Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №13/2002

Я ИДУ НА УРОК

Т.А.КУРДЮКОВА,
г. Братск


ГЛАГОЛ

Урок-зачет по русскому языку в форме праздника «Удивительная часть речи – глагол!»

6 класс

Цель: повторение, обобщение и систематизация изученного материала по теме «Глагол», а именно:

1. Знания учащихся о глаголе как части речи.
2. Умение находить изученную часть речи.
3. Обоснование правильности выбора орфограммы при написании глаголов.
4. Умение использовать глаголы в речи.

Материал к уроку.

1. Народные изречения.
2. Карточки с заданиями.
3. Словарные слова.

Оборудование.

1. Кодоскоп.
2. «Листки учета знаний по теме “Глагол”».
3. Лотки для игры «Ярмарка».

Народные изречения (на листе ватмана)

В хорошем слове благодать целого дня.
От хорошего слова душа расцветает.
Бранью уважать себя не заставишь.

Словарь.

Эпиграмма – короткое стихотворение сатирического характера.
Пантомима – вид сценического искусства, в котором основные средства создания художественного образа – пластика, жест, мимика.

ХОД УРОКА

1. Учитель читает отрывок из стихотворения.

Что без меня предметы?
Лишь названия.
Но я приду – все в действие придет,
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растет.

(В.Кондрашов)

Беседа.

1. О какой части речи говорится здесь?
2. Почему?

2. Объясняется тема урока, цель урока.

3. Слово учителя.

«Глаголы – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. И назначение глагола – выражать само действие!»

(А.Югов)

Вопрос. Каков же словесный портрет глагола?
Ученик (читает):

ГРАММАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА

Жил-был Глагол. Он очень не любил ленивых, и сам трудился целый день: бегал, летал, скакал, мастерил, варил... Там что-то выкопает, там построит, там склеит, там пришьет, и все волнуется: успею ли помочь, добегу ли вовремя, смогу ли все трудности преодолеть? А ты как думаешь? Успеет? Сможет? Добежит?

Учитель. Да, портрет Глагола нарисовать трудно: он ведь постоянно меняется. Он больше похож на волшебника, на волшебную палочку, с помощью которой легко изменить все, что угодно. А как вы думаете?
Ученики называют предметы, на которые, по их мнению, похож Глагол. На ветер, на Золушку, на листики с древа познания.
Учитель. Глаголия – это целая страна со своим гербом, гимном и т.д.
(Учащиеся представляют выполненные работы в рисунках, в текстах...)

1) Внешность Глагола.
2) Герб крепости Глаголии.
3) Гимн или песенка Глагола.

В это время на доске, разделенной на пять частей, учащиеся выполняют задания по карточкам: 1, 6, 2, 3, 4, 5. (Задания прилагаются.)
(Ученики-консультанты, помощники учителя, проверяют работы школьников у доски под руководством учителя.)
Оценка за ответ выставляется в «Листок учета знаний по теме “Глагол”».
Ученик. (Выразительное чтение.)

Задание учащимся класса.

  • Определите стиль приказа Петра I перед битвой.

  • Какие слова вы считаете в приказе Петра I перед Полтавской битвой главными?

  • Какое слово древнеславянского языка нашло свое место в приказе Петра I?

«Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы промышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную веру нашу и церковь... Имейте в сражении перед глазами правду и Бога, поборающего по вас. А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего».
(Поборающего – поборати.)

Учитель (из истории языка).

Говоря о глаголе, обратимся к истории языка: некоторые старые названия букв сохранились в современном русском языке в устойчивых выражениях, например:

дать добро – разрешить;
стоять фертом – рисоваться;
прописать ижицу – наказать.

4. Работа с перфокартой.

Цель работы: проверка умения учащихся определять орфограмму в безударных личных окончаниях глаголов – или (задание прилагается).
Далее идут карточки № 7, 8, 9.

5. Дополнительные вопросы классу:

1) Расскажите об изменении глагола.
2) Расскажите о синтаксической роли глагола в предложении.
3) Составьте алгоритм: «Способ действия при написании безударных личных окончаний глагола».
4) Способ определения спряжения глагола по личным окончаниям.
5) Способ определения спряжения глагола по инфинитиву.

6. Пока учащиеся-консультанты проверяют задания, выставляют оценки в «Листок учета знаний по теме “Глагол”», ребята представляют на обсуждение класса свои творческие работы по темам:

1) Рассказ о приключениях Глагола, потерявшего лицо.
2) Сказка о себялюбивом и эгоистичном суффиксе -ся.
3) Зачем Глаголу столько видов?
4) Как много времен у Глагола?
5) Бедный глагол! Век живи, век спрягайся!
6) Наклонение, привыкшее повелевать!
7) Это мечтательное наклонение.
8) Как виды Глагола делили чередующиеся гласные в корне.

(Несколько учащихся представляют на доске или на листах ватмана заготовленные дома кроссворды.)

7. Обобщение. Учащиеся обобщают сказанное.
Учащиеся-консультанты подводят итог по проверенным работам, выставленным оценкам в «Листы учета знаний...».

8. Учитель читает эпиграмму.

Поэт, в плену возвышенных идей
Не игнорируй прозу средней школы,
Чтобы глаголом жечь сердца людей,
Необходимо знать Глаголы!

(С.Шевцова)

ЗАДАНИЕ-ИГРА  «ПОЙМИ МЕНЯ»

Допишите фразеологизмы:

быть не в своей... (тарелке),
обвести... (вокруг пальца),
разбирать... (по косточкам),
попасть... (пальцем в небо).

ЗАДАНИЕ - ИГРА  «СОЗДАЙ ПАНТОМИМУ»

(Учащиеся обыгрывают фразеологизмы (по рядам):

1 – плясать под чужую дудку
2 – бить баклуши
3 – водить за нос

ЗАДАНИЕ - ИГРА «ЯРМАРКА»

Учащиеся (несколько заранее подготовленных ребят) выходят к классу с ярмарочными лотками, на которых лежат карточки с заданиями (используются любые формы работы), например:

1) Укажите прямое и переносное значения слова – глагола петь:

а) Вот солдаты идут по степи опаленной,
Тихо песню поют про березки да клены...

(С.Львов)

б) В облаке пыли летучей
Трубы тревогу поют...

(А.Сурков)

в) Люблю мое Отечество,
Пою мое Отечество...

(А.Прокофьев)

2) Замените в предложениях глаголы, поставив их в форму будущего времени:

а) Чужую беду руками легко развести.
б) Близок локоть, да не укусить.
в) Это цветочки, а ягодкам быть впереди.

3) Найдите глаголы в повелительном наклонении:

Кран,
Откройся!
Нос,
Умойся!
Мойтесь,
Сразу
Оба
Глаза!

Мойтесь,
Уши,
Мойся,
Шейка!
Шейка,
Мойся
Хорошенько!

9. Творческая работа.

Задание (выполняют учащиеся со слабым усвоением знаний). Используя данную лексику, напишите сочинение-миниатюру на тему «Весенний дождь».

Шумит, звенит, шуршит по листьям, струится, стекает, прыгает, пляшет.

Задание (выполняют сильные учащиеся). Учащимся предлагается самостоятельная работа с текстом, спроецированная с помощью кодоскопа на доску.
Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограмм.

Бушу_т в поле (не)погода. По небу стел_тся н_кие т_желые обл_ка. Ярос_ные порывы ветра гон_т по дорогам снег. Но это (не)пугает партизан. (Не)нависть к фашистам с_брала их в глух_м л_су.
Во многих ср_жениях вместе с п_ртизанами участв_вал Коля Зайков. Сейчас он пр_бежал из бл_жн_й д_ревн_ и докладывает к_мандиру, что он вид_л на д_рог_ немецкие танки. П_ртизаны рас_читывают ун_чтожить их внезапным ударом.

Подведение итогов урока.

Выставляются оценки в «Листок учета знаний...».
Учитель отмечает сильные и слабые стороны в усвоении темы «Глагол», отмечает активную работу учащихся, оценивает работу помощников-консультантов, выставляет итоговые оценки.
(Работа рассчитана на 2 урока.)

Дополнительный материал к уроку по теме «Глагол»

Карточка № 1

Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор орфограмм. Какой темой объединены предложения?

1. Тот, кто труда (не)бои_ся, тот умеет труди_ся.
2. Дело мастера бои_ся.
3. Человек по делу узнае_ся.
4. По труду и честь воздае_ся.
5. Надо труди_ся, (не)надо лени_ся.

Карточка № 2

Спишите, раскройте скобки.

(Не)чувствовал усталости, (не)был в школе, ураган (не)истовствовал, мне (не)здоровится, (не)прикасался к проводам, (не)участвовал в разговоре.

Карточка № 3

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Тучи разве_лись, наде_лся на брата, обид_л сестру, постро_л дом, скле_л конверт, услыш_л шорох.

Карточка № 4

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте суффиксы.

Участв_вал в соревнованиях, уклад_вал чемодан, бесед_вал с мамой, доклад_вал командиру, команд_вал ротой, рассчит_вал на успех.

Карточка № 5

Спишите, вставьте пропущенные буквы в глаголах.

Испеч_ пирог, улыбаеш_ся мне, стереч_ дом, отреж_ кусок хлеба, мягкий карандаш_, возле дач_, ветер свеж_.

Карточка № 6

Сделайте морфологический разбор глагола из предложения.

Между тучами и морем гордо реет буревестник. (М.Горький)

Карточка № 7

Вставьте карандашом пропущенные буквы, поставьте глаголы в форме 3-го л. ед. ч.

стон_т
завис_т
пил_т

крош_т
пен_тся
смотр_т

жал_т
хлещ_т
ре_т

Карточка № 8

Вставьте пропущенные буквы, глаголы поставьте в форме 3-го л. ед. ч.

стел_т
стро_т
кол_т

ненавид_т
бор_тся
дыш_т

ед_т
моч_т
се_т

Карточка № 9

Вставьте пропущенные буквы в глаголах 3-го л. ед. ч.

ла_т
кле_т
руб_т

люб_т
вид_т
та_т

загора_т
броса_т
блиста_т

Карточка № 10

Составьте алгоритм: «Способ действия при написании безударных личных окончаний глаголов».

Карточка № 11

На примерах покажите синтаксическую роль глаголов в предложении. (Придумайте предложения.)

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru