Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №36/2002

ПОДСПОРЬЕ

В.А. КАВЕРИНА,
гимназия при педагогическом колледже № 1,
г. Владивосток


Словарная работа

Работаем по учебнику М.Т.Баранова

6 класс

Интересной, полезной и результативной считаю словарную работу «Пиши правильно». Задания, составленные авторами учебника, объединяют словарные слова в тематические группы, помогают учащимся запомнить лексическое значение слов, их роль в тексте, расширяют словарный запас учеников.
Считаю, что такая работа может проводиться в каждом классе на материале учебников любых авторов. В качестве примера хочу предложить задания для словарной работы на материале учебников авторов:
Т.А. Ладыженской, 5-й класс;
М.Т. Баранова, Л.Т. Григорян, 6–7-е классы.
Надеюсь, что эти задания помогут учителям русского языка в работе и будут интересны учащимся.

 

Задание 1. Закончите ряд синонимов словом из списка. С каждым из прилагательных составьте словосочетание. Знайте значение и правописание слов.

1. Дивный, роскошный, изумительный, восхитительный, замечательный...
2. Краснощекий, розовый, розовощекий...
3. Старательный, исполнительный, ретивый...
4. Умелый, квалифицированный, опытный...
5. Молодой, неопытный...
6. Отрадный, сладкий, сладостный...
7. Заурядный, непримечательный, простой...
8. Преобразование, изменение чего-либо...
9. Преграда, барьер...
10. Авантюра, похождение...
11. Соревнование, конкурс, соперничество, турнир...
12. Следовать, брать пример, копировать...

Великолепный
прилежный
препятствие
реформа

искусный
приятный
преобразование
румяный

обыкновенный
приключение
подражать
юный

Задание 2. Определите лексическое значение слов. Вставьте в предложения подходящие по смыслу глаголы, поставив их в нужную форму. Знайте правописание этих глаголов.

1. Я долго не мог ... дугу к оглоблям – никак не лезла в гужи.
2. Вода в реке ... холодный блеск стали.
3. Силы человека растут от сознания необходимости ... жизнь.
4. Мне предстояло пешком ... двадцать или двадцать пять верст.
5. Советы, какие она давала, все ..., и ни один из них не пропал в хозяйстве даром.
6. Я понемногу ... ко всему и чувствую себя как дома.
7. Мать моя успела ... мужа с его семейством, в котором ее полюбили.
8. Бригада ... в томительном бездействии, ожидая приказа.
9. Сейчас Игорь ... себя. Ничтожество. Трусил перед Лосевым.
10. Наступила зима и ... их свидания; но переписка сделалась тем живее.
11. Пароход ... к пристани.
12. Строители сумели ... проект в действительность.
13. Вдвоем они живо ... брюки американца в очень удобный костюм для мальчика.
14. Люда ... дверь, думая, что Володя хочет что-то сказать ей.
15. Лиза ... обновы и призналась перед зеркалом, что никогда еще так мила самой себе не казалась.

Примерять
пребывать
презирать
приспособить
притворить

примирять
прибывать (прибыть)
прекратить
преодолеть
привыкать

приобрести
превратить
преобразовать
претворить
пригодиться

Задание 3. Объясните значение слов, используя знания о происхождении слов (этимологию). В этом вам помогут значения международных словообразовательных элементов.

Акваланг
типография
биография

биология
телеграмма

велосипед
терраса

педаль
орфограмма

акв (лат. aqua – вода)
био (греч. bios – жизнь)
вело (лат. velox – быстрый)
граф (греч. qrapho – пишу)
грамма (греч. qramma – запись, буква)
лог (греч. loqos – слово, учение)
орфо (греч. orthos – правильный)
пед (лат. pedis – нога)
теле (греч. tele – далеко)
терра (лат. terra – земля)

Проверьте себя по толковому словарю, запомните правописание слов. Подберите и запишите по два примера слов, в состав которых входят общие словообразовательные элементы из древнегреческого и латинского языков.

Задание 4. Выучите значение и правописание слов. Расставьте ударения. Ответьте да или нет, прочитав толкование слов. Если толкование слов неверно, то предложите собственное объяснение.

1. Атмосфера – окружающие условия, обстановка?
2. Бассейн – искусственный водоем для плавания, купания?
3. Бахрома – тонкая, полупрозрачная, слегка блестящая ткань?
4. Богатырь – богатый человек?
5. Конвейер – группа людей, вооруженный отряд?
6. Приветвосклицание при встрече или расставании?
7. Профессия – род трудовой деятельности, занятий?
8. Талант – то, что образуется от таяния снега, льда?
9. Январский – прилагательное к январь; первый месяц календаря.

Задание 5. Выучите значение и правописание слов. Расставьте в словах ударения. Напишите небольшой рассказ на тему «В музее редкой книги».

Иллюстрация
орнамент
раритет
предмет

заглавие
подзаголовок
искусство
экземпляр

искусный
типография
коллекция
шедевр

Задание 6. Выучите значение и правописание слов. Расставьте в словах ударения. Напишите сочинение «В осеннем лесу». Обратите внимание на разнообразие красок и оттенков осеннего леса.

Багряный
зеленый
синий
присмотреться

бирюзовый
изжелта-красный
великолепный

бордовый
иссиня-черный
природа
привыкать

Задание 7. Выучите значение и правописание слов. Составьте словосочетания со словами левого и правого столбиков. Старайтесь соединять подходящие по смыслу слова. Определите части речи в словосочетаниях.

Двести
Девяносто
Одиннадцать
Триста
Миллион
Миллиард
Четыреста

гараж
гектар
бассейн
тонна
центнер
километр
экземпляр

Задание 8. Выучите значение и правописание слов. Расставьте в словах ударения. Растолкуйте в одном-двух предложениях значение каждого слова. Напишите небольшой рассказ на тему «В молодежном кафе».

Приготовить
салат
кафе
придумать

торопиться
свиной
интерьер
ровесник

салфетка
фасоль
экономить
прийти

Задание 9. Выучите значение и правописание слов. Расставьте в словах ударения. Представьте себе, что к вам в школу пригласили ветерана Великой Отечественной войны. Что бы он мог вам рассказать?

Ветеран
общественно-политический
пример
солдат

генерал
присутствовать
причина

командир
пригласить
ракета
поражение

лейтенант
приказать
трибуна
победа

Задание 10. Выучите правописание и значение слов. Расставьте ударения. Составьте рассказ, используя слова из списка. Придумайте заголовок к своему рассказу.

Арматура
квартира
перила
экскаватор

карниз
паркет
поскользнуться

бетон
маляр
штукатур
общественно полезный

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru