Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №12/2002

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

Добрый день, уважаемая редакция любимой и такой необходимой газеты!
На первой странице № 4/2002 в разделе «Поделимся опытом» Надежда Шапиро приглашает нас поделиться своим опытом в рубрике «Полезные мелочи». Прекрасная рубрика! Ведь эти мелочи собирает учитель по крупицам в книгах, журналах, на уроках коллег, подслушивает у своих учеников, придумывает сам. И первые семь «полезных мелочей» со с. 15 уже пошли в дело. Уверена, что все читатели поддержат рубрику своими «мнемоничками»...

С.Г. Зелинская, г. Воронеж

Редакция рада еще одному доброжелательному отзыву на появление новой рубрики. «Мнемонички», присланные Светланой Геннадиевной, будут опубликованы в очередном выпуске, а сейчас познакомьтесь с тем, что получено нами раньше. Ждем новых поступлений и от вас, дорогие читатели.

Н.ШАПИРО

Продолжение. См. № 4, 8/2002


ПОЛЕЗНЫЕ МЕЛОЧИ

1. Похожи на настоящие

Стихотворные ритмы и рифмы могут быть подспорьем при изучении безударных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Учитель знает, в каких глаголах чаще всего ошибаются ученики. Придумаем для запоминания что-то вроде рифмованных пословиц с неправильными ударениями:

Они борЮтся, а не сдаются.
Не пашУт и не сеЮт, только песенки поют.
Хорошо строЯт – дома вечно стоят.
Карандаш клеЯщий похож на настоящий.
Теплые дни настают – скоро снега растаЮт. (Вариант: быстро сугробы таЮт.)
Ежики колЮтся, в руки не даются.

Такие рифмованные предложения приятно произносить и запоминать, если в классе атмосфера соответствующая – деловая, но открытая для шутки. Однако ученики могут и фыркнуть, и недоуменно пожать плечами: что за неграмотные глупости им предлагают заучивать? Учителю надо подумать, стоит ли рисковать, чтобы не оказаться в положении одного из героев рассказа Фазиля Искандера «Защита Чика».

«Был урок русского языка, который проводил Акакий Македонович. У него была привычка в стихотворной форме писать правила русской грамматики на доске, а потом эти стихотворные правила ученики должны были переписать в свои тетради и заучить наизусть. Эти правила в стихах Акакий Македонович сам придумывал и тихо гордился этой своей способностью. Другим учителям и в голову не приходило арифметические или физические законы представлять в стихотворной форме. Это умел только Акакий Македонович. И он этим тихо гордился, хотя ученики часто посмеивались над его грамматическими стихами. Но они никогда не смеялись при нем, обычно на перемене. А тут Чик не утерпел.
Сегодня Акакий Македонович своим красивым наклонным почерком написал на доске стихи на тему «Как пишется частица не с наречиями».

Как писать частицу не
В нашей солнечной стране?
То ли вместе, то ли врозь?!
Не надеясь на авось,
Вы поймете из примера,
Нужного для пионера.
НЕКРАСИВО жить без цели,
Это так, но в самом деле
НЕ КРАСИВО, а ужасно
Жить без цели, жить напрасно.
И теперь любому ясно,
Как писать частицу не
В нашей солнечной стране.

Это были обычные для Акакия Македоновича гладкие стихи, ласково всовывающие в головы учеников правила русской грамматики. Якобы всовывающие. Все равно ученики запоминали правила грамматики по учебнику, а стихи приходилось заучивать наизусть в угоду Акакию Македоновичу.
Чика всегда раздражали и смешили эти стихи. Они раздражали и смешили его своей вкрадчивой и наивной хитростью. Они как бы говорили: «А теперь, ребята, соберемся в кружок и поиграем в стихотворение. Это будет и приятно, и полезно».
На самом деле Чик ничего в них ни приятного, ни полезного не находил. И другие ученики тоже не находили. Но всем приходилось смиряться и учить наизусть эти стихи».

Приведенный отрывок следует рассматривать прежде всего как предостережение. Но можно увидеть в нем и совсем неплохой дидактический материал.

2. Может, утка, может, бочка...

Ученикам трудно бывает определить падеж существительного второго склонения. И даже требование ставить от слова к слову двойной вопрос: что? кто? или кого? чего? не всегда помогает. Научим решительно подставлять вместо сомнительного слова существительное первого склонения – и дети уже не смогут спутать винительный падеж ни с родительным, ни с именительным. И совсем не обязательно подбирать подходящее по смыслу – для того чтобы прояснить падеж зависимого слова в сочетании прочитал роман, одинаково пригодны и прочитал книгу, и прочитал бочку, и прочитал утку. Лучше договориться о постоянном применении какого-нибудь одного слова и не отвлекаться на содержание.

3. Да ты же сам знаешь, джазист!

Галина Савельевна Крюкова так учит детей запоминать согласные, после которых пишется суффикс профессии -чик: «Когда пишется -чик? Да ты же сам знаешь!». Первые буквы в словах ответа – именно те, которые нужно запомнить: Д, Т, Ж, С, З».
А ученики Ольги Евгеньевны Кармаковой это же правило усваивают с помощью слова джазист.

4. Надежда поможет?

Наверное, мало есть на свете людей, говорящих по-русски и ни разу не допустивших ошибки в употреблении глаголов одеть и надеть. Вот простой прием, который поможет и нам, и нашим ученикам контролировать себя (он предлагается в учебнике для 5-го класса под редакцией М.В. Панова). Запомним: одевать Надежду – надевать одежду.

5. О пользе щей

Почему надо писать мужЧина, но женЩина? Ответить просто, если вспомнить, что кого интересует: мужа – чин, жену – щи. Об этом смешном и эффектном трюке рассказал нам Эдуард Львович Безносов.
Щи в уменьшительно-ласкательном виде помогают детям запомнить все буквы, соответствующие глухим согласным. Надо всего лишь выучить такой диалог: «Степка, хочешь щец?» – «Фи!». Чуть измененный вариант прислала нам Ирина Александровна Сильвестрова из г. Барнаула: «Фока, хочешь поесть щец?». Она же предлагает запоминать буквы, соответствующие звонким согласным, с помощью фразы «Мы же не забывали друга». Правда, это может помешать ученикам при фонетическом разборе, когда они должны думать не о буквах, а о звуках. Зато очень пригодится при написании слов с приставкой на -з/-с.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru