Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №33/2001

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

ДЕСЯТИКЛАССНИКИ О ШКОЛЬНОЙ РЕФОРМЕ

На последнем уроке в 10-м классе Лицея на Воробьевых горах № 1525 учитель Ольга Кармакова предложила детям ответить на составленные ею вопросы анкеты. Прислушаемся к живой реакции ребят на происходящее. Участие их в опросе было добровольным, и радует, что среди них нет равнодушных, что они охотно высказывают свое мнение, беспокоятся не столько о себе, сколько о том, чтобы все было по справедливости.
Мы надеемся, что вам тоже будет интересно узнать их мнение о реформе образования (имеется в виду переход на 12-летнее обучение) и об изменениях в орфографическом своде правил. Может быть, и вы проведете опрос среди своих учеников? Таким образом, получилась бы более объективная картина. Ожидаем также, что и вы захотите поделиться с коллегами своими размышлениями, наблюдениями, выводами.

ВОПРОСЫ АНКЕТЫ

  1. Как вы относитесь к переходу на 12-летнее обучение в школе? Хорошо ли это? Если хотите, обоснуйте свой ответ.

  2. Какая форма экзамена в выпускном (11-м) классе кажется вам предпочтительнее: сочинение, изложение, тест, диктант? Почему?

  3. Чем, на ваш взгляд, целесообразно заниматься на уроках русского языка в старших классах?

  4. Как вы относитесь к изменениям правил русского языка, предложенным в разработке 1956 г.?

ОТВЕТЫ ЛИЦЕИСТОВ НА ВОПРОСЫ АНКЕТЫ

Настя Акопова

  1. Я считаю, что чем дольше длится обучение, тем лучше. Дело в том, что примерно к 10-му классу учащиеся понимают, что впереди поступление в вуз, что надо взяться за ум, а у них остается лишь 11-й класс, то есть очень мало времени. Имея впереди два класса, учащиеся вполне могут наверстать упущенное ранее и заполнить существующие пробелы, чтобы поступать в университет с уверенностью за свои знания. Ведь слишком много знаний не бывает. Наш родной язык необычайно интересен и богат, поэтому еще один год позволит узнать множество интересного и нового, что облегчит дальнейшее обучение в университете.

  2. Я думаю, что в выпускном классе нужно ввести диктант как экзамен. В диктант учитель может вставить слова и предложения с теми правилами, которые учащиеся прошли за 11 лет обучения. В сочинении и изложении учащийся может заменить сложные слова и конструкции, поэтому учителя не узнают об истинных недочетах ученика, хотя лучше о них узнавать не на выпускном экзамене.

  3. На мой взгляд, в старших классах следует заниматься повторением пройденного материала и параллельным знакомством с новыми и интересными областями русского языка.

  4. Многие из них действительно логичны, но все же сложно учить одно, а затем это же переучивать. Может быть путаница, но в целом изменения было бы неплохо ввести, чтобы уменьшить количество ошибок, которые встречаются в текстах и в рекламах, например. Если это повысит уровень грамотности населения, то изменения необходимо ввести.

Виталий Кархиш

  1. Надо признаться, что грядущие изменения системы образования не вызывают у меня особого доверия. Одно дело – разрешения разного рода проблем, связанных с правилами грамматики, а совсем другое – новый взгляд на срок обучения. Преобразования,
    безусловно, породят массу новых проблем, которые, как вы знаете, совсем не желательны ни той стороне, которая проводит реформы, ни той, которая им будет подвержена.

  2. На мой взгляд, сочинение является более подходящей формой выпускного экзамена, так как оно требует от ученика обращения к полученным за время учебы знаниям.

  3. Историей языка и повторением пройденного материала, уделяя большое внимание правилам пунктуации.

  4. Без тени сомнения, правила, принятые в 1956 г., требуют частичной доработки и некоторой модернизации.

Елизавета Макеева

  1. В общем, положительно, эта система предполагает более разгруженную программу, сохраняя здоровье и нормальную жизнедеятельность учеников.

  2. Сочинение наиболее ясно и четко показывает, какими знаниями и мыслительными способностями обладает ученик. Здесь, помимо правил русского языка, ученик проявляет свою начитанность, умение разбирать текст, делать выводы и обосновывать их. (Можно сделать исключение для нездоровых людей или много
    пропустивших.)

  3. По-моему, в старших классах самое время закреплять все, ранее пройденное, то есть отрабатывать правила; более подробно изучать пунктуацию. Надо изучать более сложные случаи, чем приводятся в учебнике. Несомненно, нужно заниматься и историей русского языка.

  4. Конечно, какие-то правила следует упростить, например, правила на н–нн. Но, допустим, писать
    феерверк, веер можно и с буквой й. По-моему, слова такого типа не испортятся от буквы й, к тому же она так отчетливо звучит, что так и хочется ее написать.

М.Руцкая

  1. Я не считаю, что это хорошо.

  2. На мой взгляд, наиболее точное представление о знаниях дает изложение, так как эта форма обнаруживает владение стилем, кроме прочего.

  3. В 10-м классе – познавательный материал (для общего развития), а в 11-м классе – повторение и подготовка к поступлению в вуз.

  4. Некоторые пункты меня устраивают, некоторые – нет.

Александра Литварь

  1. По-моему, это очень хорошо. Чем больше мы получим информации и образования, тем легче нам будет в жизни.

  2. Я считаю, что сочинение, потому что, когда мы поступаем в вуз, как правило, мы сдаем в качестве вступительного экзамена сочинение, следовательно, выпускной экзамен будет подготовкой к вступительному.

  3. На мой взгляд, необходимо заниматься повторением и углублением пройденного материала, возможно, изучением различных реформ в области русского языка, изучением истории развития русского языка.

  4. Я в целом отношусь положительно к этим изменениям, но некоторые пункты, на мой взгляд, не облегчают правописание, а усложняют его.

Д.Минаев

  1. Если вопрос с призывом в армию будет решен, я не против.

  2. Для упрощения экзамена лучше тест, для его объективности – сочинение.

  3. Повторением и диктантами.

  4. Затрудняюсь ответить.

Коля Д.

  1. Все зависит от реформы армии. Но растягивать период учебы – это не выход из ситуации, когда очень много неграмотных в стране.

  2. Диктант (но сложный и большой).

  3. Повторением пройденного и написанием диктантов.

  4. Нейтрально, хотя упростить орфографию не мешало бы.

Ксения К.

  1. Наверное, хорошо. Если человек оканчивает школу в 18–19 лет, ему легче решить, что делать в будущем. Кроме того, программа станет легче.

  2. Для школ с гуманитарной специализацией предпочтительнее сочинение – это самый сложный и объемный экзамен. А для общеобразовательных школ или для школ со специализацией в естественных или точных науках вполне достаточно теста.

  3. На мой взгляд, подготовкой к вступительным экзаменам (т.е. заниматься практикой и теорией в равной мере, разбирать программу вступительных экзаменов, изучать различные аспекты языкознания: диалектология, история языка, лексикология).

  4. Трудно будет многим переучиваться, но эти поправки значительно упрощают язык, систематизируют его. Трудно будет сосуществовать людям, учившимся в разные годы.

Т.Михайлова

  1. По-моему, 10 лет вполне достаточно. А дальше человек должен сам выбирать, где он будет учиться, а не тратить еще два года на школу.

  2. По-моему, самым правильным будет или сочинение, или тест. Первое – показывает умение мыслить и излагать свои мысли, а второй – просто показывает знания.

  3. На мой взгляд, в старших классах должно быть меньше уроков, а больше факультативов. Русский язык тоже можно разделить на части по темам, например, диалекты, сленг, грамматика, риторика и т.п. Кроме того, нужно в целом повторять все пройденное.

  4. Мне кажется, что эти изменения сильно облегчат людям жизнь. Это сделает правила понятнее, и их будет легче запоминать. Кроме того, они упорядочат представление о системе языка, что необходимо.

Тимофей Дзедко

  1. К реформе обучения (12-летнего) я отношусь не очень хорошо. На мой взгляд, не имеет смысла увеличивать срок обучения на целый год. К тому же возникает угроза армии. Но введение общего экзамена для вузов и школ мне очень симпатично.

  2. Сочинение, на мой взгляд, дает более емкое и полное представление о знаниях ученика, хотя и является, по-моему, самой сложной формой экзамена (требует наличия системного мышления). Вопросы и ответы теста очень часто бывают спорными.

  3. Повторением и углублением знаний. Подготовкой к выпускным и вступительным экзаменам.

  4. На мой взгляд, в этих изменениях много спорного, упрощающего орфографию русского языка. Мне кажется, множество слов следует оставить так, как они писались. Хотя многие изменения меня устраивают (например, отсутствие дефиса после заимствованных слов аудио, видео и т.д.).

Люда Р.

  1. Плохо!

  2. Мне кажется, тест, который проверял бы общие знания ученика.

  3. Русским языком: теорией, практикой, изучением сленга.

  4. В целом положительно. Это во многом облегчает жизнь.

Смолицкий

  1. Отрицательно.

  2. Тест.

  3. Подготовкой к экзаменам.

  4. Поддерживаю, одобряю.

Настя Никифорова

  1. Мне кажется, что введение двенадцатилетнего школьного образования – хорошая идея. Но для этого необходимы некоторые условия: во-первых, следовало бы передвинуть призывные сроки, например, сделать призыв в армию в 20 лет или по крайней мере обеспечить ученикам достаточную отсрочку от армии.
    Кроме того, при сохранении того же объема материала двенадцатилетнее образование позволит разгрузить учеников: можно будет ввести 36-часовую учебную неделю (при шести днях в неделю) и добавить в программу больше занятий физкультурой. При размеренном ритме учебы и достаточной физической нагрузке учиться станет заметно легче, а общий уровень здоровья учащихся сильно повысится; сегодня многие ученики страдают от чрезмерных нагрузок, обилия информации и невозможности отдохнуть, заняться спортом.

  2. С моей точки зрения грамотно составленный тест, охватывающий весь пройденный материал и предлагающий разные виды работы с русским языком, является оптимальной формой экзамена в выпускных классах. Сочинения и изложения могут быть оценены слишком субъективно. Формулы «Тема не раскрыта» или
    «Вопросы неверно изложены», к сожалению, подходят для многих сочинений и изложений, даже если они практически безупречны. К тому же пунктуация в сочинениях и изложениях может быть авторской; встает
    вопрос: почему писателям это позволено, а авторам сочинений – нет? Диктант же не дает полной картины знаний ученика, здесь можно проверить лишь знания орфографии и пунктуации, а этими разделами русский язык как предмет школьной программы не ограничивается.

  3. После прохождения полного курса орфографии, пунктуации, синтаксиса, морфологии и т.д. в средней школе (до 10-го класса) два последних года логично было бы заниматься систематизацией знаний о русском языке, построить программу таким образом, чтобы в конце всего курса русского языка ученики имели представление об этом предмете как о цельной системе. Интересно было бы ввести в программу такие разделы, как история русского языка, лексикография, фонетика, графика и т.д.

  4. Положительно, я обеими руками «за». В русском языке действительно накопилось множество ненужных исключений, правил, которые неоправданны. Слова парашут, жури, жульен, брошура должны писаться с у – они адаптировались в русском произношении, если их произносят с нехарактерным для русского звуками [ж’ури], [параш’ут], то это скорее говорит о попытке выделиться, нежели о норме. Эти слова люди произносят со звуком [у], значит, и писать их следует с буквой у. Написание буквы ю неоправданно в заимствованных словах.
    Предложение писать все слова с пол через дефис мне кажется разумным: разделяя пол и основную часть слова, легче понять смысл этого слова. Вообще стремление к систематизации, упрощению графики русского языка представляется мне правильным: русский язык ничего не теряет, становится более доступным, а мы экономим нервы и время учеников.

В.В. Годенкова

  1. На мой взгляд, эта реформа не нужна. 10–11-летнее обучение вполне предоставляет (эту) возможность поступить в университет. Что касается нагрузки, то она не так уж велика, тем более привычна. Если же сравнить наш 11-летний уровень образования с европейским 12- или еще нескольколетним, то первый идентичен второму, так что говорить, что уровень 12-летнего образования выше, не стоит. Дело в нагрузке. По-моему, она даже полезна русским ученикам, иначе они теряют сосредоточенность. В этом смысле европейцы более дисциплинированны и сами отвечают за свое
    обучение (разгрузка для них устраивается в основном для того, чтобы дети еще и работали) – у нас же совсем иные устои и принципы!

  2. Тест – чтобы не загружать 11-классника перед вступительным экзаменом.

  3. Историей, диалектологией, подготовкой к экзаменам (во втором полугодии).

  4. Думаю, упрощать ничего не надо: правила с н–нн и т.д. можно выучить, если постараться. А всяческие реформы приводят к еще большей смуте.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru