Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №43/2001

ИНФОРМАЦИЯ

Департамент образовательных программ и стандартов общего образования Минобразования России представляет проекты «Обязательного минимума содержания образовательных программ начального, основного и среднего (полного) общего образования» и «Требований к уровню подготовки выпускников», разработанные для проведения эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, осуществляемого на основании Федеральной программы развития образования, Плана действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000–2001 годы.
Обязательный минимум содержания образования задает перечень дидактических единиц содержания образования, которые подлежат обязательному изучению при получении начального, основного и среднего (полного) общего образования.
Обязательный минимум содержания образовательных программ полного среднего образования представлен на двух уровнях – образовательном и профильном. Предполагается, что на общеобразовательном уровне учебные предметы образовательной области будут изучать все учащиеся, не выбравшие конкретный профиль. На профильном уровне учащиеся в соответствии со своими интересами углубленно изучают учебные предметы, ориентирующие их на дальнейшее профессиональное образование.
Требования к уровню подготовки выпускников устанавливают уровень, реально достижимый в практике массового обучения и обеспечивающий права и возможности обучающихся на получение качественного общего образования.
Данный проект публикуется для организации общественного обсуждения, к которому приглашаются педагоги, ученые, родители.
Замечания и предложения позволят содержательно откорректировать предлагаемый проект.
В ходе обсуждения важно получить ответы на следующие вопросы:
1. Обеспечивает ли проект фундаментальный характер и практико-ориентированную направленность образования?
2. Отвечает ли данное содержание общего образования современным потребностям личности, общества и государства? В какой степени освоение представленного содержания общего образования необходимо для каждого выпускника начальной, основной и полной средней школы?
3. Достаточна ли разгрузка содержания образования? Оправданно ли исключение некоторых вопросов содержания и переноса определенной части содержания в профильное обучение?
4. Как вы предполагаете, реально ли выполнение указанных требований учащимися? Какой объем учебного времени необходим для обеспечения отработки учебных и практических умений, освоения опыта эмоциональной и творческой деятельности?
Просьба замечания и предложения направлять по адресу:
Москва, 101856, Чистопрудный б-р, 6. Департамент образовательных программ и стандартов общего образования Минобразования России; или по электронной почте: leohtieva@MTU-net.ru
Департамент образовательных программ и стандартов общего образования

ПРОЕКТ
Министерство образования РФ
Национальный фонд подготовки кадров

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

СБОРНИК 2

СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ШКОЛА

Общеобразовательный уровень

Профильный уровень

 

МОСКВА

2001

ПРЕДИСЛОВИЕ (в сокращении)

 

В настоящем издании представлены проекты, разработанные в соответствии с Планом мероприятий Правительства РФ по модернизации образования. Эти документы являются исходной основой создания государственных образовательных стандартов общего среднего образования, работу над которыми намечено завершить в этом году. Два взаимосвязанных документа взаимно дополняют друг друга.

«Требования к качеству подготовки выпускников» являются лидирующим документом проекта. Они устанавливают уровень подготовки выпускников, реально достижимый в практике массового обучения и обеспечивающий права и возможности обучающихся на получение полноценного и качественного общего образования.

«Обязательный минимум содержания образования» задает перечень дидактических единиц содержания образования, которые подлежат обязательному изучению в начальной, основной и полной средней школе.

Представленная совокупность документов определяет уровень и объем содержания образования, которые государство обязуется гарантированно предоставить обучающимся во исполнение их конституционного права на образование. Иными словами, «Требования» и «Обязательный минимум» описывают, образование какого уровня и объема должно быть предоставлено школьникам бесплатно.

При отборе содержания образования всегда противоборствуют две тенденции – консервативная и радикальная. С одной стороны, соображения преемственности и требования разумного консерватизма вынуждают нас корректировать содержание образования только по самым серьезным основаниям. Поэтому любая модернизация содержания школьного образования отправляется от существующего содержания и сохраняет его традиционное ядро. Подобный подход, сберегающий лучшие традиции отечественного образования и отвечающий категорическому императиву «не навреди!», принят и в настоящей работе.

Так, в проекте сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования. Более того, в проекте заложены предпосылки существенного углубления подобной ориентации за счет явно выраженной тенденции гуманитаризации содержания образования.

Однако происходящие сегодня существенные изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации и производства требуют адекватного отражения в содержании общего образования. На наших глазах происходит невиданное ускорение информационного взаимодействия людей, сближающее народы и континенты и обеспечивающее процессы глобализации. Для школы это означает необходимость значительного усиления коммуникативных компетенций, будь то традиционные аспекты языковых коммуникаций или более современные направления использования информационных технологий.

С этой целью в проекте существенно усилена филологическая подготовка школьников. В первую очередь это относится к освоению русского языка – и как родного, и как языка межнационального общения народов России – за счет изучения его на всех ступенях общего образования.

Усиление коммуникативных компетенций требует адекватной ориентации содержания гуманитарного образования: необходимо формировать социальные умения общения, связанные с осознанием многообразия позиций, готовностью выслушать и понять другую точку зрения и терпимостью, критическим анализом аргументов и т.п.
Необходимость коррекции содержания образования вызывается не только внешними причинами. В не меньшей степени она продиктована соображениями, связанными с внутренними проблемами самой системы общего образования.
Так, отказ от осуществления всеобщего среднего образования порождает проблему, вытекающую из линейной конструкции многих курсов, которые начинаются на основной и продолжаются на старшей ступени школы. В результате те учащиеся, которые завершают общее образование в основной школе, не получают целостного образования. Поэтому переход к концентрической системе изложения, реализованный в проекте, является вынужденной мерой, обеспечивающей полноценный характер базового образования.

Значительно более серьезной проблемой школы является перегрузка содержания образования. Эта проблема обязана своим происхождением предшествующей реформе
60-х годов, проводившейся под лозунгом «приближения содержания школьного образования к уровню современной науки». К сожалению, реализация реформы проходила со значительными издержками, связанными с перенасыщением школьных предметов чрезмерным объемом научного содержания, недоступного для большинства детей.
Детям некогда обдумать новый материал, некогда потренироваться в его практическом усвоении, некогда рефлексировать и переживать, некогда решать интересные творческие задачи. Школа превратилась в конвейер знаний, который движется с чрезмерно большой скоростью, что приводит к стрессовым перегрузкам и возникновению негативных психологических комплексов у добросовестных школьников. Подавляющее большинство вынуждено игнорировать заметную часть учебного материала, что порождает лавину лжи и обмана как со стороны учащихся, так и со стороны учителей.

В проекте осуществлена достаточно серьезная разгрузка обязательного содержания путем исключения ряда вопросов, не имеющих общеобразовательного значения.
Кроме того, в проекте реализована двухуровневая структура содержания образования на старшей ступени школы, обеспечивающая возможность изучения интересующих старшеклассника предметов на углубленном – профильном уровне.
Проект также предусматривает некоторую дифференциацию содержания образования с точки зрения требований к его усвоению посредством явного выделения учебного материала, подлежащего обязательному изучению, но не обязательному усвоению. Думается, однако, что в указанном направлении сделан лишь первый, далеко не достаточный шаг. Подлинное обеспечение такой разгрузки возможно лишь на основе четко определенных операциональных критериев успешности усвоения содержания образования, прямо выходящих на процедуры оценки и аттестации, и разработки механизма трансляции этих критериев школьникам. Проект предусматривает создание таких критериев и осуществление на этой основе соответствующей коррекции «Требований», и особенно «Обязательного минимума», что должно стать ближайшим направлением работы авторского коллектива в этом году.

Авторы рассматривают настоящий проект как предварительный. Более того, методология его разработки была сознательно ориентирована на применение итеративной процедуры – своеобразного метода последовательных приближений, в ходе которой проект будет неоднократно уточняться и совершенствоваться.
Важнейшим этапом этой процедуры должно стать общественное обсуждение предлагаемого содержания образования в российской школе. Широкая публикация проекта преследует цель инициировать такое обсуждение. При этом недостаточно ограничиться дискуссиями исключительно внутри профессионального сообщества, ибо содержание проекта выходит за границы собственно педагогических задач. «Рамочные» ограничения образовательных стандартов призваны стать полем просвещенного консенсуса, достигнутого не только представителями разных областей образования, науки и культуры, но и общества в целом.

Общественное обсуждение проекта будет организовано в федеральных округах и регионах в ближайшие несколько месяцев. Мы рассчитываем на помощь и участие коллег, на конструктивную и содержательную критику, которая призвана стать существенным элементом в реализации итеративного подхода. Мы планируем также получить официальные заключения государственных учреждений, научных организаций и вузов страны. Окончательная коррекция проекта будет осуществлена с учетом хода и итогов обсуждений и результатов разработки критериев успешности усвоения содержания образования.
Просьба замечания и предложения направлять по адресу: Москва, 101856, Чистопрудный б-р, 6. Департамент образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ; или по электронной почте по адресу: firsov@online.ru

В.В. ФИРСОВ

Основная школа

РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК

Требования к уровню подготовки выпускников

Изучение русского языка должно предоставить учащимся возможность:

– получить представление о сущности и назначении языка, его роли в жизни человека и общества; о русском языке как национальном языке русского народа, как государственном языке РФ и языке межнационального общения; об основных функциональных разновидностях современного русского литературного языка; об особенностях языка художественной литературы; о жанрах речевых произведений;
– характеризовать основные признаки языковых единиц (фонетических, лексических, морфемных, словообразовательных, морфологических, синтаксических); опознавать их по изученным признакам, анализировать и уместно употреблять в речи;
– овладеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; правильно и уместно употреблять слова и фразеологизмы адекватно ситуации и стилю общения; владеть современным речевым этикетом;
– ознакомиться с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими нормами русского языка и овладеть ими;
– освоить основные правила орфографии и пунктуации и научиться применять их в письменной речи;
– адекватно воспринимать письменные тексты разных функциональных стилей, используя ознакомительное, изучающее и просмотровое виды чтения; адекватно воспринимать устную речь; пересказывать подробно, выборочно, сжато исходный текст (устный и письменный);
– овладеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; научиться создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учетом замысла, адресата и ситуации общения, использовать в текстах соответствующие языковые средства;
– совершенствовать и редактировать тексты, находить грамматические и языковые ошибки и недочеты, исправлять их;
– свободно пользоваться различными словарями русского языка.

Обязательный минимум содержания образования

Общие сведения о русском языке. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Русский язык в современном обществе *. Богатство, красота, выразительность русского языка. Русский язык – язык великой русской литературы. Формы существования национального русского языка. Понятие о русском литературном языке. Нормы литературного языка. Основные словари русского языка. Наука о русском языке и ее разделы.

Фонетика. Орфоэпия. Система гласных и согласных звуков русского языка: гласные ударные и безударные; согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Основные выразительные средства фонетики. Основные правила литературного произношения и ударения.

Лексика и фразеология. Слово как единица языка. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Исконно русские и заимствованные слова. Устаревшие слова и неологизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Лексические и стилистические нормы русского языка. Основные выразительные средства лексики и фразеологии.

Состав слова (морфемика) и словообразование. Морфема как минимальная значимая часть слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова и окончание. Корень. Приставка, суффикс. Однокоренные слова. Чередование звуков в слове. Варианты морфем. Исторические изменения в структуре слова. Понятие об этимологии. Слова производные и непроизводные. Основные способы образования слов. Словообразование различных частей речи. Основные выразительные средства морфемики и словообразования.

Морфология. Части речи в русском языке. Принципы выделения частей речи.
Самостоятельные части речи: имена существительные, прилагательные, числительные, местоимение, глагол, наречие. Причастие, деепричастие в системе частей речи. Слова категории состояния. Разряды самостоятельных частей речи. Грамматические категории самостоятельных частей речи: категория одушевленности и неодушевленности существительных; категории рода, числа, падежа существительных, прилагательных, порядковых числительных, местоимений и причастий; категории возвратности, переходности, лица глагола. Видовременная система глагола. Наклонения глагола. Спряжение глагола. Синтаксические функции самостоятельных частей речи.
Служебные части речи: предлог, союз, частицы. Их разряды по значению, структуре. Междометия как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.
Основные морфологические нормы русского литературного языка. Основные выразительные средства морфологии. Синонимия морфологических форм слов разных частей речи.

Синтаксис. Словосочетание и предложение как синтаксические единицы. Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании. Типы связи в словосочетаниях. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова.
Предложение как основная единица синтаксиса. Типы предложений по цели высказывания. Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения. Восклицательные предложения.
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее, способы его выражения. Сказуемое, его типы, способы выражения. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство.
Простое предложение. Двусоставные и односоставные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Полные и неполные предложения. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. Обращения; вводные слова и вставные конструкции. Сложное предложение. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Виды сложноподчиненных предложений. Сложная синтаксическая конструкция. Способы передачи чужой речи.
Основные синтаксические нормы русского литературного языка. Синтаксическая синонимия. Основные выразительные средства синтаксиса.

Графика. Орфография и пунктуация. Алфавит. Соотношение звуков и букв в русском языке.
Принципы русской орфографии. Орфограмма. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов.
Принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания.

Речь. Речевая деятельность. Устная и письменная формы речи. Речь диалогическая и монологическая. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательное расположение частей текста. Типы текстов по функционально-смысловым особенностям (повествование, описание, рассуждение), по стилям речи (разговорные, официально-деловые, публицистические, научные и художественные). Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Понятие о культуре речи. Русский речевой этикет.

РУССКИЙ НЕРОДНОЙ ЯЗЫК

Требования к уровню подготовки выпускников

Изучение русского языка должно предоставить учащимся возможность:

– иметь представление о сущности и назначении языка, его роли в жизни человека и общества; об основных функциональных разновидностях современного русского литературного языка: литературный язык, просторечие, территориальные, социальные диалекты;
– определить основные признаки единиц языка (фонетических, лексических, морфемных, словообразовательных, морфологических, синтаксических); опознавать их по изученным признакам, анализировать и уместно употреблять в речи;
– характеризовать основные стилистические ресурсы лексики и фразеологии русского языка; употреблять слова и фразеологизмы адекватно ситуации и стилю общения; владеть современным речевым этикетом;
– характеризовать основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические правописные нормы русского литературного языка, правильно произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами, правильно образовывать формы слов, правильно и уместно употреблять слова, фразеологизмы и строить предложения разных типов, уместно употреблять их в речи;
– правильно писать слова в соответствии с изученными орфографическими правилами, пунктуационно правильно оформлять предложения и текст;
– понимать информацию, предъявляемую на слух в нормальном темпе: речь диктора радио, телевидения, официального лица;
– читать оригинальные тексты разных функциональных стилей, используя ознакомительное, изучающее, просмотровое виды чтения; пересказывать подробно, выборочно, сжато исходный текст (устный и письменный);
– создавать устные и письменные тексты, различные по типу (описание, повествование, рассуждение), стилю и жанру, с учетом замысла, адресата, ситуации общения;
– вести диалог на бытовые, учебные, социальные, социокультурные темы, используя реплики переспроса, согласия, отрицания, утверждения и т. д., диалог-дискуссию с аргументацией своей точки зрения;
– приобщиться к культуре русского народа в рамках тем, сфер, ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, возрастным особенностям учащихся основной школы;
– переводить с родного языка на русский отрывки из художественных или публицистических произведений;
– пользоваться различными словарями русского языка.

Обязательный минимум содержания образования

Общие сведения о русском языке. Русский язык – государственный язык РФ, язык межнационального общения. Русский язык – язык русской художественной литературы.

Фонетика. Орфоэпия. Звуки как единица языка. Гласные. Ударные и безударные гласные. Редукция гласных. Согласные звуки. Парные и непарные согласные по звонкости-глухости, твердости-мягкости. Оглушение и озвончение согласных. Произношение мягких согласных. Шипящие и Ц. Стечение согласных. Их произношение. Слог. Ударение. Подвижное ударение. Интонация. Основные типы интонационных конструкций. Основные орфоэпические правила. Орфоэпические словари.

Лексика и фразеология. Слово как единица языка. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Фразеологизмы, их семантика, употребление. Слова и фразеологизмы с национально-культурным компонентом значения. Толковые словари русского языка.

Состав слова. Словообразование. Морфема как минимальная значимая часть слова. Основа слова и окончание. Корень, приставка, суффикс. Однокоренные слова. Основные способы образования слов в русском языке. Словообразование различных частей речи.

Морфология. Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи: существительные, прилагательные, числительные и местоимения, глагол, наречия. Причастия и деепричастия в системе частей речи.
Категория одушевленности и неодушевленности. Род, число существительных, прилагательных, порядковых числительных, местоимений, причастий. Формы, значение и употребление падежей.
Видовременная система глагола русского языка. Образование, семантика и употребление глаголов совершенного и несовершенного видов. Спряжение глаголов. Наклонение глагола, образование, семантика, употребление. Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы.
Синонимия морфологических форм.
Служебные части речи: предлог, союз, частицы. Междометия как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.

Синтаксис. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании. Типы связи слов в словосочетании. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные и невосклицательные предложения. Средства оформления предложений: интонация, логическое ударение, порядок слов.
Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство.
Простое предложение. Двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные предложения. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. Обращение, вводные слова и конструкции. Сложное предложение. Союзные и бессоюзные предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Виды сложноподчиненных предложений. Способы передачи чужой речи. Основные синтаксические нормы русского языка. Синтаксическая синонимия.

Графика. Орфография. Пунктуация. Алфавит. Соотношения звука и буквы. Орфограмма. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Правила переноса слов. Орфографические словари *.
Знаки препинания в конце предложения, в простом предложении, в предложении с однородными членами, обращениями, вводными словами и вставными конструкциями; в сложном предложении. Знаки препинания в прямой и косвенной речи, при цитировании. Сочетание знаков препинания.

Речь. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности: говорение, аудирование, письмо и чтение. Устная и письменная формы речи. Диалогическая и монологическая речь. Качества хорошей речи.
Текст как речевое произведение. Типы текста: описание, повествование, рассуждение. Способы и средства связи предложений в тексте.
Разговорная, книжная речь. Стили речи (научный, официально-деловой, публицистический), их основные признаки и характеристики. Язык художественной литературы.
Культура речи. Понятие о литературном языке. Норма – основная черта литературного языка. Орфоэпические, акцентологические, лексико-фразеологические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы языка. Критерии культуры речи. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Русский речевой этикет. Русские нормы речевого поведения в сопоставлении с родными.

Общеобразовательный уровень

РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК

Требования к уровню подготовки выпускников

Изучение русского языка должно предоставить учащимся возможность:

– получить представления о связи языка и культуры народа; о системе языка и его основных единицах, о речевой деятельности; об особенностях устной и письменной речи; об особенностях литературного языка и его отличиях от других форм существования национального русского языка; о литературной норме и типах норм современного русского литературного языка.
– научиться анализировать особенности употребления основных единиц языка в устной и письменной речи с точки зрения их предназначения и функционально-стилистических качеств, соблюдения норм и требований выразительности речи;
– применять в практике речевого общения основные орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; применять правила эффективного использования языковых единиц в речи с учетом особенностей русского речевого этикета;
– углубить представление об основных принципах русского правописания и совершенствовать умения применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
– овладеть различными видами чтения и аудирования текста; передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, тезисов, конспектов, аннотаций, сообщений;
– научиться создавать собственные высказывания в устной и письменной форме на заданные темы;
– научиться оценивать высказывания с точки зрения содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач;
– расширить представление о возможностях лексической и грамматической синонимии и научиться использовать их в собственной речевой практике; овладеть приемами редактирования текста;
– научиться выступать с докладом, рефератом, рецензией, участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, дебатах;
– свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку.

Обязательный минимум содержания образования

Общие сведения о языке. Сущность и функции языка. Роль языка в жизни человека и общества *. Русский язык в современном мире. Русский язык как одна из национально-культурных ценностей русского народа. Русский язык – государственный язык РФ и язык межнационального общения.
Формы существования национального русского языка: литературный язык, просторечие, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны). Понятие о литературном языке. Стилистическая система литературного языка: книжные стили (официально-деловой, научный и публицистический) и разговорный стиль. Язык художественной литературы.

Язык и речь. Культура речи

Система языка. Основные уровни и единицы языка. Речевая деятельность и ее виды. Особенности устной и письменной речи.
Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Правильность речи. Основные орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы современного русского литературного языка. Основные орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. Принципы русской орфографии и пунктуации. Типы лингвистических словарей русского языка. Справочная литература по русскому языку.
Эффективность речи. Функционально-стилистические качества и выразительность речи. Выразительные средства русского языка. Лексическая и грамматическая синонимия.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Культура публичного выступления. Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров: смысловое восприятие текста, информационная переработка текста в виде плана, тезисов, конспектов, аннотаций, отзывов, рецензий и т.д. Создание собственного высказывания и редактирование текста.
Основные особенности русского речевого этикета.

РУССКИЙ НЕРОДНОЙ ЯЗЫК

Требования к уровню подготовки выпускников

Изучение русского языка должно предоставить учащимся возможность:

– иметь представление о статусе русского языка, его месте в современном мире;
– характеризовать основные уровни и единицы языка;
– характеризовать основные формы функционирования русского языка, основные функциональные разновидности русского литературного языка, основные жанры речевых произведений;
– освоить основные нормы русского литературного языка;
– иметь представление о лексической и грамматической синонимии русского языка, о его изобразительно-выразительных возможностях и стилистических ресурсах, умело использовать их в речи в соответствии с ситуацией высказывания и стилистическими особенностями текста;
– свободно извлекать при поисковом чтении информацию из оригинальных текстов разных стилей и жанров;
– осуществлять переработку устного и письменного текстов учебно-научного, научного содержания (конспектирование, реферирование, аннотирование, тезирование);
– создавать монологические высказывания разных типов, стилей речи и жанров, адекватные ситуации, сфере общения;
– вести дискуссии, деловые беседы, соблюдая правила речевого общения;
– писать доклад и реферат на предложенную тему, отзыв о прочитанной книге, рецензию; оформлять письменно деловые бумаги по типовым образцам;
– переводить с родного языка на русский тексты разных жанров;
– уметь пользоваться справочной и научно-популярной литературой.

Обязательный минимум содержания образования

Общие сведения о языке. Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык – государственный язык РФ и язык межнационального общения народов России. Русский язык в современном мире.
Язык. Речь. Культура речи.
Язык как функционирующая система. Единицы и уровни языка. Национально-маркированные единицы языка.
Основные формы функционирования русского языка. Понятие о литературном языке. Основные стили русского литературного языка. Их характеристика. Жанры книжных стилей.
Основные орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические нормы современного русского литературного языка. Основные правописные нормы современного литературного языка.
Лексическая и грамматическая синонимия русского языка. Изобразительно-выразительные средства русского языка.
Культура научной и деловой речи. Русский речевой этикет.
Речевая деятельность и ее виды.
Речь устная и письменная. Монологическая, диалогическая речь.
Ознакомительное, поисковое, просмотровое чтение оригинальных текстов разных стилей и жанров.
Письмо. Написание доклада, реферата, рецензии. Оформление деловых бумаг.
Переработка учебно-научного, научного текстов (план, конспектирование, реферирование, тезирование, аннотирование).

Профильный уровень

РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК

Требования к уровню подготовки выпускников

Изучение русского языка должно предоставить учащимся возможность:

– получить представление о связи языка и культуры народа; о месте русского языка среди языков мира; о выдающихся лингвистах и их вкладе в развитие языкознания; об особенностях литературного языка и его отличиях от других форм существования национального русского языка; о литературной норме и типах норм современного русского литературного языка; о выразительных возможностях и стилистических ресурсах русского языка на уровне фонетики, лексики, морфологии и синтаксиса;
– понимать особенности системного устройства языка и взаимосвязь его единиц, особенности речевой деятельности, компонентов речевой ситуации; отличия устной и письменной форм языка;
– анализировать особенности употребления основных единиц языка в устной и письменной речи с точки зрения их предназначения и функционально-стилистических качеств, соблюдения норм и требований выразительности речи;
– оценивать высказывания с точки зрения содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; оценивать изобразительно-выразительные возможности художественного текста и проводить его лингвостилистический анализ;
– применять в практике речевого общения основные орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; применять правила эффективного использования языковых единиц в речи с учетом особенностей русского речевого этикета;
– углубить представление об основных принципах русского правописания и совершенствовать умения применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
– овладеть различными видами чтения и аудирования текста разных стилей и жанров; передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, тезисов, конспектов, аннотаций, сообщений;
– расширить представление о возможностях лексической и грамматической синонимии и научиться использовать их в собственной речевой практике; овладеть приемами редактирования текста;
– научиться выступать с докладом, рефератом, рецензией, участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, дебатах;
– свободно пользоваться справочной и научно-популярной литературой по русскому языку.

Обязательный минимум содержания образования

Общие сведения о языке. Сущность и функции языка. Роль языка в жизни человека и общества. Язык и культура. Основные аспекты научного изучения языка и разделы языкознания. Выдающиеся лингвисты и их вклад в развитие языкознания.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Особенности исторического развития русского языка. Русский язык как одна из национально-культурных ценностей русского народа. Современное состояние русского языка Русский язык в современном мире. Проблемы экологии языка.
Формы существования национального русского языка: литературный язык, просторечие, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны). Понятие о литературном языке. Особенности развития русского литературного языка. Основные функциональные разновидности русского литературного языка, их языковые особенности: официально-деловой, научный и публицистический стили литературного языка; разговорный язык (разговорная речь). Язык художественной литературы. Понятие о речевом жанре.

Язык. Речь. Речевая деятельность. Язык как функционирующая система. Основные уровни языка. Основные единицы языка: фонема, морфема, слово, предложение. Их связи и отношения. Текст и его место в системе единиц языка и речи.

Культура речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Правильность речи. Языковая норма и ее основные особенности. Критерии языковой нормы. Основные орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. Основные орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. Принципы русской орфографии и пунктуации. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Основные типы лингвистических словарей и их особенности. Научно-познавательная литература по русскому языку.
Эффективность речи. Речевое общение. Компоненты речевой ситуации. Функционально-стилистические качества речи. Выразительные возможности и стилистические ресурсы русского языка на уровне фонетики, лексики, морфологии и синтаксиса. Лексическая и грамматическая синонимия. Лингвистический анализ художественного текста.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Культура публичного выступления. Правила подготовки и особенности построения устных публичных выступлений разных жанров. Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров: смысловое восприятие текста, информационная переработка текста в виде развернутых и сжатых планов, тезисов, конспектов, аннотаций, отзывов, рецензий и т.д. Создание собственных высказываний и редактирование текста. Особенности русского речевого этикета.

РУССКИЙ НЕРОДНОЙ ЯЗЫК

Требования к уровню подготовки выпускников

Изучение русского языка должно предоставить учащимся возможность:

– характеризовать статус русского языка в РФ, роль и место его в современном мире;
– иметь представление об основных функциях языка, о языке как развивающейся системе, его устройстве и функционировании; о взаимосвязи языка и культуры;
– характеризовать основные уровни и единицы языка;
– раскрывать основные формы функционирования русского языка, основные функциональные разновидности русского литературного языка;
– характеризовать основные орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать их;
– иметь представление о лексической и грамматической синонимии русского языка, о его изобразительно-выразительных и стилистических возможностях, использовать их в речи в соответствии с ситуацией высказывания и стилистическими особенностями текста;
– иметь представление о принципах русского правописания; овладеть нормами русского правописания;
– оценивать изобразительно-выразительные возможности художественного текста и проводить его лингвостилистический анализ;
– свободно извлекать при поисковом чтении информацию из оригинальных текстов разных стилей и жанров;
– осуществлять переработку устного и письменного текстов учебно-научного, научного содержания (конспектирование, реферирование, аннотирование, тезирование);
– создавать монологические высказывания разных типов, стилей речи и жанров, адекватные ситуации, сфере общения;
– вести дискуссии, деловые беседы, соблюдая правила речевого общения;
– писать доклад и реферат на предложенную тему, отзыв о прочитанной книге, рецензию; оформлять письменно деловые бумаги по типовым образцам;
– уметь пользоваться справочной и научно-популярной литературой по лингвистике;
– переводить с родного языка на русский тексты разных жанров и стилей.

Обязательный минимум содержания образования

Общие сведения о языке. Сущность и функции языка. Язык и культура.
Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык – государственный язык РФ и язык межнационального общения народов России. Русский язык в современном мире. Основные аспекты научного изучения языка. Разделы языкознания.

Язык. Речь. Культура речи.

Язык как функционирующая система. Единицы и уровни языка. Их связи и отношения. Национально-маркированные единицы языка.
Основные формы функционирования русского языка. Понятие о литературном языке. Основные стили русского литературного языка. Их характеристика. Жанры книжных стилей.
Основные нормы современного литературного языка.
Правописные нормы. Принципы русского правописания.
Лексическая и грамматическая синонимия русского языка. Изобразительно-выразительные средства русского языка.
Лингвостилистический анализ текста.
Культура научной и деловой речи. Русский речевой этикет.
Речевая деятельность и ее виды.
Речь устная и письменная. Монологическая, диалогическая речь.
Ознакомительное, поисковое, просмотровое чтение оригинальных текстов разных стилей и жанров.
Письмо. Написание доклада, реферата, рецензии. Оформление деловых бумаг.
Переработка учебно-научного, научного текстов (план, конспектирование, реферирование, тезирование, аннотирование).

_________________
* Курсивом в тексте выделены дидактические единицы, подлежащие обязательному изучению, но не обязательному усвоению всеми учащимися.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru