Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №12/2002

Я ИДУ НА УРОК

М.Н.ГОЛОВА,
Школа сотрудничества,
г. Москва


ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК НА ТЕМУ
«ТИПЫ РЕЧИ»

(на материале сказки Ю.Олеши «Три Толстяка»)

5 класс

В начальной школе учащиеся знакомятся с разными типами речи – повествованием, описанием и рассуждением. В средней школе следует углубить общее понятие о типах речи, обучить приемам разграничения описания, рассуждения и повествования, выработать навык пользования разными типами речи в различных ситуациях. Уроки развития речи, конечно, тесно связаны с уроками литературы, тем более что художественные произведения – благодатная почва для обучения разным типам речи. Следовательно, уроки должны быть интегрированными.
В начале 5-го класса на уроках литературы учащиеся, изучая фольклор, анализируют русские народные и литературные сказки, а на уроках русского языка в это время изучается тема «Синтаксис и пунктуация». В сказках встречаются и диалоги, и прямая речь, и предложения с однородными членами, и знаки препинания в сложных предложениях, не говоря уже об орфографических трудностях.
Учащиеся 5-го класса любят писать сказки. Такое желание, безусловно, надо использовать и на уроках русского языка, особенно при изучении темы «Типы речи».
В начале урока спрашиваем у детей, какие типы речи они знают. Без труда они называют повествование и описание, а вот с рассуждением есть сложности. Чтобы показать разницу этих типов речи, я пользуюсь работами самих ребят. Читаем сказку пятиклассницы Татьяны ироновой, написанную на основе двух сказок: «Теремок» и «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

ТЕРЕМОК, ППУЗЫРЬ, СОЛОМИНКА И ЛАПОТЬ

Стоял в лесу теремок, и шла мимо него Соломинка. Постучала она в дверь и спрашивает: «Кто в теремочке живет? Кто в невысоком живет?». Никто не отвечает. Зашла Соломинка в теремок, а там никого нет. Прибралась она там, воды принесла и обед приготовила.
Шел мимо теремка Пузырь, постучал и спрашивает: «Кто в теремочке живет? Кто в невысоком живет?». Соломинка отвечает: «Я в теремочке живу – Соломинка. А ты кто?». – «Я Пузырь мыльный. Давай вместе жить – не тужить?» – «Я не против». – Зашел он в теремок и сел за стол. Соломинка в чугунке на стол кашу поставила. Жили они хорошо. Пузырь дрова колол, печь топил и за водой ходил. Соломинка еду готовила, кровати убирала и уборкой занималась.
Проходил мимо Лапоть, постучал и спрашивает: «Кто в теремочке живет? Кто в невысоком живет?». – «Я в теремочке живу – Соломинка». – «И я в теремочке живу – Пузырь мыльный. А ты кто?» – «Я Лапоть берестяной. Давайте вместе жить и не тужить». – «Мы не против, только в теремочке места нет, залезай на крышу». Залез он на крышу, и рухнул теремок. Прошло два дня – около развалины стоит новый, большой теремок.

Все учащиеся определили, что это – повествование. Как доказать свою точку зрения? Если вы уверены, что эта сказка – повествование, то надо аргументировать свой ответ. Первое доказательство – в повествовании рассказывается о последовательных событиях. Второе – если бы мы передавали содержание сказки в рисунках, то сначала мы изобразили бы Соломинку в теремочке, потом – встречу Соломинки и Пузыря, затем нарисовали бы, как к теремку подошел Лапоть, потом – крушение дома и, наконец, строительство нового дома.
Для разговора о другом типе речи – описании – тоже используем работы самих пятиклассников (сразу хочется сказать, что не все эти работы чисто описательного характера).

Однажды я шел по лесу и увидел Бабу Ягу. Она была грязная, испачканная. Лицо смуглое, земляного цвета. Глаза черные, свирепые, как у хищного зверя, а волосы черные, как ночь. Зубы острые, с налетом, как у льва. Руки костлявые, грязные, с длинными когтями, похожими на обезьяньи.

Клим ОМЕЛЬЧАК

Сегодня со мной произошел такой случай – я в лесу встретилась с Бабой Ягой. Она была небольшого роста, как бабушка. Лицо у нее сморщенное, с бородавками, а кожа землистого цвета. Глаза большие и круглые, как блюдца, а нос крючком и с большой родинкой. Зубы корявые, желтые от налета. Мне показалось, что зубы вот-вот рассыплются. А о волосах можно столько рассказать! Например, что у нее волосы спутанные, длинные, аж до самого пола! Мне издали показалось, что вместо волос – ветви березы. Руки длинные и худые, а пальцы на руках тоже длинные и худые, но еще и с длинными ногтями, острыми, как лезвие ножа. А сама Баба Яга тощая и не очень опрятно одета.
Интересное это создание – Баба Яга. Я никогда не забуду эту необычную встречу.

Лиза СЕРГЕЕВА

Большая часть учеников на вопрос «Что это за тип речи?» ответила, что это – описание, хотя некоторые увидели здесь (особенно во втором примере) элементы повествования. Каковы признаки описания? На этот вопрос ученики могут ответить без труда. Первое – в описании указываются признаки, качества, свойства предмета. Второе – в таком тексте используется больше всего прилагательных, ведь именно они характеризуют признаки предмета. Третье – содержание текста можно передать одним рисунком.
Наконец, третий тип речи – рассуждение. Предлагаю прочитать стихотворение И.МАЗНИНА.

Облака, облака,
Пышные, белые,
Расскажите, облака,
Из чего вас сделали?
Может, вас, облака,
Делали из молока?
Может быть, из мела?
Может быть, из ваты?
Может быть, из белой
Из бумаги мятой?

– Никогда, никогда, –
Отвечали облака, –
Никогда не делали
Нас из молока,
Никогда из мела,
Никогда из ваты,
Никогда из белой
Из бумаги мятой.
Мы – дождевые,
Мы – снеговые.
Если летом мы плывем,
Мы с собой грозу несем,
Если мы плывем зимою,
Мы пургу несем с собою.
Вот какие мы!

 Известно, что к текстам разных типов речи можно поставить свои характерные вопросы. Повествование отвечает на вопрос что произошло?, описание – на вопрос какой?, рассуждение – почему?. На какой вопрос отвечает текст И.Мазнина «Облака»? В этом стихотворении доказывается, почему облака пышные и белые. Дети знакомятся с понятиями тезис (мысль, которую нужно доказать), аргументы (доказательства, факты, подтверждающие правильность тезиса) и вывод (итог рассуждения). Вместе с пятиклассниками выясняем, что в рассуждении выявляются причины событий, их связь. А как передать содержание рассуждения в рисунках? Сделать это нельзя: разве можно нарисовать доказательства и оценку событий?

После такой работы мы переходим непосредственно к теме нашего урока «Я путешествую по городу Трех Толстяков».
В сказке Ю.Олеши «Три Толстяка» читатель встречает все типы речи: описание внешности героя, описание города, повествование о сменяющихся действиях, рассуждение о причинах и следствиях поступков героев. Очень важно, чтобы пятиклассники обратили внимание на сочетание всех типов речи – в чистом виде ни описание, ни повествование, ни рассуждение практически не встречаются.
Учащиеся сразу находят в тексте описание дворца Трех Толстяков:

Дворец Трех Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружен глубокими каналами. Над каналами висели железные мосты. Мосты охранялись дворцовой стражей – гвардейцами в черных клеенчатых шляпах с желтыми перьями. Вокруг парка до самой небесной черты находились луга, засыпанные цветами, рощи и пруды. Здесь было отличное место для прогулок. Здесь росли самые интересные породы трав, здесь звенели самые красивые жуки и пели самые искусные птицы.

Задания

1. Определите тему текста. Укажите ключевые слова.

(При нахождении ключевых слов ученики отметили, что они расположены в конце предложения. Обращаю их внимание на то, что употребление ключевых слов в конце предложения – это один из признаков описания.)

2. Докажите, что это текст. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями?

3. Подберите синонимы к слову искусный. В чем отличие этого слова от слова искусственный?

(Дети сами доказывают правильность написания слова: разбирают эти два слова по составу, выясняют, что и корень, и приставка в этих словах одинаковые, а вот суффиксы разные – следовательно, и написание этих слов разное.)

На материале этого текста хорошо поговорить о том, как связаны предложения в этом тексте – цепной и параллельной связью. По мнению большинства школьников, первые четыре предложения связаны цепной связью. Почему цепная связь? Подумайте: какими языковыми средствами выражена цепная связь? Каждое последующее предложение распространяет и конкретизирует предыдущее. Обратим внимание на лексические повторы в конце одного предложения и в начале другого: парка – парк (1-е и 2-е предложения); каналами – над каналами (2-е и 3-е предложения); мосты – мосты (3-е и 4-е предложения).
Предложения 5, 6 и 7 связаны параллельной связью. При параллельной связи предложения не «цепляются» одно за другое, а сопоставляются.Прошу учеников составить графические схемы пятого, шестого и седьмого предложений. Схема получается однотипной:  Таким образом, каждое предложение соответствует одной и той же схеме.
Кроме того, первые члены предложений 6 и 7 выражены одним и тем же словом здесь.
Вместе с учениками делаем вывод, что в данном отрывке цепная связь переходит плавно в параллельную, что создает, с одной стороны, монолитность текста, с другой – отрывок приобретает художественную живописность, красоту и образность. Именно поэтому сказку интересно читать.
Этот же текст дает богатый материал для разговора о синтаксисе и пунктуации. Только что на уроке русского языка мы говорили о видах сложных предложений (сложносочиненных, сложноподчиненных и сложных бессоюзных), об однородных членах и о знаках препинания, особенно перед союзом и. Поэтому при анализе данного отрывка можно побеседовать и об этом. Ученики прекрасно знают, когда перед союзом и ставится запятая, а когда она отсутствует. Без труда они находят предложение с союзом и между однородными членами, составляют схему (находились луга, рощи и пруды). Пятиклассники помнят, что запятая перед союзом и ставится в сложносочиненном предложении. «А почему, – задает один ученик вопрос, – в последнем предложении нет запятой, хотя там союз и стоит между двумя предложениями?» Это материал девятого класса, но очень хорошо именно сейчас объяснить это правило. Разбираем это предложение: Здесь звенели самые красивые жуки и пели самые искусные птицы.
– Ребята, это на самом деле сложное предложение? – спрашивает учитель.
– Конечно. Здесь же две основы: звенели жуки и пели птицы.
Верно. Прошу разбить это предложение на два простых. Это не составляет труда: Здесь звенели самые красивые жуки. Пели самые искусные птицы.
Пока учащиеся не видят общего второстепенного члена. Чтобы помочь им, задаем вопрос: «А где пели самые искусные птицы?». Тут все пятиклассники замечают, что здесь звенели жуки, здесь пели птицы. «Понятно: чтобы не было повтора, сказочник не употребляет два раза одно и то же слово».
После такого рассуждения делаем всем классом вывод, что, если есть общий второстепенный член, запятая перед и не ставится.
После анализа этого отрывка (тип речи – описание) переходим к следующему этапу работы. Прошу учеников найти отрывок, в котором дается описание с элементами рассуждения, то есть присутствуют тезис, доказательства.

На этот раз день был чудесный: солнце только то и делало, что сияло; трава была такой зеленой, что во рту даже появлялось ощущение сладости; летали одуванчики, свистели птицы; легкий ветерок развевался, как воздушное бальное платье.

Учащиеся находят тезис, то есть основную мысль, которая будет доказываться: день был чудесный. Какие аргументы находит автор для доказательства этой мысли?

  • «Он чудесный, потому что сияет солнце. От этого на душе у каждого человека светло и хорошо».

  • «Он чудесный, потому что трава такого красивого изумрудного цвета, как будто во рту у меня конфеты».

  • «Он чудесный, потому что летают мягкие одуванчики, свистят птицы».

  • «Он чудесный, потому что автор находит очень красивые сравнения: ветерок похож на воздушное бальное платье, которое, как правило, бывает очень красивым».

Дети сразу обратили внимание на огромное количество очень необычных сравнений. Они даже сыграли в игру «Кто больше найдет сравнений?». Самые интересные были зачитаны на уроке: юбки походили на розовые кусты; гром запрыгал, как мяч; большие розы, как лебеди; факелы развевались, как огненные бороды; такие рыжие волосы, как будто голова объята пламенем; дуб скрипел, как качели; мускулы ходили под кожей, точно кролики; шпоры походили на кометы; ваза с цветами рвалась на части, как бомба; платье затрепеталось, точно крылья пойманной бабочки; то кавалер, то дама становились похожими либо на хвостатую репу, либо на лист капусты; пот сыпался с них, что горох; сердце прыгало, как яйцо в кипятке.
Все эти сравнения помогают нам узнать еще одно пунктуационное правило – знаки препинания перед сравнительными оборотами с союзами как и что. Дети уверены, что перед союзами как и что всегда ставится запятая. Да, чаще всего ставится запятая, но бывают предложения, когда запятая перед этими союзами не ставится. Прошу найти грамматическую основу в предложении Озеро что блюдо. Подлежащее – озеро, сказуемое – блюдо. Может между подлежащим и сказуемым стоять запятая? Нет, может быть тире или вообще никакого знака.
Итак, мы делаем вывод, что описание может быть не только с элементами повествования, но и рассуждения.

А теперь мы вместе с ребятами познакомимся с городом Трех Толстяков. Предлагаю ребятам вместе с продавцом воздушных шариков полетать над городом и посмотреть сверху, как он выглядит.

«Сразу бросаются в глаза улицы, по которым можно проехать к дому доктора Гаспара».
Он ехал по широчайшим асфальтовым улицам, которые были освещены ярче, чем залы, и цепь фонарей бежала над ним высоко в небе. Фонари походили на шары, наполненные ослепительным кипящим молоком. Вокруг фонарей сыпалась, пела и гибла мошкара. Он ехал по набережным, вдоль каменных оград. Там бронзовые львы держали в лапах щиты и высовывали длинные языки... Он ехал мостами, изогнутыми в виде арок. Снизу или с другого берега они казались кошками, выгибающими перед прыжком железные спины (глава 3).

«А мне видна площадь Звезды, она очень красивая».
Называли эту площадь площадью Звезды по следующей причине: она была окружена огромными, одинаковой высоты и формы домами и покрыта стеклянным куполом, что делало ее похожей на колоссальный цирк. В середине купола, на страшной высоте, горел самый большой в мире фонарь. Это был удивительной величины шар. Охваченный поперек железным кольцом, висящий на мощных тросах, он напоминал планету Сатурн. Свет его был так прекрасен и так не похож на какой бы то ни было земной свет, что люди дали этому фонарю чудесное имя – Звезда. Так стали называть и всю площадь.

«Это вовсе не описание, а рассуждение, – заметил один пятиклассник, – здесь же доказывается, почему площадь получила такое необычное название – площадь Звезды».
В конце урока ученикам предложено было написать словарную статью по типам речи. Таким заданием мы обобщали нашу тему.
На дом было задано написать рассказ, используя разные типы речи. Я посоветовала ребятам построить свой рассказ необычно, чтобы вызвать интерес к сказке:

  • представьте себе, что вы в шапке-невидимке гуляете по городу Трех Толстяков;

  • представьте себе, что вы летите над городом Трех Толстяков вместе с продавцом воздушных шаров;

  • представьте себе, что вы едете в карете вместе с доктором Гаспаром и наблюдаете за городской жизнью.

РАБОТЫ ПЯТИКЛАССНИКОВ

В шапке-невидимке по городу Трех Толстяков

Однажды решил я прогуляться. Вижу: шапка валяется. Надел я эту шапку, мне она как раз по размеру пришлась. Вдруг я очутился в каком-то странном месте. Удивился я и растерялся: не мог понять, где я нахожусь. Какая-то вспышка, словно молния, пронзила мне глаза, и я тут же отвернулся. Постепенно глаза мои привыкли к яркому свету, и я увидел что-то похожее на Сатурн. Этот Сатурн мог бы осветить целую площадь. Посмотрел я вокруг и понял, что я действительно оказался на площади. У меня над головой был стеклянный купол. Точно!!! Это же площадь Звезды из сказки о Трех Толстяках. Было светло, как днем, потому что звезда освещала всю площадь. Я немножко погулял по площади, свернул в улочку и очутился рядом с городскими воротами. Их огромные размеры были удивительны. Я узнал дом со старой башней и решил оттуда посмотреть город. Оттуда были видны дворец Толстяков, парк, каналы с красивыми мостами в виде арок. Мне сразу же захотелось там очутиться. Я спустился с башни, подошел к гвардейцу и спросил, как попасть к дворцу. Гвардеец с удивлением посмотрел по сторонам, не понимая, кто его спрашивает. Я совсем забыл, что хожу в шапке-невидимке! Я сорвал ее с головы – и тут же оказался во дворе своего дома.

Тимофей НЕХАЕНКО

Сегодня со мной произошел необычный случай. Я пошел покупать шары и увидел, что продавец шаров взлетает из-за сильного ветра. Я хотел помочь ему, но ветер подхватил и меня. Мы все выше и выше поднимались над городом. Как прекрасен город с высоты! Центральная площадь кажется очень маленькой с высоты; как ниточки, от нее отходят три узенькие улочки. Дом с большой старой башней кажется маленькой игрушечной крепостью. А маленькая прачечная, похожая на баню, напоминает спичечный коробок. Как стройная свечка, в центре площади красуется фонарь, который жители города называют Звездой.
Городской вал, опоясывающий город, напоминает изящное кольцо. Очень красиво смотрится парк Трех Толстяков. Глубокие каналы, протекающие в парке, похожи на голубые ленточки; удивительные деревья напоминают зеленых солдатиков, стоящих в карауле, а железные мосты напоминают изящно выгнутых гусениц. Дворец Трех Толстяков кажется ажурным кукольным домиком.

Публикация статьи произведена при поддержке Учебно-научного центра «ЛингваМед». На сайте центра, расположенном по адресу http://www.lingvamed.ru/, Вы получите подробную информацию о деятельности «Лингвамед» - ознакомитесь с программами обучения, представленные центром, и стоимость занятий по английскому языку. Также Вы можете почитать статьи-шпаргалки по грамматике и лексике, подготовленные сотрудниками центра. «Лингвамед» проводит курсы английского языка в Екатеринбурге для врачей, фармацевтов, психологов.

Владимир БОБЫЧЕВ

Иллюстрации В Горяева

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru