Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №21/2002

РАБОТАЕМ ПО УЧЕБНИКУ М.В.ПАНОВА

Л.ИВАНОВА,
г. Сургут


Тестовая работа по теме «Синтаксис. Предложение»

Дидактический материал

5 класс

Задание 1. Укажите те предложения, в которых союз и соединяет однородные члены предложения. (Знаки препинания не поставлены.)

а) Белые акации стояли в цвету и наполняли воздух ароматом. (Д.Мамин-Сибиряк)
б) Дни, ночи падали листья и вся земля покрывалась разноцветным ковром. (В.Гаршин)
в) Я всегда просыпаюсь до зари и встречаю рассвет.
г) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
(А.Пушкин)

Задание 2. Укажите те предложения, в которых перед союзом и надо поставить запятую. (Знаки препинания не поставлены.)

а) Был уже целый ряд холодных утренников и от инея пожелтели березки и покраснели осинки.
б) Вода в реке потемнела и сама река казалась больше.
в) Холодный осенний ветер обрывал засыхавшие листья и уносил их.
г) Серая Шейка не могла принимать участия в этих прогулках и любовалась ими только издали.
д) У нее еще в первый раз сжалось сердце от какого-то тайного предчувствия и она долго провожала глазами уносившуюся в небе журавлиную стаю.

(Д.Мамин-Сибиряк)

Задание 3. Укажите те предложения, в которых надо поставить знак тире.

а) Какое это наслаждение жить на свете. (В.Гаршин)
б) Принц соскочил с коня и сейчас же высокие толстые деревья колючий кустарник заросли шиповника все расступилось чтобы дать ему дорогу. (Ш.Перро)
в) На все такие диковинки глаза у него разбежалися и не знает он на что смотреть и кого слушать. (С.Аксаков)
г) Гостинец у тебя в саду цветочек аленький. (С.Аксаков)
д) Все что от вас потребуется это пойти купаться на речку туда куда я вам укажу. (Ш.Перро)

Задание 4. Укажите те предложения, в которых надо поставить двоеточие.

а) В одном доме жили две девочки Рукодельница и Ленивица. (А.Одоевский)
б) Чистить котлы и кастрюли мыть лестницы убирать комнаты мачехи и обеих барышень всю эту грязную работу заставляли делать бедную падчерицу. (Ш.Перро)
в) Своей волшебной палочкой она прикоснулась ко всем кто был во дворце (кроме короля и королевы). (Ш.Перро)
г) Чего только они не делали брызгали принцессе в лицо водой хлопали ладонями по ее ладоням терли виски душистым уксусом ничего не помогало. (Ш.Перро)
д) У людей так уж заведено что за все за виллу за зонтик за мясо за булки за ошейник за все надо платить. (Ш.Перро)

Задание 5. Распределите предложения на три группы:

1-я группа должна соответствовать схеме:

Напишите, какому виду предложения соответствует каждая группа. (Знаки препинания не поставлены.)

а) Справа от нас возвышалась плотина которая сдерживала массу воды.
б) Деревья уже опали и желтые листья засыпали колеи дорог.
в) Когда он вышел на улицу луна скрылась за облаками. (А.Н. Толстой)
г) Работу кончил серп на нивах золотых и покраснел уже вдали ковер лугов. (А.Кольцов)
д) Утром звезды удаляются потому что по небу движется солнце. (Л.Н. Толстой)
е) Тогда все тому подивилися свита до земли поклонилася. (С.Аксаков)
ж) Река была тогда пуста и жизнь сохранялась только в лесу. (Д.Мамин-Сибиряк)
з) Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки лев подошел к ней и понюхал ее. (Л.Н. Толстой)

Задание 6. Расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений:

а) Осторожней ведь ты заржавеешь от слез в испуге вскричал Страшила и вытер ему слезы голубым носовым платочком. (А.Волков)
б) У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят говорили люди. (С.Маршак)
в) Девочка строго сказала Буратино не ешьте руками для этого есть ложки и вилки. (А.Н. Толстой)
г) Дедушка вчера говорил На заре хорошо клюет.

Задание 7. Укажите предложения, в которых есть обращения. (Знаки препинания не проставлены.)

а) Ребята давайте жить дружно.
б) Ребята дружно взялись за дело.
в) Нянюшка и булочки испечет и постельку поправит.
г) Нянюшка надень мне чулочки нянюшка завяжи мне башмачки.
д) А зачем ты Мороз Иванович зимой по улицам ходишь да в окошки стучишься?
е) Смотрит перед ней сидит старик Мороз Иванович седой-седой да снежные комочки жует. (А.Одоевский)

Задание 8. Соотнесите предложения и схемы. Составьте схему оставшегося предложения.

г) Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. (В.Осеева)

Задание 9. Укажите односоставные предложения.

а) Пойду к бабушке.
б) Лена сидела за столом и рисовала. (В.Осеева)
в) Что посеешь, то и пожнешь. (Пословица)
г) Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы.
д) Вечерело.
е) Волшебник! Волшебник!

Задание 10. Разбейте текст на предложения. Сколько у вас их получилось? (Знаки препинания не проставлены.)

а) 4; б) 6; в) 5; г) 3.

Выпишите одно из предложений. Сделайте его синтаксический разбор.

Жила-была на свете лягушка-квакушка сидела она в болоте ловила комаров да мошку весною громко квакала вместе со своими подругами и весь век она прожила бы благополучно конечно если бы ее не съел аист но случилось одно происшествие. (В.Гаршин)

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru