Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №20/2002

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Работаем по учебнику М.В.Панова

И.А.ГРОМОВ,
Владимирская обл.

Продолжение. См. № 16/2002


Словообразование

Дидактический материал к учебнику М.В. Панова

6 класс

§ 2. Производное и исходное слово

Задание 17. Проверьте, верно ли утверждение, что все данные слова – производные. Для этого разъясните каждое слово через более простое однокоренное. Но не забывайте, что более простое слово должно отличаться от производного минимальным количеством морфем.

Крылышко, законность, скворчонок, крикун, законный, сиреневый, обеспокоить, подражатель, разложиться, бесприютный, подтаять, иссушить, несчастный, беспринципный, пренеприятный, прогнозирование, наследственный, подсолить, преподаватель.

Получившиеся у вас пары слов – производное («сделанное») + исходное (из которого «сделали») – назовем словообразовательными парами*.

Важно понять следующее: все, что касается образования слов, связано именно с отношениями исходного и производного слова. Сравните два таких слова, например, лес и лесник. То, чем они различаются, и будет тем строительным материалом, с помощью которого язык создал новое производное – слово.

Сделаем выводы:

  • Какое слово называется исходным?

  • Всегда ли исходное слово является непроизводным?

  • Чем отличается производное слово от непроизводного?

Задание 18. Запишите к перечисленным исходным словам производные, чтобы получились словообразовательные пары.

а) Образуйте производный глагол с помощью приставки на-:
резать – нарезать; пилить, рубить, колоть, строить, гореть, расти, калить, рассказывать, давать, плодить, печь, таскать.

Какое значение придает приставка на- этим глаголам?
Переставьте ударение в глаголе нарезать. Сохранилось ли в глаголе нарезать то же значение?

б) Образуйте производное прилагательное с помощью одновременного присоединения приставки без-(бес-) и суффикса. Что общего в значении всех производных слов?
Сердце – бессердечный; конец, смысл, граница, край, цель, грамота, лошадь, авария, инициатива, след, забота, контроль, совесть, жалость, страх, интерес.

в) Образуйте производное прилагательное с помощью суффикса -ист-. Что обозначают производные прилагательные?
Мгла – мглистый; камень, холм, гора, болото, лес, игла, жила, плечо, железо, заноза, куст, голос, мох.

Нет ли здесь пары с переносным значением? Объясните значение производного прилагательного занозистый.

Задание 19. Как вы, наверное, заметили, производные слова с одинаковым аффиксом имеют общее значение (с приставкой на- – «сделать чего-то много»; с приставкой бес-(без-) – «отсутствие чего-либо» и т.д.). А в чем их отличие от исходных?

Кто самостоятельно ответил на этот вопрос, может следующее задание не выполнять. Но вместо этого придумайте несколько производных слов и сравните их с исходными. Выводы сделайте сами. Остальным же предлагаю понаблюдать:

бороздка = борозд-а + суффикс -к- + ‘маленький’;
пребогатый = богатый + приставка пре- + ‘очень’;
загрохотать = грохотать + приставка за- + ‘начало’;
киоскерша = киоскер + суффикс -ш- + ‘женщина’;
кисленький = кисл-ый + суффикс -еньк- + ‘немного, чуть-чуть’;
наконечник = конец (ц/ч) + приставка на- + суффикс -ник- + ‘назначение’;
верблюжонок = верблюд (д/ж) + суффикс -онок- + ‘детеныш’;
талантливый = талант + суффикс -лив- + ‘имеющий, содержащий’;
свистнуть = свист-еть + суффикс -ну- + ‘однократное действие’;
каменщик = камень + суффикс -щик- + ‘профессия’;
всмотреться = смотреть + приставка вс- + суффикс -ся- + ‘законченное действие’;
разоружение = разоруж-ить + суффикс -ений- + ‘название действия’;
пристанционный = станций-а + приставка при- + суффикс -онн- + ‘близость’;
тараканище = таракан + суффикс -ищ- + ‘большой’;
сверхлегкий = легкий + приставка сверх- + ‘высшая степень признака’;
сдержанность = сдержанн-ый + суффикс -ость- + ‘отвлеченное название’;
перечница = перец (ц/ч) + суффикс -ниц- + ‘для...’;
предъявитель = предъяви-ть + суффикс -тель- + ‘лицо по действию’.

Слева – производное слово. А что в правой части равенства? Нетрудно догадаться, что в ней три составляющих:

а) исходное слово (с окончанием или без);
б) словообразовательный аффикс (приставка; суффикс; приставка и суффикс одновременно);
в) дополнительный компонент значения.

И это характерно для любого производного слова! Его основа всегда делится на две части: исходную основу и словообразовательный аффикс (аффиксы) с определенным значением. Более подробно о словообразовательном значении мы поговорим немного позднее. А пока потренируемся.

Задание 20. Вернемся к заданию 19. Подберите свои примеры производных слов, образованных с помощью тех же словообразовательных аффиксов и с тем же значением. Например:

льдинка = льдин-а + суффикс -к- + ‘маленький’.

...

Задание 21. Даны словообразовательные пары. Некоторые из них включены в этот список ошибочно. Найдите их и устно объясните суть ошибки.

Гора – гореть;
табун – табунщик;
созерцать – созерцательность;
скакать – подскочить;
воодушевлять – воодушевление;
брошюра – брошюровать;
мороз – лед;
возмездие – безвозмездный;
важный – заважничать;
бисквит – расквитаться;
копейка – рубль;
валять – валюта;
великий – величина;
вера – зверь;
баян – баянист;
аттракцион – аттракционный;
бойкот – бойкотировать;
болт – болтун.

«Правильные» пары запишите, выделите исходную основу и словообразовательное средство. Вернитесь к ошибочным парам. Может быть, некоторые из них вы сможете исправить? Например, важный ® важн-ича-ть.

Задание 22. При изучении морфемики мы часто пользовались критерием Г.О. Винокура. Выдающийся лингвист сформулировал его и для соотношения производного и исходного слов. Познакомьтесь с ним на стр. 10 учебника.
А теперь, опираясь на критерий Винокура, попробуйте с одного взгляда определить, являются ли производными следующие слова. Учтите: в толковании слова обязательно должно присутствовать исходное!
Например: синеть – да (‘быть или становиться синим’).

больной
свалить
второй
гадать
приставка
гигиена
рева

железка
ириска
концертный
платок
суффикс
смирный
горностай

рулить
синяк
зрелый
диалектный
окончание
дешеветь
о’кей

Задание 23. Восстановите словообразовательные пары, используя материалы двух колонок, выделите словообразовательные аффиксы. (Подсказка: одно и то же слово может служить исходным не для одной пары!)

а) Для мальчиков

исходные

производные

скоростной
ускорить
скорость
скоренький
скорый

ускориться
скоренький
ускорить
сверхскоростной
ускорение
скоренько
скоростной
вскоре
скорость

б) Для девочек

исходные

производные

сладость
сласть
сладкий
слащавый
сластить
сладковатый

пересластить
слащавость
насластить
слащавый
сластена
сластить
несладкий
сладко
сладостный
сладковатый
сладковато

Образец:

Для проверки можно заглянуть в словообразовательный словарь.

Задание 24. Словообразовательные рисунки. Задание для любящих и умеющих рисовать. Даны словообразовательные пары; попробуйте передать смысл каждой пары в рисунках. Одинаково ли вы изобразите исходное и производное слово?

Стриж – стрижонок;
чемодан – чемоданчик;
опрокинуть – опрокинуться;
динамит – динамитчик;
ковырять – расковырять;
мыло – мыльница;
красивый – некрасивый;
картофель – картофелина;
крыса – крысища;
колоть – наколоть.

Кто не умеет рисовать, не огорчайтесь: о различии слов в парах вы можете рассказать в миниатюре. Желательно с юмором.

Задание 25. Спишите текст, заполняя орфографические и пунктуационные пропуски.

ШАРИК ДЕЛАЕТ БУДКУ

Шарик сразу за дело взялся. Достал кис_ть м_лярную из сарая св_рил из кр_хмала ведро клея к_сельного типа и нач_л ящики клеем мазать и друг к другу пр_сл_нять.
Ящики легкие веселые яркие. И работа легкая веселая яркая. Если делать ее а(к,кк)уратно. А Шарик делал все тяп-ляп. Сначала _делал картонно-ящичный пол потом картонно-ящичные стены потом из реек которые Матроскин пр_г_товил для ремонта забора _делал обреш_тку для крыши и тоже о_клеил ящиками. Дом вышел сикось-накось но очень яркий и симпатичненький.
Тут уж и вечер наступил звезды высыпали на небо, как веснушки. Вым_танный Шарик как стоял на картонном полу, так и спать св_лился а клеевую кисть под голову подл_жил.

(Э.Успенский)

Найдите в этом тексте предложение, в котором все слова – непроизводные. Используя их в качестве исходных, переделайте предложение так, чтобы оно состояло только из производных слов. Как изменится смысл предложения?

Задание 26. Прочитайте текст.

СЕНТЯБРИТ...

Осенью начинает «сентябрить».
Увядает земля, но еще впереди «бабье лето» с его последним ярким, но уже холодным, как блеск слюды, сиянием солнца, с густой синевой небес, с летучей паутиной и палым, повялым листом, засыпающим опустелые воды. Березовые рощи стоят, как толпы девушек-красавиц, в шитых золотым листом полушалках. «Унылая пора! очей очарованье!»
Потом – ненастье, обложные дожди, ледяной северный ветер «сиверко», бороздящий свинцовые воды, стынь, стылость, кромешные ночи, ледяная роса, темные зори.
Так вот и идет, пока первый мороз не схватит, не скует землю, не выпадет первая пороша и не установится первопуток. А там уже и зима с вьюгами, метелями, поземкой, снегопадами, седыми морозами, вешками на полях, скрипом подрезов на розвальнях, серым снеговым небом.

(К.Паустовский)

Толковый словарик

ВЕШКА (ВЕХА) – шест в поле для указания пути, границ земельных участков, а также шест на поплавке для указания пути по воде.
РОЗВАЛЬНИ – низкие и широкие сани с расходящимся по бокам облучком.

Помогло ли вам знание словообразовательных законов понять значение слов стынь, стылость, поземка? В какие словообразовательные пары они входят?

Что значит слово сентябрить? Является ли оно общеупотребительным? Как оно образовано? Запишите словообразовательную пару.
Напишите миниатюры «Заапрелило...».

Задание 27. Придумайте два небольших текста: а) первый – состоящий только из непроизводных слов. Второй текст – только из производных слов. С каким заданием справиться легче?

Задание 28. Восстановите нужную последовательность приведенных ниже формулировок, чтобы получилось связное высказывание. К каждому пункту подберите примеры. Восполните пропущенное звено.

1. Производное слово отличается от исходного словообразовательным аффиксом (аффиксами) и дополнительным компонентом значения.

2. Все слова русского языка делятся на непроизводные и производные.

3. ...

4. Непроизводное слово – это готовое слово, а производное – сделанное.

5. Словообразовательная пара – центральное понятие словообразования.

6. Исходное слово – это слово, через которое можно непосредственно объяснить значение производного.

7. Производное слово образуется от исходного.

Задание 29. Этимологическая страничка.

Веротно, вы задумывались над тем, почему числительное сорок непохоже на другие числительные. Но можно ли объяснить его значение исходя только из внутренней его формы? Прочитайте рассказ о происхождении этого слова.

Л.В. Успенский

ИЗ ИСТОРИИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО СОРОК

Давайте приглядимся к тем русским словам, которые обозначают у нас числа, кратные десяти, от первого десятка до сотни:

два + дцать,
три + дцать,
сорок,
пять + десят,

шесть + десят,
семь + десят,
восемь + десят,
девя + но + сто.

Очень легко понять, как построено большинство этих числительных.
В первое, второе, четвертое, пятое, шестое и седьмое из них обязательно входит измененное слово десять:

двадцать = два + десять,
шестьдесят = шесть + десять и т.д.

Резко отличается от них девяносто. Но и в его строении можно при некотором усилии разобраться.
И вдруг среди всех этих близких «родичей» странным чужаком встает совершенно ни на кого из них не похожее сорок.
Как ни вслушивайся в это слово, ничего похожего на четыре или десять не найдешь. А в то же время значит-то оно, безусловно, четыре десятка. Как же оно возникло? Откуда взялось? С какими другими русскими словами связано?
Начнем с того, что заглянем в словари родственных нам славянских языков. Как те же числительные построены у них?

По-болгарски

20 двадесэт
30 тридесэт
40 четиридесэт

По-чешски

двацет
тршицет
чтуржицет

По-польски

двадзесця
тршидзесци
чтэрдзесци

Что же получается? Все эти слова похожи и между собою, и на наши числительные 20, 30, 50, 60, 70, 80. Но на наше сорок не похоже ни одно из них.
Очевидно, слово сорок является не общеславянским, происходит не от общего для всех этих языков корня, а создалось только у нас на Руси и только в русском языке.
Мало того, судя по сходству остальных числительных во всех славянских языках, кроме русского, правильно будет допустить, что и у нас когда-то существовало для числа 40 слово, также похожее на них, что-то вроде четырьдесят или четыредцать. Но затем по причинам, сейчас уже неясным, его вытеснило слово совсем другого происхождения – таинственное сорок.
Что же могло означать это слово и почему оно получило именно такое числовое значение?
Прежде всего мы часто сталкиваемся в древнерусских письменных документах с несколько особым значением его. Некогда оно было не числительным, а существительным мужского рода и означало особую меру счета дорогих мехов.
Читая древние грамоты и летописи, то и дело встречаешься с тогдашними сороками:
«...Да пять сороков соболя...», «Да еще двадцать семь сороков бобра...».
Это было особое существительное, применявшееся, однако, только при счете. Естественно, что до превращения его в имя числительное путь был уже недалек.
Сколько же шкурок-единиц входило в сорок?
Этого мы в полной точности не знаем. Но нам известно, что из сорока драгоценных шкурок можно было как раз сшить одно из тогдашних мужских меховых платьев, по-видимому, длинный кафтан.
Можно думать, что и такой кафтан носил тоже название сорок. Это тем более вероятно, что мы и сейчас знаем один из видов одежды, обозначаемый этим названием. Это длинная ночная рубаха – сорочка.
Вероятно, в ее покрое или мерке сохранилось что-то от покроя той меховой одежды, на которую когда-то шел сорок соболей или куниц (шел, а не шло и не шли – заметьте!).
Весьма возможно, что на пошивку старинного мехового сорока шло примерно 40 собольих или куньих шкурок. И вот постепенно слово оторвалось от первого своего значения и приобрело второе: сорок стало значить уже не «кафтан из 40 шкур», а простое число: 40 шкурок. А затем – не 40 собольих шкурок, а 40 любых предметов вообще.
Вот всмотритесь в эту примерную схему.
Были слова, которые значили:
Сначала:
Слово сорок – кафтан из «четыредцати» шкур и
слово четыредцать – 40 любых предметов, кроме шкур.
Потом:
Слово сорок – 40 всяких, например, собольих, шкурок и
слово четыредцать – 40 любых предметов.
Наконец:
слово сорок – 40 любых предметов, в том числе и шкурок.
Слово четыредцать ничего не значит. Оно исчезло.


* В учебниках под редакцией М.В. Панова нет термина «cловообразовательная пара». Использовать его уместно лишь в рабочем порядке. – Ред.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru