без названья.
На все сады Мадонны и Киприды
Не променяет он воспоминанья.
Он злобен, но не злобой святотатца,
И нежен цвет его атласной кожи.
Он может улыбаться и смеяться,
Но плакать... плакать больше он не может.

(Н.Гумилев)

III. Аналитическое чтение

Перед вами поэтический портрет мужчины. «Рассмотрите» его:

– Что вы видите на 1-м плане?
– Разделите стихотворение на части и определите главную мысль каждой.
– Какова композиция стихотворения? Как она способствует логике проникновения в художественный образ?
– Первая часть стихотворения воссоздает внешний вид человека. Отражается ли во внешности его характер? Как?
– Попробуем заменить составные именные сказуемые в 1-й части простыми глагольными. Что теряет образ в результате такой замены?
– 2-я часть – проникновение во внутренний мир, в характер и даже в прошлое героя. Какой же человек перед вами?
– Поэт описывает портрет или свое впечатление от портрета? Подтвердите свою мысль.
– Какое впечатление производит портрет на вас? Убедил ли поэт вас в том, что прошлое этого человека именно таково? Почему вы считаете предположения Н.Гумилева убедительными?
– Какие чувства вызывает у поэта герой картины? Подтвердите свой ответ текстом.
– Какую жизнь, по-вашему, прожил этот человек?
– Он злобен и он злится. Есть разница между этими выражениями? Какая?

IV. Самостоятельная творческая работа

I вариант (для сильного состава учащихся)

Рассмотрите репродукцию картины (репродукции раздаются на каждую парту) и напишите сочинение-миниатюру (описание внешности и внутреннего мира изображенного на картине человека), употребив различные виды сказуемых (укажите их).

Мужские портреты:

1. К.П. Брюллов. Портрет А.Н. Струговщикова, 1840 г.
2. Иоганн Баптист Лампи Старший. Портрет Хосе де Рибаса.
3. Неизвестный египетский мастер из Фаюма. Юноша в золотом венке.
4. Пьер Миньяр. Юноша в панцире.
5. Адриан Браувер. Пьющий трактирщик.
6. А.А. Иванов. Нагой мальчик.
7. А.Е. Архипов. По этапам.
8. Н.Н. Ге. Портрет Герцена.
9. Антонис ван Дейк. Портрет сэра Томаса Чалонера.
10. Франс Халс. Евангелист Матфей.
11. И.Н. Крамской. Автопортрет, 1867 г.
12. И.Горбунов. Портрет мальчика.
13. О.Кипренский. Портрет мальчика Челищева.
14. И.Аргунов. Портрет неизвестного в зеленом кафтане.
15. Тропинин. Портрет Д.В. Киселева.
16. В.Боровиковский. Портрет А.П. Дубовицкого.
17. А.Г. Вранек. Мужской портрет (1816 г.).
18. В.Боровиковский. Портрет А.А. Константинова.
19. В.Пукирев. Портрет жениха (к картине «Неравный брак»).

Женские портреты:

1. Л.А. Федотов. Портрет Н.П. Жданович.
2. К.П. Брюллов. Портрет Е.П. Салтыковой.
3. Неизвестный художник XVI в. Италия. Женский портрет.
4. Юстус Сюттерманс. Портрет женщины с жемчугом.
5. Б.Э. Мурильо. Девочка – продавщица фруктов.
6. Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари.
7. Томас Гейнсборо. Портрет дамы в голубом.
8. Винсент ван Гог. Аральские дамы.
9. О.Кипренский. Портрет Н.В. Кочубей.
10. Элизабет Виже-Лебрен. Автопортрет.
11. А.Венецианов. Портрет Настеньки Хавской.
12. Маньяни. Портрет Н.Г. Чернышовой.
13. В.Боровиковский. Портрет М.И. Лопухиной.
14. Ф.Рокотов. Портрет А.П. Струйской.
15. Ф.Рокотов. Портрет А.А. Куракиной.
16. Н.Аргунов. Портрет неизвестной (1810-е гг.).
17. В.Боровиковский. Портрет неизвестной в тюрбане.
18. А.Антропов. Портрет А.В. Бутурлиной.
19. Н.Крамской. Неизвестная.

II вариант (для среднего состава учащихся)

Общее задание. Рассмотрите репродукцию картины Леонардо да Винчи «Джоконда» и напишите (коллективно) сочинение-миниатюру (описание внешности и внутреннего мира изображенной на картине женщины), употребив разные виды сказуемого. Укажите их.
Перед подобной работой учитель может прочитать стихотворение Н.Озерова, попросив учащихся ответить на вопрос: о каком портрете идет речь и кто его написал?

Еще не видно лица на портрете.
Ни рук на нем, ни одежды нет.
Как воплощается замысел в цвете?
Как возникает женский портрет?
Художник не отрывает взора
От натурщицы, от полотна.
– Можете шевелиться, синьора,
Ваша скованность мне вредна.
Смуглая женщина в свете зыбком,
Прост и чудесен ее наряд.
Неуловима ее улыбка,
Необъясним ее чистый взгляд.
То ли улыбка, то ли догадка,
То ли намек, то ли укор.
Бежит пробор посередке гладко
И пропадает тропой среди гор.
...Еще кантилена, еще два аккорда.
Послеобеденный ровный свет.
Музыку слушает Джоконда.
Леонардо пишет портрет.

Домашнее задание

Самостоятельно подберите репродукцию, изображающую человека, описанного в стихотворении, и попытайтесь написать подражание Н.Гумилеву, соответствующее композиции и синтаксическому строю его произведения.

9 класс

 РОЛЬ СЛОЖНОРОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

Цели:

1. Обобщить и систематизировать материал по данной теме.
2. Закрепить приобретенные пунктуационные навыки.
3. Совершенствовать умения анализировать, делать выводы.

Ход урока

I. Воспроизведение теоретической части по блоку (методика «полетного» повторения по В.Ф. Шаталову).

1. Сложносочиненные предложения (ССП) – это такие предложения, в которых...
2. В сложносочиненных предложениях с соединительными союзами перечисляются явления, которые...
3. В ССП с разделительными союзами указывается на...
4. В ССП с противительными союзами одно явление...
5. Простые предложения, входящие в состав ССП, отделяются..., но если..., а также...

II. Выполнение тренировочных упражнений.

1. Наблюдения над текстом и стилистический анализ предложений.

Задание. Определите смысловые отношения между частями предложения, выражаемые союзами, и их стилистическую окраску.

– Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.
– Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

2. Сопоставьте описания, одни из которых построены на использовании ССП, другие – простых. Проследите, как влияют эти различия на восприятие. В каких случаях оказываются подчеркнутыми отдельные детали общей картины? Какие конструкции позволяют установить связь отдельных деталей между собой? Как следует читать те или другие конструкции?

Иногда срывался шквал... Дом скр_пел сами собой открывались и захлоп_вались двери на разные г_лоса пели печ(?)ные трубы и бродяч_е псы ноч_вавшие на в_ранде нач_нали скулить (от)страха.
А утром все так(же) ревело седое и мглистое море и (в)дали взлетали и окунались в воду доски бревна и вырва(н, нн)ые с корнем деревья.

(К.Паустовский)

Наступило утро. Гр_зовое ж_лтое небо все еще дымилось за окнами. Две радуги подруги опр_кинулись над в_рш_нами. Мокрые цветы диких пионов г_рели на подоко(н, нн)иках как ра_каленные угли. Было душно. Пар под_мался над сер_ми скалами. В пропаст_ рычал и перекатывал камни ручей.

(К.Паустовский)

Р_дела тень. Восток а(л, лл)ел. Огонь казачий пламенел.

(А.Пушкин)

3. Лингвостилистический эксперимент.

Задание. Прочитайте отрывок текста, проследите, какие синтаксические конструкции использовал Л.Толстой при описании явлений природы. Прочитайте текст еще раз, опустив союзы в ССП; сделайте вывод об использовании ССП с союзом и в текстах описательного характера.

ВЕСНА

Весна долго не открывалась. Потом вдруг понесло теплым ветром, надвинулись тучи, и три дня и три ночи лил бурный и теплый дождь. В четверг ветер затих и надвинулся густой серый туман, как бы скрывая тайны совершавшихся в природе перемен. В тумане полились воды, затрещали и сдвинулись льдины, быстрее двинулись мутные, вспенившиеся потоки... С вечера разорвался туман, тучи разбежались барашками, прояснело, и открылась настоящая весна.
Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подернувший воды, и весь теплый воздух задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли.
Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава, надулись почки калины, смородины и липкой спиртовой березы, и на обсыпанной золотым цветом лозине загудела пчела.

III. Творческая работа

Задание. Закончите рассказ, употребляя ССП с противительными союзами. Определите, почему здесь уместны эти конструкции.

В ЛЕСУ ВЕЧЕРОМ

Темнота быстро надвигалась. Мы ускорили шаг, но лес словно хватался за нас. Ноги то и дело проваливались, задевали за корни, скользили. Ветки били по лицу, а каждый прямой сучок норовил ткнуть в глаз, ободрать кожу или вцепиться в одежду. Вдруг мне показалось, что на этой тропинке мы не одни...

Домашнее задание

Подготовиться к устному взаимоконтролю по теме «Сложносочиненное предложение».

РОЛЬ СЛОЖНОПОЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ПОЭТИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

 Цели:

1. Развивать и углублять представления учащихся об изобразительно-выразительной роли изучаемых синтаксических конструкций.
2. Обеспечить понимание учащимися роли сложных предложений в поэтическом тексте.
3. Совершенствовать умение сравнивать.
4. Развивать художественный вкус учащихся, интерес к поэзии.

Ход урока

I. Воспроизведение опорных знаний (методика «полетного» повторения).

1. Сложными называются предложения...
2. Простые предложения в составе сложного объединяются...
3. ССП – это такие предложения, в которых...
4. СПП – это предложения...
5. БСП – это такие предложения...

II. Работа с текстами

Учащиеся получают отпечатанные на машинке отрывки из стихотворений А.Майкова с заданием: вставить пропущенные буквы и знаки препинания, объяснить орфограммы и пунктограммы; охарактеризовать сложные предложения, указав их виды.

Кро_т уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки г_рят
Любо в лесу мне бежать
Слышать как суч_я трещат
Листья ногой загр_бать!
Нет мне (з, с)десь прежних утех!
Лес с себя тайну совлек
Сорван последний орех
Свянул последний цветок
Мох (не)приподнят (не)взрыт
Грудой кудрявых груздей
Около пня (не)в_сит
Пурпур бруснич_ных кистей
Долго на листьях лежит
Ночи мороз и сквоз_ лес
Холодно как(то) глядит
Ясность прозрач_ных небес...
Листья шумят под ногой
Смерть стел_т жатву свою...
Только я весел душой
И как безумный пою!

* * *

Мне грус_но! Меня ра_др_жа_т
И солнца осе(н, нн)его блеск
И лист что с березы спада_т
И поз_них кузнечиков треск.
Взгл_ну ль по пр_вычке на крышу
Пустое гнездо под окном
В нем ласточ_к реч_ (не)слышу
Солома обветр_лась в нем...
А помню я как хлопотали
Две ласточ_ки строя его!
Как прутики глиной скр_пляли
И пуху таскали в него!
Как весел был труд их как ловок
Как любо им было когда
Пять маленьких, быстрых головок
Выгляд_вать стали с гнезда!
И целый-то день говоруньи
Как дети вели разговор...
Потом полетели, летуньи!
Я мало их видел с тех пор!
И вот их гнездо одиноко!
Они уж в иной стороне
Далеко, далеко, далеко...
О, если бы крылья и мне.

III. Аналитическая беседа:

– Какое настроение передается в первом стихотворении? Во втором? Почему вы пришли к такому выводу?
– Что является главным в первом фрагменте? Во втором?
– Как называются эти стихотворения? На какую тему они написаны?
– От какого лица ведется лирическое повествование в обоих стихотворениях? (Монолог.)
– Сколько предложений в каждом фрагменте? Какие это предложения по структуре?
– Предложения какой структуры преобладают? Почему?
– Сложные предложения какого вида встречаются в первом отрывке, какого – во втором? Чем это можно объяснить?

Сделайте вывод:

– роль СП в первом стихотворении, во втором;
– роль знаков препинания в передаче интонации и настроения лирического героя.

IV. Сочинение-миниатюра с заданием – использовать разные виды сложного предложения.

Репродукции:

Франческо Косса. «Осень».
С.Стрненская. «Осень».
С.Герасимов. «Осень».
В.М. Сидоров. «Осенняя пора».
В.Пурвит. «Осенний пейзаж».
И.Левитан. «Золотая осень».
К.Васильев. «Осень».
В.Поленов. «Золотая осень».

Домашнее задание (на выбор)

1. Сделайте подборку стихотворений русских поэтов, посвященных осени; проанализируйте одно-два (на выбор).
2. Напишите сочинение-миниатюру по мотивам стихотворения Н.Гумилева (на выбор): «Осенняя песня» (1905), «Осень» (1905), «Солнце духа» (1915), «Мы в аллеях светлых пролетали» (1917).
3. Напишите сочинение на одну из тем:

«Осень и поэзия в России неразлучны с пушкинских времен» (Н.Рыленков).
«Нет, недаром осень золотою испокон веков у нас зовут» (Н.Рыленков).
«Сколько грусти и прелести в этом хрусте и шелесте...» (С.Смирнов).

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru