Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №28/2002

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Е.А. ВАСИЛЬЕВА,
учитель средней школы № 11,
г. Лабинск, Краснодарский край;

А.Д. ВАЩЕНКО,
методист МЦРО (муниципального центра развития образования)


Диагностика, коррекция, прогнозирование предметной обученности

Тестирование сегодня рассматривается как один из перспективных способов определения уровня предметной обученности. Многообразие тестов, применяемых в современной практике, позволяет судить о популярности этого вида диагностики.

Но имеющиеся тесты, как правило, помогают лишь констатировать факт незнания (можно ведь и случайно «угадать» правильное написание) и не дают, на наш взгляд, возможности объективно отследить степень сформированности орфографических умений и навыков, тем более не подскажут, как использовать результат диагностического исследования при планировании дальнейшей деятельности.

Как же строить работу, чтобы тест также помог и определить направления в коррекции и прогнозировании предметной обученности каждого учащегося?

Ответ на этот вопрос дает система диагностических, коррекционных и прогностических технологий, разработанная нами с использованием опыта Воронежского областного института повышения квалификации работников народного образования, описанного в журнале «Русский язык в школе» № 2, 1993  г. В статье «Новый вид орфографического контроля» ее автор Д.С.  Горбатов рассказал, как с помощью критериально-ориентированного текста (КОРТа) определить уровень относительной орфографической грамотности ученика. (Заметьте: опять только «определить».) Мы пошли дальше. Цель нашей системы – способствовать своевременному выявлению как типичных (у целого класса), так и однотипных (у группы учащихся) и индивидуальных (у каждого ученика) «пробелов» в усвоении определенной орфографической темы; их ликвидации посредством целенаправленных фронтальных, групповых и индивидуальных коррекционных упражнений; прогнозированию дальнейшей деятельности учителя по развитию орфографической зоркости учащихся и повышению уровня предметной обученности.

Наша система представляет собой комплекс. В него входит:

Диагностическая карта (диагностограмма), которая заполняется учителем во время проверки работ, выполненных по карточкам-заданиям и представляет собой таблицу, состоящую из трех граф:

1. Список учащихся.
2. Ошибки, допущенные в работе при написании (против фамилии ученика ставится значок (I), свидетельствующий об ошибке в выборе (написании) данной орфограммы).
3. Основные умения по орфографии.

Образец групповой диагностической карты по теме «Повторение изученного в начальных классах» (5-й класс)

Диагностограмма дает возможность учителю наблюдать за продвижением как каждого ученика, так и класса в целом в усвоении орфографических знаний и формировании умений и навыков.

Нами создано 37 диагностограмм (по каждой орфографической теме, изучаемой в 5–7-х классах). Они составлены на основе «Обязательного минимума содержания образовательных программ по русскому языку», разработанного группой ученых (авторов действующих учебников) под руководством академика РАО Н.М.  Шанского (Голицынский вариант) и ориентированного на все три действующие программы по русскому языку (Программно-методические материалы: Русский язык. 5–9-е классы / Сост. Л.М.  Рыбченкова. 2-е изд. М.: Дрофа, 1999).

Диагностограмм несколько видов:

Входная диагностограмма (В.д.). Ее цель – установить, в какой мере утратился за лето приобретенный навык, какие орфограммы следует повторить в первую очередь, проверяются сложившиеся ранее умения.

Тематическая диагностограмма (Т.д.). Ее цель – текущий контроль за усвоением конкретной узкой темы.

Диагностико-обобщающая диагностограмма (Д-о.д.). Ее цель – проверка орфографических умений в процессе изучения разделов, сходных по темам, которые изучались в предыдущих классах.

Итоговая (годовая) диагностограмма (И.д.). Ее цель – замерить уровень навыков правописания, сформированных за один год обучения. Она включает в 5-м классе 25 орфо-
графических тем, в 6-м классе – 23, в 7-м классе – 22.

  • 157 наборов карточек-заданий (каждой диагностограмме соответствует не менее двух вариантов).

Принцип построения карточки-задания таков: подобраны предложения, по смыслу между собой не связанные, в которых представлены все орфограммы, изученные по данной теме. Таких примеров по пять в каждой карточке-задании, что позволяет исключить случайное «угадывание» правильного написания, делает карточку валидной.
Карточка-задание многофункциональна: она может быть использована при изучении темы, в диагностических целях, в коррекционной работе. Возможны две формы ее применения: полная (соблюдение всех шагов алгоритма работы над орфограммой) и краткая (только фиксирование результата). Полная форма более эффективна при формировании орфографических умений, краткая – в процессе диагностических исследований.

Образец карточки-задания (№ 3) по теме «Повторение изученного в начальных классах»

  • Наборы коррекционных карточек, соответствующие диагностограммам и дифференцированные по степени трудности:

«А» – упражнения, выполнение которых доступно каждому учащемуся; используются, как правило, для поэтапной отработки орфографических действий;

«Б» – упражнения повышенной трудности, для выполнения которых требуется умение свободно оперировать знаниями по предмету, используя их в новых ситуациях. Направлены прежде всего на расширение творческих способностей ребят. Выполнение упражнений группы «Б» не является обязательным для всех учащихся и составляет продвинутый (осложненный) уровень обученности.

Образец коррекционных карточек по теме «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» (орфограмма № 8)

Работа проводится в несколько этапов.

I.Организационный этап

Учитель определяет для себя цель диагностического исследования, выбирает вид диагностограммы и соответствующий ей набор карточек-заданий (2 варианта), которые позволяют ему замерить уровень усвоения всех орфографических тем (или часть), изученных в определенный период каждым учеником и классом в целом.

II. Подготовительный этап

Каждый ученик получает карточку-задание. Проводится подробный инструктаж по работе с ней: сообщается, что учебником и словарями пользоваться нельзя, что необходимо правильно оформить работу: указать дату, номер карточки-задания, сделать вертикальную запись номеров предложений; разъясняется способ выполнения задания: рядом с номером предложения необходимо написать только одну букву, которую следует вставить в слово (само же слово писать не надо); если ничего вставлять не нужно, то поставить прочерк (–); написать (сл.), если слово пишется слитно; написать (разд.), если раздельно; написать (деф.), если через дефис.
Параллельно на доске дается образец выполнения задания, который остается перед глазами учащихся до конца работы с карточкой.

III. Консультационный этап

Школьники знакомятся с содержанием карточки-задания (читают предложения), уточняют у учителя смысл непонятных слов. Оговаривается время работы (как правило, она отнимает от 5 до 20 минут урока, только на итоговую следует отводить весь урок).

IV. Этап самостоятельной работы

Ребята самостоятельно выполняют задание. Помощь учителя при затруднениях ограничивается лишь указанием на образец. Следует максимально обеспечить самостоятельность выполнения работы.

V. Проверочно-регистрационный этап

В послеурочное время работа проверяется в паре с сильным учеником-консультантом. Работу значительно облегчит и сократит орфографический ключ, составленный к карточке-заданию. Он состоит из трех граф:

– номера предложений, составляющих карточку-задание;
– номера орфограмм, изученных по теме;
– содержание работы, выполняемой учеником (орфограмма-буква, орфограмма-пробел, дефисное написание, слитное написание).

Результат проверки (ошибки, допущенные при выполнении работы) заносится в диагностическую карту. Анализ ошибок позволяет учителю определить уровень предметной обученности, спланировать коррекционную индивидуальную, групповую и фронтальную работу, прогнозировать результат изучения темы.

VI. Этап коррекционной деятельности

Это этап наиболее трудоемкой работы, которая чрезвычайно важна для того, чтобы применение данной технологии было эффективным. Работа ведется с помощью коррекционных карточек в течение нескольких уроков фронтально, в группах, индивидуально в зависимости от степени усвоенности орфограмм.

VII. Этап повторной диагностики

По окончании коррекционной деятельности (продолжительность ее обусловлена возможностями учащихся) проводится повторное диагностическое исследование.

VIII. Этап прогнозирования

Результат повторного диагностирования позволяет учителю прогнозировать в дальнейшем работу по повторению изученной темы в процессе обучения предмету и его результат. При условии положительной динамики появляется возможность планировать изучение отдельных тем с опережением.

Образец орфографического ключа (к карточке-заданию № 3) по теме «Повторение изученного в начальных классах»

Рассмотрим использование системы на примере входной диагностической карты № 1 «Повторение изученных орфограмм за курс начальной школы».
Мы видим: она включает в себя все орфограммы, изученные в начальной школе. В целях соблюдения преемственности между начальной и средней школой мы проводим первичную диагностику уже в апреле–мае, когда ребята заканчивают обучение в начальных классах. Это обусловлено тем, что наша задача не только определить фактический, реальный уровень предметной обученности учащихся, но и оставить время для коррекционной работы, устранения «пробелов». А главное – результаты наших диагностических исследований помогут спланировать работу по развитию орфографических навыков в 5-м классе не вслепую, а с учетом обученности данного конкретного класса и каждого ученика индивидуально.
На этапе повторной диагностики (в сентябре, когда ребята пришли уже в 5-й класс) мы вновь предлагаем им ту же работу, изменяя лишь вариант карточки-задания. Что это дает?

Во-первых, уточняем уровень обученности учащихся: орфограмма считается усвоенной, если ошибок в словах, ее содержащих, нет. Если из пяти случаев написания есть одно ошибочное, то усвоение данной орфограммы признается удовлетворительным. Если ошибочных написаний два и больше, орфограмма считается не усвоенной учеником.

Во-вторых, корректируем изучение первой темы курса 5-го класса «Повторение изученного в начальных классах» в соответствии с результатами нашего диагностического исследования.

В-третьих, планируем индивидуальную, групповую и фронтальную коррекционную работу по ликвидации «пробелов» с сентября по январь, т.к. знакомство с орфограммами курса 5-го класса начнется лишь в третьей четверти, при изучении темы «Словообразование. Орфография. Культура речи».

В-четвертых, анализ результатов диагностики позволяет планировать более эффективно текущее, обобщающее и итоговое повторение перед изучением разделов русского языка в 5-м классе (данный курс включает в себя 25 орфограмм. Из них № 1–9 включены в тему «Повторение...» и раздел «Фонетика. Графика. Орфография. Культура речи», № 10 – в раздел «Словообразование. Орфография. Культура речи», № 16–17 – в тему «Имя существительное», № 19 – «Имя прилагательное», № 21, 22, 23, 25 – «Глагол»), прогнозировать результат предметной обученности школьников.

Образец входной диагностической карты по теме «Повторение изученных орфограмм за курс начальной школы»

Таким образом, разработанная нами система диагностики, коррекции и прогнозирования предметной обученности, на наш взгляд, является эффективной, так как позволяет не только констатировать приобретенные умения и навыки, но помогает ликвидировать «пробелы» в обучении и планировать совместную деятельность учителя и ученика, прогнозировать результат предметной обученности. Например, к концу каждого года обучения ученики должны знать определенное количество орфограмм и уметь правильно их писать. Проверить усвоение их всех сразу с помощью того или иного текста контрольного диктанта или контрольной работы практически невозможно. Как же учителю отследить (замерить) уровень предметной обученности? На этот вопрос позволяют ответить диагностические работы нового типа.

Перечень диагностических карт

Система диагностики, коррекции и прогнозирования предметной обученности апробирована в средних школах № 1, 2, 3, 4, 5, 7, 9, 11, 12 г.  Лабинска. По отзывам учителей, она помогает предупредить неуспеваемость школьников, способствует интенсификации учебного процесса, позволяет рационально организовать учебную деятельность, способствует формированию у учащихся положительной мотивации к обучению, позволяет осуществить дифференцированный подход в обучении.

Да, действительно, система полна (включает в себя все изучаемые в школе орфограммы курса русского языка);

негромоздка: диагностика проводится в соответствии с изучаемой темой, не требуя дополнительного времени, благодаря усилению диагностирующей роли всех форм учебной работы. Ей отводится, как было сказано выше, от 5 до 20 минут урока;

валидна: исключена возможность случайного «угадывания», так как сделать свой выбор ученику необходимо в пяти случаях;

стимулирует интерес учащихся к познавательной деятельности, направленной не на получение отметки (работа оценивается по усмотрению учителя и по желанию ученика, отрицательные отметки ни в коем случае в журнал не выставляются), а на повышение собственной грамотности, на уменьшение количества ошибок при письме, на формирование сознательности в овладении знаниями.

«Неконтрольный» характер работы способствует уменьшению психической нагрузки школьников, снижает количество стрессовых ситуаций в учебной деятельности.


* В.д. – входная диагностическая карта.
** Т.д. – тематическая диагностическая карта.
*** Д-о.д. – диагностико-обобщающая карта.
**** И.д. – итоговая диагностическая карта.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru