Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №1/2003

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Работаем по учебнику М.В. Панова

И.А.ГРОМОВ,
Владимирская обл.

Продолжение. См.  № 16, 20, 27–28, 30, 34, 45/2002


Словообразование

Дидактический материал к учебнику М.В. Панова

6 класс

§ 8, 10. Правописание аффиксов. Производное слово и орфография

Задание 122

– Давненько мы не вспоминали фонемный принцип русской орфографии. Все словообразование да словообразование, – вздохнула Настя Кувшинчикова. – А почему суффиксальный дериватор -лив- , а не -лев- в прилагательном талантливый, -ость- в существительном добросовестность, приставочный об- в глаголе обтесать?..
– Да что тут вспоминать! – возмутился Вова Бутузов. – Всем еще с 5-го класса известно, что выбор буквы определяется по сильной позиции фонемы. Почему талантливый? Да потому что дождливый, добросовестность – злость, обтесать – обрезать...

Прервем спор ребят и поговорим.
О каких сильных позициях фонем говорит В.Бутузов?
Все ли сильные позиции для гласных и согласных назвал Вова? Вспомните не упомянутые им.
Вы заметили, что Вова Бутузов несколько самоуверен? Бывает, и знаешь про фонемный принцип нашей орфографии, а встретишься со словом, к примеру, дрожж_вое (тесто) – и сразу проблема: -ив- или -ев-? Так что давайте потренируемся.

Задание 123. Начнем с корня. Какие буквы вы вставите на месте пропусков в следующих предложениях?

Подозреваемый в преступлении долго ум_лял группу захвата не задерживать его, но все его м_льбы были тщетными.
М_ловато ты понимаешь в словообразовании!
Не ум_ляй заслуги друга в помощи, оказанной тебе по русскому языку!
Тебе не удастся ум_лить меня согласиться на эту авантюру!
Как ни ум_ляла Н.Кувшинчикова В.Бутузова постричься, он остался непреклонным и продолжал ходить с длиннющей шевелюрой.
Ум_лять значение словообразования в улучшении орфографической грамотности – значит проявлять невежество.
Ум_ляю, не ум_ляйте роль смысла!

Задание 124. Познакомьтесь с фрагментом уже цитировавшейся энциклопедии «Я познаю мир. Русский язык».

«Что же касается правописания приставок, то тут уже ничего не поделаешь: их приходится просто запоминать, благо не так уж их и много. Ну что ж, искусство (быть культурным человеком) требует жертв, а потому наиболее употребляемые приставки (с вариациями) предлагаем вам просто-напросто запомнить. Желаем успеха! Вот они, красавицы: без- (бес-), вз- (взо-, вс-), воз- (вос-), вы-, до-, за-, из- (изо-, ис-), на-, над- (надо-), не-, недо-, низ- (нис-), о-, об- (обо-), от- (ото-), пере-, по-, под- (подо-), пра-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (разо-), рас-, роз- (рос-), с- (со-), су-, у-, через- (чрез-, черес-)».

Вы согласны с авторами энциклопедии, что правописание приставок «приходится просто запоминать»?
Докажите, что правописание большинства русских приставок вполне объяснимо.
Правописание каких из перечисленных приставок действительно не подчиняется фонемному принципу? Какому правилу подчиняется их написание?

Задание 125. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Какая приставка пишется в каждом ряду? Почему? Проверьте, все ли слова в первом ряду образованы с помощью приставочного дериватора об-.

О_кладывать подушками, о_клеивать заново, о_садить розами, о_служивать клиентов, о_сохнуть после купания, о_ставить новой мебелью, о_стрелять неожиданно, о_стригать наголо, о_судить выступление, о_считать покупателя, о_тягивающий свитер, о_хватить обеими руками, о_шивать дом тесом, о_ширная область.
На_кусить яблоко, на_писать на конверте, на_страивать мансарду, грозный на_смотрщик, на_треснутый голос.
По_катить, по_качать, по_кладка, по_ключить, по_ковать, по_кожный, по_контрольный, по_кормка, по_красться, по_крепление, по_крутить, по_пасок, по_пилить, по_прыгивать, по_садить, по_сказка, по_скочить, по_скрести, по_талкивать, по_топить, по_тащить, по_твердить, по_тянуть, по_цеплять, под_тожить, под_грать, под_скать.

Задание 126. От данных глаголов образуйте новые, используя каждый раз подходящую приставку. Учтите: к одному и тому же глаголу может подходить несколько приставок!

Приставки: вз- (вс-), воз- (вос-), из- (ис-), раз- (рас-).

Бросать, бить, гадать, жевать, жить, дернуть, калечить, кликнуть, пахать, помнить, принять, пугать, путать, портить, следовать, ссориться, хотеть, царапать, черпать, шевелить.

Опишите ситуацию, в которой могли бы быть использованы сразу несколько получившихся производных глаголов.

Задание 127. Сколько с пишется в следующих словах? Почему?

Бе_ердечный, бе_илие, бе_мысленный, бе_овестный, бе_порно, бе_трашный, бе_четный; ра_екретить, ра_казать, ра_ветать, ра_вирепеть, ра_еять, ра_ердить, ра_екать, ра_есться, ра_матривать, ра_меяться, ра_ортировать, ра_прашивать, ра_тавлять, ра_тегнуть, ра_телить, ра_тояние, ра_троиться, ра_удить, ра_читать.

Обратите внимание на слово рассчитать. Это глагол, в нем пишется сс (так же, как и в глагольных формах: рассчитанный, рассчитав). А вот в существительных, прилагательных и наречиях уже другая разновидность корня: расчет, расчетливый, расчетливо. И только одна с!

Составьте предложения с несколькими словами.

Задание 128. Какую букву вы напишете в приставке в следующих словах? Обязательное условие: все слова имеют одинаковую приставку!

Пр_бивший, пр_бороздить, пр_браться, пр_будить, пр_валенный, пр_везти, пр_гнать, пр_гневаться, пр_грызенный, пр_дрогший, пр_думать, пр_жеванный, пр_киснуть, пр_машка, пр_мерзнуть, пр_мурлыкать, пр_резать, пр_сверленный, пр_сечь, пр_сушенный.

Вы абсолютно правильно поступили, если везде вставили букву о. Получается, что в русском языке существует только приставка про-? Вовсе нет! Есть у нас и приставка пра-. Вот хотя бы: правнук. (Степени родства таковы: правнук – внук – отец – дед – прадед. Вот и еще одно словечко с приставкой пра-!)
А теперь разбейте приведенные ниже слова на две группы: с приставкой пра- и не имеющие этой приставки (пра- в них является частью корня).
Правдоподобие, правильный, правнучата, правонарушитель, прадедовский, празднество, практический, праматерь, праотец, праправнук, праправнучка, прачечная, праязык, пращур.

Задание 129. Даны глаголы: драть, биться, делать, гнить, бросить, дуть, звать, шить, гореть, бежать, грести, бить, жечь. Ответьте на вопросы, используя образованные от них производные с приставкой с-.

Образец:

– Куда подевалась твоя тетрадь? €– Сжег!
– Почему футболист лежит на газоне? – ...
– Что ты делаешь? – Сено ...
– А где Иванов? – ...
– Почему у тебя нос шелушится? – ...
– Откуда у тебя новое платье? – ...
– Чего это курица раскудахталась? – Цыплят ...
– Ты только что в шляпе была. Где она? – Ветром ...
– Донесет муравей эту хвоинку? – Нет, наверное, ...
– Что-то вы все без картошки? – ...
– Кто тебе подарил эту шкатулку? – Сам ...
– Почему мы так долго идем? – С дороги ...
– Чем занимаешься? – Ремонтом. Обои со стен ...

А как вы напишете следующие слова: _борная (России по футболу), _бор, _десь, _бой, _дание, _доровый, _гиб, _добный?

Задание 130. Будьте осторожны при написании букв на стыке приставки и корня!

Ср.: ввести – вести (ввести в курс дела – вести за руку). Какое значение имеет приставочный дериватор в-? Внимательно прочитайте следующие предложения и вставьте в или вв.

– _едите обвиняемого! – приказал судья.
– Внутри меня водица. Ну что с таким _одиться? Противно!
– Тебе не удастся _ести меня в заблуждение.
– Куда вас _езти?
– Откуда только не _озится товар в Россию!
– _еренный мне пакет доставлен!
– Насмеялись мы _олю!
– В какую пучину бед _ерг ты меня!
– Бабушка еще _яжет носки?
– И стоило нам _язываться в эту историю!

Задание 131. Придумайте предложения с такими парами глаголов: сечь – ссечь, судить – ссудить, сыпать – ссыпать.

Задание 132. На какие группы можно разделить следующие слова?

Подорожник, пододеяльник, подельник, подшипник, подарок, подвал, подвижник, подданство, подлинник, подворотня, подстаканник, подтверждение, подхалимство, подчеркнутый, подшофе (навеселе), подслащенный, подержанный, подкоп, подлость, подтягивание.

Задание 133. Перейдем к правописанию суффиксов. Их очень много. Только прилагательные имеют такой «букет»:

-н- – сонный
-енн- – соответственный
-онн- – традиционный
-лив- – запасливый
-ев- – вермишелевый
-ов- – свинцовый
-ист- – сноровистый
-ин- – орлиный
-ий- – волчий
-оват- (-еват-) – желтоватый, синеватый
-чат- – узорчатый
-еньк- (-оньк-) – скромненький, плохонький
-тельн- – стеснительный
-альн- – стадиальный
-ческ- – стереофонический
-еск- – статистический
-к- – низкий
-ок- – широкий
-ск- – французский
-ан- (-ян-) – кожаный, серебряный
-ственн- – ответственный
-чив- – заносчивый
-аст- – глазастый
-арн- – легендарный
-ит- – сердитый
-овит- – даровитый...

И это еще не все! Запомнить невозможно (да и не нужно). А как быть с правописанием? Подробнее о некоторых случаях мы будем говорить при изучении отдельных частей речи, а большинство же подчиняется известному вам фонемному правилу: проверяй сильной позицией – веснушчатый – брусчатый, милостивый – правдивый... Кроме того, как и в случаях с приставками, важно уметь находить границу между исходной основой и суффиксом (см. задание 59 учебника).

Задание 134. Одинаково ли вы напишете прилагательные мыши_ый и маши_ый? Почему? Запишите еще несколько прилагательных, образованных с помощью суффиксальных дериваторов -ин- и -н- (во втором случае используйте слова, основа которых оканчивается на ).

Задание 135. Вы видели картину И.Шишкина «Рожь»? Кто еще не видел, обязательно посмотрите! А теперь задание: спишите текст, вставьте буквы на месте пропусков в словах, объясните их написание. Как образованы слова с пропусками в приставках и суффиксах?

Рус_кое богат_во

Картины Шишкина часто встречают зрителя солнечной опушкой, убегающим в глубь леса ручьем, и_хоженной дорогой или пол_вой тр_пинкой, пр_топтанной в густой траве. Художник словно з_вет нас за собой, чтобы вместе вступить в лесную глуш_, пр_йти по раздольному полю.
Д_леко-д_леко, сколько хватает взгляда, золотит_ся на солнце густая рож_. Ветер легко к_лышет налитые к_лосья. И_чезает во ржи извил_стая тр_пинка. Д_леко впереди мелькают платки идущих по ней крестьянок. Могучие сосны-в_ликаны устремились в голубое небо, и от этого еще шире кажут_ся просторы золотого поля.
Мы смотрим на шишкинскую «Рож_» и думаем о бе_крайних, пр_вольных пр_сторах родной земли, о ее богат_ве и щедр_сти. И, конечно же, сам Шишкин думал не о том лишь, чтобы верно изобразить колосья и сосны. Недаром он пометил для себя: «Раздолье. Пр_стор. Угодье. Рож_. Рус_кое богат_во...».

(В.Порудоминский)

Задание 136. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Все ли суффиксы с пропусками можно проверить? Определите способ образования слов заморо_ки, ра_пут_ца, бе_дорожье, пр_тал_на, пр_плеш_на.

Очень богат русский язык словами, относящимися к временам года и к природным явлениям, с ними связанным.
Возьмем хотя бы ран_юю весну. У нее, у этой еще зябнущей от последних заморо_ков девочки-весны, есть в котомке много хороших слов.
Начинаются о_тепели, ро_тепели, капели с крыш. Снег делается зернистым, н_здр_ватым, оседает и чернеет. Его с_едают туманы. Пост_пенно развозит дороги, наступает ра_пут_ца, бе_дорожье. На реках п_являют_ся во льду первые пр_мо_ны с черной водой, а на буграх – пр_тал_ны и пр_плеш_ны. По краю сл_жавшегося снега уже ж_лтеет мать-и-мачеха.
Потом на реках прои_ходит первая п_дви_ка льда (именно п_дви_ка, а не дв_жение), когда лед нач_нает косо на_калыват_ся и смещат_ся, и из лунок, продухов и прорубей выступает наружу вода.
Ледоход начинается почему-то чаще всего темными ночами, после того как «пойдут овраги» и полая, талая вода, звеня последними льдинками – «черепками», с_льет_ся с лугов и полей.

(К.Паустовский)

Как вы объясните значение слова продухи?
А какие «летние» слова вы можете назвать? Напишите с ними свою миниатюру, подобную приведенной.

Задание 137. Прочитайте текст.

Ученики -ЕК- и -ИК-

В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс -ИК- был прилежным учеником, а его друг, суффикс -ЕК-, был самым настоящим прогульщиком, вернее К всегда оставалась на месте, а Е умудрялась улизнуть. Один раз, когда Е опять убежала, учитель, суффикс -ТЕЛЬ-, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе -ЕК-. И сейчас, когда мы начинаем склонять слова с суффиксом -ЕК-, гласный Е всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите: замочек – замочка, платочек – платочку и т.п.

(Энциклопедия «Я познаю мир. Русский язык»)

Какое значение придают словам суффиксальные дериваторы -ек- и -ик-?
Приведите примеры слов, имеющих эти же суффиксы. Составьте с ними небольшую «ласковую» историю.

Задание 138. Есть в русском языке суффиксальные дериваторы, словообразовательное значение которых – «лес, состоящий из деревьев одной породы». Найдите их в следующем отрывке; вставьте пропущенные буквы.

Когда вы идете в Михайловское по дороге, ведущей от окра_ны деревни Бугрово к усадьбе Пушкиных, вы видите, что она то подн_мает_ся, то опускает_ся, то вновь подн_мает_ся. Это самая ж_вопис_ная дорога, по которой идут сегодня на п_клон к Пушкину. Из зар_слей березн_ка и ольшан_ка она выводит вас в сосновые рощи, потом снова бежит в ольшан_к, который повсюду воюет с березн_ком и ельн_ком.

(С.С. Гейченко)

Как проверить гласный в суффиксе существительного березн_ком?
Почему нет оснований писать в существительном ольшаник -нн-?
Каким производным существительным с тем же словообразовательным значением можно заменить словосочетание сосновая роща?
Вспомните и запишите еще несколько слов с таким же значением дериватора.

Задание 139. Много трудностей (и не только в суффиксах, но и в корнях и окончаниях) вызывает написание букв о, е, ё после шипящих. Чтобы не запутаться в этом, внимательно изучите следующую таблицу.

А какая буква пишется в слове ноч_вка? Рассуждаем: ноч_вка – существительное, значит, слово именное. И, казалось бы, нужно писать букву о. Ан нет! Образовалось-то оно от глагола ночевать. Поэтому и сохраняется в нем «глагольное» написание – ночевка. Таких слов немного, но они есть: корчевка, ученый...
По такому же правилу пишутся отглагольные существительные с суффиксом -ер-: ухажер, дирижер, стажер и др.

Задание 140. Спишите ученическое сочинение, специально насыщенное словами с орфограммой о – е – ё после шипящих; вставьте пропущенные буквы. Не забывайте обращаться к таблице-подсказке.

Прогулка

Утро. Свеж_е дуновение ветерка. Две девч_нки встали с кроватей, надели парч_вые платья – ж_лтое и ч_рное – и решили прогуляться по улице. Идут и видят: известный дириж_р щ_голяет с ж_ной-госпож_й, держа на аккуратно отглаж_нной ш_лковой беч_вке собач_нку. Вдруг у ж_ны каблуч_к сломался. Дириж_р сразу превратился в ухаж_ра. Несколько ж_сткой манерой взял даму за руч_нку, посадил на краш_ную лавч_нку, взял стройную нож_нку за сапож_к. Оторвал сломанный каблуч_к, неуклюж_ разгладил воротнич_к, поправил шапч_нку, и они продолжили путь, не замечая, что дамочка испачкала свое ш_лковое платье. Посмеялись девч_нки и дальше пошли.
Зашли они в зоопарк и стали зверей рассматривать. Сидит горилла и макаку стриж_т. В другой клетке сидит за реш_ткой медвеж_нок и ест пш_нную кашу. Зайч_нок с гладкой ш_рсткой грызет ч_рствый суш_ный хлеб. Бельч_нок сделал с дерева на дерево огромный скач_к, а потом маленький прыж_к. Кукуш_нок надувает щ_ки, смотря в щ_лку. Волч_нок ест свежесобранный луч_к. Львенок колюч_го еж_нка стереж_т. Пч_лы ш_потом переговариваются.
Увидели девч_нки вывеску: «Друж_к, укрывайся нашей одеж_нкой, и тебе никакой снеж_к не помеха». Это их заинтересовало, и они зашли в магазин. На первом этаже такая картина: сидит мужич_к и говорит: «Покупайте кумач_вый кушач_к, укрывайтесь неж_стким плащ_м, продам все по деш_вке». Слышались и другие голоса: «Свежая туш_нка, сгущ_нка, ш_колад, моч_ные яблоки, копч_ная колбаса, туш_ный поросенок, печ_ный пирог, кваш_ная капуста...». От свистящих и шипящих криков у девчат зазвенело в ушах, и они пошли этаж_м выше. А снизу все слышались голоса и крики: «Расч_сывайте ч_лку фирменной расч_ской, покупайте щ_тки, красивый флаж_к, хрустальный башмач_к, знач_к-жуч_к и знач_к-пауч_к...».
На втором этаже была библиотека. В руки девч_нкам попался орфографический словарь русского языка. Они открыли наобум страницу и прочитали первое попавшееся слово – крюч_к. Вспомнили, что у них дома на скрипуч_й двери есть такой надоедливый крюч_к, что, когда куда-нибудь спешишь, обязательно за него заденешь и порвешь ш_лковое платье. Воспоминание не очень хорош_е, и они стали листать дальше. Слово червяч_к. Вспомним, как мальчишки пугали их взбеш_ным червяком... Перевернули несколько страничек назад – слово морож_ный. Захотелось сразу морож_ного, в животе сразу все заскрежетало. Посмотрели они в окно – стало уже темнеть. И они пошли обратно.
По дороге домой с ними произошло ещ_ много забавных историй. Какие-то мальчишки попали мяч_м в окно; старичку, держащему суч_к в руках, упал на голову ж_лудь, и старич_к долго поч_сывал ушибленное место; дамочке признался в любви какой-то уч_ный; и много чего ещ_. Девч_нки решили, что они теперь будут чаще ходить на прогулки. Советую и вам делать это.

(Оля Малышева, 6-й класс)

Задание 141. Зачетная работа. Спишите текст, выполните задания.

Как ни стремился я пр_ехать засветло к тому месту на ш_ссе, от которого нужно пов_рачивать направо, ноч_ застала меня в пути.
Во время долгой езды по ш_ссе (сначала по бетонке, а потом по булыжнику) я утешал себя, у_покаивал, что не может быть... не такое уж ненастье... проеду. И вообще, когда едешь по широкой бетонке, кажется, в мире не бывает непр_езжих дорог. Правда, иногда вдруг заденешь кра_шком глаза, увидишь, как от бетонки в лес у_кой полоской тянет_ся в_дянистое мес_во, глубокие, заплывшие глин_стой жиж_й колеи. На мгновение с_жмет_ся сердце, как перед несчастьем, но летящая навстречу бетонка мигом развеет дурное пре_чу_ствие. И мелькнувшая лесная дорога словно пр_снилась, словно п_мерещилась от слезинки в глазу.
Два пучка света, выбрасываемые вперед моим «газиком», то совсем уп_рались в дорогу, когда п_падалась выбо_на, то прыскали к облакам. Они пре_ставлялись мне умными живыми щ_пальцами, которые автомобиль – тоже живое существо – выпускает, чтобы ощ_пывать, изучать дорогу.
Вот щ_пальца замешкались, п_ползли вправо, совсем с_скользнули с камен_ой п_лосы, о_шарили мокрую траву, к_наву, чахлый куст_к, ж_рные пласты пашни и нед_уменно зам_рли на водной глади.

(В.Солоухин)

Можно ли говорить об исходной основе для слов шоссе, бетонка, булыжник, ненастье, щупальца, прыскать?
Объясните написание суффикса в слове глин_стый.
Определите способ образования слов: жижа, мес_во, вправо, гладь, пр_сниться, в_дянистый.
С каким явлением мы сталкиваемся в словах слезинка, полоска, куст_к? Входит ли в этот ряд слово бетонка?

§ 9. Словообразовательный тип

Задание 142. Один из «Денискиных рассказов» В.Драгунского (читали их?) называется «Зеленчатые леопарды».
Как вы понимаете значение слова зеленчатые?
Что вам помогло его понять?
Какое словообразовательное значение имеет суффиксальный дериватор -чат-?
Какие слова образованы по этой же модели?
Проверьте, входят ли в этот ряд прилагательные веснушчатый, клетчатый?

Задание 143. Какое производное вы вставите на месте вопросительного знака?

1. лаборант : лаборантка; ? : аспирантка; студент : ?;
2. болтун : болтунья; говорун : ?; ? : хохотунья;
3. белый : беловатый; ? : красноватый; желтый : ?;
4. греметь : загреметь; пылать : ?; пылать : ?

Вы правильно решили, если вместо вопросительного знака поставили: аспирант, студентка; говорунья, хохотун; красный, желтоватый; запылать, шуметь.
А почему в ваших ответах нет слов студенточка, хохотушка, желтенький, нашуметь? Ведь и студенточка, и хохотушка – тоже названия лиц женского пола...
В лингвистике существует понятие «словообразовательный тип». Попробуйте выделить его общие признаки на основе разнообразных примеров.
Если вы затрудняетесь с выводами, прочитайте материал учебника на с. 29.
Две пары слов, входящие в один словообразовательный тип, образуют словообразовательный квадрат:

Почему обе пары входят в один словообразовательный тип?

1) Они содержат одно и то же словообразовательное средство – суффиксальный дериватор -озн-.

2) Выражают одно и то же словообразовательное значение – «имеющий что-то».

Кроме того, оба производных слова относятся к одной и той же части речи – являются прилагательными. (Отнесенность к одной и той же части речи также является обязательным признаком словообразовательного типа!)

Задание 144. Проверьте, верно ли построены пропорции.

Входят ли в этот словообразовательный тип прилагательные вежливый, кропотливый, дождливый?

Задание 145. Герой упоминавшихся уже «Денискиных рассказов» Мишка, отвечая на вопрос, что он любит, перечисляет огромный ряд гастрономических вкусностей, среди которых встречаем: утятина, гусятина, индятина. Все ли слова Мишка образовал верно? Учтите, что все они входят в один словообразовательный тип!

Задание 146. В романе А.И. Солженицына «В круге первом» встречается такое предложение:

Он не только худ, он был, конечно, со многими немочами и недомогами, но, сколько видно было за солнцем, глаза дядины не покрылись старческим туском и отрешенностью.

Как образовано существительное туск?
К какому типу относится его образование?
Помогут ли вам ответить на этот вопрос слова высь, ширь и т.п.?
Вернитесь к заданию 61а. В чем особенность образования существительного туск?
Являются ли общеупотребительными слова немочи и недомоги? К какой лексической группе вы отнесете их?

Задание 147. Слово туск – это новое, придуманное автором слово, авторский неологизм. А как появляются новые слова (не заимствования)? Произвольно? Или по уже имеющимся образцам?

Поработаем словотворцами

В знакомой вам миниатюре Л.Петрушевской «Пуськи бятые» (а если еще не читали, то обязательно найдите ее и прочитайте) встречаем глагол стрямкали. Образуйте от него по правилам русского словообразования следующие слова:

– существительное, обозначающее действие;
– прилагательное со значением «склонный, способный к такому действию»;
– существительное – название лица по его действию (только ли одно существительное с таким значением можно образовать?).

В чем преимущество таких закономерностей в нашем словообразовании?
Что было бы, если бы словообразовательные аффиксы не повторялись, каждый был бы представлен единичным случаем?

Подсказка. Сейчас очень широко распространено слово компьютер. Слово заимствованное. Но посмотрите, как его основа приспособилась к нашим словообразовательным образцам:

  • если «состоящий из..., имеющий...», то – компьютерный (к примеру, класс, ср. книжный (шкаф);

  • если название процесса, то компьютеризация (ср. модернизация);

  • если профессия, то компьютерщик (примеры вспомните сами – вы их знаете много).

Задание 148. Лингвистическое сочинение: порассуждайте, мудро ли устроено наше словообразование?

Задание 149. Устное лингвистическое изложение. Прочитайте материал учебника на с. 31, ответьте на вопросы:

Что такое продуктивный тип словообразования?
Какой тип словообразования является непродуктивным?
В каких случаях непродуктивный тип вновь становится продуктивным?

Попытайтесь определить словообразовательный тип и лексическое значение непонятного вам слова в следующих строках И.Лиснянской:

Ах, моя судьба –
Вся как есть татьба...

Задание 150. Кто быстрей, кто больше?

Докажите, что суффиксальные дериваторы -ений- (у существительных) и -ск- (у прилагательных) – одни из самых продуктивных в русском языке. Можете консультироваться, советоваться...

Итак, мальчики: склонятьсклоненийэ...
девочки: январь – январский... (кстати, в других прилагательных, образованных от названий месяцев, пишется ь!).

Задание 151. Суффикс -ений- (и его разновидность -ний-) добросовестно служит на благо русскому языку. Многие производные слова этого словообразовательного типа используются для связи предложений. (Какие виды связи предложений вы знаете?)

Ср.: Я склоняю у доски существительное. Склонение – это изменение по падежам и числам.

Вставьте на месте пропуска однокоренное отглагольное существительное, образованное посредством суффиксального дериватора -ений- (-ний-).

Моя мама любит гладить белье. __________ для нее – одно удовольствие.
Мы долго стояли на остановке. Это __________ нам уже начинало надоедать.
Муж терпел пустую болтовню жены три часа. На четвертом его _____________ лопнуло.
Из-за неопределенности своего положения я ходил из угла в угол. Это бесцельное __________ вконец измучило меня.
Любите читать. ___________ – вот лучшее учение.

С каким видом связи предложений вы здесь встретились?

Задание 152. А вот как обыгрывает этот словообразовательный тип Э.Успенский, вспомните его знаменитых героев из Простоквашина.

Тут телефонный мастер Косолапченко телефон включил. И он сразу звонить начал:
– Пригласите для разговора кандидата в Думу Ломовую-Бамбино Т.С.
– Товарищ Ломовая-Бамбино у аппарата.
– Товарищ Ломовая, в сельском клубе села Троицкое состоится регистрация кандидатов в городскую Думу. Вам необходимо срочно явиться.
– Очень хорошо. Когда состоится явление?
– Завтра в четырнадцать часов.
– Спасибо. Я обязательно «явлюсь», – сказала тетя Тамара.

Слово явление построено грамотно, широко распространено в речи... Но почему в этом контексте оно вызывает улыбку?

Задание 153. В некоторых случаях для создания подобного комического эффекта писатели умышленно создают не существующие в языке слова, используя тот же словообразовательный тип. У того же Э.Успенского:

«А еще у нас печка есть теплая. Я так люблю на ней отдыхать! Здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что, дорогие мои папа и мама, жизнь у меня была сложная, полная лишений и выгоняний».

Или вот с дериватором -ость-:

«Дорогие папа и мама, вы меня теперь просто не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком, нос холодный и лохматость повысилась. Мне теперь можно зимой даже на снегу спать...»

Когда допустимы такие новообразования?
А в научной речи подобные выгоняния и лохматости допустимы?

Задание 154. Вот вам еще одно словечко того же словообразовательного типа (с суффиксом -ений-): изгрызение. Скажете, нет такого? – Ошибаетесь! У писателя А.И. Герцена читаем: «Дело... об изгрызении плана оного мышами». Подобные словообразовательные модели (отглагольные существительные) писатели нередко употребляют для создания пародий. Вот еще характерные примеры:

Хозяйка вышла затем, чтобы привести в исполнение мысль насчет загнутия пирога. (Н.В. Гоголь)
Из его слов можно было заключить, что он усматривает в действиях Блюма факт перегнутия палки. (И.Ильф и Е.Петров)

В «Современной идиллии» М.Е. Салтыкова-Щедрина предлагается такой способ компенсации за оскорбления:

Такса

За словесное оскорбление укоризною в недостатке благовоспитанности 20 коп.
За словесное оскорбление укоризною в недостатке благовоспитанности с поднятием руки, но без нанесения 75 коп.
За нанесение по лицу удара рукой с рассечением какой-либо части оного (носа, бровей, губ и пр.) – 3 руб.
Примечание. Равным образом воспрещается выколотие глаза, откушение носа, отсечение руки или ноги, отнятие головы и проч.

К каким словообразовательным типам относятся пародийные словообразования (изгрызение, загнутие, перегнутие, выколотие, откушение, отнятие)?
Постройте словообразовательные квадраты, в которые они входят.

Задание 155. Получается, что в литературном языке отглагольными существительными можно пользоваться либо только для создания комически-пародийного эффекта, либо же совсем нельзя пользоваться? – Можно и даже нужно. Хотя бы для краткости, упрощения синтаксической единицы. Ср.:
Чтобы оживить беседу, можно вставить в разговор новое, только что самостоятельно изобретенное словечко.

Для оживления беседы можно вставить...

Задание. «Сократите» предложения.

  • Весна – пора, когда пробуждаются деревья.

  • В природе весна вступает в свои права, когда начинает двигаться сок у деревьев.

  • То, что ольха, орешник и другие ветроопыляемые растения рано цветут, свидетельствует о том, что они хорошо приспособились к жизни в лесу.

  • Деревья и кустарники, опыляемые насекомыми, цветут позднее, после того как распустятся листья.

  • Чтобы установить такие группы растений, используют признаки их сходства и различия.

  • Когда созревают стручки этого растения, они распадаются на отдельные дольки с одним семенем в каждой.

  • Если озеро постепенно зарастает, на его месте образуется болото с характерной для него растительностью.

(По: Корчагина В.А. Учебник биологии для 6–7-х классов. М.: Просвещение, 1993)

Какие формулировки явлений, понятий предпочтительнее в научной речи?

Задание 156. В уже упоминавшемся романе А.Солженицына «В круге первом» находим еще один авторский неологизм:

Но какое разбрасывание стеблей! но какое расколосье мыслей!
Как вы понимаете лексическое значение выделенного слова?
Определите способ образования слова расколосье.
Используя различные приставки: при-, пред-, за-, под-, по-, без- и суффикс -j-, образуйте производные от данных существительных:

плечо, нога, деньги, Карпаты, голова, Кавказ, море, гора, стол, Москва, Урал, Днепр, тишь, сила, Волга, лес, воля, Байкал, кулисы, берег.

Сколько словообразовательных типов здесь встретилось? Продуктивны ли они? Для доказательства попробуйте дополнить своими примерами некоторые из этих типов.
Среди прочих вы образовали несколько производных от географических названий, относящихся к территории России. (Они тоже пишутся с прописной буквы!) А как бы вы назвали местности, находящиеся рядом (до или за ними!) с такими иностранными географическими объектами, как Париж, Амазонка, Сахара, Рим, Миссури, Альпы, Рио-де-Жанейро, Джомолунгма (или, если вы хотите, Эверест), Лимпопо?

Задание 157. Что вы можете рассказать о словах, соответствующих модели З -онк- а ? Каков способ образования этих слов? Приведите примеры слов с таким составом. На сколько групп их можно разбить?
Входят ли они в один словообразовательный тип?
Почему суффиксальные дериваторы в словах книжонка и ручонка являются омонимами?

Задание 158. В устной речи встречаются и стилистически неоправданные случаи употребления суффиксальных дериваторов, в частности, уменьшительно-ласкательных суффиксов. Ср.:

Мать гладила малыша по головке. – Суффиксальный дериватор -к-, обозначающий «что-то маленькое», стилистически нейтрален и в данном случае не заслуживает никаких упреков.

Другой пример:

Будьте добры, взвесьте полкило колбаски.

По какому принципу образовано слово колбаска? (Ср.: голова : головка.) Но о чем здесь идет речь? О чем-то маленьком? Или указывается на ласковое отношение к колбасе?
Не делайте свою речь чересчур «ласковой», это вредная привычка. А пока потренируйтесь – исправьте данные предложения:

– Два билетика, прошу вас!
– Будьте любезны, подайте два салатика и две сосисочки.
– Мне справочку заверьте, пожалуйста.
– Простите, номерочек не подскажете?
– Ну как, клопики не закусали?

Задание 159. Прочитайте фрагмент повести М.Харитонова «Провинциальная философия». Ответьте на вопросы и выполните задания.

К тридцати годам даже почерк у Антона Лизавина окончательно выработался: некрупные, почти без наклона буквы; а то, бывало, он на одной странице мог гулять и так и этак: то с изящными загогулинами, то просто тяп-ляп, то почти чертежным уставом. Да что там – он заимел наконец свою подпись: одинаково выведенные а и л с абсолютно параллельными росчерками, затем, тесно и прямо, следующие четыре буквы, а вместо последних – расслабленная закорючка хвостиком вниз и влево, как бы говорящая: ну, тут умному человеку все ясно, можно и повольничать. Мелочь, разумеется, но в ней было свое значение. А то, скажем, в сберкассе (с тех пор как у него завелась там книжица) кассирша то и дело требовала, чтобы он расписался на ордере заново. Нет, не так, а как в первый раз. А он уже и не помнил, как было в первый раз.

Как характеризует материальное состояние Антона Лизавина существительное книжица? А контекст?
К какому словообразовательному типу это слово относится?
Запишите свои выводы в виде словообразовательного квадрата. Помогут ли вам слова лужица, водица? А птица?
Можно ли воспроизвести подпись героя по ее описанию? Попробуйте. (Хотя подделка подписей может быть и уголовно наказуемой, но у нас пока просто лингвистический эксперимент, да и подделываем мы подпись литературного персонажа, а не реального лица!)
Опишите свой почерк и собственную подпись (которую в конце работы и можете поставить для наглядности. Пятерку получит тот, у кого ее описание и внешний вид совпадут).

Задание 160. Контрольные вопросы.

Как живут слова в языке с точки зрения словообразования?
Каковы признаки словообразовательного типа?
Чем хорошо наше словообразование?
Какие трудности, связанные со словообразовательными типами, могут подстерегать нас в речи?

Задание 161. Проверочная работа.

Разбейте слова на блоки в соответствии со словообразовательным типом, озаглавьте каждый блок. Все ли слова войдут в блоки? Почему?

Артистка, головка, ложка, мышка, развеска, шведка, переписка, румынка, собачка, москвичка, птичка, разборка, перепечатка, юбка, туфелька, кройка, кромка, плетка, англичанка.

Задание 162. Этимологическая страничка.

НАУКА. Общеслав. Префикс. производное от ука – «учение». Ср. Навыки. Значение – «система знаний» отмечается с XVIII  века. См. Учить, неуч.

РЕЧЬ. Общеслав. Производное от rehfi – «говорить», ср. устар. речь, реку, диал. речИ, украинск. Ректи, латышск. rekf – «громко говорить, реветь». Очевидно, того же корня, что рычать. Исходное значение глагола – «реветь, кричать» (о животных).

УМ. Общеслав. Надежной этимологии нет. Наиболее предпочтительно толкование слова как суффикс производного от той же основы, что ук в учить, наука, навык, привыкать.

УРОК. Общеслав. Производное (с перегласовкой е (о)) от urekfi – «сказать». Ср. указание. См. речь. Урок буквально – «сказанное», далее – «условие, указание» и «обусловленное время» > «урок».

УЧИТЬ. Общеслав. Производное от укъ – «учение», того же корня, что лит. jaukinfi – «приучать», армян. usanim – «учусь, приучаюсь», навык, привыкать, наука.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru