Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №10/2002

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Материал для самостоятельной работы учащихся 5-го класса

К учебному комплексу«Русский язык: “Теория”», «Русский язык: “Практика”»,«Русская речь»*

Т.Е.ПЕРОВА,
г.Москва


МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ

Упражнение 1. Талантливый русский лингвист Михаил Викторович Панов умел объяснить сложные языковые явления просто и интересно. Прочитайте отрывок из его книги «Занимательная орфография».

ЕСЛИ В ОБЕИХ РУКАХ ЧЕМОДАНЫ

Морфемы. Это что-нибудь сложное? Нет, скорее простое.
… Изобрели особый прибор – шляпоприподниматель. Вы идете по улице, в обеих руках чемоданы, а навстречу – знакомый. Вы киваете ему головой, а шляпоприподниматель вежливо снимает с вас шляпу, приветливо приподнимает ее и потом снова нахлобучивает на вашу голову. Кивок приводит в действие механизм шляпоприподнимателя. В журналах были об этом известия, может быть, в шутку.
Я уверен, что, прочитав слово шляпоприподниматель, вы его поняли. Почему? Вы знаете слова выключатель, взрыватель, усилитель, звукоулавливатель, громкоговоритель. Они обозначают прибор; и у всех есть часть -тель. Значит, -тель сообщает нам: этим словом назван прибор.
Если -тель значит «прибор», то, выходит, -тель – значимая часть слова. Значимая часть слова называется «морфема».
Морфемы бывают такие: корни, приставки, суффиксы (-тель – как раз суффикс), окончания. В слове шляпоприподниматель такие части: шляп-о-при-под-ним-а-тель. Корень -ним-. Он имеет значение? Сравним: с-ним-а-ть, под-ним-а-ть; -ним- обозначает физическое действие. Какое – это уточняет приставка.
Слово похоже на поезд. Каждая часть – особый вагон. Он может быть прицеплен к другому поезду – вот так:

-ним-: с-ним-а-ть;
шляп-: шляп-а, шляп-к-а;
при-: при-встать;
под-: под-брас-ыва-ть;
-тель: анти-об-лед-ен-и-тель.

Все значимые части в этом слове – морфемы. А буква о служит для соединения морфем, но сама значения не имеет – значит, это не морфема.

1. Выделите абзац, в котором заключена основная мысль высказывания.
2. Понаблюдайте, как изменится значение слова, если заменить хотя бы одну морфему в его составе: вход – выход – уход – заход – приход – …
3. Какое правило культурного поведения использовано для создания шутливой ситуации с «изобретением» шляпоприподнимателя?

Упражнение 2. 1. Поясните, как состав слова помогает понять его значение, на примере слова морфемика. Проверьте себя по определению, данному в «Теории»** на с. 49.
2. Какие другие разделы науки о языке вам известны? Запишите их названия.
3. Обозначьте условными знаками приведенные морфемы:

-род-, -слов-, при-, -вед-, -еньк-, над-, -ушк-, -н-, -ый, -мед-, -рис-, на-, -ова-, -ы, -ть, -ти, -к-.

Упражнение 3. Соревнуемся!
Кто составит за пять минут наибольшее количество слов из морфем, приведенных в предыдущем упражнении?

Упражнение 4. Поиграем!
Выделите морфемы в словах распределение, природный, переподготовка, выдумывать, заговаривать, недорастворенный, прояснить.
Кто составит больше новых слов из этих морфем?

Основа слова и окончание

Упражнение 5. Тебе поручили объяснить ученику, который заболел и не был на уроке, как выделять в слове основу и окончание.
Составь план своего объяснения (см. с. 171 в «Практике»).
Какие упражнения из «Практики» ты посоветуешь выполнить товарищу, чтобы проверить, понял ли он тебя?

Упражнение 6. Прочитайте текст, обращая внимание на орфограммы и пунктограммы (готовимся к письму по памяти):

Раньше, говаривают, тут не болото было, а озерцо, хоть и небольшое, да глубокое и чистое. Звали его Хрустальный ключ, потому как питал его подземный источник. Вода в озере была холодная, чистая, да не простая, а целебная. Стали к озеру люди ходить, а потом и деревенька отстроилась.

(Т.Крюкова)

1. Запишите: 1) синоним к слову, выделенному в тексте курсивом; 2) однокоренные слова 3) формы одного слова.
2. Выделите в тексте окончания и основы слов, напечатанных жирным шрифтом (вспомните, что такое нулевое окончание; при затруднении обратитесь к «Теории», с. 51).

Упражнение 7. Найдите в тексте и выпишите слова с нулевым окончанием. Чтобы доказать правильность своего решения, рядом с каждым выписанным словом запишите его же в другой форме.

Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!»…

(А.С. Пушкин)

Упражнение 8. Выпишите в первую группу слова с нулевым окончанием, во вторую – слова без окончания, а в третью – все остальные.

Осень, время, поздний, наступление, оттепель, сгонит, внезапно, первый, снег, слегка, дуть, ветры, перестает, дни, пасмурный, неподвижно, стоит, деревья, вдруг, проглянет, солнце, издали, засверкает, крохотный, капли, тишина, даль, лес, очень, простор.

В каких словах основа слова равна его корню? Укажите их с помощью условных обозначений.
Напишите сочинение-миниатюру о днях поздней осени, пользуясь по мере необходимости данными выше словами.

Упражнение 9. Из текста вашего сочинения-миниатюры выпишите, выделяя окончания: 1) несколько слов, которые склоняются; 2) несколько слов, которые спрягаются.
В словах каких частей речи вы выделяли окончания с помощью: а) склонения, б) спряжения?

Корень слова

Упражнение 10. Закончите запись.

Порядок действий при выделении корня:

найти………... ;
подобрать.……………………… ……………….. ;
сопоставить ………………………… ……..………. и выделить в них…………………… …….….., обозначив...……… ……………… .

Краткая запись действий при выделении корня:

1) перелески; 2) ………………...……………, …….…….., …………... ;
3) перелески.
При затруднении обращайтесь к «Практике» (с. 175).

Упражнение 11. Следуя порядку действий, указанному в предыдущем упражнении, обозначьте корни следующих слов:

привокзальный, горизонтально, картинный, безвестный.

Какие орфограммы есть в этих словах? Обозначьте их.

Упражнение 12. 1. Найдите лишнее слово в каждой строке (проверяйте значение незнакомых слов по толковому или этимологическому словарю):

Положение, приложить, ложечник, полагаться, наложение.
Подножный, нога, подножка, ножик, ножка.
Ноготок, ногти, ноги, ногтевой, ноготь.
Вещий, вещунья, весть, вещь, вещать.

2. По какому признаку вы их нашли?
3. Как определить, являются ли слова однокоренными?
4. Для каждого слова, которое оказалось лишним в приведенных рядах, подберите несколько однокоренных слов.

Упражнение 13. Как вы думаете, из какой книги (научной или художественной) взят этот текст? Какие слова из этого текста часто встречаются в сказках? Найдите слова с суффиксами, выражающими отношение к называемому предмету.

Однажды невесть откуда пришла в деревеньку молодка, да такая красивая и статная, что кто ее ни видел, все диву давались. Глаза у ней были необыкновенные, темные, словно омуты, в которых тайна была скрыта страшная. Иной раз так молодица глянет, словно молнией полыхнет. Посмотрит, как приворожит. Кто в глаза ее заглянет, обо всем на свете забудет, за ней пойдет и все, что она ни прикажет, делать станет. Поселилась она в заброшенной развалюхе на краю деревни. Все парни деревенские к ней сватались, а она одно – отказ. А вскоре у мужика, чье хозяйство в деревне самым исправным было, жена померла. И не болела вроде, а сгорела в неделю. Овдовел мужик. Сам еще молодой да крепкий, и с тремя ребятишками остался. Пришла к нему молодка и говорит: «Как же ты один с тремя малыми управишься? Тебе хозяйка нужна».

(Т.Крюкова)

1. Каково значение слов исправный и сгорела в этом тексте? Какие словари могут помочь, если значение слова неясно?
2. Какие слова составляют словообразовательное гнездо? Выпишите группы однокоренных слов и дополните каждое гнездо своими примерами
3. Обозначьте орфограммы в словах, выделенных в тексте жирным шрифтом. Для чего необходимо сначала определить их морфемный состав?

Упражнение 14. Каким представляется вам мальчик, о котором идет речь в данном ниже тексте? Знаете ли вы, что за тайна связана с конопляным семечком? Если нет, то ищите разгадку в сказке А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

У Алеши сильно билось сердце. Пока дошла до него очередь, он несколько раз ощупывал лежащую в кармане бумажку с конопляным семечком... Наконец его вызвали. С трепетом вышел он вперед, подошел к учителю, открыл рот, сам еще не зная, что сказать, и вдруг безошибочно, не останавливаясь, проговорил заданное. Учитель очень его хвалил; однако Алеша не принимал его хвалу с тем удовольствием, которое прежде чувствовал он в подобных случаях. Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот не стоил ему никакого труда.
В продолжение нескольких недель учителя не могли нахвалиться Алешею. Все уроки без исключения знал он совершенно, все переводы с одного языка на другой были без ошибок, так что не могли надивиться чрезвычайным его успехам. Алеша внутренне стыдился этих похвал: ему совестно было, что ставили его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал.

(По А.Погорельскому)

1. В приведенном тексте найдите слова, морфемный состав которых соответствует схемам:

1) ЗЩ ,
2) ШЗ ,
3) ЗЩЩ.

2. Выпишите эти слова и обозначьте их состав.
Одинаковы ли схемы морфемного состава слов совестно и семечко? Докажите правильность своего мнения.

Упражнение 15. 1. Можно ли проверить слово варенье словом бульвар? А словом антиквар? Запишите толкования выделенных слов.
2. К какому словарю нужно обращаться, чтобы выяснить состав слова? А какой словарь поможет узнать о происхождении слова? В каком словаре дается современное толкование значения (значений) слова?
3. Один пятиклассник придумал 14 проверочных слов к слову варенье. А сколько проверочных слов сможете придумать вы? Запишите как можно больше таких слов.

Упражнение 16. Соревнуемся!
Существуют способы проверки безударных гласных в корне, одинаковые для многих слов.
Кто допишет на каждый случай как можно больше примеров?

1.Раскроить – раскройка, задвигать – задвижка.
2. Оса – осы, страна – страны.
3. Дочерям – дочь, рядами – ряд.
4. Бедны – беден, рябой – ряб.
5. Истопила – истопит, тянул – тянет.

Внимание! Последний способ проверки нельзя использовать для глаголов лежала (но ляжет) и сидел (но сядет).

Приставки. Суффиксы

Упражнение 17. Обозначьте приставки в приведенных словах. Какие новые значения придают они каждому из однокоренных слов?

Лететь, влететь, вылететь, залететь, слететь, долететь, налететь, улететь, взлететь, полететь, перелететь, облететь; летная – нелетная.

Может ли в одном слове встретиться более одной приставки?
Приведите примеры.

Упражнение 18. Послушайте и понаблюдайте, как обычно говорит мать с маленьким ребенком (дома, если у вас есть младший брат или сестра, в фильме или в книге). Какие особенные слова она использует? Какие суффиксы чаще встречаются в именах существительных? Почему они называются уменьшительно-ласкательными? Запишите слова, обозначьте эти суффиксы.

Упражнение 19. Прочитайте, как автор рассказывает о случае на охоте. Обратите внимание, что чем быстрее развиваются события, тем больше глаголов он использует.
Какими словами автор рассказывает о животных? Какие суффиксы выражают его отношение к ним
Спишите либо первые пять абзацев, либо последние пять, вставляя недостающие буквы и раскрывая скобки.

Я вырос в глухом уголке Урала, в краю, б_гатом всяким зверьем.
Однажды я о_дыхал у лесной тропк_, сидя на валежин_ . На тропу шагах в тридцати от меня вык_тился медвежонок. Пузатый, лохматенький первогодок-звереныш.
На ловца и зверь бежит! Я выстр_лил. Должно быть, две-три дробинки п_пали в цель. Медвежонок зав_ртелся и
заскулил. На его плач(?) из ельника пр_мчалась мамаша, смекнула, в чем дело, и ринулась ко мне.
Я бросил руж(?)е, с ловкостью кошк_ забрался на дерево. Со мною не было ни ножа, ни т_пора для защиты. Я знал, что медведи неплохо лазают по деревьям, и гибель к_залась мне неизбежной.
Медведица почему-то не полезла за мной. Встав на дыбы, она нем_лосердно трясла сг_бавшуюся молодую елочку, на которой я сидел.
Выручили меня соседи. Они «стригли» в тайге р_бину и выехали к тропк_ на шести лошадях, нав(?)юченных мешками с «уральским виноградом». Мужики громко разг_варивали, кони ржали, почуяв медвеж(?)ий дух.
Медведица недовольно уркнула и пошла в кусты. За нею, смешно переваливаясь, ковылял мишутка.
Я слез с дерева, ничего не сказал мужикам. Такими «подвигами» не хвастаются!
Храбрые люди, возможно, улыбнутся. Но я советую им хоть десять минут посидеть на елк_, которую трясет раз(?)яренная медведица.
Посидеть без надежды на сп_сение, не ведая о том, что едут мужики-избавители, – и храбрецы поймут, где требуется мужество, где – бл_горазумие.

(По И.Арамилеву)

1. Выпишите слова, в которых пропущены буквы, в разные столбики – в зависимости от того, в какой части слова есть орфограмма: в приставке; в корне слова; в окончании.
2. Выполните разбор выделенных в тексте слов по образцу, приведенному в Упражнении 511 («Практика»). Есть ли еще в тексте слова, в которых более точно выполнить морфемный разбор помогут фонетические обозначения? Выпишите их и точно обозначьте основу и окончание.

Упражнение 20. 1. Из текста предыдущего упражнения выпишите слова, в которых есть суффиксы: 1) уменьшительно-ласкательный; 2) обозначающий детеныша.
2. Из того же текста выпишите одно предложение с однородными членами и одно сложное предложение. Составьте их схемы и объясните постановку пунктуационных знаков.

Упражнение 21. Вспомните и запишите слова, образованные с помощью суффиксов, указывающих на лицо, связанное с какой-либо профессией или с определенным родом занятий.
Обозначьте суффиксы.

Упражнение 22. Соревнуемся!
Посмотрите, как меняется значение слова в зависимости от значения суффикса: кот – котик – котишка – котище.
Приведите как можно больше рядов однокоренных слов, которые различаются только суффиксами оценки.

Чередование звуков в корне слова

Упражнение 23. Выпишите слова с различными чередованиями в корне по группам (к//г, ч//ш и т.д.; о//нуль звука; п//пл, в//вл и т.д.; г//ж//з; д//ж//жд). Обозначьте чередования (если испытываете затруднения, обращайтесь к «Практике», Упражнение 555).

Рука – ручка, ров – рва, графа – графлю, соха – сошка, драка – драчливый, нога – ножка, резать – режу, корпеть – корплю, друг – дружище – друзья, ездить – езжу, мотыга – мотыжить, день – дня, брак – брачный, сапоги – сапожный, ловить – ловлю, сухой – сушить, бегать – бежать, любить – люблю, сон – сна, облака – облачный, берег – бережок, угол – угла, поезд – поезжай, томить – томлю, водить – вожак – вождение, посадить – сажать, дробить – дроблю, кормить – кормлю, пень – пня.

Упражнение 24. Прочитайте текст, обращая внимание на детали, с помощью которых автор создает живую, разворачивающуюся перед нашими глазами картину.
Спишите, вставляя недостающие буквы и раскрывая скобки.
Подберите к выделенным словам однокоренные, в которых есть чередование гласных или согласных в корне.

Двор первый рас(?)казывал р_бятам о весне, когда в один пр_красный мартовский день они выходили из школы на ул_цу и вдруг замечали, что с крыш начало капать и дворник долбит изо всех сил снежные плиты, раскалывая их.
Все в этом дворе представлялось им зн_чительным: окошко нижнего этажа, где ясно в_днелась банка топленого масла, выставленная для сохранности между оконными рамами, стертые булыжники, еще не всюду зам_ненные ас_альтом.
В глубине двора чернела разрыхленная землица, огороженная колышками. Малыши копали землю лопатами (или, присев на корточки, ковыряли ее старательно пальцами), и земля цвела, как могла и как умела.

(По С.Георгиевской)

Какие согласные могут чередоваться в корне?

Упражнение 25. Рассмотрите примеры чередования гласных в корне. По образцу, данному в Упражнении 555 («Практика»), внесите обозначения.

Смыть – мойте ( ), петь – пойте ( ), выть – вой ( ), звенеть – звон ( ), стройка – перестраивать ( ), копать – выкапывать ( ), осмотр – осматривать ( ), пробить – пробоина
( ), кормит – откармливать ( ).

Почему важно знать корни с чередованием?
Приведите примеры корней с чередующимися гласными в безударном положении.

Упражнение 26. Соревнуемся!
Могут ли беглые гласные встречаться не только в корне слова, но и в приставке? В суффиксе?
Рассмотрите опорную таблицу в «Практике» (с. 182).
Начертите в тетради таблицу и запишите как можно больше примеров в каждую колонку:

Беглые гласные о и е

в корне слова

в приставке

в суффиксе

 

 

 

 

 

 

Упражнение 27. Перечитайте знакомые с детства пушкинские строки:

1)
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.

2)
…Он лежал пустой равниной;
Рос на нем дубок единый;
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
А сидит в нем царь Гвидон;
Он прислал тебе поклон.

1. В каком значении употреблено выделенное жирным шрифтом слово? Приведите его современный синоним – однокоренное слово с неполногласным сочетанием в корне.
2. В Школьном этимологическом словаре найдите слова сторона, страна, странный. Прочитайте словарные статьи.
3. Во втором отрывке из сказки Пушкина найдите пример слова с неполногласием, выпишите его и приведите свои примеры (при необходимости обращайтесь к опорной таблице на с. 184 «Практики»).

Упражнение 28. Что общего в словах браниться и бороться? Вращать и ворота? Древко (знамени) и дерево (а также деревня)? За справкой обращайтесь к этимологическому словарю.

Упражнение 29. Распределите слова по группам содержащим однокоренные слова, учитывая, что это корни с чередованием. Подберите одно или несколько проверочных слов для безударных гласных в корне.

Раздразнить, сообразительный, сразить, провожатый, пригрозить, дорога, вырождаться, нагромоздить, выпроводить, содрогнуться, дорогой, уродиться, загородить, нарожать, изображение, нагромождать, угрожать, подорожать, огороженный, сопровождать, сражение, придорожный, ограждение, задрожать, раздражаться.

Например: раздразнить, раздражаться – дразнит.

Порядок морфемного разбора

Упражнение 30. Запишите, в каком порядке выполняется морфемный разбор.

Сначала выделяем в слове (1) ………………... и (2) ... ………………;
Затем выделяем из ………………... (3) …………………..., (4) …. ………………………….. и ………………………... .

Если задание вызывает затруднение, обратитесь к «Практике» (с. 189).

Упражнение 31. Прочитайте текст. В каких значениях употреблено слово слово в заголовке и самом тексте?
Запишите его, вставляя недостающие буквы.

СЛОВО УЧЕНОГО

Слово м_рфема ср_внительно недавно вошло в научный обиход. Одним из первых его стал и_пользовать и умно пр_менять в ис(?)ледованиях Василий Алексеевич Богородицкий (1857 – 1941). Он спорил с теми, кто сч_тал, что м_рфемы – искус(?)твенная выдумка, что они есть в уме языковедов, а другим они ни к чему. Нет, доказывал он, м_рфемы – р_альность самого языка, и каждый с ними считает(?)ся и держит их в уме. В качестве пр_меров он пр_водил слова, обр_зованные писателями с помощью м_рфем, существующих в других словах.

(По М.В. Панову)

Произведите морфемный разбор выделенных в тексте слов, обозначьте основу и морфемы. Приготовьтесь рассказать, в какой последовательности вы выделяли морфемы.

Упражнение 32. Прочитайте текст, найдите олицетворения, употребление слов в переносном смысле. Для какого стиля характерны такие особенности?
Найдите в тексте два существительных с суффиксами и два наречия, произведите их морфемный разбор.

Озябшие фонари, всю ночь оберегавшие улицы от нашествия темноты, безразлично глядели, как в домах одно за другим зажигаются окна. Они пестрели яркими заплатками на темных фасадах. Это значило, что город просыпался. За каждым окном начинался новый день, но зимнее утро не спешило отпускать фонари с ночной вахты. Светало поздно. В эту пору просыпаться особенно трудно.

(Т.Крюкова)

Подготовьтесь к записи текста под диктовку.

Упражнение 33. Прочитайте текст. Какова его стилистическая принадлежность? Найдите слова, характерные для научно-популярного стиля. Если вы не поняли значения некоторых слов, обратитесь к толковому словарю.
Объясните, как вы поняли из текста значение слова куржак.

Зимой путешествие по Сибири затрудняется суровыми климатическими условиями, коротким световым днем и отсутствием мест для комфортного проживания вдали от городов. В это время бывают сильные морозы, а деревья украшаются удивительно красивым снежным куржаком.
В безветренную морозную погоду куржак ежедневно нарастает на ветвях, достигая 1–2 см толщины. Как правило, он образуется на деревьях в последней декаде декабря и при сильных морозах может держаться несколько недель. Часто куржак можно наблюдать на деревьях в истоке Ангары.
При сильных морозах атмосфера наполняется плотным туманом, сквозь который едва просматривается синее небо. До середины января Байкал не замерзает, вода парит, скрывая в тумане противоположный берег.
Прозрачный байкальский лед и сверкающие торосы особенно впечатляют в марте. В конце зимы происходит мощная подвижка льда, и отдельные торосы могут превышать рост человека. Эффектная прозрачность байкальских торосов привлекает внимание всех приезжающих, многие отмечают удивительную голубизну на сколах ледяных глыб. Исключительная прозрачность льда позволяет видеть дно вблизи берега и заглядывать в чернеющие глубины озера. Толщина льда неощутима и определяется лишь в местах, испещренных трещинами. Прибрежные скалы зимой часто бывают украшены многометровыми, искрящимися на солнце ледяными наплесками. Возле берега, как правило, в конце зимы встречаются мощные надвиги льда, достигающие иногда семиметровой высоты. Отдельные льдины выдавливаются изо льда и, вмороженные вертикально, образуют труднопроходимые фантастические торосы.

(По: Мини-энциклопедия «Вокруг Байкала»)

Запишите ту часть текста, где рассказывается о байкальском льде. Обозначьте морфемы в выделенных курсивом словах.

Упражнение 34. 1. Найдите в тексте предыдущего упражнения слова с чередованием гласных и согласных в корне слова, выпишите их и обозначьте орфограммы.
2. Выпишите несколько слов, написание которых нужно запомнить.

Правописание корней с чередованием гласных а//о

Упражнение 35 . Почему так сгруппированы данные слова?
Найдите и обозначьте орфограммы.

а) изл_гать, предпол_гать, нал_гать, прил_гательное, разл_гать;
б) изл_жить, предпол_жение, пол_жение, ул_жение, разл_жение.
а) прик_саться, к_сание, к_сательно;
б) прик_снуться, неук_нительно, прик_сновение.

Упражнение 36. Переведите в настоящее время предложение Положу тетради в портфель (будущее время).
Есть ли в русском языке бесприставочные глаголы с корнем -лаг-/-лож-?

Упражнение 37. Одному ли правилу подчиняется правописание гласных а/о в корнях данных слов? Докажите правильность своего решения.

Расти, предложение, слагать, растение, касаться, загорелый, прикосновение, возраст, заря, полагать, коснуться, сращение, касательная, загореть, предлагать, зарница, заросли, озарение, предполагаемый, соприкасаться, уложение.

Распределите приведенные слова в группы, соответствующие правилам правописания корней с чередующимися гласными а и о (в одной группе могут оказаться слова с разными, но подчиняющимися одному орфографическому правилу корнями).

Упражнение 38. Для любознательных:
Корень -мак- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-либо в жидкость: макать печенье в чай; корень -мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость», «становиться влажным»: сапоги промокают.
Какую букву нужно вставить в следующие слова:

непром_каемый плащ, обм_кнуть кисть в краску, пром_кательная бумага.

Придумайте предложения с двумя из данных словосочетаний, запишите их. Обозначьте орфограммы.

Упражнение 39. 1. Вы знаете о правописании корней -гар-//-гор- и -зар-//-зор-, зависящем от ударения в слове. Учитывая, что чередования -твар-// -твор- и
-клон-//-клан-
тоже зависят от ударения, хотя и не совсем таким же образом, сделайте вывод об их правописании.

Творение, затворить, затворять, претворять, растворить, нерастворимый (искл. утварь); тварь, творчество.
Поклонение, наклонение, склонение, склоняться, склониться, преклонение; поклон, кланяться.

Вы можете проверить себя в отношении слов второй группы с помощью «Теории», с. 61 (слова первой группы подчиняются тому же правилу).

2. Вставьте недостающие буквы.

Затв_рить дверь, претв_рить в жизнь, чудесное тв_рение, раств_рить окна, нераств_римое вещество.
Прекл_нить колени, откл_нение от заданного направления, накл_нить голову, прекл_няться перед авторитетами.

Обозначьте орфограммы в выделенных словах.

Упражнение 40. Запишите текст, вставляя недостающие буквы и обозначая орфограммы.

Я не предпол_гал, что зима в этом году н_ступит так рано. Снег обычно не л_жится в начале ноября, а в этом году невидимый художник к_снулся деревьев, г_зонов, ск_меек в парке.… Кисть пол_жила белые м_зки на асфальт, на м_шины и на под_конники. Будто в одну ночь голые кусты пр_вратились в пр_везенные из з_морских ор_нжерей из_сканные ф_нтастические р_стения. На з_ре р_зоватые блики теплым к_санием ож_вили их, будто нежные экзотические цветы выр_сли на зн_комых веточках, пр_дав им новый, не_жиданный вид.

Выпишите:
1) слово с двумя приставками;
2) слово, в котором есть все известные вам виды морфем;
3) слово, в котором нет окончания;
4) слово с нулевым окончанием – и выполните их морфемный разбор.

Правописание корней с чередованием гласных е//и

Упражнение 41. Какому правилу подчиняется написание слов с пропущенными буквами в приведенных словосочетаниях? Вставьте недостающие буквы, обозначьте орфограмму.

Подб_рать примеры – выб_ру орфограмму, ум_рать со страху – рано ум_реть, не умеет пост_лать – пост_лить белье, уд_рать без оглядки– уд_ру от лягушки, заж_гательный танец – выж_чь узор, зап_рать дверь – зап_реть на ключ, выт_рать лужу – выт_реть пыль, расст_латься в дымке – ст_литься над самой землей, бл_стательный успех – бл_стящее выступление, зам_реть от восторга – зам_рать от восхищения.

Придумайте и запишите мини-текст с использованием выделенных словосочетаний.

Упражнение 42. Прочитайте текст. Какие словосочетания помогают нарисовать картину осени?

Осень собирает последние дары усталой природы, порывами сырого ветра качает кроны деревьев, выстраивает косяки перелетных птиц в стаи, простирающиеся через все небо, рано зажигает огоньки бакенов на реке. На берег выходит лось, перебирая длинными ногами по расстилающемуся перед ним ковру опавших листьев. Он не замечает припозднившегося грибника, замеревшего в нескольких шагах от него. На голых ветках блестят капли недавнего дождя. Тихо кругом.

1. Выпишите несколько словосочетаний «прилагательное + существительное» и «существительное + существительное в родительном падеже». Что общего в их грамматических значениях? Почему в тексте используются словосочетания обоих типов?
2. Выпишите слова с орфограммой «правописание корней с чередованием е – и», обозначьте ее.

Упражнение 43. Соревнуемся!

Представьте себе, что таблица, показывающая, каким правилам подчиняется правописание безударных гласных в корнях, попала в воду и часть текста исчезла. Сколько времени вам понадобится, чтобы восстановить ее? Имейте в виду, что в каждой графе было не менее пяти примеров:

Безударные гласные в корне, проверя...

... гласные
непроверяемые

Чередующиеся … в корне

... гласные
е/и
в корне

трава

 

положить

 
       
     

выбирать

 

помидор

   
       

 

Упражнение 44. Выпишите все известные вам корни с чередованием е–и (можно проверить себя по «Практике», с. 201), подберите максимальное количество родственных слов к каждому.

Упражнение 45. Какая орфограмма прячется в словах с недостающими буквами?

Стали однажды пятиклассники соб_…раться в поход. Принесли в класс рюкзаки, палатки, посуду и многое другое. Распределили обязанности так, чтобы каждому досталось какое-то дело. Лариса будет мыть посуду, а Оля должна будет выт_рать ее. Вася решил, что он соб_рет все, что нужно для разведения костра. Аня отвечает за походные коврики, которые расст_лают на привале. А Кирилл будет заготавливать ветки, которые надо ст_…лить под пол палатки, чтобы не замерзнуть ночью. «Ой, умираю, как хочется скорее в путь!» – прыгала Катя, мешая одноклассникам. «Не преувеличивай, от ожидания еще никто не умер», – осадил ее рассудительный Коля. Вскоре все походные принадлежности, чисто вымытые и выт_…ртые, блестели, зап…_ртая в особую коробочку аптечка была готова, а ребята стали приб…_рать комнату, чтобы завтра ранним утром можно было отправляться.

Выпишите слова, в корнях которых имеются чередующиеся гласные, обозначьте корни и суффиксы, важные для правописания гласной в корне.

Правописание согласных и гласных в приставках

Упражнение 46. Кто больше? Продолжите ряды слов.

Обработать, обколоть, ... …
Отвести, отчитать, ...
Надрезать, надколоть, ...
Подставить, подгореть, ...
Предсказание, предвзятый, ...
Вступление, введение, ...
Сломать, столкнуть, ...
Перевозчик, пересчитать, ...
Донести, дочиста, ...

Упражнение 47. 1. На какие вопросы отвечают глаголы в каждой паре слов? Как различается значение глаголов в каждой из пар?
2. В каких морфемах происходит чередование?
3. Обозначьте приставки и допишите на каждой строчке одну-две пары своих примеров.

Обрывать – об_рвать, ...
Отбирать – от_брать, ...
Надрывать – над_рвать, ...
Входить – в_йти, ...
Сзывать – с_звать, ...

Упражнение 48. Подготовьтесь записать текст М.Ю. Лермонтова: внимательно прочитайте; найдите в словаре толкование непонятных слов; подчеркните и объясните орфограммы; обратите внимание на постановку знаков препинания. О чем говорят восклицательные знаки?

Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах Творцу помолился, тот жизнь презирает, хоть в то мгновение гордился он ею!

1. Обозначьте в словах приставки.
2. Как вы понимаете слово престол? Какой в нем исторический корень?

Упражнение 49. Выпишите сначала глаголы, а затем существительные. Обозначьте приставки и орфограммы в них.

Сосредоточиться, подпасок, захватить, непонимание, переливаться, расстегнуть, введение, приподняться, распахнуть, предисловие, порассказать, рассеянность, отображение, отказ, предстоять, появление.

Упражнение 50. 1. Выпишите из своего любимого литературного произведения по два слова с каждой из известных вам приставок.
2. Выполните морфемный разбор нескольких из этих слов.

Правописание приставок, оканчивающихся на з (с)

Упражнение 51. Какому правилу подчиняется написание приставок в приведенных ниже словах? Вставьте недостающие буквы, выделите приставки.

Бе_божный, _близить, ра_пекать, бе_шумный, и_бороздить, во_держаться, и_худать, бе_хвостый, обе_долить, и_гиб, и_крометный, бе_цельный, ни_ходящий, во_соединение, во_величивать, ра_говориться, обе_цениваться, обе_зараживать, _бить, _писать, и_возчик, бе_дыханный, ра_писание, во_хождение, во_жаждать, и_полнение, бе_козырка, _ближение, обе_движить, бе_жалостный, ра_жалобить, и_городь, и_купление, и_подлобья, и_жога, бе_проволочный, бе_дарный, бе_телесный, и_сякнуть, ра_бежаться, в_кипеть, ра_спросить, ра_задорить, обе_кураженный.

Можно ли проверить с помощью того же самого правила следующие слова: во_ковой, _дравствуй, в_бираться, _доровье, ни_ший, во_горание, со_вать, ра_носолы? Если некоторые из этих слов не подчиняются правилу написания приставок, оканчивающихся на -з(с), то как проверить их написание?

Упражнение 52. Используя приставку с- и приставки, оканчивающиеся на з(с), составьте пары слов, чтобы показать разницу в правилах, которым подчиняется их написание.

_дать – ра_дать,
ра_говориться – _говор,
ра_бег – _бежать,
_жить (со свету) – ра_житься,
_писать – ра_писка,
и_вестие – _ведения.

Упражнение 53. Соревнуемся!
Сколько слов по схемам «раз + з» и «рас + с» вы можете подобрать? Запишите их. Кто больше?

Упражнение 54. Прочитайте текст. Как автор говорит о реке? Найдите слова в переносном значении, олицетворения. Какое настроение создает автор, какое отношение вызывает к реке?
Запишите текст, обозначая в нем приставки и орфограммы в них.

Мудрая речка Вашана! Еле заметным ручейком зародилась она в сырой ложбине, в зарослях осоки и таволги. А потом разбежалась, беспокойно петляя и отмечая кустами лозняка и черемухи свой путь по просторам родных полей. Где напоит людей, где разольется широким прудом, где просто размоет берег, перебирая пряди водорослей.
Прост и ясен путь ее по земле. Ничего не просит для себя Вашана, подарив людям столько красоты летних росистых зорь и багряного увядания осени на своих берегах, что и не измерить ничем: нет такой меры. И всю себя, со всеми несметными богатствами, взятыми у родной земли, безраздельно и непрерывно отдает она новой жизни, вливаясь в Оку.

(По Ф.Поленову)

Найдите слова с чередованием гласных в корнях, выпишите их. Обозначьте орфограммы.

Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный

Упражнение 55. Допишите формулировку правила на месте пропусков в таблице. Заполните таблицу примерами.

и пишется после приставок, которые...

ы пишется после приставок...

 

 

 

 

Слова для справок: меж_нститутский, под_тожить, с_здавна (прост.), пред_стория, сверх_ндустриализация, с_змала, сверх_зысканный, пред_дущий, без_нициативный, сверх_нтеллигентный, с_мпровизировать.

Упражнение 56. Составьте словарный диктант на правило написания букв ы и и после приставок, используя справочный материал:
Приставки: пред-, от-, под-, без-, из-, раз-, меж-, сверх-.
Слова, начинающиеся с гласной и: играть, искать, итожить; известный, идущий, исходный, интересный; история, итог
.

Упражнение 57. Придумайте и запишите предложение с одним из слов, вошедших в словарный диктант в предыдущем упражнении. Выполните его синтаксический разбор.

Правописание приставок при- и пре-

Упражнение 58. Отгадайте зашифрованные предложения.
Для этого нужно сначала выписать словосочетания с пропущенными буквами е, а затем – словосочетания с пропущенными буквами и. Если слова выписаны в правильном порядке, то выделенные буквы сложатся в предложения.

Пр_думать предложение, пр_украшенная история, пр_одолеть подъем, многочисленные пр_пятствия, пр_тупившаяся боль, пр_следующая мысль, непр_станный шум, пр_городные поезда, пр_нудить к отказу, пр_крепить к платью, пр_вольные просторы, пр_берегать на черный день, пр_усадебное хозяйство, непр_рывно спрашивать, пр_красное произведение, пр_твориться спящим, пр_крепкий чай, пр_крыть форточку, пр_взойти самого себя, пр_слониться к двери, пр_ласкать малышку, пр_кратить спор, удачное пр_обретение, пр_сесть на минуточку, пр_вышать ожидания, непр_менно сообщить, пр_сечь слухи, пр_вратиться в царевну, пр_восходное качество, пр_возносить достоинства, пр_морский климат, пр_бавить к сказанному, пр_готовиться к выступлению, Василиса пр_мудрая.

Запишите получившиеся предложения.

Упражнение 59. Прочитайте текст. Как звери, птицы и растения относились к Пете? Почему?

Постепенно и звери и птицы привыкли к Пете и, бывало, прислушивались по утрам: когда же запоет за кустами его рожок? Сначала они привыкли к Пете, а потом полюбили его за то, что не озоровал: не сбивал палками гнезд, не связывал стрекоз за лапки ниткой, не швырял в бобров камнями и не травил рыбу едучей известью.
Деревья тихонько шумели навстречу Пете – помнили, что ни разу он не сгибал, как другие мальчишки, тоненьких осинок до самой земли, чтобы полюбоваться, как они, выпрямившись, долго дрожат от боли и шелестят-жалуются листьями.
Стоило Пете раздвинуть ветки и выйти на берег, как сразу начинали щелкать птицы, шмели взлетали и покрикивали: «С дороги! С дороги!» – рыбы выскакивали из воды, чтобы похвастаться перед Петей пестрой чешуей, дятел так ударял по осокорю, что бобры поджимали хвосты и семенили в норы. Выше всех птиц взлетал жаворонок и пускал такую трель, что синий колокольчик только качал головою.

(К.Г. Паустовский)

Найдите и выпишите слова с орфограммами в приставках и корне, обозначьте их.

Упражнение 60. Проверьте, правильно ли распределены в столбики слова с недостающими буквами.
Рядом со словами, которые следует отнести в другую группу, поставьте номер нужного столбика. Обозначьте орфограммы.

1.Приставка при-

2.Приставка пре-

3. Другие орфограммы

Пр_ставить,
пр_школьный,
пр_восходить,
пр_внести,
пр_готовленный,
пр_частный,
пр_ехать,
пр_близиться,
пр_нимать

Пр_великий,
пр_образование,
пр_дание,
пр_вышение,
пр_подаватель,
пр_поднести,
пр_ложить,
пр_сыщение
пр_ем

Пр_дначертание,
пр_митивный,
пр_фект,
пр_рода,
пр_вычка,
пр_возносить,
пр_вратный,
пр_зы

Упражнение 61. Чем интересны слова пр_ступить, пр_давать, пр_клонить?
От чего зависит, какую букву вы вставите в каждое из них?
С каждым из этих слов составьте по два словосочетания таким образом, чтобы в одном нужна была приставка при-, а в другом – пре-.

Словообразование

Упражнение 62. Вспомните, какие способы словообразования вам известны.
Ниже приведены примеры на каждый способ словообразования. Обозначьте морфемы, с помощью которых образованы эти слова, или запишите, каким иным способом они образованы. Рядом приведите один-два своих примера.

1) храбрость, ... …
2) переделать, ... …
3) подоконник, ... …
4) караван-сарай, ...
5) землетрясение, ...…
6) полведра, ... …

При затруднении обращайтесь к «Теории» (с. 55).

Упражнение 63. Выполните словообразовательный разбор слов: сварить, передумать, мореходный, подземный, учетчик.
Чтобы вспомнить порядок действий при словообразовательном разборе и форму записи, обратитесь к «Практике» (с. 226).

Упражнение 64. Выпишите из текста слова, образованные: 1) суффиксальным способом, 2) приставочным способом, 3) сложением.

Легкий снежок, выпавший поутру, вскоре сгребли с тротуаров, но он остался на крышах, веточках, на прошлогодней траве. Пришел кот, понюхал снег, чихнул и попятился. Прилетела стайка воробьев. Они попрыгали, склевали что-то, шумно ссорясь, и улетели всей стаей. По переходу важно проследовал породистый пес, которого вела серьезная девочка.

Упражнение 65. Что такое непродуктивные морфемы? Какие непродуктивные приставки и суффиксы в современном языке вы знаете? Приведите примеры, обозначая морфемы.

Упражнение 66. Некоторые писатели создают собственные слова, которые не становятся общелитературными, но значение большинства которых понятно, потому что они образованы с помощью продуктивных морфем современного русского языка.
Прочитайте строки В.В. Хлебникова, найдите такие слова, отметьте в них морфемы, с помощью которых они образованы.

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно смех надсмейных смеячей!
Смейво, смейво,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!

Упражнение 67. Как вы думаете, являются ли родственными в современном языке слова банька и банка? А этимологически?

Для справок

БАНКА. Заимствовано в ХVII веке из польского языка, где banka – cуффиксальное производное от bania – «выпуклый сосуд», восходящего к общеславянскому баня – «посуда для воды» («ванна»). Это неудивительно: большой купол был характерной особенностью античной бани. Из значения «купол» в польском языке развилось множество производных значений, в частности, «пузатый, куполообразный сосуд», затем от bania («выпуклый сосуд») было образовано уменьшительное banka. Именно это польское слово и послужило источником русского банка. В исходной форме оно произносилось с мягким н, т.е. банька, и только позднее произошло отвердение н, в частности, видимо, вызванное необходимостью различать банька – «маленький сосуд» и банька – «маленькая баня».

БАНЯ. Общеславянское заимствование из народной латыни, где banea – это видоизмененное balneum  «баня, купальня» («ванна»).

Упражнение 68. Внимательно прочитайте текст. Как вы его озаглавите? Объясните написание недостающих букв и раскройте скобки.

Под_мись на колокольню церкви, что ст_ит в самом центре села Бородино. Осм_трись вн_мательно по ст_р_нам.
_десь на огромном и_рытом оврагами поле 7 сентября 1812 года в_кипела бе_смертная битва. В_ликая слава Ро(с)сии крепла на этих полях. Д_лекие прадеды наши зав_щали ее потомкам.
Покл_нись великому полю. Покл_нись великому мужеству.
Помни!
Знай!
(Не)забудь!
Перед з_рею, еще в т_мноте, никому не сказав ни слова, Кутузов сел на коня и, не д_езжая версты полторы до Бородина, ост_новился на холме у небольшой д_р_веньки Горки. Он еще с веч_ра облюбовал это место. Тут во время боя будет ставка Кутузова.
В неск_льких м_стах на во_вышениях стояли русские б_тареи. Одной из них, той, что называлась Кургановой, суждено было стать главным местом Бородинской битвы. (В)нескольких верстах от основных сил в н_зинах и п_релесках были укрыты резервные полки, казаки и кавалеристы.
Все светлее, светлее восток. Округа с холма словно в твоей л_дони. Пр_тихло, зам_рло все. Недвижимы войска. Немота над полями. Лишь туч(?)ки над лесом кр_дутся кошач(?)им шагом.
И вдруг рванули ра_каты пушки. Пров_лилась, как в топь, тиш_на. Ударил час Бородинской битвы.

(По С.Алексееву)

1. Проверьте по словарю, как вы поняли значение выделенных слов. Каким словарем можно воспользоваться?
2. Если вы сомневаетесь в правописании каких-либо слов с пропущенными буквами, какие словари вам могут понадобиться?
3. Что обозначает приставка в слове, выделенном в тексте курсивом? Какие еще слова с такой приставкой вы знаете?
4. Подготовьтесь к изложению данного текста (см. памятку в «Речи» на с. 159).

___________________

* Все ссылки в тексте даются на новое исправленное и дополненное издание учебного комплекса, выпускаемого с 1999 г. См.: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория. 5–9-е кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. 8-е изд. М., 1999; Русский язык: Практика. 5-й кл.: Пособие для общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Ю. Купаловой. 6-е изд., испр. и доп. М., 2000; Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 5-й кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. 8-е изд., испр. и доп. М., 1999.

** Для краткости условимся называть компоненты учебного комплекса так: «Теория», «Практика», «Речь».

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru