Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №5/2002

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Л.СЫЧУГОВА,
г. Киров


СЛОВАРЬ РЕЧЕВЫХ ОБОРОТОВ

Над тайной воплощения мысли в речение, высказывание задумывалось не одно поколение философов, языковедов, психиатров, неврологов, но и сейчас природа взаимодействия языка и сознания, речи и мышления остается загадкой.
Каждый учитель знает, с каким трудом дается школьнику речевое действие при создании текстов, особенно на литературную тему. Этому много причин. Назовем некоторые. Понятия о главных признаках описываемого школьником художественного явления не сформированы. Словарный запас ученика, необходимый для выражения авторских, интерпретаторских и собственных чувств и позиций, недостаточен.
Представляем словарь, который поможет школьникам в процессе словесного оформления мысли. В этом словаре рассматривается не отдельно взятое слово, а слово в составе предложения. Предложения, точнее, предикативные конструкции в словаре подаются блоками, сгруппированными по темам: например, Н.В. Гоголь. «Ревизор». Каждая из тем раскрывается в подтемах. Заголовочными словами словарных статей являются названия подтем: например, Гоголь / писатель / драматург / автор пьесы; Комедия «Ревизор» / пьеса; Иван Александрович Хлестаков / чиновник из Петербурга и так далее. Словарная статья построена таким образом, чтобы пишущий сочинение мог выбрать для выражения мысли какую-либо представленную синтаксическую модель и вариант смыслового ее наполнения.

Словарная статья включает предикативные конструкции двухкомпонентных предложений. Набор предикатов в предъявленных читателям моделях дается в алфавитном порядке. Сначала даны конструкции для предложений, в которых сказуемые выражены глаголами совершенного/несовершенного вида. Далее – конструкции для предложений со сказуемым – кратким причастием или прилагательным. Наконец, предложения со сказуемым-существительным. В скобках показаны возможные распространители сказуемого.
Опыт показал: словарь помогает школьникам использовать данные предикативные конструкции при составлении собственного высказывания, более четко осознать авторское, да и собственное мировосприятие, а учителю дает возможность эффективно обучать детей речевому действию.


8 класс

Фрагменты учебного пособия – словаря

Николай Васильевич Гоголь. «Ревизор»

Гоголь / писатель / драматург / автор пьесы

(в комедии) вывел (четырех представителей чиновничьего мира: судью, попечителя богоугодных заведений, смотрителя училищ, почтмейстера; галерею бессмертных образов);
(немую сцену) дал как намек (на торжество справедливости);
использует (прием обнаружения письма, прием вмешательства власти в судьбы героев);
(каждый образ) наделил (яркой индивидуализированной речевой характеристикой);
(часто) прибегает (к ремаркам в сторону или про себя);
ставит (своих героев) в острые ситуации;
считал, что (без большой идеи нельзя создать высокой общественной комедии, что «театр – великая школа, глубоко его назначение», что «театр – это такая кафедра, с которой читается разом целой толпе живой урок»);
(несколькими словами) умеет нарисовать (яркий образ старого, почтенного чиновника).

Комедия «Ревизор» / пьеса

закончилась (всеобщим оцепенением, сценой, полной драматизма);
имела (такой потрясающий сценический успех, какого не имела ни одна русская комедия);
началась (комическими подробностями);
начинается (словами городничего);
написана (весело от первой строчки до последней; не для того, чтобы посмешить зрителей, а во имя нравственной красоты человека);
комедия характеров; реалистическая комедия;
(новый) тип комедии.

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский / городничий

боится (доносов на себя);
видит (проявление лучших своих черт в умении обмануть, провести, «поддеть на уду»);
(в трактире) выглядит жалким (перед внезапно приехавшим «елистратишкой»);
(у просителей) вымогает (подношения);
(с первых строк) выступает (как человек невежественный и суеверный);
глумится (над купцами);
(в первом действии) дает (резкую, уничтожающую) характеристику (Хлестакову);
(в последнем действии) дает волю (своей злобе и мщению);
дает советы (чиновникам);
надеется (на свои силы, когда намеревается ехать в гостиницу и спасать положение);
не заботится (о существе постановки врачебной работы в городе);
обирает (купцов);
обкрадывает (казну);
полагает, что (его поведение соответствует принятой в его кругу моральной норме);
потакает (другим чиновникам в казнокрадстве и взятках);
(во втором действии) преображается;
не стесняется употреблять (грубые выражения);
удалось расположить (к себе Хлестакова);
хочет выставить себя (образцовым) «градоправителем»;

бесцеремонен;
(автором) выведен (как человек серьезный, по-своему умный, хитрый, опытный в жизненных обстоятельствах);
груб (при расправе с подчиненными);
лжив;
ловок;
обуреваем (страхом);
опытен;
(не всегда) последователен;
пронырлив;
сметлив;
энергичен;

(жестокий, притесняющий подчиненных) начальник;
стяжатель.

Анна Андреевна / жена городничего

грезит (о первом доме в столице);
(заискивающе) кокетничает (с гостем);
льстит (гостю);
намечает (себе круг будущих знакомых);
препирается (с дочерью);
проявляет нелюбезность (по отношению к пришедшим);
(Хлестакову) стремится показать (свою «культурность»);
унижается (перед гостем);

воспитана («на романах и альбомах»);
опытна (в делах кокетства).

Марья Антоновна / дочь городничего

старается уйти (от назойливых комплиментов Хлестакова);
хочет отстоять (свое мнение);
читала (популярный роман Загоскина «Юрий Милославский»).

Анна Андреевна и Марья Антоновна

(во что бы то ни стало) решили выведать (о приехавшем столичном госте);
(в своем воображении) создали (образ столичного денди).

Иван Александрович Хлестаков /чиновник из Петербурга

вообразил, что (его ценят бескорыстно, просто как милого кавалера);
(быстро) вошел в роль;
врет (вдохновенно, неудержимо, не задумываясь над сказанным);
(в трактире) выглядит жалким и смешным, когда (просит есть);
не выходит (за пределы своего кругозора, своего уровня понимания);
демонстрирует (полное равнодушие к просьбам);
не задумался над тем, почему (его так принимают);
замечает, что (чем более он выдумывает, тем более сильное впечатление производит на дрожащих от страха чиновников);
знает, какими (словами можно завоевать сердца уездных красавиц);
мечтал (о карете с фонарями, с лакеем на запятках, в ливрее, о визите к какому-нибудь помещику);
набрал (взяток в виде приношений, одолжений, благодарностей);
нагнал (на всех) страху;
(в четвертом действии) начинает догадываться, что (его приняли за «государственного человека»);
обещал навести порядок, посодействовать;
(никого) не обманывал;
одурачил (не только городничего);
(благосклонно) принимает (просителей);
принимает (угодничество городничего) за чистую монету;
провел (всех чиновников, весь город);
пускает пыль в глаза;
не собирался выдавать себя за важное лицо;
(одновременно) сочетает (качества карьериста, мота, хвастуна, лгуна, щеголя, волокиты);
сочиняет (небылицы о столичных приемах, вечерах, о пышной роскоши в свете, об арбузе неслыханной цены);
стал (свысока) разговаривать (с чиновниками);
становится все развязнее;
стремится казаться не тем, чем (является на самом деле);
(с успехом) сыграл роль (ревизора, не намереваясь ее играть, не поняв, что он ее играет);
хвастается;
безответствен;
глуповат;
доволен (своей ничтожной, бессмысленной жизнью);
легкомыслен (до крайности);
(с трактирным слугой) любезен, когда (пытается выпросить обед);
пуст;
тривиален;
тщеславен;
увлечен (своим вдохновенным враньем);
(высокомерный) барин;
виновник (суматохи);
(не просто обычный) враль;
(не просто) мошенник;
(мнимый) ревизор.

Возможные задания по русскому языку на основе учебного пособия – словаря

1. Составьте предложения различной структуры на заданную тему (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные; усложненные – с рядом/рядами однородных членов предложения, обособленными/необособленными членами предложения, вводными словами и предложениями).
2. Подберите синонимы.
3. Определите грамматическое сходство и семантические различия распространителей глаголов.
4. Подберите соответствующие средства связи предложений при включении их в текст, наблюдая изменения в структуре предложения.
5. Составьте и проведите (учитель или ученик) диктанты различного типа – словарные, тематические.

Возможные задания по литературе на основе учебного пособия – словаря

1. Выберите синтаксические модели, описывающие, как автор / действующее лицо
а) воспринимает мир;
б) что ощущает, как двигается;
в) каковы цели, задачи его жизни; чего хочет, добивается; к чему стремится;
г) как он мыслит, о чем думает; что и как он чувствует;
д) каков его лексикон, как владеет речью, каковы особенности использования им лексических и синтаксических средств.
2. Разверните нераспространенные предложения в распространенные (для более полной, точной характеристики художественного образа, явления).
3. Найдите ответ на вопрос о поступке героя, его мировоззрении; выскажите собственное отношение к данной позиции.
4. Составьте план характеристики персонажа / сравнительной характеристики двух или нескольких персонажей.
5. Подготовьтесь к высказыванию на какую-либо тему на основе одной или нескольких словарных статей; используйте учебное пособие на уроке при написании классных сочинений; во время устного ответа.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru