Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №19/2002

КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ

В июне 1992 года, в канун первой годовщины независимости России, любители статистики поставили перед компьютером задачу определить географический центр республики. Беспристрастная машина указала точку на берегу таежного озера Виви, которое расположено в среднем течении Енисея на севере Красноярского края.

С.ЕВГРАФОВА


ПУТЕШЕСТВИЕ К ЦЕНТРУ РОССИИ:

творческий отчет о командировке

1. Приглашение

Как-то раз мне довелось пожить на ферме в маленьком городке в гористой части Нормандии. Хозяева, милые люди, не только откармливали бычков и делали кальвадос и яблочные конфитюры, но и содержали комнаты для гостей. Конечно, частный пансион добавлял им хлопот, однако они лишь радовались, говоря, что общение с гостями из разных стран заменяет им путешествия, на которые у крестьянина попросту нет времени. Я, наверное, в чем-то на них похожа, потому что до недавних пор чтение писем, приходящих со всех концов огромной страны в нашу редакцию, заменяло мне командировки. Я привыкла радоваться тому, что учительница из далекого города или села, о существовании которого я и не догадывалась, думает над теми же проблемами, что и я; привыкла гордиться тем, что в наше сумасшедшее время повсюду работают замечательные учителя-энтузиасты. И все-таки путешествие – это не просто событие, это особое состояние ума и души!

Итак, все началось с того, что в редакцию пришло приглашение из Красноярска на конференцию «Лингвистика и школа», которую организовала кафедра русского языка Красноярского государственного университета. Темы самые животрепещущие: «Школьные программы и учебники по русскому языку: история и современность», «Новые концепции современного школьного филологического образования: речеведение, риторика и др.», «Лингвистическая теория и методика преподавания русского языка в их взаимодействии», «Методика обучения орфографии и ее соответствие сущности языковой нормы», «Русский язык в аспекте языковой коммуникации», «Диагностика и оценка языковых умений школьников», «Проблемы преподавания иностранных языков».

Гости – Б.И. Осипов,Е.В. Красильникова, С.М. Кузьмина,Л.Б. Парубченко

Гости – Б.И. Осипов,Е.В. Красильникова, С.М. Кузьмина,Л.Б. Парубченко

Конференция в Красноярске была запланирована как «ответная реплика»: «диалог» был начат в ноябре 1999 года в Барнауле, когда конференцию «Лингвистика и школа» проводила кафедра русского языка Алтайского государственного университета. В тот раз в качестве «корреспондентов» нашей газеты выступали главный редактор Л.А. Гончар и редактор Т.Н. Леонтьева (см. публикацию в № 46/99). Они привезли из Барнаула самые прекрасные впечатления, толстые папки с новыми материалами и обзавелись хорошими знакомыми, которые до сих пор время от времени радуют нас своими статьями. Столь плодотворное сотрудничество с сибирскими коллегами невозможно было не продолжить. На этот раз «корреспондентами» стали Н.А. Шапиро и автор этих заметок. Кстати, хочется особо поблагодарить А.С. Соловейчика, который прекрасно понял, как важно для газеты, да и для учителей, ее читающих, поддерживать живую связь с самыми далекими уголками России (а ведь денег, потраченных на один билет по маршруту Москва – Красноярск – Москва, хватило бы для того, чтобы вдвоем провести неделю в Египте).

2. КрасГУ, филфак, кафедра русского языка

Филологический факультет Красноярского государственного университета молод – осенью 2001 года ему исполнилось 20 лет. Коллеги подарили нам юбилейную факультетскую газету – «Слово», и я позволю себе некоторые цитаты оттуда.

ВСЕ ДЕКАНЫ ФАКУЛЬТЕТА

1981 год. Иван Иванович Литвиненко.
Начало. Отделение при юридическом факультете. Первый и лучший набор. Первый и легендарный декан. Система спецсеминаров: особый вид учебной работы, которая неразрывно связана с научной, – специфика факультета, определяющая его лицо и отличие от пединститутских филфаков. Ведущие ученые, приглашенные в качестве лекторов: Хабургаев, Жук, Блажес. Интенсивная духовная жизнь факультета...

Между прочим, традициям, заложенным тогда, на кафедре русского языка следуют и сейчас. В выступлениях и статьях всех красноярских русистов чувствуется старая добрая филологическая привычка – не краснобайствовать, а анализировать собранный материал, сравнивать, думать и обобщать.

Наша кафедра – самая первая кафедра: ей столько же лет, сколько факультету; с нее, с кафедры русского языка и литературы, начинался наш факультет.

Наша кафедра – самая кандидатская кафедра: процент защищенных преподавателей – 99 (оставшийся 1% успешно учится в аспирантуре). Говорят, что подобных кафедр во всем университете лишь... еще одна.

Наша кафедра – самая многодетная кафедра. За время ее существования преподаватели породили столько детищ – школу будущего филолога, научные сборники, гранты, – что это сопоставимо лишь с количеством родных детей. Их на кафедре десять (в возрасте от 1 до 21 года), причем нам везет на мальчиков.

Наша кафедра – самая вышколенная кафедра: 3/4 из нас прошли одну научную школу, школу Т.В. Шмелевой.

Наша кафедра – традиционная кафедра: мы соблюдаем некоторые традиции долгие годы. Одна из них связана с памятью о прошлом: в одну из ноябрьских сред мы объединяем свои спецсеминары и проводим открытое заседание научного семинара «Активные аспекты грамматики». Вторая традиция – общеуниверситетский конкурс «Грамотей»...

У нас, людей со стороны, сложилось впечатление, что кафедра русского языка Красноярского университета еще и очень живая кафедра. Уверена: никому не придет в голову, что русский язык – скучный предмет, если он познакомится с красноярскими преподавателями.

Гостеприимная хозяйка – Т.М. Григорьева

Гостеприимная хозяйка – Т.М. Григорьева

Возглавляет кафедру Татьяна Михайловна Григорьева, человек внешне суровый, в науке обстоятельный – и невероятно обаятельный. От ее улыбки расцветает не только она сама, но и всё вокруг. Кстати, наши постоянные читатели знают ее по опубликованным в газете работам по истории русской орфографии (см. № 17/2001).

Из Тобольска я была приглашена на только что созданный факультет. А.П. Сковородников, Г.М. Шленская и Т.И. Бытева задолго до открытия факультета продумывали его общие принципы и планировали работу, а я оказалась в числе первых преподавателей. Всех, кто собирался работать на факультете, приглашал на собеседование в свой кабинет ректор В.С. Соколов.
В первые годы работы здесь я защитила диссертацию в Институте русского языка АН...

Когда молодого преподавателя приглашают работать не на все готовое, а на новый, только что образованный факультет, – это знак того, что его уже уважают, считают способным своротить горы. Если же молодой ученый из провинции защищается в столь уважаемом учреждении – это «знак качества» научной работы. И потому неудивительно, что Татьяна Михайловна и преподает, и занимается наукой, и успешно руководит кафедрой, и даже может организовать солидную конференцию (что весьма и весьма непросто).

Несмотря на молодость, кафедра выглядит серьезно и солидно: сказывается научная школа. Формировать будущего филолога в Красноярске начинают еще в школе юного филолога.

Лидия Александровна Киселева: Все началось в 80-х годах на занятиях лингвистического кружка, когда Т.В. Шмелева предложила нам изучать язык города. Стали распределять темы: кому названия улиц, кому – магазинов, я выбрала транспортную коммуникацию, потому что жила на окраине и проводила в транспорте каждый день около трех часов. Собранный материал оказался столь значительным, что в дальнейшем появилась возможность обобщить его в серьезном научном исследовании. Последние два года мы со студентами занимаемся исследованием разговорной речи красноярцев...

Все преподаватели кафедры русского языка с любовью вспоминали Татьяну Викторовну Шмелеву, которая теперь профессор Новгородского университета (кстати, читатели знают ее по нашим публикациям – см., например, № 17/2000). И что особенно приятно – повзрослевшие ученики унаследовали от своего учителя серьезное отношение к работе со студентами и со школьниками. Во многих школах прекрасная идея исследовательской работы школьников превратилась, к сожалению, в написание рефератов под неприлично тщательным руководством учителя. Но в Красноярске школьников (а затем и студентов) обучают в первую очередь методике сбора живого языкового материала и способам его обработки и классификации.

Во время дискуссии

Во время дискуссии

3. Сотрудничество со школой

Работа со школьниками, научная помощь школьным учителям, сотрудничество с пединститутом занимают немаловажное место в жизни кафедры русского языка. Поэтому на конференции учителей было немало: одни пришли послушать доклады, другие выступили с интересными сообщениями. Вузовские преподаватели, ученые и учителя-практики с большим интересом слушали друг друга, задавали вопросы, выступали с репликами на круглом столе и даже в перерывах никак не могли наговориться! Чтобы читатели тоже могли поучаствовать в наших дискуссиях, прервем отчет о командировке текстами докладов.

4. Слово докладчикам

Елена Васильевна Лукашевич, доцент Алтайского государственного университета (Барнаул), рассказала о печальных результатах одного очень важного исследования: она проводила анкетирование абитуриентов, чтобы выявить их уровень владения русским языком.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru