Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №48/2002

УКАЗАТЕЛЬ

Опубликовано во II полугодии 2002 года

ИНФОРМАЦИЯ

Лучшая учительская работа года. Итоги конкурса – 2002. № 48

Меморандум Орфографической комиссии РАН. № 27–28

Научно-практическая конференция для учащихся 6–11-х классов «Языкознание для всех». № 39

О создании клуба «Веревочка». № 42

Проект образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку. № 33

Турнир им. М.В. Ломоносова. Конкурс по лингвистике. Условия задач. № 34 (Ответы: № 35)

УЧЕНЫЕ – ШКОЛЕ

Клустер Дэвид. Что такое критическое мышление? № 29

Колосова Т.А. Принципы классификации сложноподчиненных предложений и их отражение в учебной литературе. № 30

КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ

Парубченко Л.Б. Системно-языковые предпосылки пунктуационной ошибки «лишняя запятая перед союзом и». № 25–26

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Гиндин С.И. Книги о русском языке на страницах «Русского языка». Система информации, создать которую можно только вместе. № 44

Евграфова С.М. Лингвисты спорят. Но должны ли страдать школьники? № 47

Евграфова С.М. Муки творчества. № 30

Шапиро Н.А. Размышления вдогонку. № 47

Шапиро Н.А. Учимся размышлять. № 34, 35, 36, 46

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Арбузина Т.Н. Может, сначала правильно? (Давайте обсудим.) № 45

ЮБИЛЕИ И ДАТЫ

«Он мыслил небом, думал облаками...». № 27–28

Вяземский П.А. ...Моя речь впереди. (Из «Автобиографического введения».) № 25–26

Гиндин С.И. Он выдержал «испытание заговором молчания». № 25–26

Голубева И.В. Марина Цветаева в письмах. (Синтаксис эпистолярных произведений.) № 37

Кузьмина С.М. Личность учителя. № 41

БИБЛИОТЕЧКА УЧИТЕЛЯ

Выпуск XXXII. Гиндин С.И. Портрет русского языка в планах «Библиотечки учителя». Панов М.В. Русский язык. № 25–26

Выпуск XXXIII. Панов М.В. Русский язык. № 27–28

Выпуск XXXIV. Гиндин С.И. Возможно ли объективное выявление звуковых приемов? Ответ дают числа. Финкель А.М. Эвфоника «Незнакомки». Пешковский А.М. Десять тысяч звуков. Опыт звуковой характеристики русского языка как основы для эвфонических исследований. № 36

Выпуск XXXV. Гиндин С.И. Якобсоновский этап в истории лингвистического анализа текста. Якобсон Р.О. Разбор тобольских стихов Радищева. Лурия А.Р. <Если б мы видели смыслы слов...> Из книги «Этапы пройденного пути»; Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. № 40

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО

Асеев Н. Сахарно-морожено. № 48

Берггольц О. Тост. № 48

Волошин М.А. «Терминология», «Доблесть поэта». № 27–28

Вяземский П.А. «Синонимы: гостиная - салон»; «По поводу новых приобретений российского языка». № 25–26

Гиндин С.И. Новогодние пожелания русских поэтов. № 48

Жуковский В.А. Стихи на новый 1800 год. № 48

Крюкова Т.Ш. Стражи порядка. № 43

Левитанский Ю. Новый год у Дуная. № 48

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Винокур Т.Г. Десять заповедей культуры речевого поведения. (Из цикла бесед о русском языке на «Радио России».) № 31

Краснова Н.А. Слова похвалы и порицания в педагогической речи. № 39

Красных В.И. Игорный – игральный – игровой. № 25–26

Матвеев Б.И. Ошибки в построении глагольно-именных сочетаний. № 25–26

Розанова Н.Н. «Тайна и прелесть разговорчивости». № 31

Чуковский К.И. Из книги «Живой как жизнь». № 25–26

ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО

Волкова О.? Журналисты против лингвистов. В проигрыше – русский язык. № 37

Григорьева Т.М. «Орфографическое вольнодумство» как предвестие реформы. № 37

Евграфова С.М. В поисках родного языка. № 29

ЖИЗНЬ ЯЗЫКА

Гладкий А.В. Большевистский и большевицкий. (Несколько наблюдений и гипотез.) № 30

Норман Б.Ю. Анализ высказывания и языковая компетенция. № 47

Овчинников А. Использование компьютерных технологий при изучении русского языка. (Реферат) № 48

Павлова В.А. Орфография бренда. № 42

Парубченко Л.Б. Когда пунктуационные правила неправы... № 38

Федорова Л.Л. Маскарадная коммуникация в компьютерных сетях. № 48

Шапиро Н.А. Отцы и дети? Наше социолингвистическое исследование. № 38

РЕПЛИКА

Еськова Н.А. Сколько ошибок в этой фразе? № 37

Лазаревич К.С. Наше поколение не танцевало. № 30

ЯЗЫК ПИСАТЕЛЯ

Вяземский П.А. Русский заговорщик (Из статьи «Князь Петр Борисович Козловский»); Советы начинающему сочинителю (Отрывок из письма А.И. Г-ой); Заметки о словах (Из записных книжек). № 25–26

Кожевникова Н.А. Превращения слова в прозе А.Платонова. Приметы эпохи в языке платоновской позы. № 48

АНАЛИЗ ТЕКСТА

Авилова Н.С. Стихотворение Державина «Ласточка». № 42

Альбеткова Р.И. Слово и образ. Метонимия. № 25–26

Гаспаров М.Л. Анализ и интерпретация: два стихотворения Мандельштама о готических соборах. № 43

Грибанов А. Как можно понимать «Ночь, улица, фонарь». № 40

Полян А. Анализ стихотворения О.Э. Мандельштама «Сегодня дурной день...». № 33

Резвая А.Ю. Слово в тексте. Роль глагольных форм в тексте. № 32, 38

ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ.

НАШИ РЕЦЕНЗИИ

Архипова Е.В. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов (авторы: Дейкина А.Д., Пахнова Т.М.). № 37

Гиндин С.И. А какие учебники русского языка у наших былых сограждан? № 42

Гончарова А. Учебный комплекс по русскому языку для 7-го класса русских школ Эстонии. № 42

Николаев М.М. Надежный товарищ (Беловинский Л.В. Российский историко-бытовой словарь). № 38

Ревзина О.Г. Словарь поэтического языка Марины Цветаевой (Словарь поэтического языка Марины Цветаевой в 4 тт. Сост.: Белякова М.Ю., Оловянникова М.П., Ревзина О.Г.). № 40

ШКОЛА. УЧИТЕЛЬ. УЧЕНИК

Николаев М.М. Описания картин. № 36

УЧИТЕЛЬ И УЧЕБНИК

Задунова Т.С. В защиту Ладыженской. За и против. № 47

Короленко А.Ю. Осторожно: новый учебник! № 47

Я ИДУ НА УРОК

Аксенова Л.А. Определяем части речи. Слитное и раздельное написание не с разными частями речи (6-й класс). № 33

Богданова Г.А. Знаки препинания в предложениях с союзом и. № 44, 45

Волчкова Л.И. В гостях у фоносемантики. (Урок словесности в 6-м классе). № 36

Данилова С.А. Части речи. Имя существительное (5-й класс). № 35

Зайцева Н.А. Подготовка к сочинению – описанию животного. Урок развития речи (6-й класс). № 42

Куманяева А.Е. Как говорить, или Язык как средство общения. № 34

Кушевич Т.А. Уроки русского языка в старших классах. № 46

Лучкина Е.Н. Уроки внеклассного чтения по рассказу Л.С. Петрушевской «Глюк» (8-й класс). № 29

Маркина Е.Е. О.Э. Мандельштам «Куда мне деться в этом январе?». Построчный лингвистический анализ (11-й класс). № 42

Орлик Е.Н. Обобщенно-личные предложения. (8-й класс). № 27–28

Пальминова С.Г. Путешествие в княжество Существительное (Урок-повторение) (5-й класс). № 37

Пальминова С.Г. Путешествие в Цветоград (Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное») (5-й класс). № 43

Полежаева Е.А. Однородные члены предложения (5-й класс). № 46

Романова С.А., Черковская Н.Н. Сочинение по картине И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин». Интегрированный урок (5-й класс). № 31

Рухленко Н.М. Конкурс знатоков русской фразеологии (Игра-соревнование «Фразеологический зверинец») (8–9-е классы). № 31

Рухленко Н.М. Тема: «Имя числительное. Итоговое повторение» (9-й класс). № 46

Федорова И.Г. Языковые особенности построения рекламных текстов (11-й класс). № 32

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Алимбекова А.И. Как писать изложение в школе? (9-й класс). № 29

Васильева Е.А. Диагностика, коррекция, прогнозирование предметной обученности. № 27–28

Девятова Н.М. Конструкции с союзом как. № 31

Зелинская С.Г. Блок «Окончания слов». № 40

Кулаева Г.М. Лексические средства создания комического. Дидактические материалы (5-6-е классы). № 40

Обожина М.М. Коллективная творческая работа «Разговор двух сумок» (5-й класс). № 39

Прохоренко К.И. Стремиться к полному охвату темы. Приставки пре- и при-. № 41

Соболева О.В. Вспоминая марафон. № 29

Тихова В.В. Изучение строения, семантики и функционирования цельных словосочетаний в школе. № 25–26

Федорова Л.Л. Сложные слова (теория). № 44

Шапиро Н.А. (сост.) Полезные мелочи. № 37, 41, 45

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

Ганькина М.В. Как избежать очереди перед учительским столом? № 27–28

Кожурина Л.И. Настоящее время, первое лицо. (Путешествие в детский текст.) № 30

Морозова С.В. Интегрированность – путь к успеху. № 29

Наговицына Г.И. Творческие задания на уроке. Советы молодому учителю. № 42

Прохоренко К.И. О стыде безграмотности. № 42

Слуцкий В.И. Размышления о преподавании родного языка. № 32

Слуцкий В.И. Учимся писать... неправильно! № 45

Ходан М.В. Поэт или архитектор? № 46

НОВЫЙ ПОДХОД

Борисова В.В., Дорожкина Т.Н. Переложение с творческим заданием в системе творческих работ школьника. № 31

Ким И.Е. Хвостик вправо, хвостик влево (Как должна выглядеть парная запятая, чтобы ученик не делал ошибок). № 47

Крылова В.И. Новые подходы к проведению изложений по русскому языку в 7–9-х классах. № 31

РАБОТАЕМ ПО УЧЕБНИКУ М.В. ПАНОВА

Громов И.А. Дидактический материал к учебнику М.В. Панова. Словообразование (6-й класс). № 27–28, 30, 34, 41, 45

Иванова Л.А. Нефонемные написания в корне (5-й класс). № 45

Леонова С.П. Лексика. Дидактический материал к учебнику М.В. Панова (5-й класс). № 34

Обожина М.М. Варианты тестовых заданий по русскому языку. № 45

Столбунова С.В. Зачетные работы по морфологии (7-й класс). № 37, 47

Столбунова С.В. Контрольный тест по морфологии (7-й класс). № 47

ЗАОЧНЫЙ СЕМИНАР ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Вигдорова Е.И. Комедия Грибоедова «Горе от ума». № 37, 41, 45

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Евграфова С.М. Потренируемся перед экзаменом. № 25–26

Елистратов В.С. Вот такие изложищи с сочинятиной. № 25–26

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ. ПОДСПОРЬЕ

Алдагулова З.С. Мгновенная проверка знаний. № 48

Безносов Э.Л. Особенности пунктуации в сложносочиненном предложении (9-й класс). № 30

Богданова Г.А. Знаки препинания в предложениях с союзом и. № 44, 45

Бондаренко С.М. О чем пишут школьники на уроках русского языка? № 33

Голова М.Н. Пять уроков повторения в 8-м классе. № 33

Евграфова С.М. В поисках общего знаменателя. № 38, 41

Зазулина Л.Г. Рабочая тетрадь с комплексом творческих заданий для развития речи и творческого мышления. (5–6-е классы). № 43, 44

Зайцева Н.А. Слова категории состояния. Дидактические материалы (7-й класс). № 27–28

Зелинская С.Г. Гласные в корне. Повторение орфографии. № 32

Каверина В.А. Задания для творческой работы учащихся (5-, 7-е классы). № 41

Каверина В.А. Словарная работа (6-й класс). № 36

Кац Е.А. Дидактические материалы (10–11-е классы). № 38

Коршунова Т.С. Изложения с элементами сочинения (7–8-е классы). № 36

Крылова В.И. Нетрадиционные формы контроля на уроках русского языка (7-,8-, 9-е классы). № 32, 39

Кузьмина Е.А. Диктанты с грамматическим заданием. № 32

Леонова С.П. Лексика. Дидактический материал к учебнику М.В. Панова (5-й класс). № 34

Леонтьева Т.Н. (сост.) Диктанты с заданиями. № 39, 41, 45

Матвеев Б.И. Омофоны и работа над ними на уроках русского языка. № 47

Нарушевич А.Г. Несколько вопросов о категории одушевленности/неодушевленности. № 41

Парамонов А.И. Как поддержать интерес к нашему предмету? № 35

Рухленко Н.М. Урок русского языка в 10-м классе (с углубленным изучением предмета). Переход одних частей речи в другие. № 38

Рухленко Н.М. Чередование гласных в корнях слов (на примере малых фольклорных форм). № 32

Рухленко Н.М. Ь на конце слов после шипящих (на примере пословиц, поговорок и загадок). № 34

Столбунова С.В. Зачетные работы по морфологии (7-й класс). № 37, 47

Хазанова И.В. Упражнения по синтаксису (8-й класс). № 34

Широкова Е.А. Склонение имен существительных. № 33

ОЛИМПИАДА

«Русский медвежонок» – 2001. № 35 (Ответы в № 37)

ТЕСТ. ТЕСТ. ТЕСТ

Аржаников Г.В. Повторяем имя прилагательное (5–6-е классы). № 43

Аржаников Г.В. Тест «Глагол» (5-й класс). № 46

Столбунова С.В. Контрольный тест по морфологии (7-й класс). № 47

ЧИТАЕМ. ПИШЕМ. ПОНИМАЕМ

Евграфова С.М. «Кто похвалит меня лучше всех?». № 30

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

Александрова В.В. Урок-игра «Умники и умницы». № 45

Аринушкина М.А. Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы. № 29

Елясова О.Н. Игра «Грамматический бой». № 33

Либерцева В.В. Игра «Звездный час». Тема: Устаревшие слова из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». № 39

Муравенко Е.В. Из серии «Слово в словах». № 25–26

Муравенко Е.В. Найдите слова, в которых спрятались числительные. № 25–26

Николаева И.М. Викторина: «Жизнь и творчество А.С. Пушкина». № 41

Полежаева Е.А. Правописание окончаний глаголов. Кроссворды. № 35, 38, 42

Романов А.С. Криптограмма «Стихи М.И. Цветаевой». № 37

Рочко Т.А. Без вины виноватый. № 38

Рочко Т.А. Сливаться или сочетаться. (Сказка-быль в орфоэпических тонах.) № 30

Эхина О.П. Игры со словами (8–11-е классы). № 32

УЧЕНИКИ СОЧИНЯЮТ И ИССЛЕДУЮТ

Губанова Маша. Котенок. № 29

Митясова Катя. Некоторые особенности пространства и времени в повести А.С. Пушкина «Выстрел». № 41

Морозова Ирина. Маленькие рассказы. № 29

Павлова О. Анализ стихотворения А.Ахматовой «Встреча». № 41

Пчелкина Диана. Тайна человека-привидения. Сказка. № 30

Романова С.А. Неожиданная встреча с «исключениями». № 29

НАША ПОЧТА

Письмо И.А. Громова. № 36

Чайковская И.И. Удивления продолжаются. № 46

УКАЗАТЕЛЬ

Опубликовано в I полугодии 2002 года. № 25

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru