Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №11/2003

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

В.В. ЛИБЕРЦЕВА,
Ильинская школа,
Олонецкий район,
Республика Карелия


Перекрестная дискуссия как средство развития критического мышления

Подготовка к письменному экзамену в 9-м классе

Урок развития речи

Очень благодарна вам за публикацию статьи Дэвида Клустера «Что такое критическое мышление?» в № 29 за 2002 год. Идеи технологии развития критического мышления с помощью чтения и письма (ТРКМЧП) сразу заинтересовали, так как оказались в русле моих методических поисков. Учитель-словесник как никто другой ждет от своих учеников интересных, неожиданных, личностно окрашенных ответов, нестандартных творческих работ. Как научить этому? Традиционной системы уроков для этого порой недостаточно. В моей практике дополняет ее индивидуальная работа по редактированию текстов сочинений учащихся. Конечно, результата – с кем раньше, с кем позже – достичь удается, но уж больно много времени и сил отнимает такая работа и у учителя, и у ученика. При этом далеко не у всех учащихся творческое отношение к выполняемой работе выходит за рамки письменных работ по словесности. ТРКМЧП предполагает развитие самостоятельности и индивидуальности мышления как мировоззрения в целом, как философии и психологии отношения к жизни. К сожалению, с материалами, указанными в публикации, познакомиться не удалось. Но в методическом кабинете нашей школы оказались книги, поступившие по проекту «Толерантность», и завуч школы Л.С. Петрова предложила познакомиться с книгой «Учитель и ученик: возможность диалога и понимания». Том 1. (Составители Е.А. Генике., Е.А. Трифонова. Под общей редакцией М.И. Семиной. М.: Бонфи, 2002.)

И вот уже две учебные четверти занимаюсь изучением новой технологии и апробацией ее приемов на своих уроках русского языка и литературы. Хочу сказать об уроке развития речи в 9-м классе по тексту 3 из «Сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9-й класс». (Авторы-составители Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. 6-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2002.)

Цели урока: 1) знакомство с содержанием и идеями, языковыми особенностями текста, подготовка к домашнему сочинению по одному из вариантов, предложенных в сборнике; 2) развитие критического мышления, речи, творческих способностей учащихся; 3) воспитание у них уважительного отношения и к национальному родному, и к русскому языку.

Сам текст – это отрывок из автобиографии Чингиза Айтматова – замечателен тем, что содержит очень актуальные и в то же время спорные сегодня размышления о воспитательной и мировоззренческой роли языков. Разумеется, подобные мысли высказываются и в других учебных текстах (так, мы в это же примерно время выполняли упражнения № 463, 464 из «Сборника задач и упражнений» учебного комплекса В.В. Бабайцевой, содержащие пословицы и афоризмы о любви к родному слову), формирующих стереотипно уважительное отношение к русскому языку. Между тем в нынешней ситуации возрождения родных национальных языков зачастую создается потребительское отношение к русскому или родному языку (учу тот, который более престижен в данный момент), что приводит к неуважению того и другого. Поэтому я и выбрала такую форму урока (перекрестная дискуссия – это спор с самим собой, в котором формируется умение встать на позицию оппонента, понять его точку зрения), чтобы вызвать неформальные размышления ребят о ситуации, с которой большинство сталкивается в повседневной жизни.

Первый этап урока – это стадия вызова. Так как предварительно учащиеся были предупреждены лишь о том, что на уроке должны быть сборники, а о номере текста им известно не было, то в начале урока было предложено выдвинуть версии, о чем может быть текст под названием «Переводчик». Ответы были такими: 1) о работе переводчика; 2) о случае, возможно знаменательном, из жизни человека этой профессии; 3) может быть, иносказание: речь пойдет о человеке, который помог кому-то понять друг друга.

Следующий этап урока – стадия осмысления. Зачитываем первый абзац текста (на всякий случай цитирую), сопоставляем с выдвинутыми версиями и размышляем, почему автор начинает именно так.

Родной язык! Сколько об этом сказано! А чудо родной речи необъяснимо. Только родное слово, познанное и постигнутое в детстве, может напоить душу поэзией, рожденной опытом народа, пробудить в человеке первые истоки национальной гордости. Детство не только славная пора. Детство – ядро будущей человеческой личности. Именно в детстве закладывается подлинное знание родной речи, именно тогда возникает ощущение причастности своей к окружающим людям, к окружающей природе, к определенной культуре.

Вначале обращение автора к теме чуда родной речи не вызывает особого удивления девятиклассников, так как в их восприятии родная речь – это привычный русский язык. Приходится напомнить, что автор – известный писатель Чингиз Айтматов – по национальности киргиз, великолепно владеющий русским и сам переводивший большинство своих написанных на киргизском произведений на русский. И эти полные любви и признательности слова, которые мы сейчас прочитали, адресованы его родному киргизскому языку. А ведь для большинства из вас, по документам карелов, родным является не русский язык, на котором вы привыкли общаться, а язык вашего народа – карельский. Можете ли вы согласиться с мнением писателя? Очевидно, нет. Давайте попробуем выразить свои сомнения, а тем самым сформулировать проблему, поставленную в тексте, в виде вопроса, например, заданного писателю в интервью. После коллективного обсуждения вопрос был сформулирован так: Действительно ли важно познавать родной язык с детства?

Дальше учащимся предлагается найти в тексте аргументы за, выдвинутые писателем (их оказалось 5), а затем подобрать к ним аргументы против, то есть провести дискуссию с самим собой. Даже в случае твердой убежденности в какой-то точке зрения нужно попробовать встать на противоположную позицию. Такую способность понять другого человека в психологии называют эмпатией. Работу девятиклассники выполняют самостоятельно, оформляя в виде таблицы. Вот что у нас получилось (табл. 1).

Таблица 1.

Аргументы за

1. Чудо родной речи необъяснимо, а в детстве человек многое воспринимает как чудо.

2. Детство – ядро будущей человеческой личности.

3. Только родное слово из детства может напоить душу поэзией.

4. Именно в детстве закладывается подлинное знание родной речи.

5. Через познание родной речи возникает ощущение причастности своей к окружающим людям, природе, культуре.

Аргументы против

1. Чудеса – это развлечение, они пройдут, когда человек повзрослеет. Проще показать мультфильм, чем учить видеть чудесное в языке.

2. Совсем не обязательно каждому быть личностью.

3. А зачем душе поэзия в современном мире? Поэзия расслабляет, отвлекает от дела. Лучше уж отдыхать, ничего не делая.

4. Наоборот, только сознательно мыслящий, взрослый человек может взяться за такое трудное дело. Сегодня многие взрослые идут в кружки карельского языка и изучают его успешнее, чем дети.

5. Кому нужна эта причастность? Жить на своей родине, то есть в провинции, остаются только неудачники, более предприимчивые уезжают в крупные, перспективные города.

Честно говоря, несмотря на то, что в жизни ребятам нередко приходится слышать высказывания из колонки против, записывать столь циничные аргументы было им достаточно нелегко; и если первая колонка была заполнена без труда самостоятельно, то во второй – многое коллективно и с моей помощью. Ощущение явного несогласия с воображаемыми оппонентами помогло быстро справиться со следующим заданием: найти, сформулировать и записать свои аргументы за, возражая тому, что принять трудно. И опять посмотреть: может быть, опять вам могут возразить? Получилось такое продолжение таблицы 1, которое графически и выражает понятие перекрестная дискуссия – аргументами на аргументы.

Продолжение таблицы 1.

Аргументы за

6. Воспитание патриотизма очень важно в наши трудные для страны и отдельных регионов времена, а без любви к родному языку это невозможно.

7. Познание родной речи – средство от бездуховности.

Аргументы против

6. Воспитывать сегодня нужно не патриотизм, а умение выживать и побеждать.

7. Люди, богатые душой, в жизни страдают больше, у них душа болит за всех и все. А в детях надо воспитывать оптимизм, а не пессимизм.

Завершает этот этап работы стадия рефлексии, то есть небольшое письменное высказывание-вывод, свой ответ на поставленный в начале работы вопрос-проблему: Да, потому что... или Нет, потому что...

Привожу несколько различных по содержанию и объему ученических работ или отрывков из них.

  • Да, потому что нужно знать свой родной язык, ощущать причастность к поэзии, культуре, природе, людям своего края.

  • Я думаю, кто считает себя патриотом своей страны, обязательно должен знать родной язык.

  • Я думаю, для того чтобы человек изучал родной язык, он необязательно должен быть патриотом. Прежде всего он должен быть человеком, а у каждого человека есть свой родной язык.

  • Я не знаю, какую точку зрения выбрать, потому что оба пути мне очень близки. Да, потому что необходимо быть духовно богатым человеком, любить свою родину, уважать своих предков за то, что они создали историю, которой мы все гордимся. Нет, потому что у каждого человека есть в жизни цель, но, чтобы ее достичь, он должен учиться в каком-нибудь престижном университете, быть современным человеком, то есть смотреть на мир не сквозь розовые очки, для этого человек едет в город (столицу) и в большинстве случаев остается там, хотя есть и такие, которые возвращаются на малую родину.

Второй зачитанный фрагмент текста, несмотря на маленький объем, вызвал немало суждений и даже сомнений и недоумения у детей, выросших в условиях преодоленного двуязычия, то есть практически не знающих родного языка и пытающихся изучать его в кружках как иностранный: Для меня русский язык в неменьшей степени родной, чем киргизский, родной с детства, родной на всю жизнь. Проблема была сформулирована сразу: Возможно ли, чтобы два языка воспринимались человеком как родные? Аргументы пронумерованы в порядке их появления и обсуждения, чтобы продемонстрировать перекрестный характер дискуссии (табл. 2).

Таблица 2.

Аргументы за

1. Да, потому что много писателей, поэтов, учителей, исследователей русского языка разных национальностей хорошо владеют им и считают своим наряду с родным языком, усвоенным с детства. Ведь русский язык – это язык межнационального общения всех народов бывшего СССР.

2. Сегодня в Прибалтике не приветствуется изучение русского языка. За агрессивную политику в вопросах языка прибалтов осуждают во всем мире. Скорей всего это временное явление, и двуязычие к ним вернется.

Аргументы против

1. Нет, ведь многие при этом забывают родной язык, редко пользуясь им, для них более актуально знание русского, особенно для учебы, ведь в нашем карельском, например, нет научной лексики, значит, изучать точные науки на нем невозможно.

2. В некоторых странах ближнего зарубежья, например, в Прибалтике, сегодня отказываются от русского языка, так как его заставляли изучать насильно. Им достаточно одного своего родного языка.

Краткие выводы, сделанные ребятами, можно разделить на 3 группы: 1) да, потому что владение двумя языками сегодня обогащает не только духовно, но и интеллектуально; 2) нет, потому что невозможно любить два языка одинаково, один из них все равно будешь знать хуже и использовать реже; 3) затрудняюсь ответить, так как плохо представляю явление двуязычия.

Третий рассматриваемый фрагмент, наиболее объемный, представляет собой рассказ о необычном случае из детства Чингиза Айтматова. Этот фрагмент подтверждает хотя бы частично одну из версий, выдвинутых ребятами. Меняется и стиль: после публицистических рассуждений появляется художественное повествование, в котором авторская позиция сразу не видна, не лежит на поверхности – понять ее можно лишь через образы. Проблема, выдвинутая ребятами для обсуждения, звучала так: Имели ли взрослые право заставлять пятилетнего мальчика выполнять непосильную для него работу – быть переводчиком? С одной стороны, да, потому что он один из присутствующих знал оба языка, но, с другой стороны, ведь он еще мал, застенчив, даже убегает. Ему трудно, взрослые могли бы и позаботиться сами, чтобы понять друг друга, да и ветеринар знал ведь, куда едет. Приходится напомнить ребятам, что в художественном тексте есть выразительные детали, которые помогут понять необычность ситуации. Например, бабушка, которая всегда была ласкова, а в этот раз строго нахмурилась, а потом произнесла слова, запомнившиеся писателю на всю жизнь и определившие его отношение к обоим языкам. Или отношение ребят, которым его перевод с запинками угодно было представить так: Ты по-русски шпаришь, как вода в реке, без остановки!

Эта проблема для обсуждения сформулирована самим писателем в последнем абзаце текста: Стоит ли в литературной биографии упоминать о таких вещах? А может быть, случай запомнился из-за того, что мальчика все расхвалили, а аксакалы дали вареного мяса, горячего, душистого? Да нет, возражают девятиклассники, ведь, тут же съев мясо с ребятами, он побежал с ними играть и наверняка забыл про этот случай. А через много лет вспомнил, так как, возможно, именно с этого момента началась биография великого киргизского и русского писателя Чингиза Айтматова.

Домашнее задание

На дом предлагаю учащимся второй вариант экзаменационного задания, то есть описание поступка, с которого они начали бы свою биографию. Предупреждаю, что это задание выполняется после сжатого изложения текста, а значит, должно быть больше по объему, чем обычное сочинение-миниатюра. А по первому варианту (Какие размышления у вас вызвал текст?) предлагаю сделать выводы по всему тексту и записать их в виде плана. Круг записанных тем оказался шире, чем вопросы-проблемы, которые мы обсуждали.

1. О роли родного языка в жизни человека.
2. О важности двуязычия.
3. О роли детства в последующей судьбе человека.
4. Об уважительном отношении к людям других национальностей.
5. Возраст и ответственность.
6. Как завоевать авторитет односельчан?
7. С чего начинается биография человека?
8. Как влияет на человека похвала?

Возникает вопрос: обязательно ли обо всем писать в сочинении-миниатюре? Разумеется, нет. Прошу ребят подумать самостоятельно и отметить каким-то значком те 1–2 вопроса, о которых им хотелось бы поговорить особо. Так проходит стадия рефлексии по всему уроку.

На уроке не проводилась обычная словарно-орфографическая работа. Методисты ТРКМЧП Е.А. Генике и Е.А. Трифонова в упомянутой книге пишут о том, что данная технология не предполагает развития грамотности, поэтому на уроках русского языка целесообразно сочетать ее с другими приемами работы. Чтобы все же не упустить важнейший для наших уроков аспект подготовки к экзаменам, на одном из следующих уроков я продиктовала словарный диктант, включающий самые трудные слова из рассмотренного текста.

Словарный диктант

Чудо необъяснимо, познанное в детстве, рожденный опытом народа, истоки национальной гордости, ощущение причастности, в неменьшей степени, впервые оказался, племенной жеребец, перевезенный из России, в черной кожаной куртке, приезжий рыжебородый ветеринар, недолго думая, вместе с табунщиками, тихо пробормотал, синхронный перевод, несъедобная трава, вареное мясо, вмиг окружили, в литературной биографии, впервые в жизни, десятилетний возраст.

Анализ домашних сочинений также прошел позже. Некоторые ребята описывали не свои поступки, а случаи из своей детской жизни, которые их чему-то научили (например, поездка на юг, которая научила ценить и любить свой край; или занятия по трудному предмету с мамой, привившие интерес и любовь к этому предмету). Сначала я подумала, что ребята неправильно истолковали задание. Потом я прочитала в одной из работ такие строки:

Я свою биографию начала бы не с описания поступка, а с рассказа о том, когда и где я родилась. Я думаю, что люди обычно начинают свою биографию с того, где он родился, ведь это его родное место, то есть малая родина. Ну а потом уже написала бы данные о своих родителях, далее все по порядку. (Катя И.). Вот такой неожиданный результат ТРКМЧП – желание написать по-своему. В целом сочинения получились интересными. Привожу те, которые поразили тем, что их авторы написали о том, о чем писать действительно бывает трудно.

Сочинения девятиклассников

Мне было десять лет, когда произошел этот ужасный случай. Он остался у меня в памяти на всю жизнь. Недалеко от дома в малиннике я собирал малину. Со мной в лесу был мой верный пес по кличке Гром. Он то подбегал ко мне, то убегал в сторону. Мне с Громом было весело и спокойно, он своим присутствием даже помогал собирать ягоды.
Вдруг через некоторое время я услышал визг собаки. Я бросил собирать малину и побежал искать Грома. Пробежав метров сто, я наткнулся на лежащего пса. Мне стало сразу понятно, что с собакой случилась беда. Гром не мог встать, тогда я взял его на руки и понес домой. Мы с папой осмотрели собаку и сделали вывод, что ее укусила ядовитая змея. Позвонили ветеринару и выполнили все ее рекомендации. Мы надеялись, что Гром выживет. Но произошло худшее – он умер.
Мне было плохо и страшно, в горле стоял комок, по щекам текли слезы. Впервые в жизни я потерял настоящего друга. (Кирилл Р.)

Свою автобиографию я начала бы со случая, который произошел со мной и моей подругой. Мы с ней отправились в лес по ягоды. Мне было десять лет, а моей подруге – пятнадцать. Набрали мы полные ведерки ягод и собрались идти домой. Но вдруг она говорит, что забыла, в какую сторону идти (я сама не запомнила дорогу, надеялась, что моя подруга как старшая запомнит). Я испугалась, заплакала, но подруга сказала: «Пошли искать нашу тропинку». Очень долго мы искали дорогу домой, даже потеряли надежду, как вдруг увидели место, на котором недавно собирали ягоды. Я очень обрадовалась, и мы пошли домой счастливые, с полными ведерками ягод. Домой мы пришли поздно, но с огромными впечатлениями от прогулки по лесу. Теперь, когда я хожу в лес, стараюсь запомнить дорогу сама, а не полагаться на других. Я полностью согласна с пословицей: Доверяй, но проверяй.
Этот поступок произошел со мной давно, но он запомнится на всю жизнь. (Алена Н.)

Думаю, урок поставленных целей достиг, и надеюсь, что ТКРМЧП еще не раз подарит мне и моим ученикам радость самовыражения.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru