Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №14/2002

ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ

Ю.Ю.БАЛАШОВА


Ситуативная тревожность у школьников

Эмоциональное состояние, которое характеризуется ощущением напряжения, беспокойства, мрачными предчувствиями, называют ситуативной тревожностью. Такое состояние возникает, когда любой человек (а школьник в особенности) воспринимает ситуацию как несущую в себе элементы опасности, актуальную или потенциальную угрозу. В поведении тревога проявляется в общей дезорганизации деятельности, в нарушении ее целенаправленности и продуктивности.

Высокий уровень ситуативной тревожности сказывается на качестве образования и не дает возможности адекватно оценить уровень знаний. Кроме того, это вызывает нарушение как физического, так и психического здоровья детей.

Мы обследовали учащихся 2–9-х классов при контролировании знаний по русскому языку и установили высокий уровень ситуативной тревожности школьников на протяжении всех лет обучения. Тревожность особенно высока у школьников во время письменных контрольных работ.

Причин, порождающих высокий уровень ситуативной тревожности при контролировании знаний, много: это особенности личности ребенка, возраст, особенности отношений в семье, между учителем и учеником, с одноклассниками и т.д.

Школьный учебник тоже может быть причиной высокого уровня ситуативной тревожности.

Каждый учитель знает, что школьник не может одновременно и сразу в ходе урока и понять новый материал, и научиться грамотной речи. Предполагается, что ученик продолжит классную работу дома, по учебнику. Однако, даже если ученик добросовестно выполняет домашнее задание, у него все равно образуются пробелы в знаниях.

Почему это происходит?

Ученик мог или не понять объяснения учителя, или отвлечься и прослушать его, или просто пропустить урок по болезни. Восстановить пропущенную информацию с помощью учебника, самостоятельно заполнить возникшие пробелы школьник не может. Это связано с тем, что современные учебники, как правило, являются учебниками-справочниками, учебниками-тренажерами. По ним школьник не только не может восполнить пробелы, но и осуществить контроль за правильностью выполнения задания. Вследствие этого у ребенка постепенно накапливаются пробелы в знаниях, а со временем появляется боязнь проверки знаний.

Мы предполагаем, что снизить уровень ситуативной тревожности при контролировании знаний помогут занятия по учебникам нового типа. Учебники нового типа, с одной стороны, организуют работу в классе как полилог между учителем, учеником и учебником. Тогда ученик постоянно включен в работу, он активен, а значит, лучше усваивает новый материал. С другой стороны, такие учебники позволяют школьнику самостоятельно восполнить пробелы в знаниях.

Для проверки этой гипотезы была проведена массовая экспериментальная апробация учебников нового типа.

Результаты обследований показали, что у школьников, занимавшихся по учебникам авторского коллектива под руководством Г.Г. Граник, наметилась устойчивая тенденция к снижению ситуативной тревожности, особенно при написании контрольных работ.

Для сравнения приведем следующие данные: уровень тревожности во время диктанта у девочек в 5-х экспериментальных классах в два раза ниже, чем в обычных классах. У мальчиков различие менее выражено.

Решение проблемы снижения ситуативной тревожности школьников ищут как педагоги и психологи, так и медики и физиологи. Предлагаются разные пути решения этой проблемы. В большинстве своем это различные тренинги для детей и занятия с родителями и учителями. Все они, безусловно, заслуживают пристального внимания. Предлагаемый нами способ снижения ситуативной тревожности при контролировании знаний помогает решить эту проблему с помощью учебников нового типа.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru