Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №35/2002

Я ИДУ НА УРОК

С.А. ДАНИЛОВА,
пос. Дорожный, Ленинский р-н,
Республика Саха (Якутия)


Части речи.

Имя существительное

5 класс

Я постоянная подписчица вашей газеты.
Большое спасибо за огромную методическую помощь, за общение с коллегами, которое возможно только через вашу газету. Она в нашей работе – словно лучик света. Я через нее узнаю много нового, появляются новые идеи.
В свою очередь, я хочу предложить своим коллегам материалы к урокам по изучению частей речи и словообразования в 5–6-х классах.

Цели урока. 1. Системный подход к изучению частей речи.

2. На основе материала, изученного в начальных классах, продолжить более глубокое изучение имени существительного: познакомить с новыми понятиями о лексических и грамматических значениях существительных.

В русском языке многие слова в соответствии со своими лексическими и грамматическими значениями распределены по шести группам, которые мы называем самостоятельными частями речи.

Назовите слова, которые относятся к именам существительным. На какие вопросы они отвечают? Объясните их лексическое значение.

Задание 1. Объясните лексическое значение существительных.

Дом, пурга, тоска, дерево, кровать, праздник, день рождения, сарай, счастье, боль, пол, победа, доска, бег, белизна, смелость, правда, нефть, керосин, жара, вулкан, стена, вера.

После выполнения первого задания ребята чертят опорную таблицу «Имя существительное». Заполняют первый столбик. (См. таблицу.)

Задание 2. Объясните, чем отличаются друг от друга слова в каждой группе.

а) Трава, камыш, сено, меч, кость, медведь, икра, окно.
б) Трава, по траве; медь, медью; пень, пня; мед, медом; сон, сна.
в) Стол, столы; тень, тени; чудо, чудеса; степь, степи; лист, листья; конь, кони.

Вывод:

Имена существительные имеют род (м.р., ж.р., ср. р.).
Изменяются по падежам, числам.
Род, падеж, число образуют формы слов. Они определяют грамматическое значение слов. (Ученики заполняют второй столбик таблицы.)

Задание 3. Определите лексическое значение слов. Укажите, к какой части речи они относятся.

Меч – бег – бегать;
лента – езда – ездить;
мяч – прыжок – прыгать.

Слова бег, езда, прыжок обозначают действие, почему же тогда они относятся не к глаголам, а к именам существительным? Какое сходство они имеют со словами меч, лента, мяч?

Вывод:

Слова бег, езда, прыжок – существительные, хотя обозначают действие, потому что обладают формальными признаками существительных, то есть по грамматическому значению (отвечают на вопрос что? в им. п.; имеют род, изменяются по падежам, а слово прыжок – и по числам).

Задание 4. Определите лексическое значение слов. Укажите, к какой части речи они относятся.

Паста – краснота – красный;
стена – белизна – белый;
кость – смелость – смелый.

Слова краснота, белизна, смелость называют признак. Объясните: почему они относятся к существительным? Какое сходство они имеют со словами паста, стена, кость?

Вывод:

Слова краснота, белизна, смелость – существительные, хотя обозначают признак, они имеют грамматические признаки существительных, а не прилагательных.

Задание 5. Определите значение слов. Укажите, к какой части речи они относятся.

Резьба – резной – резать;
трусливый – трусость – струсить;
печалиться – печальный – печаль;
длина – длинный – удлинить;
уныние – унылый – унывать;
суша – сушить – сухой.

Общий вывод:

Сегодня мы говорили о существительных, узнавали новое об их лексических и грамматических значениях. На следующих уроках продолжим изучение существительных.

Домашнее задание

1. По опорной таблице повторите сведения о лексическом и грамматическом значении существительных.
2. Составьте цепочки родственных слов (как в задании 4).

Опорная таблица заполняется по ходу изучения материала в течение двух лет (5–6-е кл.). В конце она будет выглядеть таким образом. (См. таблицу.)
Подобные таблицы можно составить при изучении всех частей речи.

Словообразовательные задачки

Задание 1. По намекам найдите суффиксы, напишите ответы.

Лес + ? = его сторож, охранник.
Печь + ? = он складывает (строит) их.
Москва + ? = живет там.
Читать + ? = любит это дело.
Береза + ? = есть такой сок.
Рябина + ? = сделанный из нее.
Сук + ? = маленький.
Дом + ? = старый, маленький.
Сапог + ? = очень большой.
Хвост + ? = он очень большой.
Соловей + ? = его пение.
Слепой + ? = говорят: куриная ... .
Ель + ? = в том лесу их много.
Дерево + ? = сделанный из него.
Белый + ? = заяц.
Искусство + ? = был такой соловей у китайского императора.

Ответы: лесник, печник, москвич, читатель, березовый, рябиновый, сучок, домишко, сапожище, хвостище, соловьиный, слепота, ельник, деревянный, беляк, искусственный.

Задание 2. По намекам найдите приставки. Напишите ответы.

? + писать = начинать действие
? + писать = повторить действие заново
? + писать = домашнее задание у соседа ...
? + писать = довести действие до конца
? + ходить = идти по кругу
? + ходить = через мост
? + ходить = отдаляться
? + ходить = идти мимо

Ответы: записать, переписать, списать, написать, обходить, переходить, отходить, проходить.

Задание 3. По намекам найдите приставки и суффиксы. Напишите ответы.

? + дно + ? = в бочке нет его
? + кость + ? = не имеющий ее
? + край + ? = не имеющий края
? + берез + ов + ? = растет под ней

Ответы: бездонный, бескостный, бескрайний, подберезовик.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru