Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №4/2002

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Т.ПАХНОВА


Продолжение. Начало см. в № 38/2001

УЧИМСЯ МЕДЛЕННО ЧИТАТЬ ТЕКСТ

XI. Запишите отрывок из стихотворения Давида Кугультинова. Подчеркните деепричастия и наречия как члены предложения.

Наш Пушкин! Он вовеки жив,
Вовеки не старея,
Он, зрелость с юностью скрестив,
Всех мудрецов мудрее!

(Перевела с калмыцкого Ю.Нейман)

1. Определите основную мысль этих строк.
2. Подберите синонимы к словам: вовеки, мудрый. Чем различаются слова, входящие в ряд синонимов?

УМНЫЙ, мудрый; башковитый, мозговитый (прост.); премудрый, вещий (уст.) а в знач. сказ. : с головой; семи пядей во лбу (шутл.)

(Из словаря синонимов)

3. Выучите отрывок наизусть. Подготовьтесь к выразительному чтению и письму по памяти. Запишите, сверьте написанное.
4. Подчеркните грамматические основы, объясните знаки препинания.
5. К сочинениям на какие темы эти строки можно использовать в качестве эпиграфа?

XII. Прочитайте отрывок. Какие слова повторяются? Что достигается благодаря их повтору?

Вспоминаю о Пушкине
В январе поутру.
Вспоминаю о Пушкине
На осеннем ветру...
Вспоминаю о Пушкине
В шуме вешних речей.

Вспоминаю о Пушкине
В блеске белых ночей...
Он бредет неприкаянный
Сквозь поля в синеве.
Вот живет он в Михайловском.
Вот идет по Москве...

(В.Лазарев)

1. Какова главная мысль текста?
2. Какой синоним к глаголу идти используется в тексте? Запишите ряд синонимов. Чем различаются слова, входящие в синонимический ряд?

ИДТИ 1. ступать, шагать, семенить (разг.) / торжественно: шествовать, выступать, плыть; / медленно, с трудом: брести, плестись...

(Из словаря синонимов)

3. Какова стилистическая окраска слов: поутру, вешний?

ВЕСЕННИЙ; вешний (уст. и обл.) (Из Словаря синонимов).
ПОУТРУ, нареч. (разг.). Рано утром. (Из Cловаря русского языка Ожегова)

XIII. Запишите отрывок из повести Ивана Васильева «Печаль моя полна тобою...» (безответные письма другу). Каково происхождение названия повести? Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

Сейчас прош_л берегом Волги, огл_делся: до чего же красива земля! Тихо стоят роскошно зеленые березники, это царственно величавая непр_взойденная краса России. На опушк_ заречного леса клубит(?)ся черемуха, будто Волга в отшумевш_м разлив_ оставила на ветвях белую-белую пену. Густеют овсы, забивая темный цвет пашни. Распустились яблони1.
По горизонту ходит гром. Весенний гром напом_нает мне фронт. Таким(же) ярким маем ровно 35 лет назад шли мы навстречу3 загадочному5 грому, он то грозно рычал, то добродушно ворчал, то вовсе стихал – там бились, стонали и ум_рали люди, и мы шли в это пекло, совсем еще юные1, (не)знавшие любви и нежности подруг. Теперь у меня все позади: и фронт, и любовь, – и все(же) я чу(?)ствую, восхищаюсь первой3 майской грозой, р_скошной землей, которая просит у неба дождя.4
Величавые5 березники, белая черемуха, ч_рные, словно чугуны в зеленом пару, старые ивы, яблони, молодые овсы – все, раз_яв ладони-листья, молит дождя. И он пош_л, ровный, крупный, обильный. Я не бегу под крышу, я стою под майским дождем, я хочу видеть и чувствовать, как пьет небесную влагу земля. Пр_хлынувшая радость горькой спазмой схват_вает горло, и я шепчу тебе: «Посмотри3, посмотри же, какой безудержный пир справляет на земле все живое! Как омылось и засверкало все вокруг! Вот оно, торжество жизни, величественное и бессмертное!».
Спасибо, земля! Сердцу, которое, казалось, н_что уже не в силах ра_будить, ты возвр_щаешь любовь к жизн_. Пусть(же) гремят3 над тобою только майские грозы! (11 мая 1977 года. Усть-Держа)

1. Докажите, что это текст. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?
2. Объясните: на основе чего текст делится на абзацы? Определите микротему (микротемы) каждого абзаца. Каковы особенности последнего абзаца? Что делает его заключительной частью текста? Составьте план текста.
3. Докажите, что 1-й абзац является описанием, а 3-й – повествованием. Подтвердите примерами из данного текста мысль о том, что в описаниях обычно используется параллельная связь между предложениями, а в повествовании – цепная.
4. Определите тему, основные мысли текста. Озаглавьте текст.
5. В каких значениях употребляется в тексте многозначное слово земля?
6. Каковы роль и особенности употребления в тексте синонимов (юные, молодые; просит, молит; величественный, величавый) и антонимов (белый – черный, старые – молодые)? Какие темы, противопоставленные друг другу, звучат в тексте?
7. Выпишите из текста несколько словосочетаний, в которых зависимыми словами являются наречия. Произведите разбор одного из словосочетаний.
8. Какова роль в тексте восклицательных предложений, предложений с обращением, прямой речью?
9. Подчеркните грамматические основы в предложениях первого абзаца. Каковы особенности порядка слов в текстах-описаниях?
10. Составьте схему одного из сложных предложений.
11. Какими примерами из текста можно проиллюстрировать особенности пунктуации в предложениях с однородными членами и обобщающими словами?
12. Произведите пунктуационный разбор текста.
13. Подготовьтесь к пересказу текста. Напишите изложение, стараясь сохранить особенности авторского стиля (повествование от 1-го лица).
14. Проверьте запись текста, используя материал словарного диктанта.

Словарный диктант

Прошел, огляделся, непревзойденная краса России, на опушке заречного леса, березник (березняк), царственно величавый, в отшумевшем разливе, распустились, разъяв, разбудить, весенний гром, белая-белая пена, навстречу загадочному грому, черные ивы, прихлынувшая радость, безудержный пир, величественное и бессмертное торжество жизни, юный.

Какие из слов (словосочетаний) можно назвать ключевыми для данного текста?

XIV. Прочитайте отрывки из повести, которую И.Васильев посвятил памяти умершей жены (повесть состоит из писем). Какова роль предложений с обращениями? Как осуществляется связь между предложениями, между абзацами?

1) 20 апреля 1977 года. Усть-Держа.
Здравствуй, домик тихий, приют души осиротелой! Я твой порог переступаю с тоской и страхом: надолго2 ли приютишь меня и дашь ли сил, чтоб песнь сложить свою последнюю?
Все памятно мне здесь, все мило. Обнять готов березку у крыльца, ходить (без)устали проторенной тропой, искать следы, (не)смытые дождями, просить у ветра возвратить твой голос, смех и песню грустную, что пела иногда перед закатом солнца у крыльца...

2) 12 апреля 1977 года. Великие Луки.
...Я любил сажать деревья, сажал везде, где мог, и это всегда приносило радость, а сегодня сажал свое первое печальное дерево.4
Живи же, друг мой вечный, в тихом шелесте листвы, я шум ее приду послушать и горести свои поведать, иного утешенья не дано.

1. Объясните значение слов приют, проторенный.
2. Подберите синонимы к словам: без устали, грустный.
3. Выпишите несколько словосочетаний, в которых зависимыми словами являются прилагательные. В чем необычность порядка слов в этих словосочетаниях? Для каких произведений словесности это характерно?
4. Объясните подчеркнутые орфограммы и знаки препинания.

XV. Запишите высказывания поэта С.Я. Маршака и ученого-филолога А.А. Потебни, используя предложения с прямой речью.

1) Литературе так же нужны талантливые2 читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова.

(С.Маршак)

2) Понимание есть повторение процесса творчества в измененном порядке.

(А.Потебня)

1. Объясните значение слов талантливый, талант, обратившись к словарю.
2. Прочитайте словарную статью.
Творчество, -а, ср. Создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. Художественное т. Народное т. Т. Пушкина Т. новаторов // прил. творческий, -ая, -ое. Т. дар. Т. путь писателя.

(Толковый словарь русского языка)

Запишите предложение:
Творчество – это...

3. Рассмотрите опорные записи:

Какая из записей отражает творческую деятельность писателя, а какая – читателя?
Докажите, что процесс чтения текста, когда мы стремимся к пониманию, разгадке авторского замысла, – это тоже творчество.

4. Напишите сочинение на одну из тем:
Что это значит – быть талантливым читателем?
Как надо читать книги?
Чтение – это мое любимое занятие.
Чтение хорошей книги – это духовное общение с добрым, умным человеком.
Моя любимая книга.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru