Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №2/2003

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

О.ЕЛЯСОВА,
г. Улан-Уде, Республика Бурятия


Игры на уроках русского языка

Игровые приемы обучения разнообразят формы проведения урока, делают его более занимательным и интересным, поддерживают дух соревновательности, который присущ учащимся всех возрастов, активизируют познавательную деятельность. Хочу предложить вам несколько таких приемов, которые можно использовать на уроках русского языка и во внеклассной работе.

«Магазин»

Эта игра проходит в несколько этапов.

I этап. Учащиеся делятся на группы по три-четыре человека. Каждая группа подбирает дидактический материал по заранее предложенной учителем теме. Например, если это «Орфографический магазин», предлагаем ребятам подобрать слова с приставками пре- и при-, с буквами о и ё после шипящих и т.д., в зависимости от изучаемой темы. Можно повторить несколько тем, предложив группам поработать над разными видами орфограмм. Чтобы избежать единообразия в подборе слов, раздаем ученикам словари, или заранее подготовленные материалы, содержащие слова с нужными орфограммами, или попросить их проделать работу по подбору слов вместо домашнего задания. Ребятам заранее выдаются полоски бумаги, на которых они пишут слова. Обязательное условие – члены группы должны уметь объяснить правописание каждого слова. На эту работу отводится определенное количество времени по желанию учителя.

II этап. «Продажа». Группы делятся на две части. Два ученика – продавцы, два ученика – покупатели. Товар – полоски бумаги с написанными на них словами – раскладывается на столах. Покупатели переходят от одной группы к другой и делают покупки. Хочешь купить слово – объясни его правописание. Если покупатель затрудняется, слово остается у продавца. По сигналу учителя игра прекращается, покупатели возвращаются к своим группам, и группы подсчитывают количество оставшихся и купленных слов. Таким образом, играющие заинтересованы в подборе орфографически трудных слов, чтобы сохранить у себя их наибольшее количество. Учитель выступает в качестве эксперта, если возникают споры между покупателями и продавцами.

III этап. Победителем объявляется группа, у которой собралось наибольшее количество слов. Эти слова записываются на доске и в тетрадях с соответствующими комментариями. При наличии времени можно предложить учащимся в качестве продолжения работы написать сочинение-миниатюру, используя слова из предыдущего задания. Работа проводится индивидуально или по группам. Во втором случае выявляется команда-победитель, затем лучшее сочинение записывается в тетради.

Кроме орфографического, в классе может быть открыт «Лексический магазин». В этом случае учащиеся выписывают на полоски бумаги пары слов, а покупателям предстоит определить, что перед ними: антонимы, синонимы, омонимы, диалектизмы, неологизмы и т.д., – и доказать это. В «Словообразовательном магазине» учащимся предлагается определить способ образования слова или значение суффикса и приставки. Игру можно использовать и при изучении синтаксиса – тогда покупатели будут определять, например, виды односоставных предложений, или пунктуации – тогда потребуется правильно расставить знаки препинания.

«Многоборье»

Эта игра используется при закреплении изученного материала или повторении. Консультантам, т.е. ученикам, которые хорошо усвоили изучаемую тему, на дом заранее даются задания, которые будут выполняться остальными учениками на следующем уроке. Это могут быть упражнения из учебника или те задания, которые учитель обычно предлагает на уроках. Работы консультантов заранее проверяются. Кроме того, им выдаются размноженные задания, если это не упражнения из учебника, в количестве 5–6 экземпляров, и карточка с вопросом теоретического характера. Количество консультантов зависит от наполняемости класса. В ходе урока учащиеся подходят к консультантам, отвечают на вопрос и получают задание. До тех пор, пока не будет дан ответ на вопрос, задание не выдается. После выполнения работы ученик вновь подходит к консультанту, тот проверяет работу и оценивает ее. Так как уровень сложности заданий может быть различным, учитель заранее оговаривает с консультантом, какое максимальное количество баллов может быть поставлено за то или иное упражнение и сколько баллов – в случае обнаружения ошибки. Затем ученик переходит к следующему консультанту и получает новое задание. Его задача – заработать за урок как можно больше баллов. Два ученика, заработавшие наибольшее количество баллов, получают за урок пятерки, четверо следующих – четверки и т.д., по усмотрению учителя. Консультанты в свободное от выдачи и проверки заданий время обращаются за другими заданиями к другим консультантам. Учитель помогает тем консультантам, к которым образуется очередь в два-три человека, и слабым учащимся. При оценке работы консультанта возможно также учитывать качество проверки, которое выявится при проверке тетрадей учителем. Следует заранее условиться, что записи в тетрадях должны быть аккуратными, и предупредить ребят, что небрежно выполненные работы проверяться не будут. Как правило, на подобных уроках не бывает идеальной тишины, но азарт, стремление заработать как можно больше баллов не позволяют ребятам отвлекаться на посторонние разговоры и вовлекают в работу даже самых слабых учащихся.

 «Словообразовательный комбинат»

Эту игру можно использовать при изучении таких тем, как «Словообразование имен существительных», «Словообразование имен прилагательных» и т.п. Учащиеся разбиваются на группы по 4 человека.

I этап носит название «Научно-исследовательская лаборатория». Группам предлагаются слова для анализа. Они должны определить, от каких слов, с помощью каких суффиксов и приставок, какими способами образованы данные слова. Спустя определенное время каждая группа отчитывается о проделанной работе, делаются выводы, краткие записи в тетрадях.

II этап – «Сборочный цех». Каждой группе учащихся предлагается набор слов, суффиксов, приставок и дается задание за ограниченный промежуток времени образовать с их помощью как можно больше слов.

На III этапе можно предложить составить техпаспорт изделия, т.е. слова, куда вносятся данные о принадлежности его к определенной части речи, о способе образования, о значении суффикса и приставки и т.д. в зависимости от желания учителя. После каждого этапа группы отчитываются о проделанной работе, обмениваются вопросами, оценивают работу друг друга. В зависимости от объема изучаемого материала возникает необходимость в сдвоенных уроках. Можно задание третьего этапа предложить учащимся в качестве домашней работы.

«Собери словечко»

Ребятам раздаются карточки, на которых написаны половины слов. В течение одной-двух минут они бегают по классу, отыскивая вторую половину слова. Затем учащиеся договариваются, кто будет проговаривать слово, кто – объяснять орфограмму, и возвращаются на свои места. По сигналу учителя игра прекращается. Проигравшими считаются те, кто не нашел пары. После этого слова записываются в тетрадях и на доске, один из играющих проговаривает слово, другой объясняет его написание. Эту игру можно использовать при изучении любых правил. Она занимает не много времени, а возможность побегать по классу служит хорошей разрядкой на уроке, к тому же в процесс работы вовлекаются все учащиеся.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru