Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №9/2002

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

О.ШЕВЧУК,
Измайловская гимназия N1508,
г. Москва


МОДУЛЬНЫЙ УРОК

Тема: ФОНЕТИКА  И ГРАФИКА

6 класс

УЭ-0
2 мин.

Интегрирующая цель:

– определить уровень знаний по теме «Фонетика и графика»;
– систематизировать знания об алфавите, о звуках и буквах, о гласных и согласных; совершенствовать слуховую культуру;
– повторить материал о согласных твердых – мягких, звонких – глухих; о фонетических процессах озвончения и оглушения; об употреблении мягкого знака; о звуковом значении букв е, ё, ю, я; об умении определять ударение в словах;
– развивать навык звуко-буквенного анализа.

УЭ-1
20 мин.

Цель: определить уровень знаний по теме «Фонетика и графика».
1. Запишите в рабочей тетради дату, тему «Фонетика и графика».
2. Внимательно прочитайте вопрос. Запишите его номер. Обдумайте свой ответ и запишите его в той форме, которую требует от вас вопрос.

Работайте самостоятельно в тетради

Проверочная работа по теме «Фонетика и графика»

I. Вопросы, на которые следует ответить да или нет, и записать эти ответы под номером.

1. Есть ли в русской азбуке такие буквы, которые не обозначают никаких звуков?
2. Можно ли говорить, что в слове конь мягкий знак смягчает букву н?

II. Вопросы-задания типа «Запиши пример».

1. Запишите два слова, в которых буква о обозначает звук [а].
2. Буква б обозначает звук [п].
3. Запишите два слова, в которых букв больше, чем звуков.
4. Запишите два слова, в которых букв меньше, чем звуков.
5. Запишите два слова, в которых мягкий знак не обозначает мягкости согласных.

III. Вопросы, на которые нужно отвечать кратко, не объяснять свой ответ.

1. Каких звуков – звонких или глухих согласных больше в слове вкусный?
Запишите.
2. Сколько звуков в словах елка, соль, Юля?
Запишите.

IV. 1. Запишите названия букв ч, ф, л, к.
2. Перепишите слова и поставьте ударение:
алфавит, звонит, километр, случай.

V. Запишите только те слова, произношение которых расходится с их написанием.
Скользкий, старушка, утка, местный, гладкий, глотка.

VI. Запишите только то слово, которое является «лишним» среди данных (по произношению):
1. теннис, тема, текст;
2. что, чтобы, нечто.

VII. После ж, ш, ч, щ пишутся буквы и, у, а, но не пишутся ы, ю, я.
Выпишите только те слова, которые являются исключением из этого правила.
ч_ша, параш_т, ж_ть, площ_дь, ш_рма, ж_ри.

VIII. Запишите согласные, которые:
1. всегда мягкие;
2. всегда твердые.

IX. Запишите только те слова, в которых нет звука [й].
Суховей, веялка, белеть, люблю.

Например:

I.
1) да;
2) да

3. Проверьте свою работу, пользуясь ключом.

Ключ для проверки работы

I. 1. да;
2. да.

II. 1. морковь [маркоф’]; костер [кас’т’ор];
2. дуб [дуп], клуб [клуп];
3. сидеть, писать;
4 елка, емкий;
5. серьезный, воробьи.

III. 1. звонких.
2. 5, 3, 4.

IV. 1. че, эф, эл, как;
2. алфавит, звонит, километр, случай.

V. скользкий, местный, гладкий.

VI. 1. теннис;
2. нечто.

VII. парашют, жюри.

VIII. 1. [ч’], [щ’], [й’];
2. [ж], [ш], [ц].

IX. Белеть, люблю.

4. Оцените свою работу, пользуясь приведенными ниже критериями.
Для этого подсчитайте количество правильных ответов.

Самопроверка

Критерии оценки

Количество правильных ответов

Оценка

8–9 заданий
7
5–6
4
менее 4

5
4
3
2
1

Оценку поставьте в оценочный лист, графа УЭ-1

5. Если вы выполнили работу раньше других, то возьмите дополнительное задание у учителя.
6. Обсудите результаты работы в классе.

Работайте вместе с классом

УЭ-2
15 мин.

Цель. Систематизировать знания об алфавите, о звуках и буквах, о гласных и согласных. Совершенствовать слуховую культуру.

1. Работая парами, дайте объяснения понятия алфавит, расскажите друг другу о звуках и буквах (согласных – гласных, звонких – глухих).

Работа парами. Устно.
Если возникли трудности, обратитесь к учителю

2. Выполните письменную работу.

Письменная работа

I. Поставьте слова по алфавиту.

Груша, помидор, огурец, слива, сирень, одуванчик, ограда, ромашка, гвоздика, грушевый, повидло, редиска, салат.

II. Выпишите слова, в которых рядом находятся два гласных звука.

Лауреат, струя, майор, фойе, баюшки-баю, галерея, филиал, боец, оазис, союз.

III. Выпишите слова, в которых встречается звук [о].

Запишите, сколько раз этот звук встречается в данном предложении.

Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.

(С.Есенин)

Работайте в тетради.
Самостоятельно

IV. Какими звуками различаются слова

код – кит;
оброс – обрез?

V. Запишите только те слова, где написанное расходится с произношением.

Лодка, пробка, глотка, кружка, подружка, старушка, утка, нагрузка, скользкий, связка, мороз, указка, поездка, город, гром.

Образец:
лаз – лез
[а] – [’э]

3. Поменяйтесь работами и проверьте их, пользуясь ключом.
4. По пятибалльной системе оцените работу друг друга, в доброжелательной форме укажите на недостатки в ответах.
5. Оценку поставьте в оценочный лист (графа УЭ-2).

Ключ к письменной работе

I. Гвоздика, груша, грушевый, ограда, огурец, одуванчик, повидло, помидор, редиска, ромашка, салат, сирень, слива.

II. Лауреат, филиал, оазис.

III. Береза, окном, точно, серебром.
4 раза.

IV. [о] – [и], [о] – [э].

V. Лодка, пробка, кружка, подружка, нагрузка, скользкий, связка, мороз, указка, город, поездка.

Взаимопроверка

Критерии оценки

Количество правильных ответов

Оценка

5 заданий
4
3
менее 3

5
4
3
2

Оценку поставьте в оценочный лист. Графа УЭ-2

УЭ-3
15 мин

Цель. Закрепить знания о согласных твердых – мягких, звонких – глухих и уметь их применять; о процессах озвончения и оглушения; об употреблении мягкого знака.
Написание сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ.

1. Расскажите друг другу о фонетических процессах озвончения и оглушения.
Если вы затрудняетесь, обратитесь к подсказке.
2. Выполните письменную работу.

Работа в паре. Устно

Письменная работа

I. Запишите, сколько раз в предложении встречается

а) звук [з’]:
Зина обратилась с просьбой к Лизе;
б) звук [с]:
Сани легко ехали по скользкой дороге;
в) сколько раз в предложении встречается звук [ш]:
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

Работа в тетради

II. Подберите и запишите по одному примеру, в которых были бы:

а) только твердые согласные;
б) только мягкие согласные;
в) только глухие;
г) только звонкие.

 

Взаимопроверка

III. Запишите в столбик слова, а справа от них – звуки, которыми отличаются данные слова.

Угол, уголь, банка, банька, кон, конь, дал, даль, лук, люк, мыл, мил.

Охарактеризуйте (устно, про себя) записанные звуки.
Какова роль в данных словах мягкого знака?

Если возникли затруднения, смотрите образец
быть – быть
[ т’] – [т]

IV. Запишите словосочетания. Устно (про себя) объясните правописание.

Серенькая птич_ка, маленькая доч_ка, реч_ной вокзал, строч_ка из стихотворения, помощ_ник отца, различ_ные предметы, нян_чить малыша, хищ_ный зверь.

Работайте устно

Помните: тоньше, меньше, раньше, лучше, возьми, помощник.

3. Поменяйтесь тетрадями.
4. Пользуясь ключом, проверьте.
5. Оцените.

Запишите в «Словарь трудных слов»

Ключ к письменной работе

I. а) три; б) три; в) четыре.

II. а) цирк; б) метель; в) хохот; г) май.

III. угол [л];
уголь [л’] и т.д.

IV. Все без мягкого знака.

Критерии оценки

Количество правильных ответов

Оценка

4 задания
3
2
менее 2
ничего не сделано

5
4
3
2
1

Оценку поставьте в оценочный лист. Графа УЭ-3

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru