Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №14/2002

ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ

Г.Г. ГРАНИК, С.М. БОНДАРЕНКО, Л.А. КОНЦЕВАЯ


Особенности нового комплекта учебников по русскому языку

В одной из своих книг для учителя мы писали:

«Учитель должен:

  • глубоко знать свой учебный предмет, быть в курсе всех новых достижений в своей науке, по каждой учебной теме знать больше, чем дано в учебнике;

  • быть хорошим оратором, умелым рассказчиком и даже немного актером;

  • чувствовать «подводные камни», трудности каждой учебной темы и уметь их преодолевать (владеть методикой преподавания предмета);

  • учить школьников применять знания на практике;

  • систематически и оперативно проверять знания ребят, своевременно видеть недочеты каждого.

За всем этим стоит более общая, более важная цель: развивать мышление школьников, их способности, их творческие возможности.
Для этого учитель должен:

  • знать, что такое мышление и как его развивать, каковы особенности мышления его учеников и как к этим особенностям приспосабливаться;

  • суметь воспользоваться этими знаниями;

  • понимать, как работают у детей память, внимание, воображение и как развивать их у школьников, – ведь без этого ничего невозможно усвоить;

  • развивать речь детей;

  • будить и постоянно поддерживать в них интерес к учебе, любовь к предмету, стремление к знаниям.

Читатели – не педагоги, должно быть, уже вспоминают, встречались ли в их жизни такие учителя. Читатели-педагоги думают с отчаянием: да, конечно, должен, все должен, но...»
Дальше каждый продолжал по-своему. Но главное в том, что проблема создания новых учебников была поставлена.
И вот тогда собралась группа лучших учителей Москвы, которые решили создать учебник – помощник учителя.
С какими же трудностями столкнулись учителя, ставшие авторами первого учебника нового типа, создававшегося в лаборатории «Проблемы построения школьных учебников» Психологического института РАО? Об этом мы расскажем на примере учебника для пятого класса.

I. Специфические трудности обучения русскому языку

Школьному предмету «Русский язык» принадлежит, как правило, печальное первенство. Он традиционно продолжает оставаться самым нелюбимым школьным предметом. Это отмечалось еще В.Г. Белинским, который охарактеризовал грамматику как «истинный бич для бедных детей», и Л.Н. Толстым, который столкнулся с неприятием этого предмета яснополянскими детьми. Это заставляет думать, что обучению русскому языку присущи такие особенности, которые делают этот предмет чуждым ребенку. Поэтому, создавая учебники, мы ставили цель преодолеть этот психологический барьер.
Рассмотрим некоторые наиболее существенные трудности обучения русскому языку.
Своеобразие информации, получаемой на уроке русского языка, состоит в том, что она абстрактна. Грамматические правила не захватывают эмоционально, не дают пищи для воображения.
Количество новой информации, вводимой за один урок, невелико. Но на небольшой объем информации приходится значительное количество тренировочной работы, в результате чего возникает «информационный голод», ведущий к скуке. Многие упражнения на какое-нибудь правило надоедают задолго до выработки нужного навыка.
Сама тренировка чаще всего лишена элементов творчества, носит механический характер.
Таковы основные причины, которые приводят к нелюбви к русскому языку.

II-1. Познавательный интерес

Преодолеть эти трудности можно, только найдя пути мотивации обучения.
Наиболее действенными из всех мотивов являются познавательный интерес и потребность в ощущении успеха. Поэтому создание интереса к обучению и ощущение успеха у детей – первоочередная задача, которую мы ставили перед собой при создании УМК.
Интерес глубочайшим образом связан со всеми сторонами личности школьника. Он не только обеспечивает высокий уровень внимания, понимания и запоминания. Интерес является необходимым условием для того, чтобы изучаемый материал становился не просто суммой знаний, а входил в содержание духовного мира человека. Создание высокого уровня интереса к обучению – не дополнительная задача по отношению к учебному процессу. Желание школьников работать есть показатель правильной психологической и дидактической организации обучения и важнейшее условие для развития любви к русскому языку.
Для возбуждения интереса можно использовать элементы занимательности. Но для постоянного его поддержания нужна продуманная организация всего учебного процесса. Одним из важнейших условий такой организации является включение эмоционально-образного компонента в обучение русскому языку. Ввиду важности этой проблемы остановимся на ней подробнее.

II-2. Эмоциональность и образность

Известно, что мышление младших и средних школьников в основном образно и конкретно. Необходимость развивать у них абстрактно-логическое мышление находится в противоречии с нормальным интеллектуальным и нравственным развитием растущего человека. Современная наука показала, что если образное мышление подавляется при развитии логического, это ведет к тяжелым последствиям. Сухой учебный материал усваивается образно мыслящими детьми гораздо труднее. Им приходится насиловать естественную природу своего мышления.
Последствия подавления образного мышления, как показали исследования психоневрологов, не только обедняют личность, лишая ее радости восприятия мира во всем его многообразии, но и создают предпосылки для постоянных конфликтов с миром и с самим собой. Бедность образного мышления приводит к трудностям в понимании мира и приспособлении к нему, к слабости психологической защиты от неблагоприятных обстоятельств. Таким образом, создаются предпосылки для расстройства нервного и физического здоровья.
Вместе с тем развитое образное мышление делает любую деятельность более успешной и полноценной. Образная память обладает большими преимуществами: это касается легкости запоминания, объема и прочности сохраненных знаний. Образное мышление тесно связано с богатой интуицией и творческим озарением.

II-3. Развитие воображения

Материал учебников не только насыщен образами, но и создает условия для развития собственного воображения учащихся. Нами разработаны задания, направленные на развитие как воссоздающего, так и творческого воображения, связанные с содержанием обучающих текстов.
Развитие воображения никоим образом не противостоит развитию абстрактно-логического мышления. «Воображение отнюдь не составляет некую обособленную часть ума, оно – сам ум, одно с ним целое и реализуется путем одних и тех же приемов», – утверждает писатель и исследователь детства Джанни Родари.
Развитию образного мышления в немалой степени способствует также юмор. Вот мнение писателя Анатолия Алексина: «Некоторые наивные люди полагают, что “весело” и “несерьезно” – одно и то же. Еще и еще раз хочу повторить: именно юмор и занимательность порой кратчайшее расстояние между самой серьезной проблемой и сознанием ребенка».
Поэтому в учебниках постоянно используются разнообразные юмористические приемы.

II-4. Преодоление информационного голода

Важным условием поддержания познавательного интереса является преодоление «информационного голода» – противоречия между небольшим объемом новой информации и большим объемом тренировки, необходимой для создания прочного навыка на ее основе. Один из важнейших способов его реализации – тщательный подбор обучающих текстов. Отработка навыков грамотности на текстах, безразличных к смысловой, эмоциональной и эстетической стороне языка, не может быть интересна ребенку.
Наши исследования показали, что интерес, внимание и работоспособность детей значительно повышаются, если содержание текстов их привлекает, а соответственно и повышается грамотность их записи. Поэтому мы стремились к тому, чтобы весь языковой материал был для школьника полноценным в познавательном и художественном отношении чтением. Одно из важных преимуществ таких текстов состоит в том, что они служат для школьника образцом при создании собственной письменной речи. В обучение включается такой эффективный фактор, как неосознанное подражание.
Наши задания построены в основном на завершенных по смыслу фрагментах и целых текстах как детской, так и классической прозы и поэзии. Фрагменты текстов сопровождаются советом прочитать произведение целиком. Таким образом, параллельно с выработкой навыков грамотного письма решается важнейшая задача создания у школьников культурного фонда, приобщения их к миру художественных и нравственных ценностей человечества.

II-5. Разнообразие в работе школьника

Большое значение для поддержания постоянного интереса имеет разнообразие как изучаемого материала, так и форм работы школьников.
При введении новой информации используются и грамматические сказки, и занимательные рассказы, и специальные стихи о грамматических правилах, а также экскурсы во фразеологию и этимологию. При знакомстве с любым грамматическим явлением отрабатывается весь спектр его разнообразных проявлений в языке.

II-6. Активный характер работы школьника

Но самое главное для поддержания постоянного интереса – это создание условий для постоянной активности и самостоятельности работы школьника.
Мы отказались как от сообщения новой информации только в готовом виде, так и от построения всего материала в виде проблемных заданий. Нами реализована комбинация объяснительно-иллюстративного и проблемного метода. Наши учебники строятся как беседа со школьником, который становится активным собеседником, соавтором, соучастником процесса добывания знаний, которые таким образом не просто усваиваются, а присваиваются, становятся более прочными и более успешно применяемыми на практике. На такой же активной работе мысли строится и тренировка. Прием записи слов с пропущенными буквами, неэффективность и нецелесообразность которого доказал еще в 30-е годы Д.Н. Богоявленский, мы используем ограниченно. В основном упражнения строятся на задании вставить пропущенные морфемы или вставить (по смыслу или по памяти в строчки из изученных произведений) пропущенные слова. Учащиеся активно «добывают» слова с нужной орфограммой путем синонимической замены, подбора антонимов, конструирования из отдельных морфем. Полученные таким образом слова сохраняются в памяти гораздо прочнее, чем при обычном запоминании. Некоторые тексты учащиеся «конструируют» самостоятельно, собирая предложения или небольшие тексты из «рассыпанных» элементов.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru