Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №28/2002

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Работаем по учебнику М.В.Панова

И.А.ГРОМОВ,
Владимирская обл


Продолжение. См. № 16, 20/2002

Словообразование

Дидактический материал к учебнику М.В. Панова

6 класс

§ 3. Как бы не ошибиться!

Задание 30. Понаблюдайте: можно ли выделить приставку от- во всех данных словах? Разбейте их на три группы: имеющие приставку от-, имеющие приставку о-, не имеющие приставки. В скобках запишите слово, являющееся основанием для выделения приставки в однокоренном слове.

Образец:

от-числение (число)
о-твердевать (твердый)
отважный

Отапливать, отбить, отборный, отекать, отправка, отвезти, отверстие, отвертка, ответить, ответвление, отвлечь, отвоевать, отвратительный, отговорка, отдохнуть, отеплять, отеческий, отзвучать, откровенный, оттенок, отпрыск, отыменный, отменный, отголосок.

Задание 31. Все ли приведенные слова имеют одинаковый суффикс? Для доказательства выделите исходную основу и словообразовательное средство. На какие группы можно разбить эти слова?

Станционный, сонный, длинный, операционный, традиционный, конный, революционный, барабанный, мультипликационный, лекционный, реставрационный, ураганный, диванный, бездонный, беспардонный, колонный, комиссионный, зловонный, лимонный, макаронный, коронный, перелетноптиционный (или -цыонный?).

В каком слове корень и суффикс накладываются друг на друга? Это явление так и называется – наложение морфем.

Задание 32. Распределите слова на группы в соответствии с ролью буквосочетания рас – приставки или корня.

Расовый, распростираться, расчистка, расстройство, рассыпчатый, растить, расправа, растолкать, растаять, растение, растерзать, рассчитать, расти, растянуть, растительный, растворитель, расторопный, растранжирить, растрата, рассудительность, расходовать, расческа, рассортировать, расхищать, распорядиться, расправить, растяжение.

Задание 33. Иногда трудно определить, какой суффикс участвовал в образовании слова – -ник или -ик. Например: лесник. Некоторые рассуждают так: лесник – это человек, который работает в лесу; значит, выделяем суффикс -ник. Но это будет не совсем верно: в лесу могут работать и тракторист, и врач, и учитель. (К примеру, если заготавливают дрова для отопления собственного жилья, – это ведь тоже работа!) Поэтому правильнее такое толкование: лесник – тот, кто служит в лесном хозяйстве. И тогда словообразовательным средством выступает суффикс -ик.
Проверьте: во всех ли словах словообразовательным аффиксом является суффикс -ник?

Школьник, ударник (= барабанщик), истопник, двойник, плотник (кажется, с этим словом мы уже встречались), конник, веник, подводник, чайник, воспитанник, шутник, пикник, сапожник, ремесленник, волшебник, полуночник, половник, подойник, отстойник, бумажник, безбожник, ветреник.

Задание 34. Заполните таблицу (см. ниже).

1. Производное существительное от глагола залить.
2. Производное существительное от глагола варить.
3. Исходное слово для прилагательного караванный.
4. Уменьшительно-ласкательное обращение к Анне.
5. Исходное слово для существительного шкатулочка.
6. Маленький – каблучок, а большой?
7. Производное существительное от глагола укорить.
8. Маленький знак.
9. Если всем классом вы дружно начнете окапываться, тогда что получится?

Задание 35. Тест.

1. Найдите слова с приставкой у-.

1. Умолять.
2. Умалишенный.
3. Умеренный.
4. Уникальный.
5. Уныние.
6. Урожайность.

2. Укажите слова с приставкой про-.

1. Просьба.
2. Профессионал.
3. Протезирование.
4. Проталина.
5. Прохладительный.
6. Просторный.

3. В каких словах выделяется суффикс -няк?

1. Особняк.
2. Бедняк.
3. Сквозняк.
4. Горняк.
5. Сорняк.
6. Синяк.

4. Укажите слова без суффикса -ист.

1. Лучистый.
2. Ветвистый.
3. Чистый.
3. Мглистый.
5. Искристый.
6. Завистливый.

5. Укажите непроизводные слова.

1. Кислый.
2. Кипеть.
3. Завещать.
4. Одежда.
5. Степенный.
6. Молодеть.

6. Найдите исходное слово для производного.

а) Для мальчиков – сварка (= соединение).

1. Варить.
2. Варка.
3. Сварочный.
4. Сварить.
5. Свариться.
6. Сварщик.

б) Для девочек – шов.

1. Швец.
2. Швея.
3. Шить.
4. Швейный.
5. Вышить.
6. Сшить.

7. Какая словообразовательная пара – ошибочная?

1. Француз – французский.
2. Нож – ножичек.
3. Новый – обновить.
4. Прямой – напрямик.
5. Стержень – стерженек.
6. Течь – истечь.

Задание 36

– А какой суффикс в слове золотой? – спросила Настя Кувшинчикова. – Слово-то производное, от существительного золото образовалось.
– Да, загвоздка, – задумался Вова Бутузов. – Ведь как обычно бывает у прилагательных? Серебро – серебрЯНый, сахар – сахарНый, малина – малинОВый...
– А может, суффикс здесь нулевой? Бывает же окончание нулевое.
– Давай на всякий случай у учителя спросим.

Задания

1. Как вы думаете, согласился учитель с предположением ребят?
2. Можете ли вы привести свои примеры производных слов с нулевым суффиксом?
3. Подумайте: могут ли быть нулевые приставки? А корни?

Задание 37. Прочитайте текст.

ЛЮБОВЬ И ЖЕСТОКОСТЬ

Выпал из гнездышка маленький воробышек. Крыльца еще не окрепли у него. Барахтается в травке, а вокруг него летает и тревожно пищит воробьиха.
Увидел воробышка ястреб и летит к нему. Думает: вот сейчас схвачу воробышка и съем. Прилетел к воробышку, стал подбираться к нему. Все птицы на деревьях замерли от страха: что же это будет? Удивились, что воробьиха не улетела, а бросилась на ястреба. Распушилась, подлетела к нему, стукнула клювом в глаз, вцепилась коготками в голову.
Испугался ястреб и улетел.
Изумились все птички. Вот так воробьиха! Как же это получилось, что она победила ястреба?
– А так, – сказала сова. – Воробьиха любит своего воробышка. А у ястреба нет никакой любви. Он только жесток. А жестокость никогда не побеждала любовь.

(В.А. Сухомлинский)

Вы согласны со словами совы?
Как автор называет крылья маленького воробышка? Допустимо ли такое словообразование? Какой суффикс обычно используется для этого?
Основываясь на этом тексте, придумайте свои словообразовательные задания и предложите их одноклассникам.

Задание 38. Потренируйтесь в орфографии и пунктуации.

НОЖ_Ч_К С К_СТЯНОЙ РУЧ_КОЙ

Из Москвы мне пр_везли небольш_й п_рочинный нож_ч_к с к_стяной руч_кой и двумя зеркальн_ми лезвиями. Одно лезвие побольше, другое – помен_ше. На каждом – ямочка чтобы зац_плять но_тем когда нужно открыть. Пруж_ны новые крепкие, попыхтиш_ прежде чем откроеш_ лезвие. Зато обратно – только немного наклониш_, так и летит лезвие само даже еще и щ_лкает на зав_сть всем мальчишкам. Отец нат_чил оба лезвия на камне и нож_к пр_вратился в бе_це(н,нн)ое с_кровище. Например нужно срезать орехов_ю палку. Нагнеш_ л_зу найдеш_ то место где самый изги_ пр_ставиш_ к этому месту нож_ч_к – и вот уже обле_ченно разд_лась др_ в_сина а л_за в_сит почти что на кож_це. Может быть не все мне поверят но палку т_лщиной с большой палец я перерезал своим нож_чком с одного раза если коне_но взять поотложе чтобы наи_косок.
Чтобы вырезать св_сток, напротив, нужна тонкая работа. И тут особенно важна острота. Тупым нож_м изомнеш_ всю кож_цу изм_чалиш_ дыроч_ка получит_ся некрасивая м_хнатая по краям. Какой уж тут свист – одно ш_пение! Из_под моего нож_чка вых_дили чист_нькие, а(к,кк)уратные свис_ки.

(В.Солоухин)

Вспомните несколько существительных с суффиксом -от-. Что их объединяет?
Выпишите несколько производных слов, определите их исходные.

Домашнее задание (мальчикам): может, кто-то из вас тоже попробует сделать свисток? Только, пожалуйста, будьте осторожнее – не порежьтесь.

Задание 39. Этимологическая страничка.

Вы уже знаете что значит этимология. Существуют специальные этимологические словари, в которых подробно толкуются происхождение слов современного русского языка, их родословная, источники поступления в нашу речь и др. Фрагменты одного из них перед вами. Познакомьтесь с ними.

ЕДИНЫЙ. Заимств. из старославянского языка, где оно является местоименной формой общеславянского *jedinъ, сложения ограничительной частицы jedъ (ср. едва) и числительного inъ «один» (ср. иной). ЕДИНЫЙ буквально – «один-единственный».

ЗАБОР. Исконное. Производное от исчезнувшего «забороть» < *zaborti, суффиксального образования от borti > – «бороть». Ср.: забрало, бороться, брань. Исходное значение – «то, что защищает».

ЗАЛП. Заимствовано в начале XVIII в. из нем. яз., где Salve «залп» < лат. salve «здравствуй, будь здоров». См. салют.

САЛЮТ. Заимствовано в первой четверти XVIII в. из нем. яз., где Salut < латин. salus, salutis «здоровье». Ср.: будьте здоровы, за здравие, здравствуй.

ШКОЛА. Древнерусское, заимств. через польское посредство из лат. языка, в котором schola восходит к греческому schol–e «досуг, отдых». Развитие значения шло таким образом: «отдых, досуг» > «занятия в свободное от труда время» > «посещение бесед философов» > «учебное занятие, умственный труд» > «место, где занимаются учебой», т.е. «школа».

Н.М. Шанский, Т.А. Боброва.
Школьный этимологический словарь русского языка.
М.: Дрофа, «Русск. яз.», 1997

§ 4. Словообразовательное значение

Задание 40. Дано предложение:

У стены сарая стояла кабарга.

Все ли вам в нем ясно?
Вот еще одно предложение:

У стены сарая стояла кабарга, а рядом с ней маленький кабаржонок.

Почему смысл незнакомого слова стал понятнее?

Задание 41. Прочитайте текст.

Морфемы – это известные вам корни, приставки, суффиксы и окончания.
Языковеды определяют морфему как наименьшую значимую часть слова. Как понимать это определение? Оба эти признака (наименьшая и значимая) должны быть у морфемы одновременно. Из всех значимых единиц языка (например, слов, предложений) морфема – наименьшая. Если мы будем ее дробить на более мелкие части, то уже значимых – имеющих значение частей не получим. Действительно, морфемы состоят из звуков, которые самостоятельного значения не имеют. Что значит звук [б’] в слове убежать? Ничего, так же как и звуки [э], [ж], [а] и мягкий [т’]. А вот звук [у] имеет значение в этом глаголе, так как у в этом слове не просто звук, а звук и одновременно морфема – глагольная приставка, обозначающая удаление. Ср. ряд глаголов: бежать – убежать, ползти – уползти... Прибавление приставки у- вносит значение удаления.
Значение морфемы обнаруживается в ряде слов, содержащих эту морфему.

Какими обязательными признаками обладает морфема?
Какие словообразовательные морфемы вам известны?
Убедимся в сказанном.

Задание 42. Продолжите ряд производных глаголов, образованных с помощью приставки за-:

запеть, заговорить...

Какое общее значение вносит в глаголы эта приставка?

Задание 43. Добавляя к данным глаголам и прилагательным различные суффиксы (-тель, -ец, -чик, -ч, -щик), образуйте имена существительные.

Испытать, бороться, любить, исследовать, искать, разносить, переводить (с другого языка), ткать, смазать, обмануть, плавать, полировать, копировать, создать, храбрый, умный, мудрый, гордый, счастливый.

Какое общее значение объединяет эти слова?
Установите некоторое различие в значениях существительных с суффиксами -чик/-щик и -тель.

Задание 44. Разбейте прилагательные на две группы в зависимости от значения:

а) «склонный к чему-либо»;
б) «склонный к чему-либо + имеющий в наличии что-то в более значительной степени».

Бережливый, участливый, совестливый, болтливый, говорливый, ворчливый, талантливый, хвастливый, дождливый, шумливый, догадливый, запасливый, кокетливый, услужливый, конфузливый, въедливый.

Продолжите каждую группу своими примерами.
Каким из качеств, образованных по такому же принципу, наделяет А.С. Пушкин царицу из «Сказки о мертвой царевне»? К какой группе вы его отнесете?
Обладают ли суффиксы обоими обязательными признаками морфемы?

Задания для тех, кто еще недостаточно убедился в значимости некорневых морфем

Задание 45. Продолжите ряд прилагательных, используя для их образования приставку сверх-:

сверхбыстрый, сверхпрочный, сверхдальний...

Какое значение вносит эта приставка в слово?

Задание 46. Лингвистическое вычитание: определите значение разности.

Образец: жутковатый – жуткий = (чуть-чуть, немного).

заборчик – забор = ...
крольчиха – кролик = ...
мнительный – мнить = ...
демобилизовать – мобилизовать = ...
прехорошенький – хорошенький = ...
навалить – валить = ...
бескрайний – край = ...
посмотреть – смотреть = ...
набухнуть – бухнуть = ...
пребывать – пребыть = ...
прибывать – прибыть = ...
квартирант – квартира = ...
ледяной – лед = ...
подрасти – расти = ...
левша – левый = ...
одобрительность – одобрительный = ...
заголосить – голосить = ...
мыльница – мыло = ...
ресничка – ресница = ...
болезненный – болезнь = ...

Задание 47. Найдите второе слагаемое, определите его значение. Например, уравнение зуб + х = зубчатый решаем так:

(имеющий что-то, наделенный) = зубчатый.

бокс + х = боксер;
болото + х = болотище;
богатый + х = пребогатый;
болтать + х = наболтать;
резать + х = резчик;
Владимир + х = владимирец;
генерал + х = генеральша;
коричневый + х = коричневатый;
бледный + х = бледнеть;
игра + х = игрун;
тащить + х = оттащить;
переключать + х = переключатель.

Задание 48. Четвертое лишнее.

Подлить, подкрутить, подмерзнуть, подмести.
Зеленеть, гореть, светлеть, смелеть.
Заполыхать, забурлить, затянуть (гайку), зареветь.
Пересаживать, перегорать, переглядываться, переселяться.

Задание 49. Образуйте названия детенышей следующих животных и птиц:

морж, медведь, кукушка, грач, верблюд, скворец, снегирь, заяц, шакал, лягушка, собака, олень, ягуар, галка, сорока, воробей, королек, индюк.

Не получились ли у вас слова, каких в языке нет, но которые можно реально образовать по установленному образцу? (Это так называемые потенциальные слова). – Вот вам еще одно достоинство нашего словообразования!

Задание 50. Такие разные производные... Обратите внимание, какие производные соотносятся с исходным волк.

Примечание. 1. В круглых скобках приведено слово, которого нет в языке, но его легко можно образовать (потенциальное слово).
2. Словообразовательное значение «лицо, связанное с животным» может иметь разные подтипы: «охотник» (на волков), «любитель» (волков), «служитель» (тот, кто ухаживает за животным).

Задание 51. В словообразовании, как и в грамматике, существуют свои парадигмы. Вы только что познакомились с одной из них. Проверьте, есть ли у существительного собака производные с теми же словообразовательными значениями, что и у слова волк? А у существительного обезьяна?

Задание 52. Проанализируйте словообразовательную парадигму прилагательного со значением цвета – красный.

 Задание 53. Постройте словообразовательную парадигму прилагательного белый.

Задание 54. Прочитайте текст.

ОСЕННИЙ КЛЕН

Мы пошли в лес посмотреть на осенний убор деревьев. Остановились возле высокого клена. Сели. Какая красота открылась перед нами! Стоит клен в ярком, красочном убранстве, а листочки и не задрожат, и не зашепчут.
– Смотрите, дети: клен спит. И снится ему все, что он видел от весны до осени. Вот желтый листочек – будто цветок одуванчика. Весной клен был зачарован и поражен красотой одуванчикового цветка. Запомнил эту красоту. Заснул, вспоминая одуванчик, – листочек и пожелтел.
– А там, видите, листочек будто утренняя заря – розовый и ласковый. А этот – будто вечернее зарево перед ветреным днем.
– Видите, а вот на этой веточке листок яркий и красивый, будто крыло иволги. Наверное, сидела когда-то тут иволга, и сейчас приснилось ее крыло клену.
Мы затаив дыхание смотрели на красоту. Все замолчали, будто боялись потревожить волшебный кленовый сон.

(В.А. Сухомлинский)

В каких словообразовательных отношениях находятся слова клен – кленовый?
Найдите в тексте подобную словообразовательную пару.
Напишите свою миниатюру об осенней красоте, к примеру, о рябине, осине...

Задание 55. Вспомним орфографию и пунктуацию. Спишите текст.

ДЕД ОСЕННИК

В темном лесу живет дед Осенник. Он спит на сухой л_стве и ч_тко пр_слушивает_ся к пению птиц. Как только услышит грус_ную песню журавлей – курлы-курлы, подн_мается и говорит
Пришло мое время. Ул_тают в теплый край журавли.
Выходит из лесу дед Осенник, седой в сером плаще. Где пройдет там листья желтеют и падают на землю. Выходит на опушку садит_ся пр_сл_няется к дубу и тихо-тихо что-то поет. Это не песня а осенний ветер. Когда он поет его борода р_стет разв_вается по ветру. Вот она уже пр_т_нулась на лугу. Стал серым луг.
Осенний туман говорят люди.
Им и невдомек что это борода деда Осенника.

(В.А. Сухомлинский)

Замените словосочетание стал серым производным глаголом со значением «становиться таким».
Создайте словообразовательный «портрет» слова осенник. Кому нужно, используйте такой план:

1. Слово непроизводное или производное.
2. Если производное, найдите исходное.
3. Определите значение словообразовательной морфемы (морфем).
4. Укажите отличие значения производного слова от исходного.
5. Приведите примеры словообразовательных пар с такими же отношениями исходного и производного слова.

Задание 56. Закончите высказывания:

Морфема имеет два обязательных признака...
Слова в словообразовательный паре различаются по...
Словообразовательное значение выражается...
Словообразовательное значение определяется как разность между...
Словообразовательное значение повторяется...

Задание 57. Этимологическая страничка. Продолжаем знакомиться с этимологическим словарем.

ВПОПЫХАХ. Искон. Сращение предлога въ и формы предл. пад. множ. числа сущ. попыхъ «спех, торопливость», производного к попыхать «спешить». Ср.: пыхтеть, пышный.

ДИРЕКТОР. Заимств. в конце XVII  века из нем. яз., где Direktor передает латинск. суффикс. Производное от diriger – «управлять, приводить в порядок». См. дирижер.

ДИРИЖЕР. Заимств. Произв. XVIII в. от франц. diriger «управлять» < латин. dirigere «руководить, управлять». Буквально – «управляющий» (оркестром).

ЖАЛОБА. Общеслав. Суффикс. производное (ср. злоба) от той же основы, что и жалеть. Исходное значение – состояние горя, печали (ср. жалобный). Современное значение вторично, из обозначения просьбы пожалеть в состоянии жалобы, т.е. горя, печали.

ЗАВТРАК. Общеслав. Суффикс. производное (суфф. -ък-) от за утра, ср. загривок < за гривой. Первоначальное заутръкъ > заутрок > завтрак – после изменения у > в (см. завтра) и закрепление аканья на письме. Исходно – «завтра», затем – «утренняя еда» (ср. аналогичные полдник, вечеря – «ужин»).

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru