Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №4/2003

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Н.ШАПИРО

См. № 4, 8, 12, 16, 18, 20, 37, 41, 45/2002


Полезные мелочи

Первый в этом году выпуск «Полезных мелочей» мы начнем с фрагмента письма. Петербуржец Георгий Кондратьевич Данилов, педагог и методист с многолетним стажем, работавший в школах и институтах усовершенствования учителей в Республике Адыгея и Краснодарском крае, рассказывает такой эпизод: «Перрон вокзала г. Туапсе. Ко мне подходит милиционер. Оказывается, он учился у меня около 25 лет назад. Говорит, что многое забыл, а вот шуточные примеры (про мошенника и труженика, про одетые галоши) помнит. Очень было приятно, тем более что служба у него специфическая и место нашей встречи необычное». Эта история укрепила нашу решимость продолжать публикацию «Мелочей». Ждем и от вас, дорогие коллеги, взносов в нашу общую копилку!

 1. Украл – запомним

Рассказывает Георгий Кондратьевич Данилов. Его ученики никак не могли научиться писать без ошибок слово труженик. Но стоило только один раз произнести шутку – и ошибка навсегда исчезла. Вот эта шутка:

Мошенник у труженика одно н украл.

2. Нарядные галоши

Чтобы ученики не путали глаголы одеть и надеть, Георгий Кондратьевич Данилов предлагает нарисовать такие картинки. Рисунки можно сопроводить надписью:

 3. Еще две пары

Учителя математики часто жалуются, что дети с ошибкой пишут слово параллельный. Г.К. Данилов в таком случае спрашивает учеников:
– Что означает пара?
– Два предмета.
– Видите, само слово подсказывает, что надо писать удвоенное л. (Заметим, что в этом слове полезно увидеть еще одну пару – две безударные гласные а.)

4. Цыган, обжора и шофер

Чтобы дети лучше запомнили правописание трудных слов, Г.К. Данилов вместе с учениками составляет рассказики. Нужно только следить, чтобы в такой рассказик не вкралось слово на то же правило, но с другим написанием.

Вот пример на слова с ударными о после шипящих.

Лето. Поспел крыжовник. Вокруг колхозного сада ходит сторож с трещоткой. А мимо сада как раз проходит Петя-обжора. Этот Петя-обжора так объелся крыжовником, что у него шов на брюках лопнул. И как назло сторож с трещоткой услышал шорох. «Куда бы удрать? В какую бы спрятаться чащобу?» – лихорадочно соображал Петя.

А вот предложения с безударными о в иноязычных словах.

Шофер вел по шоссе машину, а в ней сидели артисты цирка – жонглеры и жокеи. Они угостили сынишку шофера шоколадом.

А Юлий Анатольевич Халфин предлагал своим ученикам стихотворение, в котором есть и слова, пишущиеся по правилу, и исключения.

Цыплята весь день на циновке лежали.
Цыплята цингою ужасно страдали.
Цыган их на цыпочках водит в больницу.
Велел им там доктор цибулей лечиться.
Был доктор в халате, как в панцире жук.
«Цибуля, – сказал, – не микстура, а лук».

5. Еще несколько пар

Любовь Александровна Захарова из г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия) прислала забавную, лаконичную и исчерпывающе точную иллюстрацию к правилу «Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов».

Суффиксы «задирают носики», так как пишутся с двумя н. Это бывает в четырех случаях:

  • если в слове есть приставки, кроме не-;

  • если в слове есть суффикс -ова- (-ева-);

  • если к нему относятся зависимые слова;

  • если слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида, кроме раненый.

Продолжение

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru