Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №39/2001

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

С московским Открытым лицеем «Всероссийская заочная многопредметная школа» наши читатели познакомились в № 22/2001 газеты. В сегодняшней публикации представлены материалы по темам, с которыми сталкивается каждый учитель в начале учебного года. И заметьте: темы разбираются во всей их сложности, авторы не обходят острые углы. Преподаватели лицея конкретно рассказывают о своей работе с заочными учениками. И это лишь крупица их огромного каждодневного труда.

РЕЦЕНЗИЯ НА ВЫПОЛНЕННОЕ ЗАДАНИЕ

Открытый лицей

Евгения Юрьевна ШИРОКОВА

1. Приставки пре- и при-

Было дано задание выписать из орфографического словаря слов 20 с приставками при- и пре-. Вы выписали слова, которые начинаются с при- и пре-, однако не заметили, что при- и пре- не всегда являются приставками.

1. При- и пре- могут быть частью корня

а) в иноязычных словах (президент, призер, предикат, прима...);

б) в словах, в которых приставка и корень потеряли самостоятельное значение (часто это бывают устаревшие слова, слова, «потерявшие родственников» в ходе исторического развития языка, слова со связанными корнями – короче, слова, которые без пре- или при- теряют смысл (превратить – нет слова вратить; присяга – связанный корень -сяг-; преклонный – есть в языке корень -клон-//-клан-, однако слово преклонный потеряло смысловую (семантическую) связь с этим корнем, то же со словом призреть в значении «приютить»; слово приказ только исторически является однокоренным со словами наказ, указ, заказ и показ, а слово прикорнуть не имеет родственных слов без при-)*.

2. Пре- может быть частью приставки пред- (предпо-чтение, предыдущий).

В работе учащегося:

При-

Пре-

Прибедняться,
прибредший,
привада,
приварка,
привередливый,
приверженец,
привилегия,
пригар,
придел,
примесок,
приоритет,
припай,
прииск,
присед,
присчет,
притвор,
приторцевать,
приезд,
причтя

Преамбула,
предел,
предикат,
предыдущий,
преемник,
президент,
президиум,
прелат,
прелюдия,
препаратор,
прерафаэлит,
претендент,
префект,
преферанс,
прецедент,
префикс

 2. Безличные глаголы

Даны следующие предложения:

Мне не спится. Легко дышится. Вечереет. Вода темнеет. Ветер дует.

На какие группы и по какому принципу можно разделить глаголы в этих предложениях?
В ответе лицеистки Елены глаголы спаться и дышаться отнесены к безличным формам личных глаголов.

Уважаемая Елена!

Вопрос о безличных глаголах и безличных формах глаголов сложен. Вы предлагаете считать слова спится, дышится безличными формами, образованными от глаголов спать, дышать, стоящих в третьем лице, образованных при помощи постфикса -ся: спит – спится и так далее... То есть слова с -ся рассматриваете как формы слова, а не как самостоятельные глаголы, имеющие собственную начальную форму (инфинитив) и свою парадигму словоизменения. Действительно, инфинитивы спаться, дышаться в нашей речи употребляются очень редко. Разве что в таких предложениях:

Тебе хорошо будет спаться на новом месте.
Тебе будет легче дышаться.

Таким образом, эти инфинитивы существуют. И они зафиксированы в Словаре русского языка С.И. Ожегова как безличные глаголы. Им посвящены отдельные словарные статьи. Об этих глаголах как о безличных говорится и в книге «Русская грамматика» (М.: Наука, 1980. Т. 1). Однако в той же грамматике сказано о постфиксе -ся (§ 1470, с. 618): «Постфикс -ся может переводить глагол в класс безличных, называющих состояние, переживаемое субъектом помимо его воли: верится, плачется, думается» (см. § 1524). «Переводит» в «класс безличных»... – изменяется форма или образуется новое слово? Мы знаем, что -ся не является формообразовательным суффиксом (изучаемое пособие, с. 56), значит, изменить форму слова не может. То есть глаголы с -ся и без -ся – разные слова, а не разные формы одного и того же слова. «Русская грамматика» (т. 1, § 1387, с. 582) подтверждает: «Личные глаголы имеют формы 1-, 2-го и 3-го л., безличные же глаголы имеют лишь формы 3-го л. ед. ч.».
«Русская грамматика» (т. 1, § 1524, с. 639): «К безличным относятся следующие глаголы. <...> 2) Глаголы с постфиксом -ся, называющие: а) желание, возможность действия: вздумается, доведется, приведется, хочется; б) состояние субъекта (обычно живого существа): (не) верится, дремлется, думается, дышится, живется, (не) лежится, нездоровится, неможется, плачется, (не) сидится, (не) спится; в) состояние природы: смеркается, смеркнется».
Помните, что постфикс -ся не является обязательным признаком безличности глагола! В учебном пособии М.Т. Баранова и др. «Русский язык: Справочные материалы» говорится: «Глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица (предмета), называются безличными...». И добавляется: «Многие личные глаголы в предложении могут выступать в значении безличных». «Русская грамматика» раскрывает эту мысль подробнее: «У личных глаголов безличное употребление формы 3-го л. ед. ч. связано или с отдельным лексическим значением слова, или с его синтаксическим употреблением: не удается (поехать), случается (встретиться); придется (рассказать); остается (только уйти); не годится (так поступать); темнеет; дует (от окна); (на улице) морозит; (в голове) шумит...». Проверить, безличный ли перед вами глагол, просто: найдите начальную форму, а от нее попытайтесь образовать все личные формы. У безличного глагола будет иметь смысл только форма 3-го л. ед. ч. в настоящем времени или форма среднего рода в прошедшем времени: знобить – (его) знобит, (его) знобило. Форму глагола 3-го л. ед. ч. настоящего времени или ср. р. прошедшего времени в лингвистике называют безличной формой глагола.

Можно предложить следующую таблицу.

Личный глагол. Начальная форма

Личное употребление в 3-м л. ед. ч.

Безличное употребление в 3-м л. ед. ч.

Безличный глагол. Начальная форма

Безличный глагол в предложении

Темнеть

Дуть

Оставаться

Теплеть

Вода темнеет.

Ветер дует.

Барсуков остается на базе.

Ветер теплеет.

На улице темнеет.

Во все щели дует.

Нам остается только уйти.

Теплеет.

Смеркаться

Дышаться

Вечереть

Спаться

Смеркается.

Легко дышится.

Вечереет.

Мне не спится.

____________

* Другого взгляда придерживаются авторы некоторых учебников и учебных пособий. Приставки пре- и при- выделяются ими, если слово имеет и «исторически» однокоренные слова, но с другой приставкой. Ср.: присяга – недосягаемый; превратить – отвратить. Такой диахронический подход имеет обоснование и полезен в школьной науке при изучении словообразования или в орфографическом разборе. Но на экзамене, в условиях тестирования, где возможен лишь единственный ответ, разночтения недопустимы. Видимо, это необходимо учесть и договориться о единой форме ответа. Пока же в этом вопросе нет единомыслия и проблема остается нерешенной. – Ред.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru