Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №15/2002

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Т.М.ПАХНОВА


ЛЕКСИКА:
Повторяем перед экзаменом

К учебному комплексу «Русский язык: “Теория”», «Русский язык: “Практика”», «Русская речь»*

Словарное богатство русского языка.
Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значение слова.

Упражнение 1. Прочитайте начало раздела «Лексика» («Теория», с. 77), затем дополните запись.

В лексике изучается_______________________ ____________________________________. Чем больше слов знает человек, тем ___________________, тем __________________________. Особенно обогащает речь _________. Если при чтении встретились новые слова, нужно ________________.

Упражнение 2. Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка из стихотворения К.Бальмонта «Русский язык».

Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу – выше, выше.
Березовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше.

1. Значение каких слов вам непонятно? Обратитесь к словарю.

2. Запишите две первые строки (после слова раздолье поставьте многоточие (...): это означает в данном случае, что предложение не закончено).

Подберите синонимы к прилагательному великолепный.

3. Назовите антонимы к слову свет. Запишите пословицу:

Ученье – свет, неученье – тьма.

Объясните знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений. Какие антонимы используются в пословице? Какова их роль? Запишите ряд пословиц, в которых употребляются антонимы.

Упражнение 3. Прочитайте отрывки из статьи Владимира Солоухина «Океан родной речи». Объясните смысл названия.

...Всякий разговор о языке полезен.
Язык – это неисчерпаемый склад материала, склад слов-кирпичей... Из одинаковых кирпичей строятся дома, сараи, дворцы, пакгаузы, захолустные города и блистательные столицы. Архитектурные сооружения, построенные из равнодушного материала, получаются уже разными по характеру, по стилю, по красоте, по одухотворенности, по звучанию, по эмоциональной окраске.
Язык – это океан. Можно черпать и наливать в сосуды различной формы. Одна и та же вода принимает форму куба, бутылки, древнегреческой амфоры, хрустального шара и грязной лужи.
Словарный состав языка – это хлорофилловые зерна, растительные клетки, которые в зависимости от запрограммированности комбинируются то в железный дуб, то в гнилую осину, то в пышную розу, то в скромную незабудку, то в мягкую траву-мураву, то в верблюжью колючку.
Много языков внутри одного языка, ну, или, скажем мягче, много разных языковых сфер, разных стилей.

1. Определите тему, основные мысли текста.

2. Объясните значение слов: одухотворенность, эмоциональный, захолустный, амфора, пакгауз, сфера (обратитесь к словарям).

3. Какие слова употребляются в переносном значении? Понаблюдайте за использованием в тексте такого средства выразительности, как сравнение.

4. Запишите антонимы к многозначному слову мягкий (обратитесь к словарю). Какие текстовые (контекстуальные) антонимы к прилагательным грязный, гнилой, пышный используются в тексте? Какова их роль?

5. Словарный диктант. (Продиктуйте друг другу, затем проверьте.)

Блистательные столицы, одухотворенность, равнодушный материал, растительные клетки, неисчерпаемый склад слов-кирпичей, словарный состав, древнегреческая амфора, мягкая трава-мурава, одна и та же вода, архитектурные сооружения, скромная незабудка, верблюжья колючка, комбинироваться, запрограммированность.

Упражнение 4. Прочитайте словарные статьи. В каком значении слово раздолье употребляется в стихотворении К.Бальмонта?

Раздолье, -я, род. мн. -лий, ср. 1. Простор, широкое свободное пространство. Р. полей, лугов. На р.  2. перен. Свобода поступать по-своему (разг.). Летом ребятам раздолье.
Раздольный, -ая, -ое; -лен, -льна (разг.). Полный раздолья. Раздольная степь. Раздольная жизнь.

(С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.
Толковый словарь русского языка)

1. Подготовьте сообщение на тему «Что можно узнать о слове из толкового словаря?».
2. Запишите предложение: Раздолье – это...
3. Что означает стилистическая помета разг.? Приведите примеры слов, имеющих стилистические пометы (поработайте со словарем):

высок. – высокое, высокого стиля:_______________ _________________________;

книжн. – книжное, книжного стиля:____________ _______________________;

разг. – разговорное:_____________________ ;

прост. – просторечное:____________________ .

Упражнение 5. Дополните запись (прочитайте последний абзац § 65 «Теории»).

Словарное богатство русского языка создается не только большим количеством слов, но и тем, что в нем много слов, близких по значению
(______________), слов, ________________ (антонимов), устойчивых сочетаний (фразеологизмов) ____________ и поговорок.

Упражнение 6. Найдите лишнее: речной, степной, березовый, небесный; голубь, дождь, речь.

Упражнение 7. Повторим морфемику:

а) выпишите из стихотворения К.Бальмонта слова с нулевым окончанием;
б) произведите морфемный и словообразовательный разбор слов: речной, волчий, взлет.

Упражнение 8. Запишите ряд синонимов к слову неисчерпаемый (обратитесь к словарю или к упр. № 737 «Практики»).

Упражнение 9. Запишите последнее предложение (упр. № 3). Используйте его в качестве начала текста-рассуждения. Перечитайте сведения о стилях речи на с. 58–66 «Речи»).

____________

* Все ссылки в тексте даются на новое, исправленное и дополненное, издание учебного комплекса, выпускаемого с 1999 г. См.: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория. 5–9-е кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. 8-е изд. М., 1999; Русский язык: Практика. 5-й кл.: Пособие для общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Ю. Купаловой. 6-е изд., испр. и доп. М., 2000; Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 5-й кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. 8-е изд., испр. и доп. М., 1999.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru