Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №34/2002

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Работаем по учебнику М.В.Панова

И.А.ГРОМОВ,
Владимирская обл.

Продолжение. См. № 16, 20, 27–28, 30/2002


Словообразование

Дидактический материал к учебнику М.В. Панова

6 класс

§ 6. Словообразовательные средства и способы словообразования

Первая часть названия этой темы у вас наверняка сомнений не вызовет: словообразовательными средствами, «строительным материалом» в русском языке являются знакомые вам приставки и суффиксы, а нередко и отсутствие последних (звучит странно, но мы уже с таким явлением не раз встречались! Вернитесь к заданиям 6, 36). Думается, нетрудно вам будет определить и способы словообразования. Если в словообразовании используются суффиксы и приставки, то такие способы называются аффиксальными, а если аффиксы не участвуют – безаффиксными (бессуффиксными).

Аффиксальных способов три:

а) приставочный (префиксация) – присоединение к исходному слову приставки: ползти – приползти; огромный – преогромный; группа – подгруппа;
б) суффиксальный (суффиксация) – добавление к исходной основе суффикса: сук – сучок; черный – чернота; камень – каменный; прыгать – прыгнуть; приклеивать – приклеивание;
в) приставочно-суффиксальный способ (конфикс) – одновременное присоединение приставок и суффиксов: есть – наесться; на столе – настольный; по Волге – Поволжье; дружеский – по-дружески.

Более точно словообразовательные суффиксы и приставки называть дериваторами. (Немец. Derivat «производное слово» восходит к латин. derivatus в значении «отклоненный». То есть деривация – это процесс словопроизводства.) Приставка и суффикс – принадлежность какого-либо одного слова (своего рода его «частная собственность»): зайч-онок-. Действительно, в морфемном составе этого слова выделяется суффикс -онок-. Но ведь он «работает» не только на это слово, еще многие и многие названия детенышей птиц и животных образованы с помощью этого суффикса (cм. задание 49). Получается, что -онок- – самостоятельное словообразовательное средство, используемое при необходимости создать слово со значением «детеныш». То есть приставочный или суффиксальный дериватор подвижен, динамичен, активно (или не очень) участвует в словопроизводстве. А собственно приставка и суффикс (принадлежность конкретного слова) неподвижны, статичны, и ими правильнее будет пользоваться в морфемике, а не в словообразовании. В дальнейшем мы будем использовать и термин дериватор, и более привычный вам словообразовательный аффикс (аффиксы).

При безаффиксном способе от исходного слова отсекается суффикс (зачастую вместе с окончанием): уколоть – укол, реветь – рева, полететь – полет.
Помните: окончания в словообразовании не участвуют, они – показатели словоизменения разных частей речи! (Об этом у нас пойдет речь при изучении морфологии.)
Немного позже мы поговорим еще о некоторых способах словообразования.
А пока подробнее познакомимся с особенностями аффиксальных и безаффиксного способов.

Задание 75. Спишите словообразовательные пары, выделите приставочные дериваторы.

а) Вешать – перевешать;
танцевать – протанцевать;
думать – вздумать;
нести – вынести;
прясть – допрясть;
смеяться – засмеяться;
собирать – насобирать;
ехать – объехать;
тащить – оттащить;
скакать – поскакать;
расти – подрасти;
ходить – приходить;
бить – разбить;
писать – описать;
жечь – сжечь;
плыть – уплыть.

б) Отдел – подотдел;
группа – подгруппа;
станция – подстанция;
разделение – подразделение;
заголовок – подзаголовок;
вкус – привкус;
история – предыстория;
дед – прадед;
бабушка – прабабушка.

в) Интересный – неинтересный;
грустный – прегрустный;
несчастный – разнесчастный;
демократический – антидемократический («анти» обозначает против).

г) Противно – препротивно;
любезно – прелюбезно;
глупо – преглупо.

Какие части речи образуются приставочным способом?
Меняется ли часть речи при префиксации?
Для образования какой части речи чаще всего используются приставочные дериваторы?

Задание 76. Прочитайте приставочные производные от глагола вести:

воз-вести, вы-вести, до-вести, за-вести, на-вести, об-вести, от-вести, пере-вести, по-вести, под-вести, при-вести, про-вести, раз-вести, с-вести, у-вести.

Каким значением отличаются приставочные слова от бесприставочного?
Изменилось ли значение производных глаголов коренным образом по сравнению с исходным глаголом?

Задание 77. Как мы убедились, при приставочном способе словообразования значение производного слова коренным образом не отличается от исходного, к нему лишь добавляется некоторый оттенок. Постарайтесь выяснить эти оттенки в следующих словообразовательных парах:

говорить – выговорить; двигаться – задвигаться; лить – долить; готовить – наготовить; гореть – обгореть; прыгнуть – отпрыгнуть; считать – пересчитать; косить – покосить; рыть – подрыть; плестись – приплестись; звать – прозвать; варить – недоварить; валить – развалить; беречь – сберечь; скользнуть – ускользнуть;
удалый – разудалый; легкий – сверхлегкий; глупый – архиглупый (приставка архи- заимствованная и обозначает «очень», как и привычная нам приставка пре-).

Задание 78. Докажите, что все приведенные слова образованы суффиксальным способом:

мячик, роскошничать, родненький, обличение, облачко, облачный, находчивый, композиционный, комплектовать, громадина, пасечник, мякоть, приколка, женушка, жесткость, гриппозный, врачевать, птичий, пунктуационный, луковица.

Какие части речи образуются суффиксальным способом: те же, что и исходные, или разные?

Задание 79. Значительно ли отличается производное слово от исходного в следующих суффиксальных образованиях? Как бы вы определили эту разницу в значении? (Не забудьте выделить суффиксальный дериватор.)

Пирог – пирожок; картофель – картофелина; черный – черненький; револьвер – револьверишко; расстроить – расстроиться; лопата – лопатка; медвежонок – медвежоночек; сапог – сапожище; слово – словцо; табун – табунок.

Задание 80. Производное слово отличается от исходного при суффиксальном образовании только оттенком значения (см. предыдущее задание). Но всегда ли? Сравните следующие пары. Выделите суффиксальные дериваторы производного слова.

Школа – школьник; табель – табельщик; таить – тайник; стол – столовый; один – одиннадцать; рецензия – рецензент; проект – проектировать; крестьянин – крестьянство; комиссар – комиссариат; компания – компаньон; земля – земляк.

При выполнении заданий 79 и 80 вам, вероятно, не составило труда определить словообразовательное значение суффиксальных дериваторов. Но так бывает далеко не всегда, особенно это касается прилагательных и глаголов. Зачастую словообразовательные суффиксы в них не имеют конкретного значения, для них характерны широта и отвлеченность. Давайте убедимся.

Задание 81. Как образованы следующие прилагательные?

I  вариант

Школьный, трамвайный, лесной, карандашный, календарный, архивный, хлебный, газетный, длинный.

II вариант

Финансовый, апельсиновый, еловый, вкусовой, береговой, годовой, роковой, чековый, громовой.

Задания (для обоих вариантов).

Можно ли определить конкретное значение суффиксальных дериваторов -н- и -ов-?
Добавьте в каждую группу свои примеры. Прояснилось ли значение суффиксов?

Задание 82. Используя словообразовательный суффикс -ну-, образуйте глаголы от данных, запишите несколько собственных примеров.

Шагать, прыгать, кричать, толкать, бодать, звякать, свистеть, рвать, шугать...

Как бы вы определили общее значение всех этих глаголов?

Задание 83. Допишите знаменатели:

Какой суффиксальный дериватор образует глаголы от прилагательных?
Что они обозначают?
То же ли значение имеют производные в парах: черный – чернить, синий – синить?

Задание 84. «Не тормози, сникерсни!» – громко зазывала реклама. Вова Бутузов предложил Насте Кувшинчиковой:

– Ну, что, пойдем сникерснем, раз так настаивают?
– Вот еще! – возмутилась Настя. – Делать неизвестно что.
– Как это неизвестно?
– Да конечно! И слова-то такого нет, а мы что-то должны сделать.
– Как нет? Сникерснуть – значит съесть «Сникерс».
– Понимаю, что тут без «Сникерса» не обошлось, но глагол-то неправильно образован! Сам посмотри: топать – топнуть, кричать – крикнуть, моргать – моргнуть... Глаголы-то с суффиксом -ну-, если отвечают на вопрос что сделать?, производные, образованы суффиксальным способом. А где же исходный для сникерснуть? Сникерсать, что ли? Что-то я такого не слышала.
– Ишь ты, похоже, ты права, – задумался Вова.

А вы как считаете, кто прав?
Чем отличаются глаголы топнуть, крикнуть, моргнуть от гнуть, тонуть, вязнуть?

Задание 85. Суффиксы имен существительных более конкретны (вспомните, что они могут обозначать). Но все-таки в некоторых случаях и они имеют широкое абстрактное значение.

Этимологический комментарий

АБСТРАКТНЫЙ. Заимств. из нем. яз. в 30–40-е годы XIX в. Нем. abstract < латин. abstraktus «отвлеченный, удаленный» получило в русском языке суффикс -н-(ый). Латинское слово того же корня, что ТРАКТ, ТРАКТОР (буквально – «волочение, след (от этого), тягач»), восходящее к латин. trahere «влечь, волочить, тащить».

Произведите словообразовательный анализ приведенных существительных, выделите суффиксальный дериватор. Что общего во всех этих словах?

Для девочек

Дальновидность, безотрадность, сдержанность, регулярность, изнурительность, вдумчивость, бойкость, решительность, изысканность, системность, никчемность, безрезультатность, безызвестность, завистливость.

Для мальчиков

Равенство, братство, вольнодумство, единство, соседство, бегство, безумство, уродство, пьянство, тунеядство, вероломство, предательство, бешенство, буйство.

То же ли значение дериватора -ств- в словах человечество, студенчество, крестьянство?

Задание 86. Выполняя некоторые задания, вы уже встречались с существительными, образованными без помощи приставочных и суффиксальных дериваторов. Этот способ, как вы теперь знаете, называется безаффиксным. В этом случае мы имеем дело с нулевыми суффиксами.
Вспомните, от каких частей речи образуются подобным образом существительные.
Докажите, что все данные слова образованы безаффиксным способом:

глушь, бег, синь, сушь, дрожь, гладь, удаль, крик, визг, глубь, высь, выход, заплыв, вылет, задира, подлиза, обжора, хохот, свист, отмена, замер.

Задание 87. Сравните пары существительных:

закройщик – закройщица; наборщик – наборщица; переводчик – переводчица; кладовщик – кладовщица; приемщик – приемщица; весовщик – весовщица...

Понятно, что существительные, обозначающие лиц женского пола, образовались от существительных со значением «лицо мужского пола» (ср. граф – графиня, купец – купчиха, генерал – генеральша...). Но каким способом они образованы? Суффиксальным? Но ведь суффикс-то при «переходе» мужского рода в женский практически не добавляется! Тем не менее что-то все-таки меняется. Что?
Запишите свои примеры образования существительных женского рода с помощью чередования фонем в суффиксе.

Задание 88. Продолжите ряд глаголов, образованных приставочно-суффиксальным способом. Для этого используйте приставки на-, за-, из-/ис-, до-, про- и суффикс -ся.

Гулять – на-гулять-ся, пить, смотреть...
Читать – за-читать-ся, слушать, глядеть...
Писать – ис-писать-ся, кричать, носить...
Звонить – до-звонить-ся, звать, стучать...
Голодать – проголодать-ся, спать, брать...

Какое значение приобретают глаголы в каждом ряду?

Задание 89. Как вы объясните образование следующих глаголов:

удешевить, осложнить, застеклить, опоясать, рассекретить, приземлиться, упростить, прилуниться, разоружить, заполнить?

В образовании каких глаголов участвовали сразу два суффиксальных дериватора?
Таким же способом образовались глаголы осмелеть, окаменеть, покраснеть, посеребрить? Добавьте несколько своих примеров глаголов со значением «законченность действия».

Задание 90. При приставочно-суффиксальном (конфиксальном) образовании существительных и прилагательных исходным материалом служит не отдельное слово, а сочетание существительного с предлогом. При этом предлог мгновенно превращается в приставку (и пишется уже, конечно, слитно), а к концу основы существительного прибавляется суффикс:

подводный = под водой + -н-(ый);
послеобеденный = после обеда + -енн-(ый);
Поволжье = по Волге + -й-(э);
безденежье = без денег + -й-(э).

Произведите словообразовательный анализ следующих слов:

бездорожье, ошейник, подкожный, побережье, пододеяльник, довоенный, внеконкурсный, придорожный, подорожник, подснежник, закулисный, бездумный, межсезонье, бессовестный, бесконечный, бесцельный, привокзальный, поветрие, бесформенный, бессуффиксный.

Задание 91. Определите способ словообразования следующих производных (для этой работы можете объединиться в группы):

безголосый, безволосый, беззубый, безрукий, безногий, безъязыкий, безголовый (когда мы так говорим?).

Кто отважится предположить, что перед нами конфикс? (Для сравнения: беззлобный – без злобы, бесстрашный, беспокойный..., а также примеры из задания 90).
Что же это за способ? Может, это какой-то неведомый приставочно-бессуфиксный? Приставка-то налицо, а вот суффикс – нулевой. Как вы думаете?

Задание 92. Приставочно-суффиксальным способом образуются также и наречия. При этом многие из них пишутся через дефис. Проанализируйте образование данных наречий и ответьте на вопросы:
От какой части речи наречия образуются с помощью конфикса?
В каких случаях приставка в них пишется через дефис?

По-честному (поступил), по-новому (рассказал), по-прежнему (молчал), по-настоящему (уютно), по-летнему (тепло), по-зимнему (холодно), по-своему (сделал); по-братски, по-дружески, по-волчьи, по-медвежьи, по-немецки, по-французски; во-первых, во-вторых, в-третьих, в-четвертых.

Задание 93. Разбейте слова на группы в соответствии со способом образования:

регулировщица, ежегодный, ежегодник, отголосок, раскланяться, изредка, отягчить, сотрудник, трогательный, протрубить, обтесать, прикоснуться, прикосновение, расступиться, ступенчатый, постройка, замарашка, лепет, морщина, озарение, опека, промысел, проржаветь, пририсовать, супруга, рокот, соблазн.

В случае затруднения не стесняйтесь заглядывать в словообразовательный словарь!

Задание 94. Прочитайте текст.

СТРОЙКА

На другой день к детскому саду подъехала большая грузовая машина, и двое рабочих сгрузили тысячу штук кирпичей.
– Нам нужно обязательно обнести наш участок забором, – сказала Галя, – чтобы никто нам не мешал строить.
– Правильно, – согласился Гена. – С этого и начнем!
Они раздобыли несколько десятков дощечек, вкопали по углам участка столбы и поставили невысокий деревянный забор. После этого работа началась.
Чебурашка и Галя подносили глину, а крокодил надел брезентовый фартук и стал каменщиком.
Одно только смущало Гену.
– Понимаешь, – говорил он Чебурашке, – увидят меня мои знакомые и скажут: «Вот тебе раз, крокодил Гена, а занимается такой несерьезной работой!». Неудобно получается.
– А ты надень маску, – предложил Чебурашка. – Тебя никто и не узнает!
– Верно, – стукнул себя по лбу крокодил. – Как это я сам не додумался!
С тех пор он приходил на стройку домика только в маске. И в маске крокодила никто не узнавал. Только однажды крокодил Валера, Генин сменщик, проходя мимо забора, закричал:
– Ого-го, что я вижу! Крокодил Гена работает на стройке!.. Ну, как дела?
– Дела хорошо, – ответил Гена незнакомым голосом. – Только я не Гена – это раз. А во-вторых, я вообще не крокодил!
Этим он сразу поставил Валеру на место.

(Э.Успенский)

Найдите в тексте два существительных, образованных суффиксальным способом, со значением «профессия, лицо по действию». Одинаково ли они образованы?
Как образовался глагол сгрузить? Приведите примеры глаголов с таким же значением приставки с-.
В какой словообразовательный ряд входит глагол обнести? Что общего во всех этих глаголах?
Приведите из текста примеры разных способов словообразования. Докажите, что вы правильно это сделали.

Задание 95. Прочитайте текст.

МАТЬ, МАМА, МАМОЧКА...

Миша искоса поглядел на мать. Она шила, склонив голову, изредка откусывая нитку.
Тяжело ей придется без него! Придет со службы домой, а дома никого нет. В комнате пусто, темно. Весь вечер будет сидеть и думать о Мише. Жалко ее все-таки...
Она такая худенькая, молчаливая, с серыми лучистыми глазами, такая неутомимая и работящая. Она поздно приходит с фабрики домой. Готовит обед. Убирает комнату. Стирает Мише рубашки, штопает носки, помогает ему готовить уроки, а он ленится наколоть дров, сходить в очередь за хлебом или разогреть обед.
Милая, славная мамочка! Как часто он огорчает ее, не слушается, плохо ведет себя в школе! Маму вызывали туда, и она упрашивала директора простить Мишу. Сколько он перепортил вещей, истрепал книг, порвал одежды! Она терпеливо штопает, шьет, а он стыдится ходить с ней по улице, «как маленький». Он никогда ее не целует – ведь это «телячьи нежности». Вот и сегодня он придумывает, какое горе причинить ей, а она все бросила, целую неделю моталась по теплушкам, тащила для него вещи и теперь не отходит от его постели.

(А.Рыбаков)

Вы согласны, что целовать маму – это «телячьи нежности»?
В каких ситуациях целесообразно использовать обращения мать, мама, мамочка?
В какую словообразовательную пару входит глагол перепортить? Какое значение придает ему приставка пере-? Назовите еще несколько глаголов с таким же значением приставки, определите способ их образования.

Задание 96. Прочитайте фрагмент повести Ф.Искандера «Стоянка человека».

Удаль. В этом слове ясно слышится – даль, хотя формально у него другое происхождение. Удаль – это такая отвага, которая требует для своего проявления пространства, дали. В слове мужество – суровая необходимость, взвешенность наших действий. Мужество – от ума, от мужчинства. Мужчина, обдумав и осознав, что в тех или иных обстоятельствах жизни, защищая справедливость, необходимо проявить высокую стойкость, проявляет эту высокую стойкость, мужество. Мужество ограничено целью, цель продиктована совестью.
Удаль, безусловно, предполагает риск собственной жизнью, храбрость. Но, вглядевшись в понятие «удаль», мы чувствуем, что это неполноценная храбрость. В ней есть самонакачка, опьянение. Если бы устраивались соревнования по мужеству, то удаль на эти соревнования нельзя было бы допускать, ибо удаль пришла на соревнование, хватив допинга.
Русское государство расширялось за счет удали. Защищалось за счет мужества. Бородино – это мужество. Завоевание Сибири – удаль.
Удаль – отвага, требующая пространства. Воздух пространства накачивает искусственной смелостью, пьянит. Опьяненному – жизнь копейка. Удаль – это паника, бегущая вперед. Удаль рубит налево и направо. Удаль – это ситуация, когда можно рубить, не задумываясь. Удаль – возможность рубить, все время удаляясь от места, где уже лежат порубленные тобой, чтобы не задумываться: «А правильно ли я рубил?»...

(Ф.Искандер)

В чем автор видит отличие удали от мужества?
Как он объясняет образование слов удаль, мужество?
Лингвистическое ли это толкование?
А как бы вы объяснили происхождение этих слов?
Сравните свои версии с приведенными в Этимологическом словаре Н.Шанского и Т.Бобровой о происхождении исходных слов для Удаль и Мужество.

МУЖ. Общеслав. Суффиксальное производное от той же основы, что немец. Mann, древнеинд. manu – «человек, муж». Исходное mangi > МУЖ после изменения an > о > у и gi > ж. Первоначальное «взрослый мужчина» < «понимающий, ученый». Ср. ВОЗМУЖАТЬ.

УДАЛОЙ. Искон. Суффикс. производное от УДАТЬСЯ. УДАЛОЙ буквально – «такой, кому все удается». Ср.: ему все легко дается.

Задание 97. Прочитайте текст.

В МИХАЙЛОВСКОМ ЗАПОВЕДНИКЕ

Каждый день в двери моей хижины слышен стук и стук. Потом начинают скрипеть ступени лестничные и слышится скок и скок. Потом происходят: явления, возглашения, здравицы, целование, застолье, тосты, открываются бутылки, фляги разные. Текут чача грузинская, наша родная многоградусная, перцовая... Начинается великое сидение, питие, охи-вздохи, легенды, сказки, новеллы...
Потом глаголю я о Пушкине, Михайловском, Ганнибалах, самоварах, подковах, книгах...
Потом опять застолье. Наконец происходит прощание, посошок, обещания, целование...
Ту... ту...
Так бывает почти каждый день.

(С.Гейченко)

Выпишите примеры аффиксальных и безаффиксного способов образования слов.
Какой способ словообразования здесь не встречается? А как быть с глаголом происходят?

Задание 98. Прочитайте стихотворение К.Фофанова.

Звезды ясные, звезды прекрасные
Нашептали цветам сказки чудные,
Лепестки улыбнулись атласные,
Задрожали листы изумрудные.

И цветы, опьяненные росами,
Рассказали ветрам сказки нежные, –
И распели их ветры мятежные
Над землей, над волной, над утесами.

И земля под весенними ласками
Наряжаяся тканью зеленою,
Переполнила звездными сказками
Мою душу, безумно влюбленную.

И теперь, в эти дни многотрудные,
В эти темные ночи ненастные,
Отдаю я вам, звезды прекрасные,
Ваши сказки задумчиво-чудные!..

Найдите прилагательные-эпитеты. Какова их роль в стихотворении?
Непроизводными или производными они являются?
Определите способ образования производных.

Задание 99. Прочитайте еще одно письмо С.С. Гейченко, почти пятьдесят лет возглавлявшего работу Пушкинского музея-заповедника «Михайловское».

Извещаю вас, что в Михайловском возрождена фамильная часовня Пушкиных. Она прекрасно вписалась в Поклонную горку, в Еловую аллею, в перспективу, открывающуюся с крыльца дома Пушкиных!
Последний месяц я жил здесь, как половой в трактире. Все гости, гости, гости... Чай, чаек, чаище, кофеище, жратва, болтовня, трепотня... Тьфу, тьфу!

Определите способ образования производных в предпоследнем предложении.
Как автору удается передать свое неприятное состояние?
Сравните это предложение со стихотворением К.Фофанова (задание 98). Какого эффекта можно достичь благодаря использованию суффиксальных дериваторов?

Задание 100. А могут ли приставки создавать подобный эффект? И какой именно? Прочитайте ученический рассказ.

ПРОИСШЕСТВИЕ В СУПЕРГИГАНТИИ

Маленький-премаленький ослик поднял длинную-предлинную палку. Этой огромной-преогромной палкой он сбил с ног злого-презлого плотника, а тот упустил тяжелый-претяжелый молоток и угодил в коварного-прековарного кузнеца, который выронил опасные-преопасные плоскогубцы, и они укусили жестокую-прежестокую повариху за толстое-претолстое ухо. Повариха ошпарила горячими-прегорячими щами сердитого-пресердитого кота, который быстрым-пребыстрым прыжком повалил кочергу прямо на хитрого-прехитрого профессора, а тот уколол себя острой-преострой, светлой-пресветлой, легкой-прелегкой, волшебной-преволшебной иглой. И от этого волшебного-преволшебного укола все стали добрыми-предобрыми.

(М.Кугут, 6-й класс)

Как образованы вторые части прилагательных-«супергигантов»?
Почему в них нужно писать приставку пре-?

Задание 101. Вставьте пропущенные буквы еще в одной работе М.Кугута.

НА ПРИЕМЕ У ПР_ЗИДЕНТА

На приеме у пр_зидента было много пр_морских гостей. Пр_зидента пр_ветствовали пр_поднятыми руками. Пр_зидент пр_сел на пр_чудливый стул. Началось заседание пр_зидиума. Все кричали, переругивались, пр_вставали, пр_седали. Пр_зидент пр_кратил заседание. Оно возобновилось, когда все попр_молкли. Пр_зидент выразил пр_знательность пр_морским гостям за пр_стройку, которую они пр_делали к пр_зидентскому дворцу. Пр_морские гости захлопали так, что пр_зидент аж пр_вскочил со своего пр_восходного стула. Заседание пр_зидиума закончилось, все разошлись, и пр_зидент пр_лег отдохнуть на роскошном мягком-пр_мягком диване.

Определите, производными или непроизводными являются слова с буквосочетаниями при-, пре-./
У производных слов определите способ образования.

Задание 102

ТЕСТ

I. Укажите предложение, в котором все слова непроизводные.

1. Маленький дом, где я живу в Мещере, заслуживает описания.
2. Это бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая серым тесом.
3. Дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от сада высоким частоколом.
4. Этот частокол – западня для деревенских котов, любителей рыбы.
5. Каждый раз, когда я иду с озера, коты всех мастей – рыжие, черные, серые, белые – бегут за мной.

(К.Паустовский)

II. Найдите предложение, в котором содержится исходное слово для производного приставка.

1. Чаще всего новые глаголы образуются приставочным способом.
2. Для этого достаточно приставить к исходному глаголу необходимую для получения нового значения приставку (ставить – вставить).
3. А если приставку переставить, то получится глагол с другим значением (вставить – выставить).
4. По меньшей мере 76 слов с корнем -став- являются однокоренными с глаголом ставить (см. словообразовательный словарь).
5. Если вы удачно справитесь с этим заданием, то учитель поставит вам хорошие оценки и скажет: «Молодцы, ребята!».

III. В каком предложении неверно употреблено производное?

1. Один из рецептов крепкого здоровья – бег по утрам.
2. Бегство с поля боя – позор для сражающихся.
3. В бегстве на 100 метров победил спринтер с Ямайки.
4. Один из видов современного пятиборья – бег на 1500 метров.
5. Пребывание наполеоновской армии в Москве закончилось паническим бегством.

IV. Укажите предложение, в котором все производные образованы суффиксальным способом.

1. Дядя Федор решил галчонка Хватайку акварелью раскрасить.
2. У Гаврюши голосище был такой, что полдеревни зараз на ноги поднимал.
3. – Я каждый день хожу в патриотический поход по родному краю, когда в соседнее село Троицкое за хлебом иду, – говорит дядя Федор.
4. На другой день снежный дождик стал сильнее.
5. Раньше почтальон Печкин смело во двор проходил, на крыльцо и в дверь стучал, а теперь он стал теленка Гаврюшу побаиваться.

(Э.Успенский)

V. В каком предложении встречается префиксально-суффиксальный способ образования?

1. Раз в крещенский вечерок девушки гадали.

(В.Жуковский)

2. Как весенней теплою порою
Из-под утренней белой зорюшки,
Что из лесу, из лесу из гремучего
Выходила медведиха
Со милыми детушками медвежатами
Погулять, посмотреть, себя показать.

(А.Пушкин)

3. Я вспомнил прежних лет безумную любовь...

(А.Пушкин)

4. Ребенка милого рожденье
Приветствует мой запоздалый стих.

(М.Лермонтов)

5. А потом позвонили мартышки:
– Пришлите, пожалуйста, книжки.

(К.Чуковский)

VI. Из заданий I–V данного теста выпишите слова, образованные безаффиксным способом.

VII. Укажите предложение, в котором встречается приставочный способ образования слов.

1. Кот несся за петухом на трех лапах, а четвертой, передней лапой бил его по спине.
2. От петуха летели лишь пыль и пух.
3. Внутри него от каждого удара что-то бухало и гудело, будто кот бил по резиновому мячу.
4. После этого петух долго лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал.
5. Его облили холодной водой, и он отошел.

(К.Г. Паустовский)

Задание 103. Словообразовательные неожиданности.

а) В рассказе А.И. Солженицына «На изломах» встречаем такое слово – некделье. В чем необычность его образования? Каким способом оно образовано? Можете ли вы вспомнить (или придумать!) слова, образованные одновременным присоединением двух приставок при конфиксе?

б) Дано производное слово героизм. Как оно образовано? Вы сразу скажете: с помощью суффиксального дериватора -изм- от исходного герой. Но неожиданность здесь все-таки есть. Какая?

в) В русском языке есть слова товарищ и товар, как будто не связанные одно с другим. А как же было на самом деле?.. Бродили по Руси торговцы, покупали, продавали, носили и возили с собой разный товар. Но одному в путь отправляться было опасно, вот и выбирали себе товарища, который помогал товар сбывать. Потом слово товарищ получило значение «друг, приятель» вообще, а не только в торговле, в путешествии.

(В.Одинцов)

В каком еще значении употребляется слово товарищ в современном русском языке?

Задание 104. Изучая словообразование, вы уже неоднократно работали со словарями строения слов и словообразовательными. Обратимся к ним еще раз. Перед вами страничка из Школьного словаря строения слов русского языка З.А. Потихи. Сначала укажите непроизводные слова, а затем все производные сгруппируйте в зависимости от способа образования.

воспит/ани/е
воспит/а/нн/ик
воспит/а/нн/иц/а
воспит/а/нн/ость
воспит/а/нн/ый
воспит/а/тель
воспит/а/тель/ниц/а
воспит/а/тель/н/ый
воспит/а/тель/ск/ий
воспит/а/ть
воспит/ыва/ть
вос/плам/ен/ений/э
вос/плам/ен/и/ть
вос/плам/ен/я/ем/ость
вос/плам/ен/я/ть
вос/полн/и/ть
вос/полн/я/ть
вос/польз/ова/ть/ся
вос/помин/а/ний/э
вос/препятств/ова/ть
вос/прет/и/ть
вос/прещ/а/ть
вос/прещ/ений/э
вос/приим/чив/ость
вос/приим/чив/ый
вос/приним/а/ть
вос/приня/ть
вос/произвес/ти

Задание 105. Лингвистическое сочинение.

Допустим, вы авторы пособия «Словообразовательные средства и способы словообразования». Попытайтесь рассказать об этой теме так, чтобы вашим предполагаемым ученикам изучать ее было бы и интереснее, и легче. Желающие могут прислушаться к следующим требованиям:

– научность;
– убедительность;
– живость написания;
– юмор.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru