Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №15/2003

НАШИ РЕЦЕНЗИИ

Н.А.ДОНЕЦ,
г. Королев


Уроки русского языка в 5-м классе

Владимирская Г.Н. Уроки русского языка в 5-м классе:
Книга для учителя. М.: ТЦ «Сфера», 2003. 208 с.

Владимирская Г.Н. Уроки русского языка в 5-м классе: Книга для учителя. М.: ТЦ «Сфера», 2003. 208 с. Поурочное планирование всегда пользовалось особым вниманием словесников. Учитель, до предела загруженный уроками и подготовкой к ним, с надеждой воспринимает любое новое пособие такого рода. Думается, он не обманется в своих надеждах, купив книгу Г.Н. Владимирской «Уроки русского языка в 5-м классе».

Новое методическое пособие представляет собой разработки уроков по новому изданию учебника Т.А. Ладыженской1. Хотя изданий подобного типа немало выходит в свет в последнее время, рецензируемое пособие заслуживает особого внимания, так как оно, во-первых, ориентировано на самый массовый учебник (по Ладыженской учат девять десятых учителей), а во-вторых, отличается современными подходами к преподаванию языка.

В книге представлены конспекты 170 уроков (из расчета 5 часов в неделю). Среди них как уроки объяснения нового материала, обобщения и повторения, так и уроки развития речи. И хотя, по словам автора, в пособии «преобладает традиционная структура урока», все же это не совсем так. Каждый, кто впервые откроет эту книгу, увидит и новизну форм и приемов работы, и новизну текстов и упражнений, и оригинальную систему творческих работ.

Особую ценность представляют в книге уроки развития речи. Автором разработана целостная система речевой подготовки пятиклассников, в которую органично включаются сочинения по картинам, сочинения-описания, сочинения-рассуждения, подробные и сжатые изложения.

Многие уроки, в том числе уроки развития речи, даны в нескольких вариантах. Учитель сам увидит уровень развития своих учеников и выберет тот вариант, который ему ближе. Так, уже на первом уроке вместо традиционного сочинения «Как я провел лето» предлагается провести беседу о путешествиях, экскурсиях или происшествиях. Тема этого урока соответствует новой программе и посвящена видам речевой деятельности.

Многие уроки автора пособия содержат нестандартный поворот или оригинальный ход. Покажем это только на одном примере. Вот урок, посвященный структуре текста. Учитель читает предложения: Зеленый, как весенняя травка. Он, правда, не абсолютно зеленый, а еще в белую шахматную клеточку. Ученики говорят, что из этих предложений понять ничего нельзя, неясно даже, о ком или о чем идет речь. Здесь нет ни начала, ни конца, следовательно, это не текст. После того как открывается начало (На подоконнике дремлет зеленый кот) и конец текста (Поэтому кота зовут Клеточка), ребята уже могут прийти к выводу, что любой текст имеет структуру и состоит из следующих частей: зачина, средней части и концовки.

Было бы, конечно, преувеличением сказать, что все тексты, подобранные Г.Н. Владимирской, так же оригинальны и забавны, как и текст о волшебном коте из сказки Ю.Дружкова «Волшебная школа». И все же большинство текстов именно такого рода – интересныe, неизбитыe, и при этом насыщенность нужным грамматическим или речевым материалом почти всегда равна ста процентам.

Текстовый материал книги очень разнообразен: наряду с отрывками из классики в нем представлены и тексты из популярных детских журналов («Клепа», «Мурзилка» и др.), из детских энциклопедий и школьных учебников. Одна и та же тема, например, о рыцарях, театре, необычных растениях, «обкатывается» несколько раз, пока лексика текстов не войдет в словарь ученика. Завершается работа с текстом диктантом или сочинением. При этом учитель может быть уверен, что он сделал все возможное, чтобы ошибок в ученических работах было как можно меньше.

Несомненное внимание словесников привлекут подробные конспекты уроков по синтаксису и пунктуации, морфемике и морфологии. Автор очень внимателен ко всем этапам урока, вплоть до мелочей. К примеру, если на дом дается задание написать какую-нибудь творческую работу, то через несколько уроков в контекст войдет проверка домашних сочинений или других творческих заданий. Правило это не знает исключений: если на уроке писали сочинение или изложение, вскоре непременно последует их анализ. Учителя, особенно молодые, как правило, затрудняются провести такой анализ. «Уроки...» Г.Н. Владимирской им помогут и в этом.

Несомненно одно: новое методическое пособие – хорошее подспорье для учителя.


1 Русский язык: 5-й класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. М.: Просвещение, 2001.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru