Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №47/2001

СОБЫТИЯ И ДАТЫ

Михаил Викторович Панов
Былое не утратилось в настоящем, не заменилось им, а исполнилось в нем.

А.Герцен

С.ГИНДИН

ДИАЛОГ С ПАНОВЫМ НЕ КОНЧАЕТСЯ

В сентябре минувшего года, отмечая 80-летие Михаила Викторовича Панова, наша газета среди прочих материалов поместила отзывы об учебниках под его редакцией шестиклассников из деревни Кочергино и адресованные ученому вопросы московских школьников
(№ 35/2000). В преддверии Нового года Михаил Викторович подробно и уважительно ответил на «интересные вопросы» (слова самого ученого) ребят (№ 47/2000).
Учебники под редакцией Панова настолько прочно входят в жизнь тех, кто по ним учится, что ребятам невольно начинает казаться, будто они хорошо знают того, кто эти учебники написал. Понятие «авторский коллектив» для них еще трудно представимо, да и никакой «разноголосицы» в своих учебниках дети не ощущают. Вот и начинает им казаться, что все учебники написаны одним добрым, милым и мудрым человеком – Михаилом Викторовичем Пановым.
Недавно редакция получила новую большую пачку «писем к Панову» – от шестиклассников из далекой Читы. Вместе с ребятами на этот раз написала и их учительница. Многие из писем содержат оценки учебников для 5-го и 6-го классов, другие – пожелания и просьбы к Михаилу Викторовичу. Наверное, ученый вновь с удовольствием ответил бы своим корреспондентам. Но... от прошлогодних писем новые отделены роковой чертой: 30 октября Михаил Викторович сдал в печать свою последнюю статью, а 3 ноября его не стало.
И все же, думаю, письма не останутся без ответа. Их с пользой прочтут соавторы Михаила Викторовича, продолжающие работу над учебным комплексом. Ребячьи жалобы и похвалы будут определенными ориентирами для многочисленных учителей, работающих по «пановской программе», да и для их коллег, предпочитающих другие учебники. Вот почему мы решили напечатать (с сохранением всех особенностей стиля) часть писем: пусть наш коллективный разговор с Михаилом Викторовичем продолжится в наших мысленных обращениях к нему и в наших совместных попытках разобраться в том богатейшем наследии, которое он оставил.
Конечно, ребячье восприятие при всей его остроте может только отметить, обозначить некоторые важные моменты пановской дидактики и методики. Осмыслять и развивать принципы и подходы, заложенные ученым, нам – взрослым. Поэтому вслед за письмами учеников из Читы мы помещаем письмо их учительницы М.Н.  Прикуле. Она подробно пишет о радостях и трудностях повседневного использования «пановских» учебников. А ее землячка И.Ф.  Лейно в своей статье рассматривает идеи коллектива, возглавлявшегося Пановым, в глубокой исторической перспективе, сопоставляя их с идеями книги Ф.И.  Буслаева.
Вклад, внесенный Михаилом Викторовичем Пановым в науку о языке, в преподавание языка, вообще – в русскую культуру, не раз будет предметом пристального и подробного изучения.
А его популярные книги будут просто читаться, и по учебникам под его редакцией будут учиться другие дети, и им будет казаться, что они хорошо знакомы с Пановым...

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru