Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №33/2001

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

НА ВСТРЕЧУ С СИНТАКСИСОМ

Л.ПЕТРАНОВСКАЯ

Вряд ли найдется русист, который не испытывает волнения, начиная «поднимать» со своими учениками столь грандиозную тему, как синтаксис. Эта тема предъявляет учителю особые требования. Самый сложный, самый интересный, самый загадочный уровень языка – даже большая лингвистика в области синтаксиса гораздо более противоречива и полна неясностей, чем в любой другой. О методической сложности и говорить не приходится: если на орфографические правила в принципе можно натаскать, то с пунктуацией такое не пройдет – необходимо понимание. Как помочь своим ученикам освоить и полюбить синтаксис, как не испугать их сложными понятиями, не оттолкнуть скучными классификациями?

Ведь как нередко выглядит, скажем, разбор предложения: у старшеклассника хранятся где-то в голове более или менее систематизированные термины, он знает, что где-то здесь должна быть грамматическая основа и еще потом нужно поискать определения с обстоятельствами или придаточные. Смотрит на предложение и выхватывает взглядом нечто похожее на искомые объекты. Естественно, что любой нестандартный пример, отличающийся от «Мама мыла раму», в лучшем случае ставит в тупик, в худшем – приводит к бездумным ошибкам. (Примерно так же средний ученик решает и задачки по физике: перебирает в памяти формулы; какая выглядит подходящей, в ту и подставляет данные, не вдумываясь ни в смысл задачи, ни в логику решения.) Опыт показывает: если изучать синтаксис так, как это предлагается в принятых сегодня учебниках и методиках, уже к теме «Односоставное предложение» около половины обычного класса «сходит с дистанции» и вместо осознанных действий переходит к мучительному угадыванию, позже, в начале изучения сложного предложения, «зрячих» остаются единицы, а уж чем отличаются друг от друга союзные слова и союзы или бессоюзные предложения разных типов – даже медалисты не всегда скажут. То есть они скажут определение из учебника, но при ближайшем рассмотрении выясняется, что понимания нет; это вам члены любой приемной комиссии по русскому устному подтвердят.

Как же добиться осознанного восприятия синтаксиса? На мой взгляд, главная задача учителя – не допускать разрыва между теоретическими сведениями и живым чувством родного языка. Понимание синтаксической логики должно естественно вырастать из наблюдений за языком, из рефлексии собственной языковой практики. Есть несколько очень эффективных приемов, которые позволяют решить эту задачу.

Во-первых, это превентивная, то есть проводимая до начала систематического изучения синтаксиса и погружения в царство терминов и определений, работа с синтаксическими «деревьями» (мне уже приходилось подробно писать об этом методе в № 32 нашей газеты за 1996 год). Используя прежде всего свою языковую интуицию, ребята по определенным (ими самими сформулированным) правилам составляют схемы синтаксических связей самых разных предложений, спорят, обсуждают, исправляют и в результате этой работы начинают осознанно воспринимать структуру предложения, видят его в целом. После такой подготовки изучение синтаксиса проходит совсем иначе: сведения теоретического курса воспринимаются как ответы на вопросы, возникшие в процессе работы с предложениями, ребята не боятся, а даже стремятся разбирать сложные, неочевидные случаи и не смиряются с позицией слепого угадывания, отслеживая любое возникшее непонимание и добиваясь ясности.

Второй метод – использование специальных игр. Часть из них широко распространены, хотя используются не для изучения синтаксиса, а для досуга или как общеразвивающие. Некоторые были придуманы специально для уроков русского языка. У каждой игры – свои возможности. Одни очень полезны перед началом изучения всего курса или крупной темы, они активизируют и формируют синтаксическое чутье, освежают восприятие языка, помогают рефлексии, привлекают внимание к синтаксическим конструкциям. Другие помогают разобраться в конкретной теме, привлечь внимание к определенному синтаксическому элементу. Третьи позволяют лучше освоить правила пунктуации. Есть важное условие: игры будут по-настоящему полезны только при систематическом применении. Со всеми премудростями некоторых игр можно освоиться только в несколько «подходов», кроме того, дети при знакомстве с новой игрой сначала увлекаются собственно процессом состязания, и только немного остыв, становятся способны обсуждать нюансы, корректно полемизировать, выходить на метауровень и обсуждать критерии оценок и правила игры, а ведь настоящую пользу приносит именно эта стадия. Можно начинать и заканчивать игрой каждую крупную тему, можно отводить на игры один урок в неделю или играть на каждом уроке по десять минут – выбор зависит и от самой игры, и от множества обстоятельств. Главное – чтобы игра на уроке была не исключением, а правилом. Кстати, игры могут стать и прекрасной формой итоговой зачетной работы по многим темам. И хорошо, конечно, если с этими играми ваши ученики познакомятся задолго до восьмого класса – тогда многое будет проще и естественнее.

Третий прием тоже связан с игрой, только уже с языковой игрой. Если начать разговор о новой теме с примера яркого, образного, лучше смешного обыгрывания изучаемого синтаксического явления в анекдоте, афоризме, известном художественном произведении, это и интерес обеспечит, и опять-таки выполнит задачу освежения восприятия языка, покажет «другое лицо» синтаксиса – не скучно-учебное, а живое и даже хулиганское. Коллекционированием подходящих примеров может заняться сам учитель, замечательно, если удастся привлечь к этому ребят. А если нужен готовый корпус примеров – советую обратиться к книге, которая была не так давно представлена на страницах газеты (см. № 12 за этот год): это монография В.Санникова «Языковая игра».

Заодно выполняю свое давнее обещание читателям – предлагаю подборку мини-изложений по синтаксису, составленных на основе текстов тома «Языкознание. Русский язык» серии «Энциклопедия для детей» издательства «Аванта+». Причем это тексты нового, исправленного и дополненного, издания тома, в котором наиболее сильно был изменен и существенно доработан именно раздел «Синтаксис». Это издание еще не появилось в продаже, но наши читатели могут воспользоваться его материалами уже сейчас. О том, что такое мини-изложения, в том числе лингвистические, и в чем их преимущества, подробно говорилось в № 22 за 1999 год, нынешнюю подборку предваряет только краткая выдержка из этих публикаций.

Надеюсь, что все эти материалы помогут вам и вашим ученикам провести замечательные уроки. Очень хотелось бы получить от вас письма с впечатлениями, замечаниями, собственными находками. Все эти материалы могли бы войти в книгу серии «Я иду на урок», которая будет посвящена изучению синтаксиса.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru