Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №9/2002

Я ИДУ НА УРОК
РАБОТАЕМ ПО УЧЕБНИКУ С.Г.БАРХУДАРОВА

З.БУБЕНЩИКОВА,
г.Каргополь, Архангельской обл.


РАБОТА С ТЕКСТОМ

8 класс

Цели:

  • закреплять навыки выразительного чтения;

  • научить озаглавливать текст, составлять план, определять тему, идею текста;

  • развивать навыки определения и доказательства стиля и типа речи;

  • научить объяснять орфограммы и пунктограммы в данном тексте;

  • научить производить различные виды грамматических разборов.

На данном уроке шла работа с текстом, помещенным в: Русский язык: Учебн. для 8-го кл. / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. 21-е изд. М.: Просвещение, 1999. (Упражнение 309.)

ХОД УРОКА

Текст

Родина серебристой ели – Канада. Продолжительность жизни этого дерева – 500–800 лет. Но серебристая ель выр_щенная в п_томнике под городом Нальчиком еще совсем молода.
Выр_стил эту ель строгую и гордую старый селекционер Иван Порфирьевич Ковтуненко удосто_ый за это Государственной премии. Нелегок был его труд. (Н_)как (н_)всходили семена в (не)привычных (не)подходящих для них условиях. Но т_рпение и опыт селекционера победили. Последние три килограмма семян оставшиеся после гибели первых всходов он высадил в еловые опилки. И тысячи крепких всходов почувствовавших родную среду потянулись к солнцу.
Первая из выращ_ых в питомнике серебристых елей уехала на Днепрогэс.
Ель Ковтуненко встала и у стен Кремля и на Мамаевом кургане и возле Брестской крепости.

(По В.Черткову)

Вначале учащимся было предложено подготовиться к выразительному чтению всего текста (жужжащее чтение). Затем текст был выразительно прочитан вслух.
Далее учащиеся должны были объяснить пропущенные орфограммы. Они это сделали так:

(После проверки орфографии и пунктуации неплохо выяснить, кто из учащихся не сделал ни одной ошибки или одну-две, и похвалить их.)

Далее при необходимости можно провести лексическую работу такого типа:

1. Что такое Канада? Где она находится? (Объяснить, показать на карте.)
2. Выяснить, что такое Нальчик, Днепрогэс, Мамаев курган, Брестская крепость, где они находятся.
3. Найти в словаре точные значения слов питомник, селекционер и при необходимости записать их в тетрадь.
4. Выяснить у учащихся, видели ли они серебристую ель, и показать ее на картинке.

В слабом классе, чтобы проверить понимание текста, используем, например, такие вопросы:

1. Родина серебристой ели?
2. Почему трудно было вырастить ель у нас?
3. Благодаря чему была выращена серебристая ель даже в непривычных для нее условиях?
4. Где теперь можно увидеть это дерево?

Затем учащимся даются такие задания:

1. Докажите, что это текст. (Учащиеся отвечают примерно следующее: это текст, так как он состоит из нескольких предложений, которые тесно связаны между собой по смыслу и грамматически.)
2. Озаглавьте текст. (Предлагается несколько вариантов, но ребята останавливаются на одном: Ель Ковтуненко.)
3. Определите тему текста. (Нелегкий труд по выращиванию серебристой ели у нас в стране.)
4. Сформулируйте основную мысль (идею) текста. В каких предложениях она заключена? (Основная мысль – можно достигнуть всего, даже самого невозможного, если есть большое желание, терпение, умение, знания, опыт. Эту мысль можно извлечь из таких предложений: Нелегок был его труд. Но терпение и опыт селекционера победили.)
5. Можно задать вопрос: на что указывает ваш заголовок – на тему текста или на его идею?
6. Найдите ключевые слова, которые подтверждают тему и идею текста. (Ключевые слова: серебристая ель, питомник, труд, селекционер, терпение, опыт, семена, всходы...)
7. Составьте план текста. (План ребята предложили следующий.)

ЕЛЬ КОВТУНЕНКО

План

1. Родина серебристой ели – Канада.
2. Нелегкий труд селекционера Ковтуненко.
3. Путешествие серебристой ели по стране.

8. Следующее задание – определить стиль текста и аргументировать свое мнение.
При выполнении этой непростой работы учащимся хорошо помогают подготовленные мной справочные материалы, которые собраны в специальных папках и выдаются при необходимости на урок на каждую парту. В этих папках есть следующие материалы: характеристики разных стилей речи, «Фигуры речи», «Изобразительно-выразительные средства языка». Эти характеристики я составила сама, выбирая материал из разных источников; они, наверное, не вполне совершенны, их можно изменить, дополнить, но для учащихся школы, я думаю, они приемлемы. (В данной публикации мы воспроизводим «Характеристику публицистического стиля речи». – Ред.)
Учащиеся говорят, что этот текст написан в публицистическом стиле. Теперь им предстоит самое главное – доказать это утверждение. Вот для этого они и воспользуются листом «Характеристика публицистического стиля речи».
С пунктами 1–5 можно поработать фронтально, а с пунктами 6–8 лучше работать в парах или по группам. Необходимо дать какое-то время на подготовку, чтобы ученики смогли все обдумать, сделать нужные записи.
В результате совместной работы получается примерно такое доказательство.
Данный текст можно отнести к публицистическому стилю речи, так как:

1) он написан с целью сообщения значимой информации, привлечения внимания читателя и слушателя к событию в общественной и научной жизни страны, с целью внушения уважения к работе наших специалистов и гордости за их деятельность;
2) этот текст представляет собой, вероятно, статью в газете или журнале;
3) для данного текста характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, доходчивость изложения;
4) этот текст имеет следующие лексические особенности: широко используются общеупотребительные слова общественной и профессиональной сферы (родина, жизнь, город, премия, труд, питомник, селекционер, семена, всходы, среда...); используются изобразительно-выразительные средства языка – эпитеты (строгая, гордая ель, крепкие всходы), олицетворения (тысячи всходов, почувствовавших родную среду, потянулись к солнцу; ель уехала, ель встала);
5) для данного текста характерны такие морфологические особенности: использование существительных в р.п. в роли несогласованных определений (у стен Кремля, ель Ковтуненко, терпение и опыт селекционера...), использование в роли сказуемых возвратных глаголов (потянулись);
6) в данном тексте используются следующие синтаксические особенности публицистического стиля: короткие предложения (Родина серебристой ели – Канада. Нелегок был его труд.); многочисленное использование причастных оборотов; использование однородных членов, причем в последнем предложении используется такая фигура речи, как многосоюзие, чтобы ярче, убедительнее показать повсеместное распространение серебристой ели в нашей стране; в некоторых предложениях текста используется такая фигура речи, как инверсия (Вырастил эту ель, строгую и гордую, старый селекционер... Нелегок был его труд. Никак не всходили семена...), чтобы выделить главные по смыслу слова.

9. Определить тип речи.
Этот текст представляет собой повествование, так как в нем идет изображение конкретного события. Характерна для данного типа речи композиция: можно четко выделить экспозицию (первый абзац), завязку, развитие действия, кульминацию (второй абзац) и развязку (третий и четвертый абзацы).
Наряду с повествованием можно выделить и другой тип речи – описание. Он используется во втором абзаце текста, где идет последовательное описание работы селекционера по выращиванию серебристой ели из семян. Для данного типа речи характерна параллельная связь между предложениями внутри второго абзаца.

В конце урока делается вывод о том, как надо строить текст, как использовать стилистические особенности, выразительные средства языка, чтобы раскрыть тему, донести до читателя основную мысль, сделать чтение познавательным, полезным и приятным.
Комплексный анализ текста может проводиться с разной степенью полноты, может включать в себя разные виды анализов. Такая работа формирует у учащихся аналитические способности, заставляет более осмысленно и осознанно подходить к содержанию и оформлению текста (да и своей работы, будь то сочинение, сообщение, реферат), скрупулезно наблюдать за художественными особенностями и выразительными возможностями языка.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ РЕЧИ

1. С какой целью говорим.
Информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

2. В какой обстановке говорим.
В официальной обстановке, выступления в газетах и журналах, по радио и телевидению, на митингах и собраниях.

3. Речевые жанры:
статья в газете, журнале, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.

4. Языковые средства выражения:
– общественно-политическая лексика.

5. Стилевые черты речи:
– логичность,
– образность,
– эмоциональность,
– оценочность,
– призывность,
– лаконичность изложения при информативной насыщенности,
– обобщенность высказывания,
– доходчивость изложения.

6. Лексические особенности публицистического стиля:
а) широкое использование общественно-политической лексики;
б) использование лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека;
в) использование речевых штампов, клише (труженики полей, работники прилавка);
г) использование образных средств, переносного значения слов, слов с яркой эмоциональной окраской (эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация);
д) использование фразеологизмов, пословиц, поговорок, разговорных оборотов речи;
е) использование литературных образов, цитат;
ж) использование остроумных сравнений, иронических вставок, сатирического пересказа, пародирования, каламбуров;
з) использование терминов в переносном их значении (паразитировать на теле общества, инфляция совести, атмосфера доброжелательности);
и) использование сложных и сложносокращенных слов;
к) использование заимствований (дайджест, менеджер, менталитет, брокер);
л) использование слов с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз-, с суффиксами -ист-, -изм-, -изаци-, -ци-, -и-.

7. Морфологические особенности публицистического стиля речи:
а) использование существительных в р.п. в роли несогласованного определения (голос мира, страны ближнего зарубежья);
б) использование в роли сказуемых возвратных глаголов и глаголов повелительного наклонения;

8. Синтаксические особенности публицистического стиля речи:
а) употребление коротких предложений;
б) эллиптические предложения (безглагольные фразы: банки – не только для банкиров, приватизационный чек – каждому);
в) использование однородных членов;
г) использование вводных слов и предложений;
д) использование причастных и деепричастных оборотов;
е) использование сложных синтаксических конструкций;
ж) совмещение черт публицистического стиля с чертами других стилей.

9. Основные типы речи:
– повествование,
– описание,
– рассуждение.

ФИГУРЫ РЕЧИ

Фигуры речи – это особые синтаксические построения, усиливающие эмоциональное воздействие текста.

1. АНАФОРА (= единоначатие) – повторение отдельных слов, или оборотов, или однотипных синтаксических конструкций в начале предложений или стихотворных строк, стоящих рядом.
(Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем...)

2. ЭПИФОРА (= концовка) – повторение слов или выражений в конце смежных предложений. (Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему я титулярный советник?)

3. ПАРАЛЛЕЛИЗМ – одинаковые синтаксические построения соседних предложений.
(Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?)

4. АНТИТЕЗА – оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия.
(Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.)

5. ГРАДАЦИЯ – расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение (...вошли в свои темные, душные, скучные комнаты. Он волновался, тревожился, сходил с ума).

6. ИНВЕРСИЯ – нарушение обычного (прямого) порядка слов (бой барабанный вместо барабанный бой).

7. ЭЛЛИПСИС – пропуск какого-либо члена предложения (Мужики – за топоры).

8. УМОЛЧАНИЕ – намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном (Но я хотел... быть может, вы...).

9. РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – подчеркнутое обращение к кому-либо или чему-либо. Выражает отношение автора к объекту, усиливает выразительность речи.
(Цветы, любовь, деревья, праздность,
Поля! Я предан вам душой.)

10. РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – вопрос, поставленный не для того, чтобы получить на него ответ, а для того, чтобы привлечь внимание к изображаемому явлению.
(Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!)

11. МНОГОСОЮЗИЕ (= полисиндетон) – повторение союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых членов предложения. (И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы.)

12. БЕССОЮЗИЕ (= асиндетон) – намеренный пропуск союзов для придания тексту динамичности, стремительности. (Швед, русский – колет, рубит, режет.)

13. ПАРЦЕЛЯЦИЯ – намеренное нарушение границ предложения (Это была «Волга». Пепельная. С московским номером).

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

ТРОПЫ – это поэтические обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе всех тропов (за исключением метонимии) лежит сравнение, сопоставление двух явлений с целью пояснения одного при помощи другого.

1. ГИПЕРБОЛА – чрезмерное преувеличение свойств предмета (устал до смерти).

2. ЛИТОТА – непомерное преуменьшение свойств предмета (мальчик-с-пальчик).

3. ИРОНИЯ – скрытая насмешка (Отколе, умная, бредешь ты, голова?).

4. МЕТАФОРА – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту (шляпка гриба, шепот волн, день помрачнел).

5. МЕТОНИМИЯ – слово или выражение, употребленное вместо другого, так как между обозначаемыми предметами есть связь (я всю тарелку съел = суп, город спит = люди).

6. СИМВОЛ – многозначный предметный образ, объединяющий разные планы изображаемого (Стихотворение Лермонтова «Нищий» символизирует несчастную любовь и обманутые надежды вообще).

7. АЛЛЕГОРИЯ – иносказание, изображение отвлеченного в конкретном образе (лиса в баснях – аллегорическое воплощение хитрости).

8. ЭПИТЕТ – красочное определение (вольный ветер).

9. СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого (Французы двинулись, как тучи).

10. ПЕРИФРАЗА – замена слова или словосочетания оборотом речи, в котором указаны признаки неназванного предмета (С.-Петербург – северная столица, город на Неве).

11. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия (утес плачет в пустыне).

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru