Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №40/2001

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Как показывает практика, учащиеся, абитуриенты и нередко студенты допускают ошибки, определяя способ выражения члена предложения: не отграничивают синтаксические свойства словоформы от общих морфологических характеристик. Этой проблеме посвящена данная статья.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ

К характеристике членов предложения

О. ЧУПАШЕВА,
г. Мурманск

Предложение, как известно, строится из словоформ: «единицы морфологии – слова и их словоформы – поступают “для дальнейшего прохождения службы” в распоряжение синтаксиса»1. Однако «прохождение службы» в синтаксисе, конкретно – в предложении, предопределяется не всеми и не любыми морфологическими характеристиками словоформы, а только теми, которые позволяют ей занять ту или иную синтаксическую позицию, стать тем или иным членом предложения, а также дифференцировать разновидности того или иного члена предложения. Между тем школьники нередко затрудняются в выявлении синтаксических возможностей словоформы при анализе предложения, его членов. Отграничение синтаксических свойств словоформ от их общего морфологического облика и анализируется в данной статье.

Каждый член предложения занимает в его структуре определенную синтаксическую позицию. Строение двусоставного предложения в целом можно представить в виде такого набора позиций: позиция определения + позиция подлежащего + позиция сказуемого + позиция дополнения + позиция обстоятельства. Односоставные предложения содержат различный набор позиций в зависимости от характера главного члена. Предложения с главным членом подлежащим – назывные, или номинативные, – строятся так: позиция определения + позиция подлежащего. Предложения с главным членом сказуемым – определенно-, неопределенно-личные и безличные2 – имеют такие позиции: позиция сказуемого + позиция дополнения + позиция обстоятельства. Центральными и обязательными в любом типе предложений являются позиции главных членов3 – подлежащего и/или сказуемого (без них предложение не существует), а факультативными – все остальные, то есть позиции второстепенных членов, причем их количество и состав варьируются в каждом конкретном предложении. Заметим также, что позиция любого члена предложения может замещаться предназначенной для него частью речи (морфологизованные члены предложения) или частью речи, для него не предназначенной (неморфологизованные члены предложения). Синтаксическими для них могут быть различные морфологические свойства словоформы. Предметом анализа в данном случае являются морфологизованные и неморфологизованные члены предложения, выраженные изменяемыми словами.

Абсолютно независимая позиция в предложении, как признает большинство синтаксистов, – это позиция подлежащего. Она способна замещаться любым именем – существительным, прилагательным, числительным и местоимением. Из всех морфологических признаков имен синтаксическим является падеж, конкретно – именительный, отличающий подлежащее от дополнения. Ср.: 1) Ученик находится в школе; 2) Столовая находится в школе; 3) Четыре делится на два; 4) Он находится в школе; 5) Школа гордится учеником. В предложениях 1–3 подлежащие выражены именами в именительном падеже: существительным (1), прилагательным (2), числительным (3), в предложении (4) – местоимением в именительном падеже. Существительное в творительном падеже (предложение 5) находится в позиции дополнения. Именительный падеж является синтаксической категорией подлежащего, выраженного и словоформой с признаками имени прилагательного – причастием: Учащиеся находятся в школе. Все другие морфологические характеристики имен для подлежащего несущественны: они не влияют на синтаксическую функцию словоформы. Независимо от лексико-грамматического разряда, рода и числа форма именительного падежа существительного способна занимать позицию подлежащего, ср.: 6) Ученик находится в школе: 7) Ученица находится в школе; 8) Ученики находятся в школе; 9) Молодежь находится в школе. (Подлежащие в предложениях 6–8 различаются или родом, или числом, или родом и числом; в предложении 9 подлежащее иного лексико-грамматического разряда – собирательное.)

Позиция сказуемого, другого главного члена предложения, замещается спрягаемым глаголом (простое глагольное – морфологизованное – сказуемое). Какие свойства спрягаемого глагола позволяют ему находиться в этой позиции? Отвечая на данный вопрос, надо исходить из того, что главный признак предложения – предикативность – реализуется в грамматических категориях времени, наклонения и лица, а это глагольные категории, именно они из всех других глагольных характеристик и являются синтаксически значимыми. Ср.: Я учусь в этой школе (сказуемое выражено глаголом в настоящем времени, изъявительном наклонении); Ученик учился в этой школе (сказуемое выражено глаголом в прошедшем времени, изъявительном наклонении); Ученик учился бы в этой школе [, да она далеко от его дома] (сказуемое выражено глаголом в сослагательном наклонении).

Что касается составных сказуемых – составных глагольных и составных именных, то они также содержат глагол (без глагола нет сказуемого), этот глагол может быть словесно выраженным или – в составном именном сказуемом – нулевым (нулевая связка). Следовательно, для составных сказуемых синтаксическими являются также глагольные категории времени и наклонения спрягаемого глагола, а поскольку типы составных сказуемых разграничивает приглагольная часть, то, характеризуя сказуемое, надо называть и ее, точнее – ее частеречную принадлежность. Например: Ребенок хочет учиться – составное глагольное сказуемое выражено вспомогательным глаголом хочет в настоящем времени, изъявительном наклонении и инфинитивом учиться; Ребенок стал школьником – составное именное сказуемое выражено глаголом-связкой в прошедшем времени, изъявительном наклонении стал и именем существительным школьником; Главное достоинство научного языка – ясность (Д.Лихачев) – составное именное сказуемое выражено нулевой связкой и существительным.

Одинаковы ли синтаксические категории у соответствующих главных членов двусоставного и односоставного предложения? В назывном (номинативном) предложении синтаксически значимая характеристика его подлежащего та же, что и в двусоставном предложении, т.е. именительный падеж. Для сказуемого синтаксическими являются те морфологические свойства словоформы, которые не только формируют предложение, но и дифференцируют разновидности односоставных конструкций. Для определенно- и неопределенно-личных предложений это категории лица, числа, времени и наклонения глагола, для безличных – характеристика глагола как безличного или личного в безличном употреблении, неопределенная форма глагола, сочетание различных частей речи, одна из которых – безличный глагол, например: Смущаюсь и робею пред листом бумаги чистой (Б.Ахмадулина) – сказуемые определенно-личного предложения выражены глаголами в 1-м лице, единственном числе, настоящем времени, изъявительном наклонении; Расскажи мне сказку – сказуемое определенно-личного предложения выражено глаголом во 2-м лице единственного числа повелительного наклонения; Пели бы чаще – сказуемое неопределенно-личного предложения выражено глаголом во множественном числе сослагательного наклонения; Ребенка одевают (Б.Ахмадулина) – сказуемое неопределенно-личного предложения выражено глаголом в 3-м лице множественного числа настоящего времени изъявительного наклонения; Зимой темнеет рано – сказуемое безличного предложения выражено личным глаголом в безличном употреблении; С детства мне хотелось увидеть море – сказуемое безличного предложения выражено сочетанием безличного глагола хотелось и инфинитива увидеть.

Синтаксическими для второстепенных членов оказываются одни и те же морфологические свойства словоформ в любом типе предложения, они обусловлены типом члена предложения и его разновидностью. У определений, выраженных изменяемыми частями речи, активизируются как синтаксические различные категории в зависимости от того, согласованные они или несогласованные. Сам термин «согласованное определение» подсказывает, что занять соответствующую позицию словоформе позволяет уподобление определяемому слову по трем категориям: по роду, числу и паде-жу, – эти категории и являются синтаксическими,
ср.: Наш ученик пришел из школы (согласованное определение уподоблено определяемому слову в мужском роде, единственном числе, именительном падеже); Наша ученица пришла из школы (согласованное определение уподоблено определяемому слову в женском роде, единственном числе, именительном падеже); Мы гордимся нашими учениками (согласованное определение уподоблено определяемому слову во множественном числе, творительном падеже); Мы увидели новую школу (согласованное определение уподоблено определяемому слову в женском роде, единственном числе, винительном падеже). Для несогласованного определения, выраженного субстантивным словом, синтаксической является категория падежа, независимо от формы определяемого слова косвенный падеж существительного позволяет субстантивной словоформе занять соответствующую позицию в предложении, ср.: Тетрадь ученика лежит на столе; Тетради ученика лежат на столе; Тетради ученика не было на столе. В каждом из этих предложений существительное в родительном падеже ученика занимает позицию несогласованного определения при существительном тетрадь в разных формах: в именительном падеже, единственном числе; в именительном падеже, множественном числе; в родительном падеже, единственном числе. Форма падежа несогласованного определения может быть другой, например, винительный падеж: Тетрадь в клетку лежит на столе.

Для дополнений, выраженных именами, местоимением, причастием, синтаксически значимой является категория падежа: только косвенный падеж позволяет существительному находиться в позиции дополнения и различает виды дополнений – прямые, выраженные беспредложными формами винительного или, в известных случаях, родительного падежа, и косвенные: Читал роман; Не читал романа; Выпил молоко (молока); Не пил молока (прямые дополнения). Читал детям; Читал с детьми; Читал о детях (косвенные дополнения; заметим, что наличие – отсутствие предлога при существительном для них несущественно).

Разновидности обстоятельств устанавливаются по значению, грамматическая форма части речи для них не значима, и, даже если они выражены изменяемыми словами, характеризуя обстоятельство, достаточно определить часть речи: Читал в кабинете; Летал самолетом (обстоятельства – места и образа действия – выражены существительными).

Таким образом, анализируя предложение, его члены, не следует подменять синтаксический анализ словоформы морфологическим. Характеризуя члены предложения – как главные, так и второстепенные, – надо выделить из всех морфологических признаков словоформы синтаксические – те, которые позволяют ей занять соответствующую позицию в структуре предложения, функционировать в качестве того или иного члена предложения.

В заключение назовем синтаксические категории членов предложения в нескольких конструкциях.
1) Человек обладает свободной волей... (Д.Лихачев) Человек – подлежащее, выражено существительным в именительном падеже. Человек (что делает?) обладает – простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в настоящем времени, изъявительном наклонении. Обладает (чем?) волей – косвенное дополнение, выражено существительным в творительном падеже. Волей (какой?) свободной – согласованное определение, выражено прилагательным в женском роде, единственном числе, творительном падеже. 2) В саду пели. Пели – простое глагольное сказуемое неопределенно-личного предложения, выражено глаголом в прошедшем времени, множественном числе. Пели (где?) в саду – обстоятельство места, выражено существительным. 3) Смеркается. Смеркается – простое глагольное сказуемое, выражено безличным глаголом.

______________

1 Панов М.В. Позиционная морфология русского языка. М., 1999. С. 251.
2 Обобщенно-личные и инфинитивные предложения, как известно, не квалифицируются в школе в качестве самостоятельных типов односоставных предложений.
3 Говоря о факультативности второстепенных членов, имеем в виду невхождение их в предикативную (грамматическую) основу, что позволяет предложению существовать и без второстепенных членов.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru