Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №47/2002

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Н.А. ШАПИРО


Размышления вдогонку

К сожалению, несмотря на старания педагогов, сочинение для большинства школьников остается делом неприятным, пугающе трудным, а то и невыполнимым, если рассчитывать только на собственные силы.

Такое отношение к письменным работам, которые по традиции называют творческими, как ни странно, охотно поддерживают некоторые наши коллеги, хорошо и быстро сориентировавшиеся в условиях рынка. Сначала появились бесчисленные сборники «золотых сочинений» по литературе для старшеклассников, и как бы ни отводили нам глаза предисловия и методические комментарии, потребитель безошибочно определил главное назначение таких изданий: это для списывания. Так выпускники получили возможность избежать развития собственной речи. Спрос продолжает порождать предложение. Теперь родители, искренне желающие избавить своих детей от мук, с радостью обнаруживают на прилавках книжных магазинов готовые сочинения для учеников средней школы. Торговля идет бойко: «Девушка, а по Короленко для шестого класса есть?».

Вот книга «Русский язык. Пятерка за сочинение. 5–9. Сборник сочинений» (Айрис-пресс, 2002). Ее создатели не прячут лица и не скрывают своих имен от учительской общественности – напротив, предваряют свой труд сообщением «Об авторах – составителях книги», из которого мы узнаем, что супруги Ирина Сальникова, «учитель русского языка с многолетним стажем работы в школе», и Александр Тарасенков, который «сейчас занимается творческой работой», вместе уже выпустили в свет «Готовые домашние задания по русскому языку» для 5-, 6-, 8-х и 9-х классов. Супруг, «по образованию филолог», справился не только с упражнениями для школьников среднего звена, но и с изложениями для 9-го класса, причем в одиночку, без помощи супруги («Русский язык: Образцы изложений по сборнику текстов для проведения письменного экзамена. 9-й класс»). Видимо, последнее достижение вызывает особую гордость автора, потому что он не преминул сообщить, что это «единственная книга подобного рода в 2000 и 2001 годах». Вряд ли наши бывшие коллеги не догадываются, как используют их книжки. Но на всякий случай скажем отчетливо: эти книжки нужны детям, чтобы обманывать учителей, незаслуженно получать хорошие отметки, избегать умственных усилий, уклоняться от возможности понять, узнать, научиться. Правда, этой же цели служат всевозможные «решебники» и «готовые домашние задания» по другим предметам. А детская (да и взрослая) привычка с уважением относиться к печатному слову переводит списывание, которое всегда прежде считалось жульничеством, в разряд узаконенных, почти респектабельных занятий. Так что, если судить только по книжным прилавкам, сочинения вроде бы и не выделяются из общего ряда заданий, которые не хочется выполнять, а «Пятерка за сочинение» – из общего ряда изданий, мешающих учителю учить, а ученику – учиться. И все-таки в данном случае просматриваются некоторые дополнительные малосимпатичные оттенки.

Дорогие ребята... Не все из вас собираются стать писателями, и поэтому не у всех есть способность творить – так убеждают в необходимости своей книги лукавые авторы. И дальше опять: Наша книга предназначена для тех, у кого фантазии маловато, слог не сложился, язык беден, нет времени сидеть и раздумывать над каждой строчкой. Такие учащиеся есть, их не может не быть. Гуманитарии сами сочинят, а вот «технари», «компьютерщики» и «биологи» – куда им-то деваться? Использовать тексты из этого сборника! Прежде такое самооправдание придумывали нерадивые ученики, сваливая в кучу мнимую неспособность и намеки на иное призвание, якобы не предполагающее умения «сочинять», но требующее не тратить время на пустяки, и простодушно проговариваясь о нежелании «сидеть и раздумывать». А мы говорили, что внятно излагать свои мысли очень нужно и биологам, и технарям и мы можем этому научить, но надо стараться. И красивое слово творить к этому не имеет особого отношения, и фантазия здесь ни при чем. Теперь педагог со стажем и филолог повторяют соблазнительную неправду о неспособности.

Вторая неправда – о совершенстве приводимых сочинений. Конечно, авторам пришлось основательно переработать и отредактировать работы учащихся, так как хотелось представить такие образцы, которые заслуживают хороших оценок.

Низкую оценку за такое сочинение можно получить, только если:

  • при списывании вы были невнимательны или неправильно переделали сочинение;

  • вам попался слишком придирчивый учитель, лично вас за что-то недолюбливающий;

  • вы все сочинение переписали дословно и аккуратно, но такая же книга есть и у вашего учителя.

Не надо быть слишком придирчивым учителем, чтобы распознать подделку. Но на стороне несовершеннолетнего жулика теперь книга – почти документ.

А третья неправда, объявленная еще в предисловии, – что ученикам дают «советы по написанию сочинения на основе предложенных образцов». Ведь в действительности рекомендуются лишь уловки: Если наша книга есть у многих, тактика написания по ней сочинения меняется. Вам необходимо изменить образец так, чтобы ваше сочинение выглядело оригинальным, самостоятельным... Что нужно сделать? Во-первых, изменить первый абзац так, чтобы после прочтения первых же строчек учитель не подумал: «Где-то я уже это читал». Как это сделать? Необходимо использовать синонимы, менять структуру предложений, кое-что убирать или, наоборот, добавлять свои мысли. Хорошо использовать различные вводные фразы: «По-моему...», «Я считаю...». После общих советов приводится пример переработки «образца». Цитируем фрагмент: «Давайте объясним ему, почему уважение к старшим – неписаный закон нашей жизни». Варианты: Ну что же, попробуем объяснить, почему уважение к старшим – закон нашей жизни. Попытаемся объяснить, почему уважение к старшим – неписаный закон общества. Давайте ему объясним, почему уважение к старшим – непреложный закон. На практике читателю и проверяющему в глаза бросается почти полное сходство всех этих фальшиво морализаторских фраз, и усилия по внесению едва различимых изменений представляются совершенно бесполезными. Но авторы «Пятерки за сочинение» уверяют: «Теперь никто не сумеет вас упрекнуть в списывании!».

Очень показательно, что для обучения жульничеству выбрана тема «Уважение к старшим – закон нашей жизни». Для списывания цинично предлагается и множество других плохих якобы искренних текстов – «рассуждений на морально-этическую тему»: Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Благородный поступок. Борьба с вредной привычкой. Без добрых дел нет доброго имени. Без труда не может быть красивой и радостной жизни. Будущее начинается сегодня. В человеке все должно быть прекрасно. Какие качества я больше всего ценю в человеке.

Но в общем-то не заслуживают долгого разговора эти псевдосочинения и псевдопедагоги.

А вот разговор о том, как научить детей писать толково, умно, самостоятельно, грамотно, – этот разговор, наверное, никогда не будет окончен.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru