Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №20/2002

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

С.М.ЕВГРАФОВА


Тест для старшеклассников

Извес_но что (в,В)осточные ц_в_л_изации гораздо больше ор_нтирован_ы на обществен_ые цен_ости чем (з,З)ападные. Восток это умение искать свой собствен_ый путь подч_няясь обыч_ям (з,З)апад это умение идти своей дорогой даже если ради этого пр_дет_ся пр_н_бреч_ мнением тех кто тебе дороже всех. Восток разв_вает_ся пр_держиваясь духа общин_ости (з,З)апад пр_п_ведует философию инд_в_дуализма примат интересов личности над интересами общества.

Россия соед_няет в себе оба начала у нас с (п,П)етровских времен идет (н_)пр_кр_щающийся спор между (славяно)филами и западниками. Мы подарили миру анархистов Бакунина и Кропоткина и умудрились создать государство подч_няющее себе все и вся оно пережило крушение монархии и попытки построить социализм в каких(то) основных своих чертах оно (н_)меняет_ся веками. О загадочная рус_кая душа! О две вечные рус_кие беды подмечен_ые еще Гоголем дураки и дороги! О проклятое карамзинское словцо которым и до сих пор можно описать состояние дел в России «воруют»!

(В)прочем как (н_)удивительно убожество бытия и мас_ового сознания в Рос_ии (н_)когда (н_)мешало отдельным личностям дост_гать ист_н_ого величия духа и (з,З)апад (на)верное во(з,с)пр_н_мает это как еще одно проявление загадочности рус_кой души. (Н_)менее загадочна любовь рус_кого человека к Пушкину которого (з,З)апад (н_)знает и (н_)пон_мает. А (по)чему действительно имен_о «Пушкин наше все» а н_ Толстой или Достоевский?

Толстой и Достоевский инт_р_совались тем как человек пр_(а,о)д(а,о)л_вает собствен_ые несовершенства пор_жден_ые (по)чему(то) (н_)пр_мен_о ра(з,с)судком. Им были безразличны люди дурные по природе и скверно во(з,с)питан_ые их гораздо больше волновало то в какие л_б_ринты могут заве(з,с)ти доброго и благородного человека заблуждения ума. Что к_сает_ся телес_ных страстей то их гиб_льные последствия (н_)вызывали (н_)малейших сомнений.

А вот Пушкин и Грибоедов жили в эпоху когда му(щ,жч,шч)ины (н_)осуждали себя за пылкий т_мп_рам_нт считая его проявлением чу_ства и тем самым (н_)отделяя тело от души (н_)пр_(а,о)д(а,о)лимой проп_стью. Наследники идей клас_ицизма и философии францу_ского Просв_щения они пол_гали что разум должен уметь обузд_вать чу_ство. (В)проч_м и от чу_ств они (н_)отр_кались (н_)случайно с_нт_м_нтализм в рус_кой литературе (н_)стал особым литературным направлением а естествен_о вошел в плоть и кровь романтизма а затем и р_ализма. Рационалисты они (н_)могли (н_)стремит_ся к тому что(бы) миром правил разум.

А что было(бы) разумно для Рос_ии? Повысить уровень образования всех граждан избавить страну от опас_ности попасть в руки безумного или безмозглого императора дать умнейшим людям возможность служить «делу а не лицам». Талантливые мысл_щие люди Грибоедов и Пушкин понимали что «сто прапорщиков» (н_)сумеют изменить «весь государствен_ый быт в Рос_ии» (Грибоедов) что «рус_кий бунт бе(з,с)смысленный и бе(з,с)п_щадный» (Пушкин) опас_нее несовершенств существующего строя. Время показало как глубоко правы они были даже бе(з,с)пощаднейшая революция и страшная (г,Г)ражданская война в конечном итоге (н_)слишком сильно изменили государствен_ый быт Рос_ии и потому ок_зались (в)двойне бе(з,с)смыслен_ыми.

И Грибоедов и Пушкин служили родине своими талантами но убедились лишь в одном «завис_ть от царя завис_ть от народа» вещи равно (н_)пр_ятные. Они отста_вали главное свободу личности свободу духа свободу творчества. В этом отн_шении они до мозга костей пр_надлежат (з,З)ападу с его философией инд_в_дуализма. Но важно и иное всем своим творчеством они проповед_вали нравствен_ость предан_ость долгу чести любви. А нравствен_ость в их пон_мании это всегда самоогр_н_чение и (по)тому свобода в интерпр_тации Пушкина и Грибоедова (н_)когда (н_)пр_вр_щает_ся во всед_зволен_ость. И это тоже рус_кая черта на (з,З)ападе больше в чести закон а не совесть.

(518 слов)

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru