Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №13/2002

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

И.В.ВЯЛЫХ,
г. Калуга


КАРТОЧКИ-ТРЕНАЖЕРЫ ПО МОРФОЛОГИИ

Морфологический анализ слов, являющийся важнейшей формой работы с языковым материалом и ориентированный на целостное представление о природе языковых фактов, преследует такие цели:

1) систематизация, закрепление и углубление знаний учащихся;
2) овладение исследовательскими навыками при работе с языковым материалом;
3) развитие самостоятельности в использовании сведений теоретического характера;
4) углубление теоретических знаний в ходе практического решения вопросов;
5) закрепление навыков анализа языковых единиц.

Успешно решить поставленные цели помогут карточки-тренажеры, предназначенные для формирования навыков морфологического разбора. Они очень просты в изготовлении, компактны (ученики хранят их за обложкой в учебнике русского языка либо в «Тетради-справочнике»), удобны в работе.

Использование карточек-тренажеров экономит время на уроке, превращая «скучную и бесполезную меледу» (слова К.Д. Ушинского) в интересное и увлекательное занятие, т.к. работа с карточкой-тренажером требует от ученика быстрого принятия обоснованных решений и высокого уровня лингвистической подготовки; причем любые пробелы в его знаниях, умениях и навыках немедленно обнаруживаются, т.к. результаты работы фиксируются с помощью общепринятой символики (графическое обозначение членов предложения), а также знака «Х», который используется как показатель наличия или отсутствия конкретных признаков у данного слова.

Большую ценность для формирования навыков языкового разбора представляет помещенная в нижней части карточки синтаксическая символика, исчерпывающая вероятные случаи употребления слова в структуре предложения, что оптимально позволяет обеспечить принцип изучения морфологии на синтаксической основе.

Как же изготовить карточку-тренажер? Для этого берется лист белого картона, соответствующий размеру обложки учебника, на который шариковой ручкой либо фломастером наносится текст карточки и делается разметка. На уроке остается только карандашом вписать предложение или словосочетание, содержащее анализируемое слово, и расставить знак «Х» над соответствующими пунктами. После проверки карандашные пометы легко стираются, и карточка готова к дальнейшему использованию. Можно лист картона закатать в полиэтилен. В этом случае необходимые пометы следует делать шариковой ручкой.
Учащиеся используют карточку-тренажер как в классе, так и при выполнении домашних заданий, что позволяет избежать излишней перегрузки, высвобождает время.
Неоценимую помощь окажет карточка-тренажер и при подготовке связного ответа на лингвистическую тему.

Имя существительное

Имя прилагательное

Местоимение

Имя числительное

Глагол

Причастие

Деепричастие

Наречие

Союз

Предлог

Частица

Междометие и звукоподражательное слово

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru