Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №36/2002

БИБЛИОТЕЧКА УЧИТЕЛЯ. XXXIV

С.ГИНДИН


Возможно ли объективное выявление звуковых приемов?

Ответ дают числа

В № 21 за этот год публикацией главы «Инструментовка» из книги Шенгели «Техника стиха» мы открыли разговор о звуковой организации художественной речи. Тема эта, судя по приходящим в редакцию письмам и разработкам уроков, актуальна, и разговор видится долгим. Для начала, как говорилось в № 21, полезно выслушать авторитетное мнение тех, кто писал о звуковой организации русского стиха и русской прозы задолго до нас – классиков лингвистики и поэтики XX столетия.

В № 21 были перечислены и те практические вопросы, ответы на которые (или хотя бы наметки ответов) нам хотелось бы услышать от классиков. Глава из книги Г.Шенгели дала нам ответ на первый из них: какие разновидности звуковой организации возможны в русской стихотворной речи? Но как только мы примем его ответ к руководству, сразу возникает второй: а в каких случаях мы можем быть уверены, что в тексте действительно имеется определенная инструментовка, некоторая значимая концентрация звуков? Не померещилось ли нам, не привнесли ли мы в текст то, чего в нем и не было?

Как можно получить ответ на этот вопрос, показывает публикуемая ниже статья Александра Моисеевича Финкеля (1899–1968; о его жизни и творчестве см. «Русский язык» № 41/2000. С. 5 и № 13/2001. С. 5). Первоначально она составляла заключительный раздел знакомого нашим читателям «Опыта лингвистического анализа стихотворения А.Блока “Незнакомка”» (№ 41/2000. С. 6– 12), но при сокращении для предполагавшейся публикации автор исключил его. «Эвфоника “Незнакомки”» увидела свет лишь в 1985 г. в «Ученых записках Тартуского университета» и почти не известна даже специалистам.

Но идея, метод, примененные А.М. Финкелем, предложены, как он сам отмечает, другим ученым – Александром Матвеевичем Пешковским. Да-да, тем самым знаменитым автором «Русского синтаксиса в научном освещении» и статей о преподавании русского языка в школе. В его «Сборнике статей» (Л.: ГИЗ, 1925) была помещена работа с необычным для гуманитарного труда числовым заглавием «Десять тысяч звуков», фрагменты которой тоже публикуются в этом номере.

Заглавие указывало, какой путь предлагал автор для выявления звуковых приемов. Есть ли в тексте необычная концентрация звуков – может ответить только численное сравнение: больше здесь интересующих нас звуков, чем бывает обычно, или нет? Легко видеть, что слово обычно здесь можно понимать двояко: «в обычной речи», т.е. не в поэзии, не в речи художественной, и обычно в смысле «как правило, чаще всего».

Пешковский дал ключ к практической расшифровке обоих этих толкований. В качестве эталона обычности он предложил рассматривать повседневную разговорную речь. А чтобы узнать, какой фонетический рисунок обычен в подобной повседневной речи, Пешковский обратился к помощи... цифр. Согласно упоминаемому им «закону больших чисел», установив, как часто встречаются некоторые языковые явления в достаточно большом количестве наблюдений, можно с высокой точностью предсказать, как часто они должны встречаться в любых других отрезках речи. И если в некотором художественном тексте они встречаются намного чаще или намного реже, чем предсказано, значит, в нем действуют другие законы, нежели в обычной речи.

Записав отрывки бытовых разговоров и сделав их транскрипцию, очищенную от диалектных особенностей, следов фонетической компрессии и скороговорки, Пешковский получил тот – огромный для докомпьютерных времен – эталонный массив в 10000 звуков, с которым можно было сравнивать художественную речь.

Однако прошло еще долгих 35 лет, прежде чем инструментом Пешковского реально воспользовались исследователи – сначала А.М. Финкель, а пять лет спустя и в более ограниченном объеме – крупнейший стиховед русского зарубежья Кирилл Тарановский (см. Тарановский К.Ф. О поэзии и поэтике. М., 2000. С. 347–357). Сказались, наверное, многолетние гонения на «формализм», под которые попадали математические методы. К тому же обследование звуковой ткани больших текстов требует внимательности и хорошего владения навыками транскрибирования.

Между тем в школе данные Пешковского (включенные в нашу публикацию отрывков из его статьи) могут стать хорошим подспорьем. Результаты подсчетов по отдельным звукам естественно включать в ткань разборов, проводимых учителем на общих уроках анализа текста. А на факультативных занятиях подобные подсчеты на небольших текстах по силам и самим ученикам, если предварительно обучить их простейшим основам транскрипции.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru