ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ
С московским Открытым лицеем «Всероссийская
заочная многопредметная школа» наши читатели
познакомились в № 22/2001 газеты. В сегодняшней
публикации представлены материалы по темам, с
которыми сталкивается каждый учитель в начале
учебного года. И заметьте: темы разбираются во
всей их сложности, авторы не обходят острые углы.
Преподаватели лицея конкретно рассказывают о
своей работе с заочными учениками. И это лишь
крупица их огромного каждодневного труда.
РЕЦЕНЗИЯ НА ВЫПОЛНЕННОЕ ЗАДАНИЕ
Открытый лицей
Евгения Юрьевна ШИРОКОВА
1. Приставки пре- и при-
Было дано задание выписать из
орфографического словаря слов 20 с приставками при-
и пре-. Вы выписали слова, которые
начинаются с при- и пре-, однако не
заметили, что при- и пре- не всегда
являются приставками.
1. При- и пре- могут быть
частью корня
а) в иноязычных словах (президент,
призер, предикат, прима...);
б) в словах, в которых приставка и
корень потеряли самостоятельное значение (часто
это бывают устаревшие слова, слова, «потерявшие
родственников» в ходе исторического развития
языка, слова со связанными корнями – короче,
слова, которые без пре- или при-
теряют смысл (превратить – нет слова вратить;
присяга – связанный корень -сяг-; преклонный
– есть в языке корень -клон-//-клан-, однако
слово преклонный потеряло смысловую
(семантическую) связь с этим корнем, то же со
словом призреть в значении «приютить»; слово приказ
только исторически является однокоренным со
словами наказ, указ, заказ и показ, а слово
прикорнуть не имеет родственных слов без при-)*.
2. Пре- может быть частью
приставки пред- (предпо-чтение, предыдущий).
В работе учащегося:
При- |
Пре- |
Прибедняться,
прибредший,
привада,
приварка,
привередливый,
приверженец,
привилегия,
пригар,
придел,
примесок,
приоритет,
припай,
прииск,
присед,
присчет,
притвор,
приторцевать,
приезд,
причтя |
Преамбула,
предел,
предикат,
предыдущий,
преемник,
президент,
президиум,
прелат,
прелюдия,
препаратор,
прерафаэлит,
претендент,
префект,
преферанс,
прецедент,
префикс |
2. Безличные глаголы
Даны следующие предложения:
Мне не спится. Легко дышится.
Вечереет. Вода темнеет. Ветер дует.
На какие группы и по какому принципу
можно разделить глаголы в этих предложениях?
В ответе лицеистки Елены глаголы спаться и дышаться
отнесены к безличным формам личных глаголов.
Уважаемая Елена!
Вопрос о безличных глаголах и
безличных формах глаголов сложен. Вы предлагаете
считать слова спится, дышится безличными
формами, образованными от глаголов спать,
дышать, стоящих в третьем лице, образованных
при помощи постфикса -ся: спит – спится
и так далее... То есть слова с -ся
рассматриваете как формы слова, а не как
самостоятельные глаголы, имеющие собственную
начальную форму (инфинитив) и свою парадигму
словоизменения. Действительно, инфинитивы спаться,
дышаться в нашей речи употребляются очень
редко. Разве что в таких предложениях:
Тебе хорошо будет спаться на
новом месте.
Тебе будет легче дышаться.
Таким образом, эти инфинитивы
существуют. И они зафиксированы в Словаре
русского языка С.И. Ожегова как безличные
глаголы. Им посвящены отдельные словарные
статьи. Об этих глаголах как о безличных
говорится и в книге «Русская грамматика» (М.:
Наука, 1980. Т. 1). Однако в той же грамматике сказано
о постфиксе -ся (§ 1470, с. 618): «Постфикс -ся
может переводить глагол в класс безличных,
называющих состояние, переживаемое субъектом
помимо его воли: верится, плачется, думается»
(см. § 1524). «Переводит» в «класс безличных»... –
изменяется форма или образуется новое слово? Мы
знаем, что -ся не является
формообразовательным суффиксом (изучаемое
пособие, с. 56), значит, изменить форму слова не
может. То есть глаголы с -ся и без -ся
– разные слова, а не разные формы одного и того же
слова. «Русская грамматика» (т. 1, § 1387, с. 582)
подтверждает: «Личные глаголы имеют формы 1-, 2-го
и 3-го л., безличные же глаголы имеют лишь формы
3-го л. ед. ч.».
«Русская грамматика» (т. 1, § 1524, с. 639): «К безличным
относятся следующие глаголы. <...> 2) Глаголы с
постфиксом -ся, называющие: а) желание,
возможность действия: вздумается, доведется,
приведется, хочется; б) состояние субъекта
(обычно живого существа): (не) верится,
дремлется, думается, дышится, живется, (не)
лежится, нездоровится, неможется, плачется, (не)
сидится, (не) спится; в) состояние природы: смеркается,
смеркнется».
Помните, что постфикс -ся не является
обязательным признаком безличности глагола! В
учебном пособии М.Т. Баранова и др. «Русский язык:
Справочные материалы» говорится: «Глаголы,
которые обозначают действия, происходящие сами
по себе, без действующего лица (предмета),
называются безличными...». И добавляется: «Многие
личные глаголы в предложении могут выступать в
значении безличных». «Русская грамматика»
раскрывает эту мысль подробнее: «У личных
глаголов безличное употребление формы 3-го л. ед.
ч. связано или с отдельным лексическим значением
слова, или с его синтаксическим употреблением: не
удается (поехать), случается (встретиться);
придется (рассказать); остается (только уйти); не
годится (так поступать); темнеет; дует (от окна);
(на улице) морозит; (в голове) шумит...».
Проверить, безличный ли перед вами глагол,
просто: найдите начальную форму, а от нее
попытайтесь образовать все личные формы. У
безличного глагола будет иметь смысл только
форма 3-го л. ед. ч. в настоящем времени или форма
среднего рода в прошедшем времени: знобить –
(его) знобит, (его) знобило. Форму глагола 3-го
л. ед. ч. настоящего времени или ср. р.
прошедшего времени в лингвистике называют безличной
формой глагола.
Можно предложить следующую таблицу.
Личный глагол. Начальная форма |
Личное употребление в 3-м л. ед.
ч. |
Безличное употребление в 3-м л.
ед. ч. |
Безличный глагол. Начальная
форма |
Безличный глагол в
предложении |
Темнеть
Дуть
Оставаться
Теплеть |
Вода темнеет.
Ветер дует.
Барсуков остается на базе.
Ветер теплеет. |
На улице темнеет.
Во все щели дует.
Нам остается только уйти.
Теплеет. |
Смеркаться
Дышаться
Вечереть
Спаться |
Смеркается.
Легко дышится.
Вечереет.
Мне не спится. |
____________
* Другого взгляда придерживаются авторы
некоторых учебников и учебных пособий. Приставки
пре- и при- выделяются ими, если
слово имеет и «исторически» однокоренные слова,
но с другой приставкой. Ср.: присяга – недосягаемый;
превратить – отвратить. Такой
диахронический подход имеет обоснование и
полезен в школьной науке при изучении
словообразования или в орфографическом разборе.
Но на экзамене, в условиях тестирования, где
возможен лишь единственный ответ, разночтения
недопустимы. Видимо, это необходимо учесть и
договориться о единой форме ответа. Пока же в
этом вопросе нет единомыслия и проблема остается
нерешенной. – Ред.
|