Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №46/2002

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

М.В.ХОДАН,
школа-пансион "Росинка",
пос. Калилинец, Московская обл.


Поэт или архитектор?

Уважаемые коллеги, позвольте поделиться с вами открытиями моих учеников-шестиклассников.

В системе уроков по развитию речи изучение описания как особого типа речи занимает значительное место. Мы учим детей описывать предмет, животное, окружающую среду, одежду (костюм), картину, помещение.

На последнем нам хотелось бы остановиться подробнее. Чаще всего дети пишут сочинение на одну из классических тем: «Моя комната», «Мой класс» и т.п. Подготовительная работа на предшествующих сочинению уроках, безусловно, дает свои результаты: дети составляют сложный план, устно дают подробное описание выбранного детьми (или учителем?) помещения, предупреждают возможные ошибки в отработанных словах.

Обратимся к научно-методической литературе и посмотрим, как в ней определяется описание:

Пленкин Н.А. Уроки развития речи: 5–9-е классы. Кн. для учителя: из опыта работы. М., 1995. С. 37.

Описание... не имеет в виду движения, в описании его нет, признаки статичны. Описание не обладает динамикой, его признаки неизменны и одновременны, непеременчивы, постоянны.

Мещерякова М.И. Краткий словарь литературных терминов. Методические рекомендации для учителя и учеников. М.: Мегатрон, 1998. С. 25.

Описание – вид повествования, в основе которого – изображение статической картины (портрета, пейзажа, обстановки).

Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом. 5–9-е кл. Кн. для учителя . М., 1991. С. 78.

Построение описаний места вызывает большие трудности у учащихся. Школьников затрудняет как отбор фактического содержания (выбор предметов – деталей общей картины), так и языковых средств для передачи значения где? – что?

Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. Учебное пособие. Изд. 3-е. М.: Флинта: Наука, 2000. С. 295.

Описание – сообщение об одновременных признаках предмета. Их можно увидеть сразу все вместе, на одной фотографии, на одном рисунке. Поэтому в работе над этим понятием основным методическим приемом является рисунок какого-либо предмета или явления и т.п. Описание предполагает перечисление постоянных или однородных признаков и потому отличается статичностью.

Все авторы отмечают обязательную статичность описываемого, то свойство, которое, казалось бы, облегчает сочинительский труд учащихся. Однако неизменяемость картины в то же время притупляет внимание, а следовательно, и интерес к изучаемому объекту, снижает уровень эмоционального восприятия. Творческая работа рискует превратиться в скучное описание давно знакомого помещения. Впрочем, все может быть иначе...

Потолок цвета нежно-голубого неба, стены напоминают березки, а пол – нежная, бархатная травка. Иногда мне даже кажется, что я живу в лесу. В моей комнате мало мебели. Кровать сделана из дерева, а одеяла – из травы, стулья на тонких ножках. Когда я лежу в своей постели, мне кажется, что пахнет фиалками, играет классическая музыка и слышна тихая поступь диких зверей. Я люблю свою комнату! (Из сочинения Розы А., 6-й кл.)

На двери моей комнаты установлен голосовой замок: дверь открывается только мне. В комнате пол покрыт прекрасным ковром всех цветов радуги, потолок бело-лимонный, а шершавые стены нежно-золотистого оттенка. В стену встроен музыкальный центр, а когда специальные приборы чувствуют, что я раздражен, включается тихий шум водопада. (Из сочинения Саши Н., 6-й кл.)

Или:

Большая комната. Внешне она не отличается от обычных, но внутри... Когда заходишь в нее, поражают запах моря и ультрафиолетовый свет. Справа от двери располагается сад с экзотическими растениями, а слева – большой аквариум, встроенный в стену. Около двери стоит пульт управления комнатой, на нем пять кнопок. (Из сочинения Саши З., 6-й кл.)

Мы не будем раскрывать секреты управления комнатой, скажем лишь, что с помощью четвертой кнопки включается, например, зона отдыха.

Как вы, наверное, уже догадались, тема этих сочинений – «Моя комната в будущем». Предложенная тема послужила толчком к творчеству. На первом этапе подготовки к сочинению дети самостоятельно обдумывали, какой должна быть эта необыкновенная комната, как лучше о ней рассказать.

Затем ребятам были предложены современные архитектурные журналы, в частности, «Архидом», salon, чтобы они познакомились с работами современных архитекторов-дизайнеров. Дети очень быстро сами нашли подобные материалы и в других журналах. После уроков проводились индивидуальные консультации по подготовке к сочинению. Дети получили ответы на такие вопросы:

– какова должна быть композиция сочинения-описания (начало, содержательная часть, финал);
– что лучше описывать в первую очередь, что – во вторую;
– какая лексика наиболее приемлема для подобного сочинения;
– какие изобразительно-выразительные средства языка можно использовать в работе;
– какие художественные приемы допустимы в таком сочинении;
– как составить тематический словарик, как предупредить орфографические и пунктуационные ошибки;
– что может заинтересовать будущего читателя, а что, например, ввести в заблуждение, вызвать
негативную реакцию и т.д.

В качестве эпиграфа нашей творческой деятельности были выбраны слова Н.В. Гоголя: «Но какое множество есть разбросанных на всем намеков, могущих зародить совершенно необыкновенную живую идею в голове архитектора. Если только этот архитектор – творец и поэт».

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru