Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №33/2002

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

С.М.БОНДАРЕНКО,
г. Москва


О чем пишут школьники на уроках русского языка?

Меньше всего – о том, что относится к их жизни. Тексты для закрепления нужных орфограмм и пунктограмм весьма далеки от того, что для них важнее всего. Им нужно уметь самоутверждаться, развивать свои способности, строить отношения с окружающими, преодолевать собственные комплексы и невротические состояния, определять свое место в жизни. Это для них по-человечески гораздо более значимо, чем те или иные грамматические проблемы.

Специальный подбор текстов для тренировочного письма мог бы оказать им некоторую помощь в умении жить в ладу с окружающими и с собой. Поэтому мы предлагаем в качестве тренировочного материала (в данном случае при повторении частиц не и ни в старших классах) несколько советов психологов. Как именно использовать эти тексты на уроках – дело самого учителя.

Не спешите считать себя неудачником!

Не огорчайтесь, если вам не удается быть отличником. Не торопитесь думать о себе как о несчастном, беспомощном человеке, из которого ничего не выйдет. Знаменитый биолог Карл Линней, физики Веньямин Франклин, Пьер Кюри, изобретатели Морзе и Эдисон, писатели и поэты Вальтер Скотт, Байрон, Эдгар По, Роберт Бернс, Гоголь и даже Ньютон, Дарвин и Лобачевский считались в школе неспособными учениками. Эйнштейн в студенческие годы считался неспособным к математике. Великого певца Шаляпина, обладателя прекрасного и мощного баса, в молодости «по неспособности» не приняли в хористы. Антон Павлович Чехов писал гимназические сочинения на тройки.
Так что не спешите говорить себе: «Из меня ничего не получится». Можно только говорить: «Пока не получилось».

 Как увеличить личное обаяние?

Наверное, среди вас нет никого, кто не хотел бы стать более привлекательным, более обаятельным в глазах других людей. Для этого у вас есть немало возможностей.

1. Будьте внимательны к собеседнику. Не избегайте смотреть ему прямо в глаза. Если по ходу разговора вам очень хочется прервать собеседника, сделайте несколько раз глубокий вдох и медленный выдох. Развивая в себе такую привычку, вы научитесь терпеливо слушать говорящего, не перебивая его.

2. Никогда не отбивайте у окружающих стремление сделать что-нибудь полезное. Не нужно говорить: «Вы не правы». Это вызовет только внутренний протест. Если предлагается не заведомый абсурд, лучше скажите: «Какую интересную идею вы предложили!». После этого в ходе обсуждения вы можете прийти к противоположному выводу, не нужно отвергать предложение сразу же.

3. Не держите злобы. Никогда не злитесь на своего обидчика ни одной минутой больше, чем это действительно необходимо. Не стоит фантазировать о способах мести. Пока вы истощаете свою нервную систему, злясь на кого-то, этот человек, возможно, неплохо проводит время и получает удовольствие.

4. Не упускайте возможности сказать человеку приятное: не так уж много в жизни положительных эмоций! Не скупитесь на комплименты. Замечайте все хорошее и не стесняйтесь высказывать людям.

5. Если вы расстроены, постарайтесь не показывать этого. Не взвинчивайтесь, не нервируйте других.

6. Не жалуйтесь, не хнычьте, но и не говорите, что все хорошо. Постоянные жалобы на жизненные обстоятельства и неудачи невыигрышны: вас будут воспринимать как неудачника. По поводу своих проблем лучше слегка пошутить. Научитесь смотреть на свои неудачи с юмором. Но еще больше избегайте заявлений, что у вас все отлично, – наживете немало врагов. Для некоторых людей успехи окружающих еще более неприятны, чем их постоянные жалобы. Не зря Будда сказал: «Победа – причина ненависти, и победитель несчастен».

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru