Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №42/2002

Я ИДУ НА УРОК

Н.А. ЗАЙЦЕВА,
Стабенская средняя школа,
Смоленская обл.


 

Подготовка к сочинению – описанию животного

Урок развития речи. 2 часа

6 класс

Часто уроки развития речи становятся скучными и однообразными и не достигают нужной цели – подготовить ребят к сочинению-описанию. Как правило, своего отношения ученики выразить не могут или ограничиваются предложениями типа: "Я его очень люблю. Мне он очень нравится. Вот какой у меня..."
Предлагаемые виды работ, возможно, помогут ученикам выразить свое отношение к описываемому, сделают описание более ярким.

ПЕРВЫЙ УРОК

ХОД УРОКА

В начале урока вспоминаем, из каких частей состоит описание, записываем на доске и в тетрадях.

1. Представление объекта речи. Кто это или что это?
2. Наиболее характерные признаки объекта речи (размер, форма, цвет, вкус, запах, возраст, характер, внешний вид, занятия...).
3. Оценка объекта речи.

Далее предлагаем найти эти части описания в предложенном тексте (текст распечатан).

Петух был такой красивый и смелый. На шее огненное ожерелье. Спина серая в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные серпообразные сине-черные перья. Он выступал вперед широкой отливающей бронзой грудью, высоко, будто на параде, поднимал лапу с загнутыми острыми шпорами.

(По Е.Носову)

Понравилось ли вам описание? Легко ли будет художнику нарисовать такого петуха? Почему?
(Ответы учеников. Писатель смог подметить у петуха детали, отличающие его от других: огненное ожерелье на шее, в хвосте серпообразные перья. И манера ходить у него особая, словно на параде. Так и видишь этого гордо вышагивающего петуха.)
Каким образом автору удалось нарисовать запоминающийся образ?
К какому стилю мы отнесем этот текст? По каким признакам?
(Ответы учеников. Это текст художественного стиля, в котором используются различные языковые средства выразительности.)
Давайте найдем их.
(Ответы учеников. Огненное ожерелье – это метафора, пышный хвост – эпитет, серпообразные перья – метафора, отливающей бронзой грудью – метафора, будто на параде – сравнение. С их помощью описание становится выразительным и красочным.)
Все ли части описания присутствуют в этом тексте?
Есть представление (Петух был...). Есть его подробное описание.
Выражено ли авторское отношение?
(Ответы учеников. Оно скрыто, но проявляется в словах красивый, смелый, выступал, как на параде. Автор любуется им.)

Задание 1. Прочитайте текст. О чем он? Кто описывается в нем? Озаглавьте текст. При списывании вставьте подходящие слова. Сравните свой текст с авторским. (Тексты раздаются.)

И стоит елочка растерянная, _________. Раскинула лапки, а на __________ подарки. И уже некуда их девать, а ей все дарят и дарят.

У всех на глазах становится елочка из __________ и хвойной мягкой и лиственной. Вся в золоте, багрянце и _________. Вся нарядная и _______.

Не то что зимой и летом – ___________.

Авторский текст

И стоит елочка растерянная, счастливая. Раскинула лапки, а на ладошках подарки. И уже некуда их девать, а ей все дарят и дарят.
У всех на глазах становится елочка из колючей и хвойной мягкой и лиственной. Вся в золоте, багрянце и бронзе. Вся нарядная и разноцветная.
Не то что зимой и летом – одним цветом.

(Н.Сладков)

Ученики объясняют подобранные слова.

Задание 2. Помните, что авторское отношение к описываемому может выражаться не только словами мне нравится, люблю,..., а еще при помощи различных приставок и суффиксов, т.е. разных словообразовательных элементов. Учитывая это замечание, спишите текст, заменяя подчеркнутые слова другими, с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какие это суффиксы (суффиксы субъективной оценки)?
(Ребята перечисляют известные им. Работают с отпечатанным текстом.)

Вдруг вынырнула девочка малая. Волосы рыжие, сарафан голубой и в руке платок. Поглядела девочка веселыми глазами, блеснула зубами, подбоченилась, платком махнула и пошла плясать. Плясала ловко и легко.

Интересно ли было читать этот текст? Почему?
(Ответы учеников. Мы не чувствуем авторского отношения к описываемой девочке.)
Да, стилистически нейтральные слова не дают нам это почувствовать. Как изменился текст, когда вы добавили суффиксы субъективной оценки? Прочитайте свои варианты. Объясните свой выбор.

Авторский текст

Вдруг вынырнула девчоночка махонькая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руках платочек. Поглядела девчонка веселыми глазками, блеснула зубенками, подбоченилась и пошла плясать. Плясала ловко и легко.

(П.Бажов)

Почувствовали ли вы авторское отношение к девочке? Как этого смог добиться П.Бажов?

ВТОРОЙ УРОК

Редактируем текст

Задание 3. Внесите исправления в текст. Запишите текст в исправленном виде.

Один раз я увидел на коврике в подъезде маленького котенка. Он был весь черный, ни одного белого пятнышка. Хвостик у него был маленький, пушистый. Глаза у него были зеленые, большие, умные.
Рядом с котенком находилось блюдечко с молоком. Он увидел меня, очевидно, испугался и торопливо побрел к батарее, забирая за собой коготками коврик. Вид у него в этот момент был очень жалкий.

Исправив текст, ребята объясняют внесенные изменения. (Можно перед исправлением текста в слабом классе найти речевые ошибки и предложить их исправить самостоятельно. В таком случае найденные ошибки подчеркиваются в тексте и выносятся на поле условным знаком.)

Исправленный текст

Однажды я увидел в подъезде на коврике маленького котенка. Он был весь черный, ни одного белого пятнышка. Хвостик у него маленький и пушистый, а глаза большие, зеленые и умные.
Рядом с котенком находилось блюдечко с молоком. Он увидел меня, очевидно, испугался и засеменил к батарее, зацепив за собой коготками коврик. Вид у него был очень жалкий.

Иногда ученические сочинения страдают непоследовательностью описания. Устранить этот недочет позволяет следующее задание.

Задание 4. Переставьте части текста, чтобы описание стало более последовательным.

МОЯ ПТИЧКА

У меня есть птичка канарейка. У нее спинка желтоватая, бока и хвостик белые, головка, как и спина, желтая. Глазки у моей канарейки черные, блестящие, как бусинки.
Канарейка ест капустные листья, коноплю.
Наша птичка поет целый день – утром, когда мы еще спим, и вечером, когда мы ложимся спать. Мне очень нравится, как поет наша канарейка.
Я люблю смотреть, как канарейка спит, втянув головку. Она поет громко, весело. Мне и маме в такие минуты кажется, что наступила весна.

Слушаем замечания ребят. Обсуждаем.

Итог урока. Подводим итог, чему мы научились, что надо знать и уметь, чтобы сделать описание интересным, красочным, чтобы уметь выразить свое отношение, избегая речевых и логических ошибок.

Памятка сочинителю.

1. Выберите для описания то, что хорошо знаете.
2. Выбрав, подумайте, в какой последовательности вы будете описывать.
3. Выделяйте характерные и яркие детали в своем описании.
4. Умейте выразить свое отношение к тому, что описываете.
5. Подумайте: сможет ли художник, используя ваше описание, нарисовать это животное и передать в рисунке ваше отношение?

Домашнее задание. Напишите сочинение – описание животного.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru