Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №24/2002

Прощание со школой

Отзвенел последний звонок, закончились экзамены, отшумело очередное прощание с вчерашними одиннадцатиклассниками... Кажется, не бывало такого выпускного вечера, на котором бы не прозвучали – и не раз! – неизбежные точные слова: «И грустно, и радостно... Грустно потому, что... А радостно – потому, что...». Как не грустить: растили, растили, полюбили или, во всяком случае, привыкли, а теперь, когда они уже почти взрослые и умные, – расставайся с такими хорошими и начинай все сначала. Как не радоваться: вот какие выросли красивые, тонкие, остроумные, милые... Особая радость, если выпускные экзамены прошли успешно. Еще одна радость – если на прощание нам, учителям, сказаны хорошие, теплые слова. Мы тоже всегда хотим сказать – и говорим – ученикам хорошие, ласковые слова. Как мы будем помнить каждого, как будем рады их успехам, как всегда готовы помочь, как будем ждать их прихода, их рассказов, а еще бы лучше – их помощи в работе с новыми учениками. Кроме грусти и радости, есть еще одно чувство: страх. Как там они без нас? Как будут поступать – во всех смыслах этого емкого слова? Как у них все сложится? Иногда в непростом выпускном переживании различаем и привкус облегчения: с этими трудными отмучились... Что же, мы ведь люди, чего тут стыдиться? Хотя этого обычно выпускникам не сообщаем.

Говорим только о хорошем. Чаще прозой, а иногда – для разнообразия – самодельными стихами. И песни поем. На неизменную тему: «И грустно, и радостно...».

Например, так.

Выпускается класс. Распадается мир
Общих жестов, словечек, привычек, свобод и запретов...
...Распускается класс. Глянем пристально: что за цветок?
Он сейчас, хоть садовник и тщится прослыть беспристрастным,
Нам явился столь благоуханным, родным и прекрасным,
Что – мгновенье, продлись! Не продлится: вот Бог, вот порог.

Или так:

А может быть, все поменять?
Их выпустить – в лес погулять?
А после за парты зазвать:
Любить, поучать, не пускать?

Но мы против насильственных уз,
И тем наш прекрасен союз.
Хоть он порою тяжкая обуза,
Но в мире нет прочней, прекраснее союза!

А однажды показали что-то вроде мини-спектакля на тему «Поиски жанра, или Прощание славянки».

– Дорогие, родные, как горько...
– Это что-то на свадьбу похоже; и надрывно, и сентиментально...

– В добрый час, господа, наконец-то!
– Чересчур торопливо, поспешно, с облегченьем, ничем не прикрытым.

– Все пути перед вами открыты...
– Оптимизм чрезмерный возможен, но не моден и очень банален...

– Опустели без вас эти стены...
– Не поминки, чтоб так убиваться...

– Да, но выступить все-таки нужно...

После обсуждения квартет классных руководителей дружно пел на известный мотив:

Все пути перед вами открыты.
В добрый час, господа, в добрый час!
Жизнь идет, только сердце разбито
И пуста наша школа без вас.

Грусть и радость, страх и гордость этого выпускного сезона мы попытались выразить новой немудрящей песенкой:

И никто из вас не
Прогуляет урок,
Ведь уже прозвенел
Ваш последний звонок.
Блицев нет и домашних заданий,
Ни прогулов вам, ни опозданий.

Кабинет убирать
Не придется теперь...
В общем, не сосчитать
Всех счастливых потерь.
Но прервем это перечисленье –
Вам пора принимать поздравленья.

Вчерашние дети, вчерашние дети –
Совсем как большие, ну прямо смех и грех.
Сегодня на свете, сегодня на свете
Они всех роднее, они важнее всех.

Все теряет листки –
Календарь и тетрадь.
Тонкий голос тоски
Не дает ликовать.
И какая такая свобода
Принимает сегодня у входа?

Сотни ваших страниц
Больше не проверять,
И таких милых лиц
Каждый день не видать.

О своем мы сейчас не заплачем...
Вдруг от них отвернется удача?

Вчерашние дети, вчерашние дети –
Сегодня на свете они важнее всех.
Пусть все вас заметят, пусть все вас приветят,
Пусть завтра вас встретит блистательный успех!

Напутствие абитуриентам

Ситуация экзаменов у некоторых, как известно, вызывает стресс. Вот вы уже сидите в аудитории, и перед вами темы сочинений. Но какую тему выбрать? Вместо того чтобы судорожно метаться от одной темы к другой, возьмите себя в руки, а ситуацию под контроль.
После того как вы прочли названия всех тем сочинений и отбросили те (ту), которые вам совершенно не подходят, сконцентрируйте свое внимание на наиболее понятной и приятной вам теме и выполните следующие мыслительные операции.

  • Уясните для себя, каким материалом вы владеете. Для этого ответьте на два вопроса:

1. Есть ли вам что сказать по данной теме? (Это могут быть ваши собственные мысли, выводы, а может быть, готовая концепция, с которой вы согласны.)
2. Можете ли вы обосновать свои взгляды, т.е. имеются ли у вас доказательства, подтверждающие правильность вашего мнения, и материал (примеры), иллюстрирующий ваши утверждения?

Отвечая на эти вопросы, вы проверяете, достаточно ли у вас информации для работы по данной теме, и как бы в сжатом виде представляете себе будущее сочинение.

  • Выбрав тему, вы переходите к обдумыванию композиции сочинения. Набросайте план, определяя последовательность, в какой вы будете излагать мысли. Отдельно поработайте над первой и последней фразой. Они в каком-то смысле ключевые – определяют настрой, ритм, структурируют синтаксис создаваемого вами текста.
    Собственно, ничего нового мы вам не сообщили – вы сами все знаете. Но, начав сразу действовать по этому алгоритму, вы не заметите, как включитесь в работу, – а от стресса и след простыл.
    Помните еще: времени у вас достаточно, не бойтесь потратить его на работу с черновиком. А насколько может преобразиться текст после хорошего редактирования, вы узнаете из отрывка из книги Анатолия Мариенгофа «Бессмертная трилогия».

«В последней сценической редакции Городничий у Гоголя, как известно, говорит:
“Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор”.
Пятнадцать слов.
А в первой редакции было:
“Я пригласил вас, господа... Вот и Антона Антоновича, и Григория Петровича, и Христиана Ивановича, и всех вас для того, чтобы сообщить одно чрезвычайно важное известие, которое, признаюсь вам, чрезвычайно меня потревожило. И вдруг сего дня неожиданное известие, что отправился из Петербурга чиновник с секретным предписанием обревизовать все относящееся по части управления и именно в нашу губернию, что уже выехал десять дней назад тому и с часу на час должен быть, если не действительно уже находится в нашем городе”.
То есть 78 слов.
Во второй редакции было – 45.
В третьей – 32.
А в четвертой, как сказано, в беловой, – 15.
Ну а у нас? Где они – эти четвертые редакции?
Не приучены. Некогда.»

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru